МКОУ «Черемисиновская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза И. Ф. Алтухова»
Рассмотрена на заседании ШМО Согласована на Методическом Утверждена на заседании
учителей русского языка и литературы совете педагогического совета школы
Протокол №_______ Протокол №________ Протокол №_________
от «___» __________ 2020г. от «___» ___________2020г. от «____» ___________2020г.
Руководитель ШМО: Зам. директора по УВР: Председатель педагогического совета: ____________/Е.С. Солодилова/ ____________ /В.С. Фирсова/ ______________/ Т.Н.Черняева /
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по русскому языку
«Тайны русского языка»
для 5 «А» класса
на 2020-2021 учебный год
учителя русского языка и литературы
Солодиловой Елены Станиславовны
Введена в действие приказом
от «_____» ____________2020г №_____
Директор школы
_______________________Т.Н.Черняева
Черемисиново
2020
I.Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Тайны русского языка» для обучающихся 5-х классов создана на основании:
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- учебного плана МКОУ «Черемисиновская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И. Ф. Алтухова» на 2020-2021 учебный год.
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении языка, воспитывает чувство уважения к языку своих предков. В отличие от уроков на внеурочных занятиях обучающиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ученики вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Пятиклассники учатся составлять проекты, работать в команде. Этим данный курс отличается от других.
В соответствии с учебным планом МКОУ «Черемисиновская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И. Ф. Алтухова» на изучение курса отводится 1 учебный час в неделю, всего 34 часа. Программа ориентирована на учащихся 5-х классов.
II.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректироватьсвою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определятьстепень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные:
представление о роли русского языка;
освоение базовых понятий лексики;
проведение лексического анализа слова;
осознание эстетической функции родного языка.
III.Содержание курса внеурочной деятельности
Богатство русского языка(6 часов)
Значение русского языка в жизни человека. Устная и письменная речь. Красота и богатство русского языка. Волшебные слова: спасибо, пожалуйста, извините, простите и др. Правила речевого этикета. Чудесные превращения (Игры со словами). Конкурс скороговорок, считалок, поговорок.
Слово и его значение (4 часа)
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Викторина «Угадай значение слова».
Слова-близнецы (2 часа)
Омонимы, омоформы, омофоны. Различение омонимов, омоформов и многозначных слов. Викторина «Слова-близнецы».
Слова-друзья (3часа)
Синонимы. Роль синонимов в устном народном творчестве. КВН «Слова-друзья».
Слова-противники (2 часа)
Антонимы. Игра «Слова-противники».
Происхождение слов (3 часа)
Происхождение слов (этимология). Жизнь слова. Рождение и отмирание слов. Исконно-русские и заимствованные слова. Викторина «Пришли и прижились».
Устаревшие и новые слова (3 часа)
Устаревшие слова. Конкурс «Непонятные слова». Неологизмы.
Фразеология (3 часа)
Фразеологические обороты. Крылатые слова и выражения. Праздник слов
Общеупотребительные слова и необщеупотребительные слова (4 часа)
Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Игра «Умники и умницы».
Типы словарей (2 час)
Типы лингвистических словарей русского языка.
Защита проектных и исследовательских работ по темам курса(1ч)
Аукцион знаний (1ч)
Урок-итог знаний, полученных за год занятий, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник
IV.Тематическое планирование
№ урока | Темы уроков | Дата по плану | Дата фактическая | Примечание |
1 | Вводное занятие. Значение русского языка. | | | |
2 | Устная и письменная речь | | | |
3 | Волшебные слова | | | |
4 | Правила речевого этикета | | | |
5 | Чудесные превращения (Игры со словами). | | | |
6 | Конкурс скороговорок, считалок, поговорок. | | | |
7 | Слово и его лексическое значение. | | | |
8 | Однозначные и многозначные слова | | | |
9 | Прямое и переносное значение слова. | | | |
10 | Викторина «Угадай значение слова». | | | |
11 | Омонимы, омоформы, омофоны | | | |
12 | Викторина «Слова-близнецы». | | | |
13 | Синонимы | | | |
14 | Роль синонимов в устном народном творчестве | | | |
15 | КВН «Слова-друзья». | | | |
16 | Антонимы | | | |
17 | Игра «Слова-противники». | | | |
18 | Происхождение слов (этимология). | | | |
19 | Исконно-русские и заимствованные слова | | | |
20 | Викторина «Пришли и прижились». | | | |
21 | Устаревшие слова | | | |
22 | Конкурс «Непонятные слова». | | | |
23 | Неологизмы. | | | |
24 | Фразеологические обороты | | | |
25 | Крылатые слова и выражения | | | |
26 | Праздник слов | | | |
27 | Общеупотребительные слова | | | |
28 | Профессионализмы. | | | |
29 | Диалектизмы. | | | |
30 | Игра «Умники и умницы». | | | |
31-32 | Типы лингвистических словарей русского языка. | | | |
33 | Защита проектных работ по темам курса | | | |
34 | Итоговый урок | | | |
МКОУ «Черемисиновская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза И. Ф. Алтухова»
Рабочие программы
на 2018-2019 учебный год
учителя русского языка и литературы
Фоминой Елены Владимировны
Черемисиново
2018
Пронумеровано, прошнуровано
17 (семнадцать) листов.
Директор школы: Черняева Т.Н.
Пронумеровано, прошнуровано
12 (двенадцать) листов.
Директор школы: Черняева Т.Н.
Пронумеровано, прошнуровано
18 (восемнадцать) листов.
Директор школы: Черняева Т.Н.
Пронумеровано, прошнуровано
17 (семнадцать) листов.
Директор школы: Черняева Т.Н.
Пронумеровано, прошнуровано
6 (шесть) листов.
Директор школы: Черняева Т.Н.
Пронумеровано, прошнуровано
6 (шесть) листов.
Директор школы: Черняева Т.Н.
Пронумеровано, прошнуровано
12 (двенадцать) листов.
Директор школы: Черняева Т.Н.
Пронумеровано, прошнуровано
8 (восемь) листов.
Директор школы: Черняева Т.Н.
Пронумеровано, прошнуровано
5 (пять) листов.
Директор школы: Черняева Т.Н.
Пронумеровано, прошнуровано
15 (пятнадцать) листов.
Директор школы: Черняева Т.Н.