УТВЕРЖДАЮ: Директор МКОУ «СОШ № 28» ____________/А.П. Иванова/ «___»______________2020г. | СОГЛАСОВАНО: Зам.директора МКОУ «СОШ № 28» __________/И.В Истомина/ «___»______________2020г. | РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей ____________________ МКОУ «СОШ № 28» ___________/___________/ «___»______________2020г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«КОМПЬЮТЕРНАЯ АЗБУКА»
для обучающихся 7 - х классов
на 2020/2021 учебный год
Срок реализации 1 год
Составила:
Идрисова Эльмира Насибулловна,
учитель информатики,
I квалификационная категория
г. Коркино
п. Первомайский
Пояснительная записка
Известно, что самая суть образования ребенка – это созидание его счастливой жизни. Ведь именно счастливая жизнь – то, чего мы от всей души желаем и своим детям, и себе. В детях от рождения заложена способность к творчеству и к счастью. Заглядывая в будущее наших детей, мы понимаем, что гораздо полезнее надуманных псевдофактов вчерашнего дня для них окажется умение обращаться с информационными системами нового времени. И чувствовать себя как рыба в воде в таком будущем сможет лишь тот ребенок, которому сегодня дают возможность изучать разнообразные источники информации, учиться понимать ее значение и приобретать навыки ее обработки и преобразования.
Внедрение компьютерных технологий в педагогический процесс дает человеку новые технические возможности для познания мира, самовыражения и самореализации в обществе.
Актуальность темы:
помогает оценить потенциал ученика с точки зрения образовательной перспективы в рамках профильного образования в школе;
является элементом открытой образовательной системы, позволяющей «компенсировать» достаточно ограниченные возможности базовых курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.
Цели и задачи курса:
формирование у школьников готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом школьном предмете и в целях саморазвития;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать текстовую, графическую и звуковую информацию, используя информационные и коммуникационные технологии;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм использования информации;
приобретение опыта использования мультимедиа технологий в проектной деятельности.
Процесс работы направлен на всестороннее повышение профессионального мастерства, творческого потенциала учителя, и, в конечном счете, - на повышение качества и эффективности образовательного процесса: роста уровня образованности, воспитанности и креативного развития учащихся
Задачи:
изучить технологию создания проектов с использованием возможностей графических редакторов, мультимедиа программ;
научиться оформлять слайды, тексты, визитки, рекламу, плакаты, буклеты и другие публикации;
овладеть методами создания и монтажа мультимедиа альбомов, видеоклипов, фильмов.
Основные приоритеты методики изучения:
межпредметная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, метод проектов);
фасилитация (лидерство, основанное на совместной деятельности учителя и учащихся с доверительным психологическим климатом).
В основе курса лежит проектная деятельность, учащихся, умений самостоятельно конструировать информационном пространстве: развитие критического увидеть, сформулировать и решить проблему.
развитие познавательных навыков свои знания, ориентироваться в и творческого мышления, умение
Для реализации курса необходимо наличие компьютерного класса с программным обеспечением: ОС семейства Windows *, приложения Microsoft Office 2003: Microsoft PowerPoint и Microsoft Publisher, Microsoft Internet Explorer, программ обработки цифровых фото и видео (Adobe Photoshop, Movie Maker или их аналогов, 602РС Suite Photo, *-Albom или аналог.), систем оптического распознавания документов (Fine Reader *).
Диагностика успешности усвоения программы проводится путем защиты проектов на уровне группы, школьного научного общества. Одним из критериев успешности выполненной работы можно считать дальнейшее практическое использование созданных проектов в учебной и научно-исследовательской деятельности учащихся, педагогов, родителей.
Успешное выполнение данной программы рождает желание изучать глубже и разносторонне программы по созданию других проектов (Web-страниц, анимационных объектов, и т.д.), воспитывает у учащихся интерес к профессиональной деятельности, связанной с использованием информационных и коммуникационных технологий.
Содержание обучения
Учебно-тематический план
№ | Содержание темы | Кол-во часов |
1 | Что такое проект. Примеры проектов и их обсуждение | 2 |
2 | Подготовка к разработке учебного проекта. Формулировка темы проекта, идеи, гипотезы. Планирование работы. Формулировка задач. Рассмотрение ресурсов используемых в работе над проектом и составление списка. Обсуждение идей по планированию самостоятельной деятельности учащихся в проекте. | 2 |
3 | Поиск и сохранение на компьютере отдельных текстовых графических, звуковых файлов, видеороликов. | 2 |
4 | Обсуждение отобранных информационных ресурсов для реализации основных идей проекта. Ознакомление с примерами презентаций учащихся и создание сценария мультимедиа презентации для представления результатов его самостоятельной (групповой) работы по проекту. | 2 |
5 | Работа с графическими объектами для проекта. Редактирование графических изображений в растровом редакторе (Adobe Photoshop). | 6 |
6 | Создание мультимедиа презентации (Microsoft PowerPoint). | 4 |
7 | Обсуждение идей по использованию Microsoft Publisher в проекте. Создание публикаций, отражающих работу над проектом. Просмотр и обсуждение примеров публикаций учеников | 4 |
8 | Создание мультимедиа альбомов по проекту (Movie Maker). | 4 |
9 | Просмотр и обсуждение мультимедиа альбомов. Планирование представления проекта. | 2 |
10 | Создание Web-сайта проекта (Microsoft Publisher). Обсуждение и корректировка материалов проекта. Подготовка к защите проекта | 4 |
11 | Итоговая защита проекта. | 3 |
| ИТОГО | |
Содержание курса
(2 ч.) Что такое проект. «Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления». Примеры проектов и их обсуждение. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить". Типология проектов. Организация внешней оценки проекта. Общие подходы к структурированию проекта. Телекоммуникационные региональные и международные проекты. Диалог культур.
