СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности по русскому языку»

МКОУ «Черемисиновская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза И. Ф. Алтухова»







Рассмотрена на заседании ШМО Согласована на Методическом Утверждена на заседании

учителей русского языка и литературы совете педагогического совета школы

Протокол №_______ Протокол №________ Протокол №_________

от «___» __________ 2020г. от «___» ___________2020г. от «____» ___________2020г.

Руководитель ШМО: Зам. директора по УВР: Председатель педагогического совета: ____________/Е.С. Солодилова/ ____________ /В.С. Фирсова/ ______________/ Т.Н.Черняева /












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по русскомуязыку

«Культура речи»

для 7«А» класса

на 2020 -2021учебный год

учителя русского языка и литературы

Солодиловой Елены Станиславовны







Введена в действие приказом

от «_____» ____________2020г №_____


Директор школы

_______________________Т.Н.Черняева





Черемисиново

2020


I.Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Культура речи» для обучающихся 7-х классов создана на основании:

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»

-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

-учебного плана МКОУ «Черемисиновская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И. Ф. Алтухова» на 2020-2021 учебный год.


Основная цель курса состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой знаний и умений по русскому языку; в повышении уровня коммуникативной компетенции обучающихся; идейно-нравственных, культурных и этических принципов, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

 Задачи программы внеурочной деятельности:

- познакомить с основными понятиями культуры речи;

- формировать навыки, необходимые для общения бытового и делового;

- пробудить потребности у обучающихся к формированию яркой и выразительной устной и письменной речи;

- способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

- создать условия для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по развитию речи.


Реализация программы способствует приобретению обучающимися навыков культуры общения, обогащению словарного запаса, овладению нормами русского литературного языка, развитию познавательного интереса к предмету «Русский язык», развитию самостоятельности и осмысленности выводов и умозаключений, активизации навыков ораторского искусства.


В соответствии с учебным планом МКОУ «Черемисиновская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И. Ф. Алтухова» на изучение курса отводится 1 учебный час в неделю, всего 34 часа в год. Программа ориентирована на учащихся 7-х классов.

















ll. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные:

развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре;

понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;

формирование коммуникативной компетентности в общении и   сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

     Метапредметные:

развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления сознательного   выбора в   познавательной деятельности;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

     Предметные: знать/ понимать/ уметь

- владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);

- моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

- расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;

- совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;

- работать над расширением словарного запаса;

- применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.





























lll. Содержание курса внеурочной деятельности

Что такое культура речи? Понятие "культура речи". Культура речи как образовательная дисциплина. Речевая культура как показатель общей культуры личности. Уровни владения языком.  Современная теоретическая концепция культуры речи. Два уровня речевой культуры: высший и низший. Задача культуры речи. Основные аспекты понятия культуры речи: коммуникативный, нормативный и этический компоненты. Этикет как внешняя оболочка высказывания. Язык - постоянно изменяющаяся система.

Типы речевой культуры. Классификация типов речи. Значение внутреннего диалога в жизни человека.   Язык как универсальная полифункциональная знаковая система. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Формы существования языка. Литературный язык как высшая форма существования литературного языка. Устная и письменная формы литературного языка. Понятие языковой нормы. Литературно-языковая норма как центральное понятие культуры речи.

Основные нормы литературного языка. Орфоэпические нормы. Особенности русского ударения и произношения. Элементы техники речи как составные компоненты речевой культуры. Благозвучие речи. Лексические нормы. Богатство языка, правильность и точность словоупотребления. Употребление слов иноязычного происхождения. Выбор слова и лексическая сочетаемость. Многозначность и омонимия. Паронимы, синонимы, антонимы.

Лексика ограниченной сферы употребления (историзмы, архаизмы, неологизмы, жаргонизмы, диалектизмы, просторечия и профессиональная лексика). Морфологические нормы. Особенности склонения некоторых существительных и словосочетаний с ними. Особенности полной и краткой форм прилагательных. Степени сравнения прилагательных, их стилистические особенности. Особенности склонения количественных и порядковых числительных. Синтаксические нормы. Некоторые особенности согласования и управления в русском языке.  Предложения с деепричастными оборотами и однородными членами. Нормы согласования и управления. Особенности употребления деепричастных оборотов. Ошибки в употреблении однородных членов предложения.

Язык как средство общения. Структура и единицы речевого общения: речевая ситуация,  речевоеcобытие и речевое взаимодействие.  Условия успешного взаимодействия и причины  коммуникативных неудач.

Стилевое многообразие русского языка. Функциональные стили русского языка, их основные черты.  Разговорно-обиходный стиль. Особое место разговорно-обиходного стиля в системе функциональных разновидностей языка. Разговорный стиль и разговорная речь. Разговорная стилистическая окраска единиц языка. Лингвистические особенности разговорной речи. Публицистический стиль и его подстили. Функциональные особенности и жанровое многообразие. Особенности устной публичной речи. Определение понятия «ораторское искусство». Виды ораторского выступления. Научный стиль и его подстили.  Функциональные особенности и жанровое многообразие. Лексика, морфология и синтаксис научного стиля.  Официально-деловой стиль и его подстили. Функциональные особенности и жанровое многообразие. Особенности лексической системы, основные черты словообразования, морфологии и синтаксиса. Язык и стиль  документов.

Выразительность русской речи. Понятие "выразительность русской речи". Эпитет. Метафора. Сравнение. Олицетворение. Основное средство передачи художественной образности.  Богатство языка художественной литературы. Различение слов по их стилистической окраске.  Различной стилистическая и эмоционально-оценочная окраска слов.

Грамматические ошибки. Речевые ошибки. Речевые недочёты.  Работа с текстами. Речеведческий анализ текста.

Итоговое занятие в форме конференции учащихся.




lV. Тематическое планирование

Тема занятия

Дата проведения

Примечание

Плановая

фактическая

1

Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство.

Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке.




2

Что такое культура речи? Культура речи как образовательная дисциплина.




3

Речевой этикет как правила речевого общения.

Правила речевого этикета.




4

Азбука важных и вежливых слов. Невербальные средства общения. Значение мимики и жестикуляции при общении. 




5

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Понятие языковой нормы.




6

Литературно-языковая норма как центральное понятие культуры речи. Типы речевой культуры.




7

Основные нормы литературного языка.




8

Орфоэпические нормы.




9-10

Лексические нормы.




11-12

Морфологические нормы.




13-15

Синтаксические нормы. 




16-17

Структура и единицы речевого общения: речевая ситуация, речевое событие и речевое взаимодействие.




18-19

Стилевое многообразие русского языка.




20-21

Разговорно-обиходный стиль.




22-23

Публицистический стиль и его подстили.




24-25

Научный стиль и его подстили.




26-27

Официально-деловой стиль и его подстили.




28-29

Язык художественной литературы.




30

Грамматические ошибки.




31

Речевые ошибки.




32-34

Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова.




35

Итоговое занятие.