Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ратчинская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДЕНА
Приказом МОУ «Ратчинская СОШ»
№ 80 от 31 августа 2020 г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Географический мир»
для 9 класса
Составитель
Назарова Е.В.,учитель географии и биологии
высшей квалификационной категории
г. Воскресенск
2020 г.
Программа внеурочной деятельности курса «Географический мир» разработана для занятий с учащимися 9 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС, а также в соответствии со следующими нормативными документами:
• Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577);
• Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (N 03-296 от 12 мая 2011 г.);
Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 года № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ;
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от "29" декабря 2010 г. N 189, приложение 6
• Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Ратчинская СОШ», утвержденная приказом от 31.08. 2016 года № 105
• Учебный план МОУ «Ратчинская СОШ» на 2019-2020 учебный год;
• Методические указания по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядку их согласования и утверждения в муниципальных общеобразовательных организациях Воскресенского муниципального района Московской области, утвержденные решением коллегии МУ «Управление образования» протокол № 1 от 08.04.2016 года;
а также на основе: авторской программы «География» О.В.Чичериной, Ю.А.Соловьева – М.:ЭКСМО 2017.
Целью курса является повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся. Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний. Каждый раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.
Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного .Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета. В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии.
В соответствии с учебным планом МОУ «Ратчинская СОШ» на изучение курса внеурочной деятельности «Географический мир» отводится 34 часа, 1 час в неделю (34 учебные недели).
Курс реализует компетентный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, духвному многообразию современного мира.
Формирование познавательной и информационной культуры, в то числе развитие самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий.
Метапредметные результаты
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления.
Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные.
Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы.
Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем и др..
Предметные результаты
Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Формирование первичных навыков использования территориального подхода, как основы географического мышления.
Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе экологических параметров.
Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения.
Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.
Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям проживания.
Содержание курса внеурочной деятельности «Географический мир»
Введение .Инструктаж по охране труда. (1 час)
Источники географической информации ( 3 часа)
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, градусная сеть)
Географические исследования, открытия и путешествия (2 часа)
Выдающиеся путешественники, исследователи, ученые.
Природа Земли и человек. (6 часов)
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.
Гидросфера, её состав и строение. Мировой океан, его части; взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.
Биосфера, её взаимосвязи с другими геосферами. Почвенный покров. Условия образования почв разных типов.
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.
Материки, океаны, народы и страны.(7 часов)
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии.
Природопользование и геология. (4 часа)
Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере. Загрязнение окружающей среды.
География России. (9 часов)
Особенности ГП России. Границы и крайние точки России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административно-территориальное устройство России.
Природа России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторов их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность.
Население России. Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения. Размещение населения. Основная полоса расселения. Направления и типы миграции. Народы и основные религии России. Городское и сельское население. Крупнейшие города.
Хозяйство России. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. География отраслевой промышленности. География сельского хозяйства России. География важнейших видов транспорта. Природно-хозяйственное районирование России.
Обобщение. (2 часа)
Формы и методы проведения занятий.
Методы, формы обучения: групповые и индивидуальные формы работы, тренировочное тестирование. Занятия могут состоять из лекционного материала, практических работ.
Формы контроля внеурочной деятельности «Географический мир»
Проводится текущий контроль в виде защиты презентаций, которые можно в последующем использовать на уроках в младших классах, по окончании курса проводится тестирование, самостоятельные работы.
Календарно- тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности
«Географический мир» для 9 класс
2019-2020 учебный год
№ уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема занятия | Планируемые сроки | Скорректированные сроки | |
1. | 1. | Введение – 1 час Инструктаж по охране труда. | 01.09-04.09 | |
| | Источники географической информации -3 часа | | |
2. | 1. | Глобус, географическая карта. | 07.09-11.09 | |
3. | 2. | План местности. | 14.09-18.09 | |
4. | 3. | Основные параметры и элементы плана (масштаб, условные знаки, градусная сеть) | 21.09-25.09 | |
| | Географические исследования, открытия и путешествия - 2 часа | | |
5. | 1. | Выдающиеся путешественники, исследователи, ученые. | 28.09-04.10 | |
6. | 2. | Вклад в географию. | 14.10-18.10 | |
| | Природа Земли и человек – 6 часов | | |
7. | 1. | Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. | 21.10-25.10 | |
8. | 2. | Земная кора и литосфера. | 28.10-01.11 | |
9. | 3. | Гидросфера. | 04.11-08.11 | |
10. | 4. | Атмосфера. | 11.11-15.11 | |
11. | 5. | Биосфера. | 25.11-29.11 | |
12. | 6. | Географическая оболочка. | 02.12-06.12 | |
| | Материки, океаны, народы и страны – 7 часов | | |
13. | 1. | Современный облик планеты Земля. | 09.12-13.12 | |
14. | 2. | Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. | 16.12-20.12 | |
15. | 3 | Население Земли. | 23.12-27.12 | |
16. | 4. | Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. | 30.12-10.01 | |
17. | 5. | Материки и страны. | 13.01-17.01 | |
18. | 6. | Основные черты природы Африки, Австралии ,Антарктиды, Южной Америки | 20.01-24.01 | |
19. | 7. | Основные черты природы Северной Америки и Евразии. | 27.01-31.01 | |
| | Природопользование и геоэкология – 4 часа | | | |
20. | 1. | Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. | | 03.02-07.02 | |
21. | 2. | Основные типы природопользования. | 10.02-17.02 | |
22. | 3. | Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере. | 24.02-28.02 | |
23. | 4. | Загрязнение окружающей среды. | 02.03-06.03 | |
| | География России – 9 часов | | |
24. | 1. | Особенности ГП России. Границы и крайние точки России. | 09.03-13.03 | |
25. | 2. | Природа России. | 16.03-20.03 | |
26. | 3. | Природа России. | 23.03-27.03 | |
27. | 4. | Население России. | 30.03-03.04 | |
28. | 5. | Хозяйство России. | 13.04-17.04 | |
29. | 6. | Хозяйство России. | 20.04-24.04 | |
30. | 7. | Природно-хозяйственное районирование России. | 27.04-01.05 | |
31. | 8. | Природно-хозяйственное районирование России. | 04.05-08.05 | |
32. | 9. | Природно-хозяйственное районирование России. | 11.05-15.05 | |
33. | 1. | Обобщение по курсу. | 18.05-22.05 | |
34 | 2. | Обобщение. | 25.05-29.05 | |
Итого часов |
По программе | 34 | | | |
Выполнено | | | | |
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР _____________ /Кочергина И.Н./
«_____» августа 2019 г.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению
Протокол № __от_____________2019 г.
Руководитель ШМО _______/Лендова О.П./