МКОУ «Черемисиновская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза И. Ф. Алтухова»
Рассмотрена на заседании ШМО Согласована на Методическом Утверждена на заседании
учителей русского языка и литературы совете педагогического совета школы
Протокол №_______ Протокол №________ Протокол №_________
от «___» __________ 2020г. от «___» ___________2020г. от «____» ___________2020г.
Руководитель ШМО: Зам. директора по УВР: Председатель педагогического совета: ____________/Е.С. Солодилова/ ____________ /В.С. Фирсова/ ______________/ Т.Н.Черняева /
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по русскому языку
«К тайнам слова.
Текст как речевое произведение»
для 10 класса
на 2020-2021 учебный год
учителя русского языка и литературы
Солодиловой Елены Станиславовны
Введена в действие приказом
от «_____» ____________2020г №_____
Директор школы
_______________________Т.Н.Черняева
Черемисиново
2020
l.Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности по русскому языку для 10 класса «К тайнам слова. Текст как речевое произведение» создана на основании:
-Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);
- приказа Министерства образования РФ «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.06.2011г. № 1994);
- приказа Министерства образования и науки РФ № 1897 17.12.2010 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»;
- основной образовательной программы основного общего и среднего (полного) общего образования.
Программа подготовлена с учетом требований Федерального государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированными в Минюсте России 03.03.2011,( регистрационный номер 1993), обеспечивает широту развития личности обучающихся, учитывает социокультурные и иные потребности, регулирует недопустимость перегрузки обучающихся.
Цель курса: помочь успешно справиться с заданиями ЕГЭ через формирование практических навыков и умений комплексного анализа текста.
Задачи курса:
формировать умение воспринимать и понимать первичный текст;
развивать умение выражать собственное мнение, логично и последовательно строить свое высказывание;
отрабатывать умение создавать тексты разных типов и стилей речи.
В соответствии с учебным планом МКОУ «Черемисиновская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И. Ф. Алтухова» на изучение курса отводится 1 учебный час в неделю, всего 34 часа в год. Программа ориентирована на учащихся 10-х классов.
ll. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
- формирование у учащихся мотивации к обучению;
- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве,
-развитие критического и творческого мышления.
Метапредметные:
регулятивные :
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
познавательные:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,
ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные:
-знание основных лингвистический понятий курса;
-умение ориентироваться в стилях речи, типах текста;
-умение находить проблему текста, подбирать аргументы, комментировать проблему;
-умение выявлять авторскую позицию, аргументировать свою;
-работать с текстами разных типов и стилей, производить полный лингвистический анализ
lll. Содержание курса внеурочной деятельности
Текст как речевое произведение.
Теоретические сведения и языковой анализ (11 часов)
1.1. Ключевые понятия текста. Признаки текста.
1.2. Средства и способы связи предложений в тексте. Лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте. Семантические и ассоциативные связи частей. Цепная (последовательная) и параллельная связи.
1.3. Типы речи: описание, повествование и рассуждение.
1.4. Стили речи. Характеристика функциональных стилей: а) сфера применения;
б) основные функции;
в) ведущие стилевые черты;
г) языковые особенности;
д) специфические формы (жанры).
1.5. Средства выразительности в тексте. Выразительные средства фонетики. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы. Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления. Выразительные средства морфологии и словообразования. Выразительные средства синтаксиса.
2. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (ЕГЭ, часть С) (теория) (3 часа)
2.1. Основные требования к выполнению задания части С Единого государственного экзамена по русскому языку.
2.2. Построение рассуждения. Тезис. Аргументы. Вывод.
2.3. Рецензия и эссе как вид творческой работы
3. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (практика). (20часов)
3.1. Композиция (план) сочинения. Выявление проблемы текста. Определение проблем текста, выделение центральной проблемы. Обсуждаем такие понятия: виды проблем, выделение проблемы текста, способы формулирования проблемы.
3.2. Комментирование проблемы. Обсуждаем такие понятия: комментарий, типы комментирования текста, пересказ и комментарий, содержание комментария
3.3. Выявление авторской позиции. Обсуждаем такие понятия: выявление позиции автора, способы формулирования авторской позиции.
3.4. Аргументация собственной позиции. Обсуждаем такие понятия: аргументация, основные виды аргументов
3.5. Виды аргументов. Поддерживающая и опровергающая аргументация. Свидетельства автора сочинения. Ссылки на авторитет.
3.6. Анализ образцов рецензий и эссе.
3.7. Написание сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля.
lV. Тематическое планирование
№ урока | Тема | Дата | Примечание |
Плановая | Фактическая |
1 | Введение | | | |
2 | Понятие о тексте | | | |
3 | Способы связи предложений в тексте. | | | |
4 | Типы речи | | | |
5 | Стили речи. | | | |
6 | Практическая работа | | | |
7-10 | Средства выразительности в тексте. | | | |
11 | Практическая работа по теме «Средства выразительности в тексте». | | | |
12 | Знакомство с основными требованиями к части С | | | |
13-14 | Построение рассуждения. Тезис. Аргументы. Вывод. | | | |
15 | Рецензия и эссе как вид творческой работы | | | |
16 | Композиция (план) сочинения | | | |
17-18 | Выявление проблемы текста. | | | |
19-20 | Комментирование проблемы. | | | |
21-22 | Выявление авторской позиции | | | |
23-24 | Аргументация собственной позиции. | | | |
25-26 | Анализ образцов рецензий и эссе. | | | |
27-30 | Написание сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля. | | | |
31-33 | Написание сочинения-рассуждения по тексту художественного стиля. | | | |
34-35 | Комплексный анализ текста. Итоговый тест. | | | |
МКОУ «Черемисиновская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза И. Ф. Алтухова»
Рассмотрена на заседании ШМО Согласована на Методическом Утверждена на заседании
учителей русского языка и литературы совете педагогического совета школы
Протокол №_______ Протокол №________ Протокол №_________
от «___» __________ 2020г. от «___» ___________2020г. от «____» ___________2020г.
