СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Чудесный город" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности «Чудесный город» для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования на основе программы по краеведению школьного курса "История и культура Санкт-Петербурга" и авторской программы «Чудесный город» кандидата исторических наук, доцента РГПУ им А.И. Герцена, доцента СПб АППО Л. К. Ермолаевой, изложенной в сборнике «Система краеведческого образования в школах Санкт – Петербурга», реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Чудесный город" 2 класс»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №



ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА ПРИКАЗОМ

Педагогическим советом от 20__ г. №

Протокол от 20__ № Директор



Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Чудесный город»

(духовно-нравственное направление)

2 «» класс

2020\2021 учебный год

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, на основе программы по краеведению школьного курса "История и культура Санкт-Петербурга" и авторской программы «Чудесный город», одобрена для внедрения Комитетом по образованию Санкт-Петербурга / Л. К. Ермолаевой – М.: Издательство СМИО пресс, Чудесный город, Петербургская тетрадь. – 98 с. – ISBN 978-5-7704-0068-4


По учебному плану: 34 часа

По программе: 34 часа

Составитель:

Скапцова Елена Ивановна

СОГЛАСОВАНО




Зам. директора по УР












«__»___________20__г.






















2020 г.

Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности «Чудесный город» для 2 класса

составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования на основе программы по краеведению школьного курса "История и культура Санкт-Петербурга" и авторской программы «Чудесный город» кандидата исторических наук, доцента РГПУ им А.И. Герцена, доцента СПб АППО Л. К. Ермолаевой, изложенной в сборнике «Система краеведческого образования в школах Санкт – Петербурга», реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности.


Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от

29.12.2012 в редакции на основе изменений, внесенных Федеральным законом от 26.07.2019 N 232-ФЗ;

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009

№373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011

№03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015

№ 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ»;

  • Устав;

  • Учебный план на 2020-2021 учебный год;

  • Положение о разработке, утверждении и корректировке рабочих программ по

учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". (с изменениями и дополнениями от:

29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г., 22 мая 2019 г.)


Рабочая программа составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся,

психолого-педагогической характеристики класса (обучающиеся 2–ых классов в возрасте 7 – 9 лет).


Используемый учебно-методический комплект


Программа ориентирована на использование:

  • Сборник «Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга

(Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий)» Л.К.Ермолаевой – М.: Издательство СМИО пресс, 2012.

  • Рабочая тетрадь «Чудесный город. Петербургская тетрадь». В 2-х ч. Л. К.

Ермолаевой – М.: Издательство СМИО пресс, 2017.

Место программного курса в учебном плане


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Чудесный город» для 2 класса

рассчитана на 1 учебный год, 34 часа.

Занятия проводятся во второй половине дня по расписанию внеурочной

деятельности образовательного учреждения.

На изучение курса отводится 1 ч. в неделю. Продолжительность одного занятия

составляет не более 40 - 45 минут.

Отдельные темы рабочей программы могут быть реализованы с использованием

электронного обучения или дистанционных образовательных технологий в соответствии с действующим в ГБОУ СОШ № 385 Санкт – Петербурга Положением об электронном обучении с использованием дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.


Рабочая программа имеет духовно-нравственную направленность с элементами

краеведческой и культурологической, по уровню освоения общекультурная.

Направленность программы определяет её многогранность, так как требует

формирование интегрированных краеведческих знаний, где соединились сведения по истории, географии, литературе, искусству, этике, этнографии города. При этом учитываются возрастные познавательные возможности обучающихся. Богатый материал по истории нашего города и его культуре даем возможность развивать в ребенке интеллект, воспитывать духовность, формировать восприятие проблем экологии и культуры на примере Петербурга, являющегося достояние мировой культуры.

