МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. АБАКАНА «ЛИЦЕЙ»
Рассмотрено | Рассмотрено | Утверждено Приказом |
на заседании ШМО | на заседании Кафедры | по МБОУ г. Абакана |
Протокол №____ | развивающего обучения | «Лицей» |
от «__»________20__г. | Протокол от | от «__»________20__г. |
| «__»________20__г. №____ | № ____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «История в лицах»
общеинтеллектуальное направление
9 класс
Руководитель курса:
Самарина Наталья Геннадьевна
Абакан, 2019 год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Метапредметные результаты: регулятивные универсальные учебные действия выпускник научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- планировать пути достижения целей; - принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, в описании коммуникативных универсальных действий указывается на то, что выпускник научится:
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
познавательные универсальные действия, что выпускник научится: - основам реализации проектно-исследовательской деятельности; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
- отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
- видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Формируемые ИКТ-компетенции: выпускник научится:
- проводить обработку цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов; осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;
- искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители и др.
Личностными результатами освоения программ внеурочной деятельности: - развитие любознательности, при выполнении заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
- развитие наглядно-образного мышления и логики;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру;
- разыгрывать различные роли в соответствии правилами игры, передавать особенности поведения героя в зависимости от ситуации;
- принятие и освоение традиций, ценностей, формы культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны;
- формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России;
- формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
Образовательные результаты внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, лицея, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами лицея, в открытой общественной среде.
СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п | Содержание (разделы) | Формы организации | Виды деятельности |
Раздел 1. Россия и мир в первой половине ХIХ в. |
| Личность императора Александра I | Проблемно-ценностная дискуссия | Познавательная |
| Члены негласного комитета и их влияние на судьбу Росси | Проблемно-ценностная дискуссия | Проблемно-ценностное общение |
| М.М. Сперанский и его роль в кодификации законов |
| Злой гений Европы Наполеон Бонапарт | Проблемно-ценностная дискуссия | Познавательная |
| Герои России в Отечественной войне 1812 г. М.И. Кутузов. | Лекция с элементами практической работы | Проблемно-ценностное общение |
| Герои войны 1812 года (М.Б.Барклай-де-Толли, П.И.Багратион, Д.В.Давыдов) | Составление презентаций по теме. | Проблемно-ценностное общение |
| На службе Его Величества: «Без лести предан» (А.А. Аракчеев) | Проблемно-ценностная дискуссия | Познавательная |
| Декабристы (С.П.Трубецкой, П.И.Пестель, Н. Муравьев) | Проблемная дискуссия с элементами практической работы | Проблемно-ценностное общение |
| Суд над декабристами |
Раздел 2. Эпоха консерватизма в России |
| «Апогей самодержавия» (Николай I) | Общественный смотр знаний | Познавательная |
| Знаменитые реформаторы ХIХ века: Министр финансов – граф Е.Ф.Канкрин, П. Д. Киселев | Практическая работа. Тест и разбор заданий по теме |
| Общественные деятели XIX века: Сумасшедший по «Высочайшему повелению» (С.С.Чаадаев) | Познавательная беседа с элементами практической работы |
| На службе Его Величества: А.Х. Бенкендорф | Общественный смотр знаний |
| Полководцы и флотоводцы России XIX века: П.С. Нахимов, В.А. Корнилов |
| Трагедия реформатора: Александр II | Проблемная дискуссия с элементами практической работы | Проблемно-ценностное общение |
| «Человек, который сделал сам себя» Авраам Линкольн | Общественный смотр знаний | Познавательная |
Раздел 3. Общественные движения середины XIX века |
| Судьбы революционного народничества (М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев) | Тематический диспут. Доклады учащихся | Проблемно-ценностное общение |
| Судьбы революционного народничества: С.Л. Перовская | Тематический диспут | Познавательная |
| Общественные деятели XIX века: П.И. Пестель, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский. | Проблемная дискуссия | Проблемно-ценностное общение |
| «Тигренок» Бакунина (С.Г. Нечаев) | Тематический диспут | Познавательная |
Раздел 4. Россия и Мир во второй половине XIX века |
| Полководцы и флотоводцы России XIX века: «Белый генерал» (М.Д.Скобелев) | Составление презентаций | Познавательная |
| Отто фон Бисмарк – враг революций | Тематический диспут | Познавательная |
| От реформ к контрреформам Александр III | Проблемная дискуссия с элементами практической работы | Проблемно-ценностное общение |
| На службе Его Величества: К.П. Пбедоносцев | Тематический диспут | Проблемно-ценностное общение |
| Учёные ХIХ века на службе Отечеству: Н. И. Пирогов, Д.И. Менделеев, И.П. Павлов. | Проблемная дискуссия | Проблемно-ценностное общение |
| Художники «передвижники» | Лекция с элементами практической работы | Проблемно-ценностное общение |
| Конференция-выставка «История ХIХ века в лицах». | Составление презентаций | Познавательная |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
Раздел 1. Россия и мир в первой половине ХIХ в. 9 ч. |
| Личность императора Александра I | 1 |
| Члены негласного комитета и их влияние на судьбу Росси | 1 |
| М.М. Сперанский и его роль в кодификации законов | 1 |
| Злой гений Европы Наполеон Бонапарт | 1 |
| Герои России в Отечественной войне 1812 г. М.И. Кутузов. | 1 |
| Герои войны 1812 года (М.Б.Барклай-де-Толли, П.И.Багратион, Д.В.Давыдов) | 1 |
| На службе Его Величества: «Без лести предан» (А.А. Аракчеев) | 1 |
| Декабристы (С.П.Трубецкой, П.И.Пестель, Н. Муравьев) | 1 |
| Суд над декабристами | 1 |
Раздел 2. Эпоха консерватизма в России. 8 ч. |
| «Апогей самодержавия» (Николай I) | 1 |
| Знаменитые реформаторы ХIХ века: Министр финансов – граф Е.Ф.Канкрин, П. Д. Киселев | 1 |
| Общественные деятели XIX века: Сумасшедший по «Высочайшему повелению» (С.С.Чаадаев) | 1 |
| На службе Его Величества: А.Х. Бенкендорф | 1 |
| Полководцы и флотоводцы России XIX века: П.С. Нахимов, В.А. Корнилов | 2 |
| Трагедия реформатора: Александр II | 1 |
| «Человек, который сделал сам себя» Авраам Линкольн | 1 |
Раздел 3. Общественные движения середины XIX века. 6 ч. |
| Судьбы революционного народничества (М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев) | 2 |
| Судьбы революционного народничества: С.Л. Перовская | 1 |
| Общественные деятели XIX века: П.И. Пестель, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский. | 2 |
| «Тигренок» Бакунина (С.Г. Нечаев) | 1 |
Раздел 4. Россия и Мир во второй половине XIX века. 10 ч. |
| Полководцы и флотоводцы России XIX века: «Белый генерал» (М.Д.Скобелев) | 2 |
| Отто фон Бисмарк – враг революций | 1 |
| От реформ к контрреформам Александр III | 1 |
| На службе Его Величества: К.П. Пбедоносцев | 1 |
| Учёные ХIХ века на службе Отечеству: Н. И. Пирогов, Д.И. Менделеев, И.П. Павлов. | 2 |
| Художники «передвижники» | 1 |
| Конференция-выставка «История ХIХ века в лицах». | 2 |
| Итого: | 33 |