МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №21» г.БРЯНСКА
РАССМОТРЕНО На заседании МО Протокол №_____ от «___» августа 2021 г. | СОГЛАСОВАНО На заседании МС ШКОЛЫ Протокол №_____ от «___» августа 2021 г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МБОУ СОШ №21г. Брянска №_______ от «___» августа 2021г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Ты, я, он, она – вместе целая страна»
(социальное направление)
9 А класс
УЧИТЕЛЬ
ШЕВЧЕНКО ГАЛИНА
НИКОЛАЕВНА
2021 - 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Ты, я, он, она – вместе целая страна» для 9 класса разработана в соответствии с нормативными документами:
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;
Основной образовательной программой МБОУ СОШ №21 г. Брянска;
Учебным планом МБОУ СОШ №21 г. Брянска;
Место курса в учебном плане
На изучение учебного курса внеурочной деятельности Ты, я, он, она – вместе целая страна» в 9 классе отведено 35 часов в год –1 час в неделю. С учетом учебного плана МБОУ СОШ №21 г. Брянска данная рабочая программа составлена на 35 часов.
Форма промежуточной аттестации – защита проектов
Планируемые результаты реализации программы
Первый уровень результатов — приобретение школьниками знаний о своих психологических особенностях и особенностях других людей, основах конструктивного общения.
Обучающиеся научатся: способам самопознания и саморазвития, рефлексии, построения ситуации межличностного взаимодействия.
Обучающиеся получат возможность научиться: исследовать особенности поведения человека в различных ситуациях, понимать партнера, используя вербальные и невербальные способы общения, аргументировано и убедительно излагать свою точку зрения.
Для достижения данного уровня результатов при реализации программы используются упражнения, направленные на самопознание, тесты, опросники, эссе, рефлексивные упражнения, шеринг, ролевые и имитационные игры, анализ конкретных ситуаций.
Второй уровень результатов — получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности.
У обучающихся будут сформированы: позитивное восприятие себя, уважительное отношение к чужому мнению, иной точке зрения, к людям другой этнической группы, людям с ограниченными возможностями здоровья, старшему поколению, потребность следовать нравственным нормам.
Обучающиеся получат возможность научиться в соответствии с ситуацией проявлять уважение, сочувствие, эмпатию по отношению к другим людям независимо от их возраста, особенностей, статуса.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет использование в ходе занятий ролевых и имитационных игр, дискуссий и диспутов, дебатов, а также социального взаимодействия в школе и за ее пределами.
Третий уровень результатов — получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Обучающиеся научатся разрабатывать проекты и программы, решать задачи по привлечению организационных и финансовых возможностей для реализации социальных проектов, приобретут опыт межличностного взаимодействия (различные способы информирования, в т.ч. через Интернет, ведение переговоров, выявление потребностей нуждающихся в помощи) на основе нравственных норм.
Обучающиеся получат возможность приобретения опыта взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья, людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, оказания им посильной помощи.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников с социумом вне школы.
Содержание программы
Модуль 1. Самопознание и саморазвитие
Что такое самопознание? Зачем нужно знать себя?
Понятие о самопознании. Причины необходимости самопознания. Способы самопознания. Кто я? Какой я? Я глазами других людей.
Многообразие личностных качеств. Степень их проявления. Определение собственных личностных качеств. Мои внутренние друзья и мои внутренние враги. Положительные и отрицательные качества человека. Самовоспитание. Что такое воля? Роль волевых качеств в жизни человека.
Понятие о саморегуляции. Волевое поведение. Борьба мотивов. Различные возможные варианты борьбы мотивов. Механизмы поведения по принуждению и чувство долга. Сила характера. От чего она зависит?
Что такое характер. Черты характера. Нравственные черты характера. Волевые черты характера. Воля и трудолюбие. Сосредоточенность и внимание. Характер и успехи в школе. Человек — хозяин своего характера. Презентация достоинств. Групповая коммуникативная игра «Ярмарка достоинств». Можно ли научиться управлять собой?
