СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Жизнь под микроскопом".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса внеурочной деятельности составлена на 10 часов. Предусматривает освоение детьми работы с микроскопом, формирование умений готовить микропрепараты.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Жизнь под микроскопом".»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Кувинская средняя общеобразовательная школа»

Кудымкарского муниципального района




Утверждаю:______________

Директор: Чакилева Е.А.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Жизнь под микроскопом».

для 5 классов

на 2017-2018 учебный год










Составитель: учитель биологии:

Азанова Елена Михайловна




Пояснительная записка

  1. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.

Программа курса внеурочной деятельности «Жизнь под микроскопом» составлена в соответствии с требованиями ФГОС, с учетом учебного плана МАОУ «Кувинская СОШ» на 2017-2018 учебный год.

Программа предполагает различные уровни познавательной активности и мыслительной деятельности учащихся.

Объем программы:

Программа рассчитана для учащихся 5 классов.

На реализацию курса «Жизнь под микроскопом» во 5 классах отводится 10 ч.

Цель курса: формирование познавательных способностей учащихся с использованием цифровых технологий (микроскоп и компьютер) для познания живой природы.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с разнообразием микромира;

  • познакомить учащихся с видами микроскопов;

  • расширение представлений о многообразии живых организмов и единстве их строения и происхождения;

  • воспитывать интерес к окружающему миру;

  • формировать первоначальные знания о строении вещества, прослеживать межпредметные связи с предметами естественнонаучного цикла;

  • создать условия для формирования коммуникативных навыков, опыта сбора информации, оформления, выступления.

Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников.

Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенным объектом окружающего мира. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о микромире, а также исследовать свои способности применяя цифровые технологии. Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей .

В данном курсе игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.

Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.

Формы занятий:

  • беседы

  • экскурсии

  • конкурсы

  • лабораторные работы



2. Содержание учебной программы

Курс рассчитан на 10 часов.

В 2017-2018 учебном году в школе вводится новый курс внеурочной деятельности для 5 классов.

раздела

Изучаемый раздел

Содержание

1

Введение. Микроскопы.

Знакомство с предметом, техника безопасности при работе с микроскопом. Какие бывают микроскопы, правила работы с микроскопами.

4

Твердые и жидкие объекты неживого мира.

Изучение готовых препаратов и создание своих, наблюдение, краткие выводы в графической или табличной форме.

3

Растительная клетка

Приготовление микропрепарата лука.

2

Грибы, лишайники

Приготовление микропрепарата гриба и лишайника

5

Растения

Изучение клеток растений и собственных препаратов растений, представление результатов в графическом виде.

6

Микробы и бактерии.

Приготовление собственных микропрепаратов.

7

Микробы и бактерии.

Наблюдение мельчайших живых организмов под микроскопом. Устный отчет о работе.

8

Насекомые.

Наблюдение препаратов насекомых под микроскопом. Графический отчет.

9

Микропрепараты тканей человека.

Наблюдение препаратов человеческих клеток и тканей под микроскопом. Графический отчет.

10

Резерв.

Изучение микропрепаратов, приготовленных детьми.


3. Перечень учебно-методического обеспечения

Научно-познавательная литература для детей, энциклопедии, детские справочники, имеющиеся в школьной библиотеке.

Интернет-ресурсы, географические, биологические сайты.




4. Учебно-тематическое планирование

урока

Тема урока

Виды деятельности

Примечание

1

Макромир. Мегамир. Микромир. Телескоп и микроскоп.

Практическая работа с микроскопом.


2

Твердые и жидкие объекты мира. Плоды кустарников и деревьев под микроскопом.

Практическая работа с микроскопом.

Создание препаратов из плодов акации, семечек и мякоти яблока, апельсина и томата, наблюдение этих препаратов в микроскоп.

3

Растительная клетка. Чешуйка лука и корневые волоски под микроскопом.

Практическая работа с микроскопом.

