Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени Исаевой Антонины Ивановны»
Рассмотрена Согласована: Утверждена:
на заседании МО Зам. директора по УВР Директор / Линник И.А. /
Протокол № 1 от .08.2020г. ____________ / Тимофеева М.В. / Приказ № от .2020 г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Микромир вокруг нас».
для 4 классов
на 2020-2021 учебный год
количество недель 34, количество часов в неделю 2 час количество часов в год - 68 часов,
учитель: Шаяхметова Надежда Евгеньевна
г. Нефтеюганск
Пояснительная записка
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.
Программа курса внеурочной деятельности «Микромир» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО от 06 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785), с учетом учебного плана МБОУ СОШ №2 на 2019-2020 учебный год .
Программа предполагает различные уровни познавательной активности и мыслительной деятельности учащихся.
Объем программы:
Программа рассчитана для учащихся 4 классов, на 1 год обучения.
На реализацию курса «Микромир» во 4 классах отводится 68 ч в год (по 2 часа в неделю ).
Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся с использованием цифровых технологий (микроскоп и компьютер).
Задачи:
познакомить обучающихся с разнообразием микромира;
познакомить учащихся с видами микроскопов;
развивать интеллектуальные и творческие возможности детей;
воспитывать интерес к окружающему миру;
формировать первоначальные знания о строении вещества, прослеживать межпредметные связи с биологией, географией, физикой и химией;
создать условия для формирования коммуникативных навыков, опыта публичных выступлений.
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенным объектом окружающего мира. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о микромире, а также исследовать свои способности применяя цифровые технологии. Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей .
В данном курсе игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.
Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Формы занятий:
2. Содержание учебной программы
Курс рассчитан на 1 год, 2 часа в неделю. Всего 70 часов, из которых 3 часа резервного времени.
№ раздела | Изучаемый раздел | Содержание |
1 | Введение. | Знакомство с предметом, техника безопасности на пришкольном участке. |
2 | Микроскопы. | Какие бывают микроскопы, правила работы с микроскопами. |
3 | Частицы микромира. | Молекулы, атомы, живые клетки, препараты. |
4 | Твердые и жидкие объекты неживого мира. | Изучение готовых препаратов и создание своих, наблюдение, краткие выводы в графической или табличной форме. |
5 | Растения | Изучение клеток растений и собственных препаратов растений, представление результатов в графическом виде. |
6 | Микробы и бактерии. | Наблюдение мельчайших живых организмов под микроскопом. Устный отчет о работе. |
7 | Насекомые. | Наблюдение препаратов насекомых под микроскопом. Графический отчет. |
8 | Обобщающее занятие | Творческий отчет учащихся о полученных знаниях за год. |
9 | Резерв. | |
3. Перечень учебно-методического обеспечения
Научно-познавательная литература для детей, энциклопедии, детские справочники, имеющиеся в школьной библиотеке.
Интернет-ресурсы, географические, биологические сайты.
4. Учебно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока (РК) | Виды деятельности | Кол-во часов | Примечания |
1-2 | Макромир. Мегамир. Микромир (ТБ №1) (РК – экскурсия). | Экскурсия на пришкольный участок, сбор материала и гербария. | 2 | |
3-4 | Телескоп и микроскоп. | Беседа, просмотр презентации, изучение приборов. | 2 | |
5-6 | Какие бывают микроскопы. | Просмотр презентации, знакомство со школьным и цифровым микроскопом. | 2 | |
7-8 | Молекулы и атомы. | Просмотр презентации, беседа. | 2 | |
9-10 | Кристаллическая решетка. | Просмотр презентации, собирание модели кристаллической решетки. | 2 | |
11-12 | Живая клетка. | Просмотр презентации, беседа. | 2 | |
13-14 | Школьный микроскоп (ТБ№2). | Увеличение окружающих мелких предметов (волосы, шерсть животного, травинки, мелок, лист бумаги). | 2 | |
15-16 | Цифровой микроскоп + компьютер (ТБ№3). | Работа с цифровым микроскопом и компьютером по алгоритму. | 2 | |
17-18 | Препараты (ТБ№4). | Работа с препаратами на стекле, самостоятельное создание препаратов. | 2 | |
19-20 | Песок и почва под микроскопом. | Изучение твердых неживых структур под микроскопом, устный отчет о проделанной работе. | 2 | |
21-22 | Сахар, чай, кофе, крупы под микроскопом. | Изучение твердых неорганических продуктов питания под микроскопом, устный отчет о проделанной работе. | 2 | |
23-24 | Ткани, шерсть, ворс под микроскопом. | Изучение текстильных продуктов под микроскопом, устный отчет о проделанной работе. | 2 | |
25-26 | Пластик, бумага, чернила под микроскопом. | Изучение структуры школьных принадлежностей под микроскопом, устный отчет о проделанной работе. | 2 | |
27-28 | Жидкости под микроскопом. | Просмотр презентации, беседа. | 2 | |
29-30 | Лабораторная работа №1 «Создание препаратов воды, молока и масла» | Выполнение лабораторной работы, изучение препаратов под микроскопом, графический отчет о проделанной работе. | 2 | |
31-32 | Обобщающий занятие по теме «Сравнительная характеристика твердых и жидких объектов неживого мира под микроскопом» | Беседа, просмотр презентации, отчет-таблица. | 2 | |
33-34 | Какие бывают растения (ТБ№1). (РК – экскурсия). | Экскурсия на пришкольный участок, наблюдение в микроскоп за кристаллами льда (снегом), собирание веточек, коры кустарников и деревьев, беседа о растениях. | 2 | |
35-36 | Клетки растений. | Просмотр презентации, беседа. | 2 | |
37-38 | Трава и цветы под микроскопом. | Создание препаратов из собранного гербария осенью, наблюдение клеток травы и цветов под микроскопом, отчет-таблица. | 2 | |