Руководитель ШМО: Зам. директора по УВР: Председатель педагогического совета: ____________/Е.С. Солодилова/ ____________ /В.С. Фирсова ______________/ Т.Н.Черняева /
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса
«Трудности русского языка»
для 10 класса
на 2020-2021 учебный год
учителя русского языка и литературы
Солодиловой Елены Станиславовны
Введена в действие приказом
от «_____» ____________2020г №_____
Директор школы
_______________________Т.Н.Черняева
Черемисиново
2020
I. Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса «Трудности русского языка» для 10 класса составлена на основе нормативно-правовых документов:
-Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937)
- основной образовательной программы МКОУ «Черемисиновская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И. Ф. Алтухова»
- учебного планаМКОУ «Черемисиновская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И. Ф. Алтухова» на 2018-2019 учебный год;
- годового учебного календарного графика на 2018-2019 учебный год;
- Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253;
- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189).
Цели курса:
освоение учащимися 10 классов норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» учащимися средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и ученику прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.
Задачи курса:
- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;
- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
На программу изучения факультативного курса в 10 классе выделяется из компонента образовательного учрежденияМКОУ «Черемисиновская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И. Ф. Алтухова» 1 час в неделю (35 часов в год).
II. Результаты освоения факультативного курса «Трудности русского языка»
Личностные результаты освоения курса:
воспитание у детей уважительного отношения к родному языку, чувства гордости и ответственности за сохранение культурных традиций своего народа,
формирование коммуникабельной личности, имеющей высокий рейтинг в системе современных социальных требований.
умение излагать свои мысли, представления о предмете речи не только правильно, но и искусно, точно, логично, выразительно;
Компетенции, приобретённые в результате прохождения данного курса, помогут в будущем легко справиться с аналогичными заданиями ЕГЭ.
Обсуждение теоретических вопросов потребует от учителя различных методов работы: лекции, беседы, организации выступлений учащихся с короткими сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы. Изучение художественно-изобразительных средств связано с методами наблюдения, стилистического эксперимента и работой с текстами- образцами.
Метапредметные результаты освоения курса:
умение оформлять речь в соответствии с синтаксическими, орфоэпическими, лексическими, морфологическими, словообразовательными нормами языка;
умение пользоваться основными лингвистическими словарями;
умение находить речевые ошибки и классифицировать их;
умение использовать в собственной речи (устной и письменной)
средства художественной выразительности.
Предметные результаты освоения курса:
знание базовых понятий курса: культура речи, речь, письменная и устная формы речи, языковая норма, виды языковых норм;
умение давать характеристику основным стилям русского языка;
знание художественно-изобразительных средствах речевой выразительности (тропах).
знание основных видов лингвистических словарей и умение ими пользоваться.
приобретение навыков речевого контроля, умение слышать себя, грамотно оценить качество речи и при необходимости её корректировать в пределах изученного материала;
III.Содержание курса
Языковые нормы (1ч.). Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм . Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.
Орфоэпическая норма (2ч.), основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.
Лексическая норма. (2ч.) Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы(3ч.) (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).
Словообразовательная норма(3ч.). Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы.(12ч.) Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.(12ч.)
Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.
Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.
Обобщающее повторение
IV. Тематическое планирование
№ | Содержание учебного материала | Дата | Примечание |
Плановая | Фактическая | |
1 | Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка | | | |
2 | Орфоэпические нормы. Основные правила орфоэпии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне. | | | |
3 | Орфоэпические нормы. Основные правила орфоэпии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне. | | | |
4 | Лексическое значение слова. Многообразие лексики русского языка. Фразеология. Речевые ошибки на лексическом уровне. | | | |
5 | Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы (эпитет, метафора) | | | |
6 | Тропы (сравнение, метонимия, синекдоха, ирония и др.) Умение находить их в тексте. | | | |
7 | Стилистические фигуры, их роль в тексте. | | | |
8 | Морфологические нормы. Правила образования форм слов разных частей речи. | | | |
9 | Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. | | | |
10-11 | Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. Тренировочно-диагностическая работа по словообразованию и морфологии. | | | |
12-13 | Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи. | | | |
14-15 | Правописание корней и приставок. | | | |
16-17 | Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. | | | |
18 | Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н- и –НН-). | | | |
19 | Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ. | | | |
20 | Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов. | | | |
21-22 | Тренировочно-диагностическая работа по проверке навыков орфографической грамотности. | | | |
23 | Синтаксические нормы. Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая сочетаемость слов. | | | |
24 | Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. | | | |
25 | Простые и сложные предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения. | | | |
26 | Интонационная норма. Нормы согласования (согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом) | | | |
27 | Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. | | | |
28 | Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Правила преобразования прямой речи в косвенную. | | | |
29 | Синтаксическая синонимия. Тренировочно-диагностическая работа по теме «Синтаксические нормы» | | | |
30-31 | Знаки препинания в простом предложении (с однородными членами предложения, при обособлении второстепенных членов предложения) | | | |
32 | Знаки препинания в сложноподчиненных и бессоюзных предложениях | | | |
33 | Знаки препинания в сложноподчиненных и бессоюзных предложениях | | | |
34 | Итоговая зачетная работа (с само- и взаимопроверкой по окончании работы) | | | |
35 | Подведение итогов года | | | |