СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по русскому языку»

МКОУ «Черемисиновская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза И. Ф. Алтухова»







Рассмотрена на заседании ШМО Согласована на Методическом Утверждена на заседании

учителей русского языка и литературы совете педагогического совета школы

Протокол №_______ Протокол №________ Протокол №_________

от «___» __________ 2020г. от «___» ___________2020г. от «____» ___________2020г.

Руководитель ШМО: Зам. директора по УВР: Председатель педагогического совета: ____________/Е.С. Солодилова/ ____________ /В.С. Фирсова/ ______________/ Т.Н.Черняева /












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по русскому языку

«К тайнам слова.

Текст как речевое произведение»

для 10 класса

на 2020-2021 учебный год

учителя русского языка и литературы

Солодиловой Елены Станиславовны






Введена в действие приказом

от «_____» ____________2020г №_____


Директор школы

_______________________Т.Н.Черняева






Черемисиново

2020

l.Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности по русскому языку для 10 класса «К тайнам слова. Текст как речевое произведение» создана на основании:

-Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);

- приказа Министерства образования РФ «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.06.2011г. № 1994);

- приказа Министерства образования и науки РФ № 1897 17.12.2010 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»;

- основной образовательной программы основного общего и среднего (полного) общего образования.

Программа подготовлена с учетом требований Федерального государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированными в Минюсте России 03.03.2011,( регистрационный номер 1993), обеспечивает широту развития личности обучающихся, учитывает социокультурные и иные потребности, регулирует недопустимость перегрузки обучающихся.

Цель курса: помочь успешно справиться с заданиями ЕГЭ через формирование практических навыков и умений комплексного анализа текста.

Задачи курса:

  • формировать умение воспринимать и понимать первичный текст;

  • развивать умение выражать собственное мнение, логично и последовательно строить свое высказывание;

  • отрабатывать умение создавать тексты разных типов и стилей речи.


В соответствии с учебным планом МКОУ «Черемисиновская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И. Ф. Алтухова» на изучение курса отводится 1 учебный час в неделю, всего 34 часа в год. Программа ориентирована на учащихся 10-х классов.















ll. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные:

- формирование у учащихся мотивации к обучению;

- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве,

-развитие критического и творческого мышления.

Метапредметные:

регулятивные :

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

  • составлять план решения проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

познавательные:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,

  • ознакомительным;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;


коммуникативные:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных

  • коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Предметные:

-знание основных лингвистический понятий курса;

-умение ориентироваться в стилях речи, типах текста;

-умение находить проблему текста, подбирать аргументы, комментировать проблему;

-умение выявлять авторскую позицию, аргументировать свою;

-работать с текстами разных типов и стилей, производить полный лингвистический анализ










lll. Содержание курса внеурочной деятельности


Текст как речевое произведение.

Теоретические сведения и языковой анализ (11 часов)

1.1. Ключевые понятия текста. Признаки текста.

1.2. Средства и способы связи предложений в тексте. Лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте. Семантические и ассоциативные связи частей. Цепная (последовательная) и параллельная связи.

1.3. Типы речи: описание, повествование и рассуждение.

1.4. Стили речи. Характеристика функциональных стилей: а) сфера применения;

б) основные функции;

в) ведущие стилевые черты;

г) языковые особенности;

д) специфические формы (жанры).

1.5. Средства выразительности в тексте. Выразительные средства фонетики. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы. Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления. Выразительные средства морфологии и словообразования. Выразительные средства синтаксиса.

2. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (ЕГЭ, часть С) (теория) (3 часа)

2.1. Основные требования к выполнению задания части С Единого государственного экзамена по русскому языку.

2.2. Построение рассуждения. Тезис. Аргументы. Вывод.

2.3. Рецензия и эссе как вид творческой работы

3. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (практика). (20часов)

3.1. Композиция (план) сочинения. Выявление проблемы текста. Определение проблем текста, выделение центральной проблемы. Обсуждаем такие понятия: виды проблем, выделение проблемы текста, способы формулирования проблемы.

3.2. Комментирование проблемы. Обсуждаем такие понятия: комментарий, типы комментирования текста, пересказ и комментарий, содержание комментария

3.3. Выявление авторской позиции. Обсуждаем такие понятия: выявление позиции автора, способы формулирования авторской позиции.

3.4. Аргументация собственной позиции. Обсуждаем такие понятия: аргументация, основные виды аргументов

3.5. Виды аргументов. Поддерживающая и опровергающая аргументация. Свидетельства автора сочинения. Ссылки на авторитет.

3.6. Анализ образцов рецензий и эссе.

3.7. Написание сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля.



















lV. Тематическое планирование

урока

Тема

Дата

Примечание

Плановая

Фактическая

1

Введение




2

Понятие о тексте




3

Способы связи предложений в тексте.




4

Типы речи




5

Стили речи.




6

Практическая работа




7-10

Средства выразительности в тексте.




11

Практическая работа по теме «Средства выразительности в тексте».




12

Знакомство с основными требованиями к части С




13-14

Построение рассуждения. Тезис. Аргументы. Вывод.




15

Рецензия и эссе как вид творческой работы




16

Композиция (план) сочинения




17-18

Выявление проблемы текста.




19-20

Комментирование проблемы.




21-22

Выявление авторской позиции




23-24

Аргументация собственной позиции.




25-26

Анализ образцов рецензий и эссе.




27-30

Написание сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля.




31-33

Написание сочинения-рассуждения по тексту художественного стиля.




34-35

Комплексный анализ текста. Итоговый тест.























































МКОУ «Черемисиновская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза И. Ф. Алтухова»



Рассмотрена на заседании ШМО Согласована на Методическом Утверждена на заседании

учителей русского языка и литературы совете педагогического совета школы

Протокол №_______ Протокол №________ Протокол №_________

от «___» __________ 2020г. от «___» ___________2020г. от «____» ___________2020г.

Руководитель ШМО: Зам. директора по УВР: Председатель педагогического совета: ____________/Е.С. Солодилова/ ____________ /В.С. Фирсова ______________/ Т.Н.Черняева /












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса

«Трудности русского языка»

для 10 класса

на 2020-2021 учебный год

учителя русского языка и литературы

Солодиловой Елены Станиславовны





Введена в действие приказом

от «_____» ____________2020г №_____


Директор школы

_______________________Т.Н.Черняева











Черемисиново

2020


I. Пояснительная записка

Рабочая программа факультативного курса «Трудности русского языка» для 10 класса составлена на основе нормативно-правовых документов:

-Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);

-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937)

- основной образовательной программы МКОУ «Черемисиновская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И. Ф. Алтухова»

- учебного планаМКОУ «Черемисиновская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И. Ф. Алтухова» на 2018-2019 учебный год;

- годового учебного календарного графика на 2018-2019 учебный год;

- Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253;

- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189).

Цели курса:

освоение учащимися 10 классов норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» учащимися средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и ученику прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.

Задачи курса:

- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;

- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;

- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;

- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;


На программу изучения факультативного курса в 10 классе выделяется из компонента образовательного учрежденияМКОУ «Черемисиновская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И. Ф. Алтухова» 1 час в неделю (35 часов в год).






II. Результаты освоения факультативного курса «Трудности русского языка»

Личностные результаты освоения курса:

  • воспитание у детей уважительного отношения к родному языку, чувства гордости и ответственности за сохранение культурных традиций своего народа,

  • формирование коммуникабельной личности, имеющей высокий рейтинг в системе современных социальных требований.

  • умение излагать свои мысли, представления о предмете речи не только правильно, но и искусно, точно, логично, выразительно;

Компетенции, приобретённые в результате прохождения данного курса, помогут в будущем легко справиться с аналогичными заданиями ЕГЭ.

Обсуждение теоретических вопросов потребует от учителя различных методов работы: лекции, беседы, организации выступлений учащихся с короткими сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы. Изучение художественно-изобразительных средств связано с методами наблюдения, стилистического эксперимента и работой с текстами- образцами.


Метапредметные результаты освоения курса:

  • умение оформлять речь в соответствии с синтаксическими, орфоэпическими, лексическими, морфологическими, словообразовательными нормами языка;

  • умение пользоваться основными лингвистическими словарями;

  • умение находить речевые ошибки и классифицировать их;

  • умение использовать в собственной речи (устной и письменной)

средства художественной выразительности.



Предметные результаты освоения курса:

  • знание базовых понятий курса: культура речи, речь, письменная и устная формы речи, языковая норма, виды языковых норм;

  • умение давать характеристику основным стилям русского языка;

  • знание художественно-изобразительных средствах речевой выразительности (тропах).

  • знание основных видов лингвистических словарей и умение ими пользоваться.

  • приобретение навыков речевого контроля, умение слышать себя, грамотно оценить качество речи и при необходимости её корректировать в пределах изученного материала;






















III.Содержание курса


Языковые нормы (1ч.). Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм . Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.

Орфоэпическая норма (2ч.), основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.

Лексическая норма. (2ч.) Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.


Грамматические нормы(3ч.) (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).

Словообразовательная норма(3ч.). Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.

Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.

Синтаксические нормы.(12ч.) Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.

Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.


Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.(12ч.)

Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).

Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.


Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.

Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.


Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.

Обобщающее повторение



















































IV. Тематическое планирование


Содержание учебного материала

Дата


Примечание


Плановая

Фактическая


1

Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм.

Словари русского языка




2

Орфоэпические нормы. Основные правила орфоэпии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.




3

Орфоэпические нормы. Основные правила орфоэпии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.




4

Лексическое значение слова. Многообразие лексики русского языка. Фразеология.

Речевые ошибки на лексическом уровне.




5

Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы (эпитет, метафора)




6

Тропы (сравнение, метонимия, синекдоха, ирония

и др.) Умение находить их в тексте.




7

Стилистические фигуры, их роль в тексте.




8

Морфологические нормы. Правила образования форм слов разных частей речи.




9

Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.




10-11

Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. Тренировочно-диагностическая работа по словообразованию и морфологии.




12-13

Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи.




14-15

Правописание корней и приставок.




16-17

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.




18

Правописание суффиксов различных частей речи

(кроме –Н- и –НН-).




19

Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ.




20

Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов.




21-22

Тренировочно-диагностическая работа по проверке навыков орфографической грамотности.




23

Синтаксические нормы. Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая сочетаемость слов.




24

Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения.




25

Простые и сложные предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения.




26

Интонационная норма. Нормы согласования (согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом)




27

Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений.




28

Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Правила преобразования прямой речи в косвенную.




29

Синтаксическая синонимия. Тренировочно-диагностическая работа по теме «Синтаксические нормы»




30-31

Знаки препинания в простом предложении (с однородными членами предложения, при обособлении второстепенных членов предложения)




32

Знаки препинания в сложноподчиненных и бессоюзных предложениях




33

Знаки препинания в сложноподчиненных и бессоюзных предложениях




34

Итоговая зачетная работа (с само- и взаимопроверкой по окончании работы)




35

Подведение итогов года