Практическая работа: Просмотр демо-версий различных проектов.
(2 ч.) Подготовка к разработке учебного проекта. Формулировка темы проекта, идеи, гипотезы. Планирование работы. Формулировка задач. Аннотация ресурсов, используемых в работе над проектом и составление списка. Обсуждение идей по планированию самостоятельной деятельности учащихся в проекте.
Практическая работа: Рассмотрение разных тем, идей, гипотез, задач проектов. Планирование портфолио проекта.
(2 ч.) Поиск и сохранение на компьютере отдельных текстовых, графических, звуковых файлов, видеороликов. Расширения и форматы файлов.
Практическая работа: Создание папки по проекту и размещение иерархической системы папок с материалами для проекта.
(2 ч.) Обсуждение отобранных информационных ресурсов для реализации основных идей проекта. Ознакомление с примерами презентаций учащихся и создание сценария
мультимедиа презентации для представления результатов его самостоятельной (групповой) работы по проекту.
Практическая работа: Создание мультимедиа презентации для представления результатов работы по проекту.
(6 ч.) Работа с графическими объектами для проекта. Редактирование графических изображений в растровом редакторе Adobe Photoshop.
Создание и сохранение файлов. Палитры изображения. Способы выделения изображений.
Практическая работа: Создание изображения для проекта с использованием палитры.
Выделение объектов сложной конфигурации в режиме быстрой маски. Операции с изображениями: удаление, копирование, перемещение. Контур, маска, слой, фильтр изображения. Приемы ретуши. Трансформация изображения. Оформление тени объекта с помощью дубликата слоя.
Практическая работа: Создание изображений для проекта с использованием контура, маски, слоев, фильтров, ретуши, трансформации.
Работа с текстом в Adobe Photoshop. Текстура, текстовые эффекты. Коррекция изображений. Фотомонтаж. Фотокоррекция.
Практическая работа: Создание изображений с использованием текстовых и текстурных эффектов, фотокоррекции и фотомонтажа.Печать изображений. Сканирование (оцифровка) изображений.
Практическая работа: Сканирование и печать изображений для проекта.
6. (4 ч.) Создание мультимедиа презентации в Microsoft PowerPoint. Основные шаги создания презентации по проекту.
Шаблоны дизайна презентаций, ввод текста, вставка рисунков, диаграмм, гиперссылки. Практическая работа: Создание презентации по проекту с использованием шаблонов дизайна.
Настройка анимации, смена слайдов, печать слайдов. Практическая работа: Настройка анимации и смены слайдов в презентации по проекту. Вставка звука, видеофрагмента. Практическая работа: Вставка звука и видео объектов в презентацию по проекту. Сохранение презентации для демонстрации и для размещения в Интернете. Практическая работа: Редактирование и сохранение презентации по проекту для размещения в сети Интернет.
(4 ч.) Обсуждение идей по использованию Microsoft Publisher в проекте. Практическая работа: Создание публикаций, отражающих работу над проектом. Просмотр и обсуждение примеров публикаций учеников.
(4 ч.) Планирование и создание мультимедиа альбомов по проекту в программе Movie Maker от сценария до демонстрации. Практическая работа: Подбор фотоматериалов-слайдов и настройка переходов, эффектов. Практическая работа: Вставка музыкальных роликов, текста, титров, анимационных объектов.
Практическая работа: Звукозапись и сохранение фильма.
10. (4 ч.) Знакомство с МАСТЕРОМ создания Web-сайтов. Создание Web-сайта проекта с помощью Microsoft Publisher. Обсуждение и корректировка материалов проекта. Подготовка к защите проекта. Практическая работа: Планирование содержания и оформления Web-сайта. Практическая работа: Создание Web-сайта проекта.
11. (3 ч.) Итоговая защита проекта.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народа и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи
и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Выпускник научится:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации,
так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
троить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в соответствии с конкретными условиями; осуществлять синтез как составление целого из частей; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-
следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том исле не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в
том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Литература
Ястребцева Е.Н, Быховский Я.С. Intel® Обучение для будущего (при поддержке Microsoft): Учебное пособие. – 5-е изд., испр. – М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2009.(+компакт-диск)
Стрелкова Л.М. Photoshop. Практикум – М.: Интеллект-Центр, 2004.(+компакт-диск)
Adobe® Photoshop® 7.0. Официальный учебный курс: Учебное пособие. М.: ТРИУМФ, 2010. (+ компакт-диск)
Гурский Ю., Корабельникова Г. Эффективная работа: Photoshop 7.0. Трюки и эффекты. СПб.: Питер, 2011. (+ компакт-диск)
Залогова Л. А. Практикум по компьютерной графике: Учебное пособие. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2013.
Иванова Т. Допечатная подготовка: Учебный курс. СПб.: Питер, 2015.
Соловьева Л. Ф. Информатика в видеосюжетах. СПб.: БХВ-Петер-бург, 2011. (+ компакт-диск)
Авторской программы Макаровой Н. В. (Макарова Н. В. Программа по информатике и ИКТ(системно-информационная концепция). – СПб.: Питер, 2009) для общеобразовательного учреждения