39-40 | Кора кустарников и деревьев под микроскопом. | Создание препаратов из собранной коры и веточек, наблюдение препаратов под микроскопом, отчет-таблица. | 2 | |
41-42 | Листья кустарников и деревьев под микроскопом. | Создание препаратов из собранного гербария осенью, наблюдение клеток листьев под микроскопом, графический отчет. | 2 | |
43-44 | Плоды кустарников и деревьев под микроскопом. | Создание препаратов из плодов акации, семечек и мякоти яблока, апельсина и персика, наблюдение этих препаратов в микроскоп, графический отчет. | 2 | |
45-46 | Грибы и лишайники под микроскопом. | Изучение готовых препаратов, беседа, начинаем выращивать плесень (готовим хлеб в целлофане). | 2 | Д/З. Принести к следующему занятию марлевую повязку, фартук, перчатки и газету. |
47-48 | Плесень под микроскопом (ТБ№5). | Создаем препарат из плесени, образовавшейся на хлебе, работаем в фартуке, марлевой повязке и перчатках на газете, изучаем препарат, коллективное мытье рук, графический отчет. | 2 | Здоровьесберегающая технология |
49-50 | Бактерии и дрожжи. | Презентация, изучение готовых препаратов (амеба, эвглена зеленая, инфузория-туфелька, пивные дрожжи), беседа. | 2 | Д/З. Принести к следующему занятию марлевую повязку, фартук, перчатки и газету, зубочистку и ватную палочку. |
51-52 | Лабораторная работа №2 «Болезнетворные микробы и бактерии». | Делаем коллективные смывы в перчатках, фартуке и марлевой повязке со ступеней крыльца школы, с подошвы обуви, а также соскоб из-под ногтей, создаем и изучаем препараты, устный отчет о проделанной работе. | 2 | Здоровьесберегающая технология |
53-54 | Паразиты под микроскопом. | Изучение готовых препаратов червей, блок и клопов, беседа. | 2 | |
55-56 | Какие бывают насекомые. | Просмотр презентации, беседа. | 2 | |
57-58 | Крылья насекомых под микроскопом. | Изучение готовых препаратов, устный или графический отчет о проделанной работе по желанию учащихся. | 2 | Д/З. Принести к следующему занятию перчатки, спичечный коробок и маленькую стеклянную баночку с крышкой. |
59-60 | Насекомые в нашем дворе. (ТБ№6). (РК - экскурсия). | Экскурсия на пришкольный участок, сбор насекомых, личинок, куколок, беседа о проснувшихся насекомых. | 2 | Д/З. Принести к следующему занятию марлевую повязку, фартук, перчатки и газету, зубочистку и ватную палочку. |
61-62 | Лабораторная работа №3 «Сравнительная характеристика насекомых под микроскопом». | Создаем и изучаем препараты из собранных насекомых, отчет- таблица. | 2 | |
63-64 | Обобщающее занятие «Микромир вокруг меня». | Беседа, заслушивание докладов, проектов.. | 2 | |
65-66 | Резерв. | Защита проектов | 2 | |
67-68 | Резерв. | Защита проектов | 2 | Итого 68 часов |
Материально- техническое обеспечение учебного предмета
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства |
Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету При наличии необходимых технических условий |
Технические средства обучения |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Персональный компьютер Мультимедийный проектор. Сканер, принтер, цифровая фотокамера, цифровая видеокамера со штативом, цифровые и аналоговые микроскопы |
Экранно-звуковые пособия |
Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса Аудиозаписи соответствующие содержанию обучения Видеофильмы соответствующего содержания Слайды соответствующего содержания Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения. |
Оборудование класса |
Ученические столы двухместные с комплектом стульев Стол учительский тумбой Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами |
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе. Планируемые результаты.
Учащиеся должны знать:
знать понятия «микромир», «макромир», «мегамир» и уметь их различать;
знать что такое препарат;
знать правила техники безопасности при работе за ПК и с препаратами.
Учащиеся должны уметь:
работать со школьным и цифровым микроскопом;
самостоятельно создавать препараты;
проявлять уважительное к окружающему миру.
Ожидаемые результаты прохождения курса:
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;
расширение кругозора о микромире,
заинтересованность в развитии своих способностей,
участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемым темам,
возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности;
способность добывать новую информацию из различных источников
Личностные УУД
Правила поведения на занятиях и этические нормы работы в коллективе. Формирование умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, выделять нравственный аспект поведения при работе с коллективом.
Регулятивные УУД
Система заданий, целью которых является формирование у обучающихся умений ставить учебные цели; использовать внешний план для решения поставленной задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; сличать результат с эталоном (целью); вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью.
Планирование и целеполагание
Система заданий, непосредственно связанных с определением последовательности действий при решении задачи или достижении цели, с формированием самостоятельного целеполагания, анализом нескольких разнородных информационных объектов с целью выделения необходимой информации.
Познавательные УУД
Общеучебные универсальные действия
Логические универсальные действия
Анализ объектов с целью выделения признаков: выполнение заданий, связанных с развитием смыслового чтения.
Синтез как составление целого из частей
Построение логической цепи рассуждений:
Коммуникативные УУД
Выполнение практических заданий, предполагающих работу в парах, лабораторных работ, предполагающих групповую работу.
Деятельность обучающихся в условиях внеурочных мероприятий.
14