Общее представление об эмоциях. Эмоции как способ выражения отношения к происходящему. Положительные и отрицательные эмоции.
Степень выражения эмоций, уровни реагирования. От чего зависят эмоциональные реакции на одно и то же событие у разных людей. Управление эмоциями: проявление и реагирование. Определение видов и степени проявлений эмоций по выражениям лиц и позам персонажей, изображенных на иллюстрациях. Наблюдения за своими эмоциями и эмоциями окружающих. Дневник наблюдений. Отрицательное и положительное самовнушение.
Определение намерения как механизма, организующего деятельность
человека. Обсуждение примеров влияния отрицательного и положительного самовнушения. Формулы самовнушения. Как научиться жить в оптимальном режиме.
Режим и время. Значение правильной организации жизнедеятельности. Качества, необходимые человеку, чтобы управлять временем. Самовоспитание и достижение жизненных целей.
Групповая игра, направленная на осознание жизненных ценностей,
«Волшебный магазин». Защита творческих идей и проектов по саморазвитию.
Модуль 2. Учимся общению
Вводное занятие. Я и другие. Что такое общение.
Из чего состоит общение. Общение и отношения между людьми. Как люди воспринимают друг друга. Первое впечатление о человеке. Реакция на новизну. Расстояние и восприятие. Время и восприятие. Отношение к человеку и восприятие. Что такое установка. Прошлый опыт и восприятие другого человека. Как люди воспринимают меня самого. Как общаются разные люди. Что такое потребность в общении. Психологические особенности человека в общении. Навык, манера и стиль общения. Пространство и время общения. Слушать и слышать. Подстройка в общении. Виды общения. Непосредственное общение. Особые виды общения. Что значит уметь общаться. Общение и отношение.
Что такое межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Как возникает симпатия. Товарищество и дружба. Любовь. Понимание людьми друг друга. Психические процессы и понимание. Стереотипы понимания. Эталоны понимания. Понимание чувств другого человека. Групповая коммуникативная игра на развитие взаимопонимания в группе «Королевство». Культура общения. Что значит быть культурным человеком. Мы — пассажиры. Мы — зрители. Мы — путешественники. Как мы выглядим. Конфликты и их разрешение. Что такое конфликт. Формула конфликта. Причины возникновения конфликта. «Конфликтный человек». Ролевая коммуникативная игра «Как разрешить конфликт». Малая группа.
Что такое малая группа. Группа и коллектив. Положение человека в группе и коллективе. Психологический климат в группе и коллективе.' Групповая коммуникативная игра на сплочение «Ниточка и иголочка». Групповая коммуникативная игра «Принятие решений». Большая группа.
Что такое большая группа. Молодежные неформальные объединения. Почему и зачем подросток уходит в «неформалы». Радиослушатели и телезрители как большие социальные группы. Реклама как способ воздействия на людей. Пользователи Интернета как большая группа.
Модуль 3. Социально-значимая деятельность
Я и ты: мы все такие разные. Категории людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их потребности. Способы помощи людям с ОВЗ. Подготовка и проведение аниматорской программы для детей с
ОВЗ. Подготовка аниматорской программы. Создание разработнической команды. Выявление особенностей детей, принимающих участие в праздновании Дня инвалидов. Разработка программы: подбор игр, костюмов, оснащения. Определение ответственных, необходимых ресурсов. Организация поиска необходимых ресурсов. Реализация аниматорской программы. Проведение занимательных и развлекательных игр с детьми с ОВЗ.
Анализ дела, выпуск и размещение информационных, видео, фото материалов на сайте школе. Социальный проект «Ветеран».
Подготовка социального проекта «Ветеран». Создание проектной команды. Разработка проекта. Определение мероприятий, ответственных, необходимых ресурсов. Организация поиска необходимых ресурсов.