Непростая задача знакомить обучающихся начальной школы с родным городом в

современных условиях. Можно бесконечно долго воспевать на уроках красоту архитектурных сооружений, скульптурных памятников Петербурга. Однако ребенок, гуляя по городу или идя в школу, встречается с другим городом: неубранным и темным подъездом, грязным и неухоженным двором, припаркованными на тротуарах машинами, вытоптанными газонами, разрисованными фасадами зданий. И в сознании ребенка существуют два города: один – нарядный, сказочный, далекий от повседневности, о котором рассказывается на уроках, другой – реальный и зачастую некрасивый, который ребенок видит каждый день. Такое двойственное восприятие мешает осознанию у ребенка собственной сопричастности с изучаемым городом. Получается, что ребенок изучает один город, а живет в другом.

Курс «Чудесный город» направлен на то, чтобы сблизить два столь разных

образа города в сознании ребенка. Поэтому дети в этом курсе изучают современный город, в котором живут. Они открывают в знакомом для них окружении незнакомые «чудеса». Ребята знакомятся с разнообразными сторонами жизни Петербурга: трудовой, культурной, административной; поведением и отношением петербуржцев к своему городу, ролью природы в городе, удивительными особенностями Петербурга и его уникальным культурным наследием, созданным и охраняемым настоящими петербуржцами, проблемами современной городской жизни.

Актуальность данного курса позволяет формировать первоначальные

представления о Великом городе, его красивейших ансамблях, музеях, о правилах поведения петербуржцев, о некоторых традициях Петербурга, о важных исторических страницах города.

Роль курса важна не столько в формировании знаний, сколько в пробуждении

познавательного интереса ребенка в изучении города. Именно на этой ступени необходимо и возможно помочь ребенку полюбить город, в котором он живет (гордиться им, сопереживать ему, понимать его проблемы), понять ценность города для себя и других горожан (иметь представление о его пользе, культурной и исторической ценности), осознать свою взаимосвязь с городом.


Изучение курса «Чудесный город» в начальной школе направлено на достижение

следующих целей: создание условий для формирования нравственных чувств, духовно-ценностной и практической ориентации младших школьников в окружающем их городском пространстве, а также пробуждение интереса к жизни города и стремления к дальнейшему изучению Санкт-Петербурга, чувства сопричастности.


Основными задачами реализации содержания курса являются:

  1. Способствовать формированию у учащихся:

  • познавательного интереса к изучению города;

  • элементарных знаний о составных частях города, о роли людей и природы в

формировании городов, о взаимосвязи города и горожан; о памятниках природы и культуры, придающих неповторимый облик Санкт-Петербургу (реки, каналы, острова, парки, сады, мосты, решетки, здания, фонари, скульптура); о важных функциях города как промышленного, торгового и культурного центра страны; о главных ансамблях Петербурга - его символах, являющихся частью всемирного культурного наследия; о петербуржцах – создателях и носителях петербургской культуры.

  1. Содействовать формированию представления об уникальности неповторимости

облика Петербурга.

  1. Начать формирование краеведческих умений:

  • грамотно произносить, писать и применять термины и понятия;

  • ориентироваться по упрощенной карте-схеме города, маршрутному листу;

  • соотносить объект на карте с городским пространством;

  • пользоваться краеведческой литературой;

  • рассматривать городские объекты и объекты, окружающие в повседневной

жизни как источник и уметь извлекать из него информацию;

  • описывать памятники, достопримечательности по памяткам;

  • соединять повседневный опыт и знания о городе, полученные на уроках.

  1. Развивать монологическую речь и мыслительные умения:

  • работать с познавательными заданиями (тексты, стихи, ребусы, кроссворды);

  • подбирать слова, характеризующие объект;

  • выявлять главные признаки объекта;

  • сравнивать объекты и делать выводы;

  • обосновывать свою точку зрения;

  • переносить знания, полученные на других учебных предметах.

  1. Создавать условия для формирования оценочных суждений:

  • формировать знания об утилитарной, эстетической, социальной, историко-

культурной значимости городских объектов;

  • выражать свое отношение к объекту, событию, творческой деятельности.

  1. Содействовать развитию креативного мышления и реализации творческого

потенциала учащихся:

  • изображать изученные объекты (в рисунке, поделке, сочинении, сказке,

стихотворении, эпитетах).