Приготовление препарата.

4

Грибы, лишайники под микроскопом.

Практическая работа с микроскопом.

Изучение готовых препаратов, беседа, начинаем выращивать плесень (готовим хлеб в целлофане).


Плесень под микроскопом

Практическая работа с микроскопом.

Создаем препарат из плесени, образовавшейся на хлебе, работаем в фартуке, марлевой повязке и перчатках на газете, изучаем препарат, коллективное мытье рук.

5

Растения

Практическая работа с микроскопом.

Приготовление препаратов из листьев толстянки, томата, лепестков цветов.

6

Микробы и бактерии. Бактерии и дрожжи.

Практическая работа с микроскопом.

Презентация, изучение готовых препаратов (амеба, эвглена зеленая, инфузория-туфелька, пивные дрожжи), беседа.

7

Микробы и бактерии. Болезнетворные микробы и бактерии

Практическая работа с микроскопом.

Делаем коллективные смывы в перчатках, фартуке и марлевой повязке со ступеней крыльца школы, с подошвы обуви, а также соскоб из-под ногтей, создаем и изучаем препараты, устный отчет о проделанной работе.

8

Насекомые. Паразиты под микроскопом

Практическая работа с микроскопом.

Изучение готовых препаратов червей, блок и клопов, беседа.


9

Микропрепараты тканей человека.

Практическая работа с микроскопом.

Изучение готовых микропрепаратов.


10

Изучение микропрепаратов, приготовленных детьми на выбор.

Практическая работа с микроскопом.

Крылья насекомых под микроскопом

  1. Материально- техническое обеспечение учебного предмета



Компьютерные и информационно-коммуникативные средства


Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету

При наличии необходимых технических условий

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор.

Сканер, принтер, цифровая фотокамера, цифровая видеокамера со штативом, цифровые и аналоговые микроскоп

Экранно-звуковые пособия

Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса

Аудиозаписи соответствующие содержанию обучения

Видеофильмы соответствующего содержания

Слайды соответствующего содержания

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

Стол учительский тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами


  1. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе. Планируемые результаты.


Учащиеся должны знать:

  • знать понятия «микромир», «макромир», «мегамир» и уметь их различать;

  • знать что такое препарат;

  • знать правила техники безопасности при работе за ПК и с препаратами.


Учащиеся должны уметь:

  • работать со школьным и цифровым микроскопом;

  • самостоятельно создавать препараты;

  • проявлять уважительное к окружающему миру.


Ожидаемые результаты прохождения курса:

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

  • участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;

  • расширение кругозора о микромире,

  • заинтересованность в развитии своих способностей,

  • участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемым темам,

  • возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности;

способность добывать новую информацию из различных источников


Личностные УУД

Правила поведения на занятиях и этические нормы работы в коллективе. Формирование умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, выделять нравственный аспект поведения при работе с коллективом.

Регулятивные УУД

Система заданий, целью которых является формирование у обучающихся умений ставить учебные цели; использовать внешний план для решения поставленной задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; сличать результат с эталоном (целью); вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью.

Планирование и целеполагание

Система заданий, непосредственно связанных с определением последовательности действий при решении задачи или достижении цели, с формированием самостоятельного целеполагания, анализом нескольких разнородных информационных объектов с целью выделения необходимой информации.

Познавательные УУД

Общеучебные универсальные действия

  • Поиск и выделение необходимой информации

  • Смысловое чтение

  • Постановка и формулировка проблемы

Логические универсальные действия

  1. Анализ объектов с целью выделения признаков: выполнение заданий, связанных с развитием смыслового чтения.

  2. Синтез как составление целого из частей

  3. Построение логической цепи рассуждений:

Коммуникативные УУД

  1. Выполнение практических заданий, предполагающих работу в парах, лабораторных работ, предполагающих групповую работу.

  2. Деятельность обучающихся в условиях внеурочных мероприятий.

7