РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Юный обществовед»
9 класс
Пояснительная записка.
Обоснованность.
Современный мир переживает период перехода от индустриального к информационному обществу. Процессы глобализации и информатизации необратимым образом меняют существующие общественные отношения во всех сферах — политической, правовой, экономической, семейной, бытовой, социальной, культурной и др. Наша страна не может оставаться в стороне от происходящих событий. Российское общество переживает сложный период становления новой системы ценностей, утверждения новых приоритетов в государственной политике и общественной деятельности, формирования основ правового государства и гражданского общества. Российским гражданам предстоит осознанно определиться в обществе, в своем отношении к государству, осмыслить, что только свободный и независимый человек, осознающий свою ответственность за совершаемые поступки, носитель современной системы знаний, принимающий ценности и принципы демократии, может стать истинным гражданином современной России.
Курс «Юный обществовед» вводит школьника в сложный мир общественных отношений, дает возможность поразмышлять о самом себе и своем месте в окружающем мире, показывает механизм взаимоотношений между разными государствами в условиях глобализации. Молодые граждане России не только знакомятся с накопленным мировым и отечественным опытом в области различных общественных наук, но и активно включаются в обсуждение, приобретают навыки получения и анализа информации из разных источников, применения полученных на занятиях знаний в рамках социальных проектов или при подготовке творческих работ, при создании школьных правил и конституций, в организации школьных советов и других молодежных объединений.
Современная школа призвана способствовать подготовке молодого человека к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения прав человека и законов нашей страны.
Курс «Юный обществовед » направлен на:
осознание учащимися необходимости изучения прав как одного из средств адаптации в условиях развитого рыночного общества;
развитие умения учащихся исследовать актуальные политические, экономические, социальные, моральные и культурные проблемы;
формирование собственных норм и ценностей;
установление конструктивных отношений с окружающими.
Цель: воспитание современного цивилизованного человека, подготовленного к жизни в условиях новой России.
Задачи:
● формирование правовой культуры и гражданской грамотности через изучение норм общественной жизни, законов, ее регулирующих;
● развитие у подростков социальной активности, желания участвовать в преобразованиях окружающей жизни;
● профилактика девиантного поведения подростка посредством формирования твердого убеждения, что прав не существует без обязанностей;
● формирование активной гражданской позиции и осознание прав личности.
Курс позволяет учащимся оценить свои способности и сделать осознанный жизненный выбор, получить знания, выходящие за рамки базовых программ, и приобрести опыт использования российского законодательства в практической деятельности.
В ходе изучения курса учащиеся должны:
● усвоить комплекс общетеоретических знаний, узнать о причинах совершения правонарушений и об ответственности за них;
● научиться применять правовые знания на практике, а также участвовать в дискуссии, выдвигать аргументы
Метапредметными результатами освоения учащимися основ программы кружка являются:
Регулятивные УУД:
1.Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
2.Проявление инициативы действия в сотрудничестве;
3.Самостоятельное оценивание правильности выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации;
4.Умение анализировать и синтезировать необходимую информацию;
5.Самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
Познавательные УУД:
1.Использование дополнительных источников информации ;
2.Использование различных справочных изданий с целью поиска и извлечения познавательной информации;
3.Установлене причинно-следственных связей;
4.Построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах;
5.Установление аналогии.
6.Самостоятельный подбор литературы по теме;
Коммуникативные УУД:
1.Понимание различных позиций других людей, отличных от собственных;
2.Ориентирование на позицию партнера в общении;
3.Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
4.Формированиие навыков коллективной и организаторской деятельности;
5.Умение аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения
в учебной деятельности и повседневной жизни:
1.Готовить сообщения с использованием различных источников информации: книг, прессы, радио, телевидения, устных сообщений и др.;
2.применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;
3.Придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
план | факт |
1 | Введение. Что изучает курс «Юный обществовед». | 2 | | | |
2 | Загадка и природа человека. | 2 | | | |
3 | Человек в поисках смысла жизни. | 2 | | | |
4 | Мировоззрение человека | 2 | | | |
5 | Потребности и возможности человека | 2 | | | |
6 | Человек- существо общественное. | 2 | | | |
7 | Что такое современное общество. | 2 | | | |
8 | Единство в разнообразии: особые пути к новому мироустройству. | 2 | | | |
9 | Культура: понятие, многообразие, формы. | 2 | | | |
10 | Право и мораль. «Лучше молчать, нежели лгать». | 2 | | | |
11 | Правовая культура и правовое поведение личности. | 2 | | | |
12 | Государство и право. | 2 | | | |
13 | Гражданин и государство | 2 | | | |
14 | Личность среди сверстников. | 2 | | | |
15 | Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение | 2 | | | |
15 | Я и семья. | 2 | | | |
16 | Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте | 2 | | | |
17 | Право на образование | 2 | | | |
18 | Я - предприниматель. | 2 | | | |
19 | Подросток и право на труд. | 2 | | | |
20 | Личность и власть. | 2 | | | |
21 | Я будущий избиратель. | 2 | | | |
22 | Личность и защита Отечества. | 2 | | | |
23 | Молодёжь и правонарушения. Причины правонарушений. | 2 | | | |
24 | Вина и ответственность. | 2 | | | |
25 | Групповые правонарушения несовершеннолетних. | 2 | | | |
26 | Правопорядок и полиция. Суд и прокуратура. | 2 | | | |
27 | Суд и прокуратура. | 2 | | | |
28 | Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации | 2 | | | |
29 | Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации | 2 | | | |
30 | Федеративное устройство Российской Федерации | 2 | | | |
31 | Органы государственной власти Российской Федерации | 2 | | | |
32 | Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии. | 2 | | | |
33 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов | 2 | | | |
34 | Деловая игра «Я и мои права» | 2 | | | |
Предполагаемые результаты реализации программы
и критерии их оценки
Обучающиеся должны научиться
видеть проблемы; ставить вопросы;
давать определение понятиям;
классифицировать; наблюдать;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Литература
Конституция РФ
П.А.Баранов. Обществознание. Полный справочник, Москва