  1. Способствовать практическому применению полученных знаний и умений:

  • соблюдать правила поведения в общении с одноклассниками, в городской

среде, в транспорте, на экскурсиях, в музеях, библиотеках, храмах.


Формы и методы организации учебного процесса


В процессе изучения по данной программе широко используются такие формы как:

  • лекции;

  • практические занятия

  • экскурсии

  • опыты, наблюдения

  • исследовательская деятельность

  • презентации, конкурсы

  • самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая);

  • проекты.


Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • моделирующая деятельность,

  • поисковая деятельность;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • технология обучения в сотрудничестве.


Рабочая программа «Чудесный город» предусматривает использование ИКТ для

обеспечения высокого качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка.

Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:

  • построение наглядного и красочного урока в сочетании с большей

информативностью и интерактивностью;

  • приближение материала урока к мировосприятию ребенка, который лучше

воспринимает видео и аудиоинформацию;

  • возможность применять личностно-ориентированный подход к процессу

обучения;

  • возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;

  • активизация познавательной деятельности;

  • поддержка устойчивого интереса к обучению;

  • формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;

  • развитие навыков, необходимых для дальнейшей групповой, исследовательской и

проектной деятельности;

  • создание ситуации успеха.



Требования к уровню освоения обучающимися курса


Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных,

предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.


Планируемые результаты освоения программы по курсу

«Чудесный город»


Личностные результаты:

Обучающиеся научатся и приобретут:

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

  • эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.


Обучающиеся получат возможности для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в поступках и деятельности;

  • основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;

эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев.


Предметные результаты:

У обучающиеся сформируется:

  • расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности, в интервьюировании, в проведении социологических опросов;

  • приобщение к культурному наследию города других горожан, одноклассников, родителей;

  • интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам (знакам, символам), желания «делать открытия» в привычной городской среде;

  • понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга – северного, одновременно морского и речного города;

  • уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам.


Обучающиеся научатся:

  • находить информацию о городе, памятниках наследия, петербургских традициях, а также о различных учреждениях, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей горожан, для самореализации (поликлиниках, магазинах, центрах развлечений, железнодорожных вокзалах, кассах, учебных заведениях, службе психологической поддержки, музеях, библиотеках, театрах, концертных залах и выставках, учебных заведениях и бирже труда) в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в периодической печати;

  • работать с картой, проводить ассоциации, обобщать, ориентироваться по карте-схеме Петербурга;

  • решать бытовые проблемы (вызов врача, водопроводчика, сантехника, распределение семейного бюджета, организация досуга в выходной день и т.д.);

  • извлекать информацию из городской среды, памятника наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми петербуржцами;

  • ориентироваться по карте города и в городском пространстве;

  • объяснять понятия «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура», «городская среда», «город – феномен культуры», «облик города», «образ города» и использовать эти понятия.


Метапредметные результаты:

Регулиативные УУД

Обучающиеся научатся:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

  • проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;

  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;

  • выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.


Обучающиеся получат возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

  • повысить творческую активность и самостоятельность;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.


Познавательные УУД

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать аналогии.


Обучающиеся получат возможность:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.


Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнёра;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.


Обучающиеся получат возможность:

  • владеть монологической и диалогической формами речи;

  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


Содержание учебного предмета


Содержание программы «Чудесный город» включает 2 раздела: первый раздел –

«Мир города»; второй – «Удивительный Санкт-Петербург».

Введение (1 ч.)

Раздела 1. «Мир города» (10 ч.)

Знакомит учащихся с утилитарной значимостью всех частей любого города (домов, улиц, рек и каналов, садов и парков), а также исторической (дома возникли не сразу, у них есть история) и социальной (взаимосвязь города и горожан, зависимость состояния города от поведения людей).


Раздела 2. «Удивительный Санкт- Петербург» (23 ч.)

Раскрывает уникальные особенности конкретного города Санкт-Петербурга, отличающие его от любого другого города (удивительное имя, возраст, герб, ровесник города, природные особенности, удивительный наряд и характер). В то же время раскрывается и ценность труда создателей СПб (главное богатство города– его жители; город хранит память об известных и безымянных жителях).


