Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Кувинская средняя общеобразовательная школа»
Кудымкарского муниципального района
Утверждаю:______________
Директор: Чакилева Е.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Жизнь под микроскопом».
для 5 классов
на 2017-2018 учебный год
Составитель: учитель биологии: Азанова Елена Михайловна |
Пояснительная записка
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.
Программа курса внеурочной деятельности «Жизнь под микроскопом» составлена в соответствии с требованиями ФГОС, с учетом учебного плана МАОУ «Кувинская СОШ» на 2017-2018 учебный год.
Программа предполагает различные уровни познавательной активности и мыслительной деятельности учащихся.
Объем программы:
Программа рассчитана для учащихся 5 классов.
На реализацию курса «Жизнь под микроскопом» во 5 классах отводится 10 ч.
Цель курса: формирование познавательных способностей учащихся с использованием цифровых технологий (микроскоп и компьютер) для познания живой природы.
Задачи:
познакомить обучающихся с разнообразием микромира;
познакомить учащихся с видами микроскопов;
расширение представлений о многообразии живых организмов и единстве их строения и происхождения;
воспитывать интерес к окружающему миру;
формировать первоначальные знания о строении вещества, прослеживать межпредметные связи с предметами естественнонаучного цикла;
создать условия для формирования коммуникативных навыков, опыта сбора информации, оформления, выступления.
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенным объектом окружающего мира. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о микромире, а также исследовать свои способности применяя цифровые технологии. Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей .
В данном курсе игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.
Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Формы занятий:
беседы
экскурсии
конкурсы
лабораторные работы
2. Содержание учебной программы
Курс рассчитан на 10 часов.
В 2017-2018 учебном году в школе вводится новый курс внеурочной деятельности для 5 классов.
№ раздела | Изучаемый раздел | Содержание |
1 | Введение. Микроскопы. | Знакомство с предметом, техника безопасности при работе с микроскопом. Какие бывают микроскопы, правила работы с микроскопами. |
4 | Твердые и жидкие объекты неживого мира. | Изучение готовых препаратов и создание своих, наблюдение, краткие выводы в графической или табличной форме. |
3 | Растительная клетка | Приготовление микропрепарата лука. |
2 | Грибы, лишайники | Приготовление микропрепарата гриба и лишайника |
5 | Растения | Изучение клеток растений и собственных препаратов растений, представление результатов в графическом виде. |
6 | Микробы и бактерии. | Приготовление собственных микропрепаратов. |
7 | Микробы и бактерии. | Наблюдение мельчайших живых организмов под микроскопом. Устный отчет о работе. |
8 | Насекомые. | Наблюдение препаратов насекомых под микроскопом. Графический отчет. |
9 | Микропрепараты тканей человека. | Наблюдение препаратов человеческих клеток и тканей под микроскопом. Графический отчет. |
10 | Резерв. | Изучение микропрепаратов, приготовленных детьми. |
3. Перечень учебно-методического обеспечения
Научно-познавательная литература для детей, энциклопедии, детские справочники, имеющиеся в школьной библиотеке.
Интернет-ресурсы, географические, биологические сайты.
4. Учебно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Виды деятельности | Примечание |
1 | Макромир. Мегамир. Микромир. Телескоп и микроскоп. | Практическая работа с микроскопом. | |
2 | Твердые и жидкие объекты мира. Плоды кустарников и деревьев под микроскопом. | Практическая работа с микроскопом. | Создание препаратов из плодов акации, семечек и мякоти яблока, апельсина и томата, наблюдение этих препаратов в микроскоп. |
3 | Растительная клетка. Чешуйка лука и корневые волоски под микроскопом. | Практическая работа с микроскопом. | Приготовление препарата. |
4 | Грибы, лишайники под микроскопом. | Практическая работа с микроскопом. | Изучение готовых препаратов, беседа, начинаем выращивать плесень (готовим хлеб в целлофане). |
| Плесень под микроскопом | Практическая работа с микроскопом. | Создаем препарат из плесени, образовавшейся на хлебе, работаем в фартуке, марлевой повязке и перчатках на газете, изучаем препарат, коллективное мытье рук. |
5 | Растения | Практическая работа с микроскопом. | Приготовление препаратов из листьев толстянки, томата, лепестков цветов. |
6 | Микробы и бактерии. Бактерии и дрожжи. | Практическая работа с микроскопом. | Презентация, изучение готовых препаратов (амеба, эвглена зеленая, инфузория-туфелька, пивные дрожжи), беседа. |
7 | Микробы и бактерии. Болезнетворные микробы и бактерии | Практическая работа с микроскопом. | Делаем коллективные смывы в перчатках, фартуке и марлевой повязке со ступеней крыльца школы, с подошвы обуви, а также соскоб из-под ногтей, создаем и изучаем препараты, устный отчет о проделанной работе. |
8 | Насекомые. Паразиты под микроскопом | Практическая работа с микроскопом. | Изучение готовых препаратов червей, блок и клопов, беседа. |
9 | Микропрепараты тканей человека. | Практическая работа с микроскопом. | Изучение готовых микропрепаратов. |
10 | Изучение микропрепаратов, приготовленных детьми на выбор. | Практическая работа с микроскопом. | Крылья насекомых под микроскопом |
Материально- техническое обеспечение учебного предмета
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства |
Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету При наличии необходимых технических условий |
Технические средства обучения |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Персональный компьютер Мультимедийный проектор. Сканер, принтер, цифровая фотокамера, цифровая видеокамера со штативом, цифровые и аналоговые микроскоп |
Экранно-звуковые пособия |
Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса Аудиозаписи соответствующие содержанию обучения Видеофильмы соответствующего содержания Слайды соответствующего содержания Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения. |
Оборудование класса |
Ученические столы двухместные с комплектом стульев Стол учительский тумбой Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами |
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе. Планируемые результаты.
Учащиеся должны знать:
знать понятия «микромир», «макромир», «мегамир» и уметь их различать;
знать что такое препарат;
знать правила техники безопасности при работе за ПК и с препаратами.
Учащиеся должны уметь:
работать со школьным и цифровым микроскопом;
самостоятельно создавать препараты;
проявлять уважительное к окружающему миру.
Ожидаемые результаты прохождения курса:
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;
расширение кругозора о микромире,
заинтересованность в развитии своих способностей,
участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемым темам,
возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности;
способность добывать новую информацию из различных источников
Личностные УУД
Правила поведения на занятиях и этические нормы работы в коллективе. Формирование умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, выделять нравственный аспект поведения при работе с коллективом.
Регулятивные УУД
Система заданий, целью которых является формирование у обучающихся умений ставить учебные цели; использовать внешний план для решения поставленной задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; сличать результат с эталоном (целью); вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью.
Планирование и целеполагание
Система заданий, непосредственно связанных с определением последовательности действий при решении задачи или достижении цели, с формированием самостоятельного целеполагания, анализом нескольких разнородных информационных объектов с целью выделения необходимой информации.
Познавательные УУД
Общеучебные универсальные действия
Логические универсальные действия
Анализ объектов с целью выделения признаков: выполнение заданий, связанных с развитием смыслового чтения.
Синтез как составление целого из частей
Построение логической цепи рассуждений:
Коммуникативные УУД
Выполнение практических заданий, предполагающих работу в парах, лабораторных работ, предполагающих групповую работу.
Деятельность обучающихся в условиях внеурочных мероприятий.
7