Реализация проекта «Ветеран». Проведение мероприятий (например, выявление ветеранов, проживающих на микроучастке школы, выявление потребностей ветеранов в помощи, оказание помощи ветеранам).
Анализ дела, выпуск и размещение информационных, видео-, фотоматериалов на сайте школе, в социальной среде «Вики». Организация выставки работ детей с ОВЗ в школе. Создание разработнической команды. Разработка концепции выставки. Определение ответственных, необходимых ресурсов. Организация участия детей с ОВЗ в выставке (публикация объявления на сайте, рассылка приглашений по образовательным учреждениям, прием работ). Формирование экспозиции и вывешивание работ. Организация поиска необходимых ресурсов для награждения участников выставки.
Открытие и работа выставки. Организация и проведение церемонии открытия выставки. Организация экскурсий всех классов школы, родителей. Организация и проведение церемонии закрытия выставки с награждением участников. Реализация проекта «Неделя толерантности». Проведение мероприятий (например, анкетирование школьников о развитии толерантности, выступление с информационными материалами (акции в других классах), групповая коммуникативная игра «Путешествие по странам», диспут «Проблема толерантности в современном мире» (7-11 классы).
Тематическое планирование
| № | Наименование тем | Количество часов | Дата |
| По плану | По факту |
Модуль 1. Самопознание и саморазвитие | | Что такое самопознание? Зачем нужно знать себя? | 1 | 01.09 | |
| Кто я? Какой я? Я глазами других людей | 1 | 08.09 | |
| Мои внутренние друзья и мои внутренние враги | 1 | 15.09 | |
| Что такое воля? Роль волевых качеств в жизни человека | 1 | 22.09 | |
| Сила характера. От чего она зависит? | 1 | 29.09 | |
| Ярмарка достоинств | 1 | 06.10 | |
| Можно ли научиться управлять собой? | 1 | 13.10 | |
| Отрицательное и положительное самовнушение | 1 | 20.10 | |
| Как научиться жить в оптимальном режиме | 1 | 27.10 | |
| Самовоспитание и достижение жизненных целей | 1 | 10.11 | |
| Самовоспитание и достижение жизненных целей | 1 | 17.11 | |
| Защита творческих идей и проектов по саморазвитию | 1 | 24.11 | |
Модуль 2. Учимся общению | | Я и другие | 1 | 01.12 | |
| Что такое общение? | 1 | 08.12 | |
| Что такое общение? | 1 | 15.12 | |
| Как люди воспринимают друг друга | 1 | 22.12 | |
| Как люди воспринимают друг друга | | 29.12 | |
| Виды общения | 1 | 12.01 | |
| Общение и отношения | 1 | 19.01 | |
| Понимание людьми друг друга | 1 | 26.01 | |
| Понимание людьми друг друга | 1 | 02.02 | |
| Культура общения | 1 | 09.02 | |
| Конфликты и их разрешение | 1 | 16.02 | |
| Малая группа | 1 | 23.02 | |
| Большая группа | 1 | 02.03 | |
Модуль 3. Социально-значимая деятельность | | Социальный проект «Неделя толерантности» | 1 | 09.03 | |
| Я и ты: мы все такие разные | 1 | 16.03 | |
| Я и ты: мы все такие разные | 1 | 30.03 | |
| Подготовка и проведение онлайн-программы для детей с ОВЗ | 1 | 06.04 | |
| Подготовка и проведение онлайн-программы для детей с ОВЗ | 1 | 13.04 | |
| Организация выставки работ детей с ОВЗ | 1 | 20.04 | |
| Социальный проект «Ветеран» | 1 | 27.04 | |
| Социальный проект «Ветеран» | 1 | 04.05 | |
| Защита проектов | 1 | 11.05 | |
| Защита проектов | 1 | 18.05 | |
итого | | | 35 | | |
| | | | | |
18