Тематическое планирование


№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Введение

1

2.

Раздел I. Мир Города

10

3.

Раздел II. Удивительный Санкт-Петербург

23


Итого

34




























Календарно – тематическое планирование по курсу «Чудесный город» 2 «» класса

на 2020 – 2021 учебный год



№ п/п

Наименование разделов и тем

Календарные сроки


План

Факт

1.

Приглашение в путешествие.



Раздел I. Мир Города

2.

Город и его назначение



3.

Город – «живой»?



4.

Дома – главные «клеточки» города.




«Клетки» города.



5.

«Руки-ноги» города – улицы, дороги.



6.

Экскурсия «Основание Петербурга» Этнографический музей



7.

«Сосуды» города – реки и каналы.



8.

«Легкие» города – сады и парки.



9.

Горожане – создатели города и хранители его «богатств».



10.

Экскурсия «Основание Петербурга» или

«Жили – были дед да баба…» в Российском этнографическом музее.



11.

Повторительно- обобщающий урок.



Раздел II. Удивительный Санкт-Петербург

12.

Имя нашего города.



13.

Возраст нашего города



14.

Экскурсия «Основание Петербурга» Петропавловская крепость



15.

Герб нашего города.



16.

Расположение СПб. Погода в городе.



17.

Нева – главная река нашего города.



18.

СПб – город рек и каналов.



19.

СПб – город островов.



20.

Набережные - наряд рек и каналов.



21.

Петербургские мосты. «Чугунное кружево» наряда СПб



22.

Экскурсия Кунсткамера (обзорная) «Редкости петровского времени»



23.

Наряд петербургских домов.



24.

«Зеленый наряд» города.



25.

Сказочные существа в СПб.



26.

Повторительно-обобщающий урок.



27

СПб – город- труженик.



28.

СПб -образовательный и научный центр.



29

СПб – город театров.



30.

Летний сад и Летний дворец Петра 1 или по Зеленому поясу славы или мемориал на пл. Победы.



31

СПб – город музеев.



32

СПб – город храмов.



33

Настоящие петербуржцы - главное богатство города.



34

Итоговый урок

















Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса


Методические пособия:

  • Сборник «Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга

(Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий)» Л.К.Ермолаевой – М.: Издательство СМИО пресс, 2012.

  • Рабочая тетрадь «Чудесный город. Петербургская тетрадь». В 2-х ч. Л. К.

Ермолаевой – М.: Издательство СМИО пресс, 2017.


Для учителя:


  • Дмитриев В.К. Занимательный задачник юного петербуржца: Рабочая тетрадь по

истории города с вопросами и заданиями для начальной школы – СПб.: Корона принт, 2013

  • Дмитриев В.К. Санкт-Петербург: Книга-игра с наклейками. - СПб.: Корона принт,

2014

  • Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Выпуск первый: Пособие по истории города с

вопросами и заданиями. - СПб.: Корона принт, 2016

  • Чубинец Е.Л. Петербургская азбука: Рабочая тетрадь по русскому языку и истории

города с вопросами и заданиями для начальной школы. - СПб.: Корона принт, 2011

  • Дмитриев В.К. Санкт-Петербург. Истории Деда Краеведа- СПб.: Корона принт,

2016

  • Дмитриев В.К. Санкт-Петербург. Новые истории Деда Краеведа- СПб.: Корона

принт, 2017

  • Е.В.Дмитриева: Санкт-Петербург. Программно-методические материалы. СПб.

Изд. Корона принт. 2006

  • Горбачевич К. С, Хабло Е. П. Почему так названы? Любое издание.



Цифровые ресурсы:

  1. Ресурсы Интернет.


Технические средства обучения

Оборудование рабочего места учителя:

  • классная доска с креплениями для таблиц;

  • магнитная доска;

  • персональный компьютер с принтером, ксерокс;

  • интерактивная доска.


Кабинет начальной школы отвечает санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям.