СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Географический мир", 9 класс.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Географический мир", 9 класс.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ратчинская средняя общеобразовательная школа»





УТВЕРЖДЕНА

Приказом МОУ «Ратчинская СОШ»

80 от 31 августа 2020 г.



Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Географический мир»

для 9 класса

















Составитель

Назарова Е.В.,учитель географии и биологии

высшей квалификационной категории


г. Воскресенск
2020 г.




Программа внеурочной деятельности курса «Географический мир» разработана для занятий с учащимися 9 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС, а также в соответствии со следующими нормативными документами:

• Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;

• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577);

• Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (N 03-296 от 12 мая 2011 г.);

Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 года № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ;

• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от "29" декабря 2010 г. N 189, приложение 6

• Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Ратчинская СОШ», утвержденная приказом от 31.08. 2016 года № 105

• Учебный план МОУ «Ратчинская СОШ» на 2019-2020 учебный год;

• Методические указания по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядку их согласования и утверждения в муниципальных общеобразовательных организациях Воскресенского муниципального района Московской области, утвержденные решением коллегии МУ «Управление образования» протокол № 1 от 08.04.2016 года;

а также на основе: авторской программы «География» О.В.Чичериной, Ю.А.Соловьева – М.:ЭКСМО 2017.

Целью курса является повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся. Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний. Каждый раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.

Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного .Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета. В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии.

В соответствии с учебным планом МОУ «Ратчинская СОШ» на изучение курса внеурочной деятельности «Географический мир» отводится 34 часа, 1 час в неделю (34 учебные недели).

Курс реализует компетентный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса.


































Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

  • Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной.

  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, духвному многообразию современного мира.

  • Формирование познавательной и информационной культуры, в то числе развитие самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий.

Метапредметные результаты

  • Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления.

  • Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

  • Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные.

  • Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы.

  • Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем и др..

Предметные результаты

  • Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования.

  • Формирование первичных навыков использования территориального подхода, как основы географического мышления.

  • Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе экологических параметров.

  • Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения.

  • Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.

  • Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям проживания.










































Содержание курса внеурочной деятельности «Географический мир»

Введение .Инструктаж по охране труда. (1 час)

Источники географической информации ( 3 часа)

Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, градусная сеть)

Географические исследования, открытия и путешествия (2 часа)

Выдающиеся путешественники, исследователи, ученые.

Природа Земли и человек. (6 часов)

Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.

Гидросфера, её состав и строение. Мировой океан, его части; взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.

Биосфера, её взаимосвязи с другими геосферами. Почвенный покров. Условия образования почв разных типов.

Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.

Материки, океаны, народы и страны.(7 часов)

Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии.

Природопользование и геология. (4 часа)

Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере. Загрязнение окружающей среды.

География России. (9 часов)

Особенности ГП России. Границы и крайние точки России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административно-территориальное устройство России.

Природа России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторов их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность.

Население России. Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения. Размещение населения. Основная полоса расселения. Направления и типы миграции. Народы и основные религии России. Городское и сельское население. Крупнейшие города.

Хозяйство России. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. География отраслевой промышленности. География сельского хозяйства России. География важнейших видов транспорта. Природно-хозяйственное районирование России.

Обобщение. (2 часа)



































Формы и методы проведения занятий.

Методы, формы обучения: групповые и индивидуальные формы работы, тренировочное тестирование. Занятия могут состоять из лекционного материала, практических работ.

Формы контроля внеурочной деятельности «Географический мир»

Проводится текущий контроль в виде защиты презентаций, которые можно в последующем использовать на уроках в младших классах, по окончании курса проводится тестирование, самостоятельные работы.













































Календарно- тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности

«Географический мир» для 9 класс

2019-2020 учебный год




№ уроков по порядку




№ урока в разделе, теме




Тема занятия




Планируемые сроки




Скорректированные сроки


1.

1.

Введение – 1 час Инструктаж по охране труда.

01.09-04.09




Источники географической информации -3 часа



2.

1.

Глобус, географическая карта.

07.09-11.09


3.

2.

План местности.

14.09-18.09


4.

3.

Основные параметры и элементы плана (масштаб, условные знаки, градусная сеть)

21.09-25.09




Географические исследования, открытия и путешествия - 2 часа



5.

1.

Выдающиеся путешественники, исследователи, ученые.

28.09-04.10


6.

2.

Вклад в географию.

14.10-18.10




Природа Земли и человек – 6 часов



7.

1.

Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли.

21.10-25.10


8.

2.

Земная кора и литосфера.

28.10-01.11


9.

3.

Гидросфера.

04.11-08.11


10.

4.

Атмосфера.

11.11-15.11


11.

5.

Биосфера.

25.11-29.11


12.

6.

Географическая оболочка.

02.12-06.12




Материки, океаны, народы и страны – 7 часов



13.

1.

Современный облик планеты Земля.

09.12-13.12


14.

2.

Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле.

16.12-20.12


15.

3

Население Земли.

23.12-27.12


16.

4.

Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы.

30.12-10.01


17.

5.

Материки и страны.

13.01-17.01


18.

6.

Основные черты природы Африки, Австралии ,Антарктиды, Южной Америки

20.01-24.01


19.

7.

Основные черты природы Северной Америки и Евразии.

27.01-31.01




Природопользование и геоэкология – 4 часа




20.

1.

Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу.


03.02-07.02


21.

2.

Основные типы природопользования.

10.02-17.02


22.

3.

Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере.

24.02-28.02


23.

4.

Загрязнение окружающей среды.

02.03-06.03




География России – 9 часов



24.

1.

Особенности ГП России. Границы и крайние точки России.

09.03-13.03


25.

2.

Природа России.

16.03-20.03


26.

3.

Природа России.

23.03-27.03


27.

4.

Население России.

30.03-03.04


28.

5.

Хозяйство России.

13.04-17.04


29.

6.

Хозяйство России.

20.04-24.04


30.

7.

Природно-хозяйственное районирование России.

27.04-01.05


31.

8.

Природно-хозяйственное районирование России.

04.05-08.05


32.

9.

Природно-хозяйственное районирование России.

11.05-15.05


33.

1.

Обобщение по курсу.

18.05-22.05


34

2.

Обобщение.

25.05-29.05


Итого часов

По программе


34




Выполнено





СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР _____________ /Кочергина И.Н./

«_____» августа 2019 г.



СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению

Протокол № ­­­­­­­­­__от_____________2019 г.

Руководитель ШМО _______/Лендова О.П./