Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Барсучанская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Конструирование»
Направление: общеинтеллектуальное
Уровень образования: начальное общее образование
Автор рабочей программы: учитель начальных классов
Хайрутдинова Н.В.
Челябинская область, Октябрьский район, деревня Барсучье
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Конструирование» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Барсучанская СОШ»
Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Как добиться того, чтобы знания, полученные в школе, помогали детям в жизни. Одним из вариантов помощи являются междисциплинарные занятия, где дети комплексно используют свои знания. Материал по курсу «Конструирование» строится так, что требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Применение разнообразных конструкторов во внеурочной деятельности в школе позволяет заниматься с учащимися разного возраста и по разным направлениям (конструирование, моделирование), позволяет существенно повысить мотивацию учащихся, организовать их творческую и исследовательскую работу, а также в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки.
Цель курса:
Саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
- Ознакомить с основными принципами механики.
- Формировать мотивацию успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности.
- Развивать регулятивную структуру деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
- Развивать навыки конструирования.
- Развивать индивидуальные способности ребёнка.
- Развивать образное, логическое, техническое мышление и умение выразить свой замысел;
- Развивать умения работать по предложенным инструкциям по сборке моделей;
- Повысить интерес к учебным предметам посредством конструкторов.
Данная программа рассчитан на младших школьников, занятия проводятся 1 раз в неделю – 35 ч в год.
Учебно-тематический план
№ | Наименование тем | Всего часов | Количество часов |
теоретические | практические |
| Тема 1. Техника безопасности. Цели и задачи | 1 | 1 | |
| Тема 2. Среда конструирования | 2 | 1 | 1 |
| Тема 3. Конструирование на свободную тему | 2 | 0,5 | 1,5 |
| Тема 4. Конструирование по образцу | 2 | | 2 |
| Тема 5. Конструирование качели | 2 | | 2 |
| Тема 6. Конструирование различных видов транспорта | 14 | 2 | 12 |
| Тема 7. Конструирование ЛЕГО города | 6 | 1 | 5 |
| Тема 8. Конструирование по замыслу. Машины будущего | 3 | 0,5 | 2,5 |
| Тема 9. Конструирование на свободную тему «Фантазируй» | 3 | | 3 |
| Итого: | 35 | 6 | 29 |
Содержание курса
Введение. Среда конструирования. Цели и задачи работы кружка. Правила поведения в кабинете. Правила работы с конструктором и его деталями. Названия деталей. Техника безопасности на занятии
Знакомство с конструктором и его деталями. Правила и различные варианты скрепления деталей. Прочность конструкции Спецификация конструктора. Принципы работы. Исследователи цвета, форм.
Варианты скреплений. Узоры и орнаменты. Конструирование на свободную тему.
Конструирование по образцу. Объёмные фигуры и их развертки. Конструирование несложных фигур.
Конструирование качели.
Какой бывает транспорт? Знакомство с видами транспорта. Легковой транспорт. Грузовой транспорт. Специальный транспорт. Городской транспорт. Воздушный транспорт. Космический транспорт. Водный и подводный транспорт.
Конструирование ЛЕГО города.
Конструирование по замыслу (ЛЕГО).Машины будущего.
Конструирование на свободную тему «Фантазируй».
Основные формы и приемы работы с учащимися
Беседа
Познавательная игра
Задание по образцу (с использованием инструкции)
Творческое моделирование (создание модели-рисунка)
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса:
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
- определять, различать и называть детали конструктора;
- конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы класса, сравнивать и группировать предметы и их образы.
Регулятивные УУД:
- уметь работать по предложенным инструкциям;
- умение излагать мысли в четкой логической последовательности;
- отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Коммуникативные УУД:
- уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке;
- уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Предметными результатами является формирование следующих знаний и умений:
Знать:
- простейшие основы механики;
- виды конструкций однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
- технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.
Уметь:
- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
- реализовывать творческий замысел.
В результате освоения программы учащиеся должны уметь:
- определять, называть и различать детали конструктора;
конструировать по условиям, заданным взрослыми, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему;
ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать предметы и их модели.
уметь работать по предложенным инструкциям;
уметь излагать мысли в чёткой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию, самостоятельно находить ответы путём логических рассуждений;
- работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Предметными результатами изучения программы «Конструирование» является формирование следующих знаний:
Знать:
- основы механики;
- виды конструкций с применением рычагов, ременных и зубчатых передач;
- технологическую последовательность изготовления конструкций.
Материально-техническое обеспечение курса
1. Технические средства обучения
Классная доска.
Персональный компьютер. Проектор и экран для презентации.
Конструкторы.
Коробка для хранения деталей конструктора.
Мультимедийные презентации и
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Тема урока | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся | Методы, формы, приемы обучения | Результаты (к теме) |
| |
1 | Техника безопасности. Цели и задачи . Знакомство с деталями конструктора. Инструктаж по ТБ. Правила работы с конструктором. Названия деталей. | Урок новых знаний | Перечислять необходимый инструментарий выделять правила безопасной работы. Осознанно выбирать для изготовления моделей детали по форме и цвету. Работать в паре. | объяснительно-иллюстративный, познавательная игра | Знать детали конструктора. Уметь распределять детали по форме и цвету. |
2-3 | Среда конструирования. Правила и различные варианты скрепления деталей. Прочность конструкции Спецификация конструктора. Принципы работы. Исследователи цвета, форм. | Урок новых знаний | Читать графическую инструкционную карту, проверять соответствие размера, форм и цвета. | Беседа, познавательная игра | Знать варианты скреплений. Уметь выполнять скрепление деталей. |
4-5 | Конструирование на свободную тему. Варианты скреплений. Узоры и орнаменты. | Моделирование и преобразование модели | Договариваться друг с другом | Задание по образцу, творческое моделирование | Называть фигуры по форме. Уметь составлять узоры и орнамент по образцу и самостоятельно |
6-7 | Конструирование по образцу Объёмные фигуры и их развертки. Конструирование несложных фигур | Моделирование и преобразование модели | Принимать участие в коллективном обсуждении. Самостоятельно размещать на рабочем месте материалы для работы. Читать графическую инструкционную карту, | Задание по образцу, творческое моделирование | Уметь моделировать и конструировать различные фигуры по образцу и самостоятельно. |
8-9 | Конструирование качели | конструирование модели | Планировать и обсуждать выбор действий при конструировании моделей. | Задание по образцу, | Уметь моделировать и конструировать несложные фигуры |
10-23 | Знакомство с различными видами транспорта: Легковой транспорт (2 ч.). Грузовой транспорт (2 ч.). Специальный транспорт (2 ч.). Городской транспорт (2 ч.). Воздушный транспорт (2 ч.). Космический транспорт (2 ч.). Водный и подводный транспорт (2 ч.). | конструирование и преобразование модели | Принимать участие в коллективном обсуждении. Самостоятельно размещать на рабочем месте материалы для работы. Читать графическую инструкционную карту, проверять соответствие размера, форм и цвета. Работать в паре. Моделировать разные виды транспорта по замыслу самостоятельно | Задание по образцу, творческое моделирование, работа в группах | Знать виды транспорта. Уметь моделировать и конструировать легковой и другой транспорт по образцу и самостоятельно. |
24-29 | Конструирование ЛЕГО города | конструирование и преобразование модели | Принимать участие в коллективном обсуждении. Самостоятельно размещать на рабочем месте материалы для работы. Читать графическую инструкционную карту, проверять соответствие размера, форм и цвета. | Задание по образцу, творческое моделирование, работа в группах | Знать названия геометрических фигур в составе сложных конструкций. Уметь моделировать и конструировать сложные фигуры больших размеров по образцу и самостоятельно. |
30-32 | Конструирование по замыслу. Машины будущего | конструирование модели | Принимать участие в коллективном обсуждении. Самостоятельно размещать на рабочем месте материалы для работы. Читать графическую инструкционную карту. | Задание по образцу, творческое моделирование, работа в группах | Уметь моделировать и конструировать сложные фигуры больших размеров по образцу и самостоятельно. |
33-35 | Конструирование на свободную тему «Фантазируй» | Урок-игра | Объяснять выбор действий для решения. Анализировать свои действия и управлять ими. Моделировать по замыслу и самостоятельно. Обнаруживать и устранять ошибки при моделировании. | Самостоятельное творческое моделирование, работа в группах | Уметь моделировать и конструировать сложные фигуры самостоятельно |