СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению "Экономика и мы"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности «Экономика и мы» социального  направления для обучающихся третьих классов разработана на основе учебных пособий системы развивающего обучения Л.В.Занкова (Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова. Сост.Е.Н.Петрова.– Самара: Издательство «Учебная литература», 2011), авторской программы Е.А.Мухиной «Экономика и мы».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению "Экономика и мы"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»



УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ СОШ №6

___________Е.Г.Трофименко

«____» августа 2017 г.

ПРОВЕРЕНО

зам. директора по УВР

__________Е.П.Кучеренко

«____» августа 2017 г.




Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

по социальному направлению

на 2017-2018 учебный год










Название курса: «Экономика и мы»


Классы: 3 в


Учитель: Фаткуллина Резида Минегадиевна

первая квалификационная категория











г. Радужный




Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Экономика и мы» социального направления для обучающихся третьих классов разработана на основе учебных пособий системы развивающего обучения Л.В.Занкова (Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова. Сост.Е.Н.Петрова.– Самара: Издательство «Учебная литература», 2011), авторской программы Е.А.Мухиной «Экономика и мы». Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Положения о рабочей программе внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 6.

Направленность программы

Программа «Экономика и мы» по содержанию является социально-экономической; по форме организации индивидуально-ориентированной, по функциональному предназначению —  учебно-познавательной.

Актуальность и новизна курса

Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.

     В связи с тем, что курс экономики ориентирован на получение высокого результата в общем развитии детей, основной акцент в программе сделан на самостоятельном приобретении школьниками новых знаний. Главная особенность и принципиальное отличие данного курса - это приоритет общечеловеческих нравственных ценностей. Как сквозная тема проходит рассмотрение морально-этических принципов цивилизованного предпринимательства, которые сложились в процессе исторического развития представлений о достойном облике бизнесмена.

Практическая значимость

Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться.

Целевые установки курса

Настоящий курс экономики для начальной школы не ставит целью всеобщий охват экономических категорий и понятий. Учащимся предлагается ряд базовых понятий, из которых складывается фундамент будущего изучения экономики. Представлены характерные экономические категории. Одно из основных направлений курса - осмысление детьми жизненных ситуаций, которые требуют понимания базисных экономических категорий. Большое внимание уделяется связям между экономикой, историей, географией, естествознанием, математикой. Экономические знания тесно переплетаются с социологическими, психологическими проблемами, вопросами права и философии.

      Исходя из общей цели системы обучения, направленной на достижение оптимального уровня общего развития школьников, разработанной под руководством Л.В. Занкова, курс экономики в начальной школе направлен на решение следующих задач:

     - с помощью экономических категорий и понятий содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения;

     - способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу, формировать нравственные качества;

- формировать универсальные учебные действия, необходимые ученику в жизни и для продолжения изучения курса в следующем звене школы;

     - развивать культуру экономического мышления, научить детей пользоваться экономическим инструментарием.

- развивать способности понимания, различения, воображения, умения организовать способ действия.

- формировать коммуникативные умения младших школьников.

Экономика - одна из основных общественных дисциплин, в которой в концентрированном виде ставятся и решаются вопросы социального устройства, хозяйствования, механизмов и главных рычагов существования и развития человеческого общества.
Знание объективных экономических законов необходимо современному человеку. И чем раньше произойдет первое знакомство с их содержанием и инструментарием, чем раньше состоится встреча с ним ребенка, тем активнее пойдет процесс его общего развития и экономически грамотное «включение» в сложившуюся в настоящее время систему рыночных отношений.

       Главная и первоочередная задача курса - заинтересовать ребенка экономической наукой, ввести в ее мир. Поэтому важно сначала поставить вопросы, предложить непростую, жизненную ситуацию.

        Данный курс базируется на фундаментальных основах мировой и отечественной экономической науки, первоисточниках, трудах великих западных и русских ученых-экономистов, включая современников. Однако форма его изложения (в виде сказок) позволяет донести до сознания ученика младших классов необходимые для усвоения сложные экономические категории.

       В книгах «Белка и компания» в форме сказки раскрыты основные понятия экономики. Игровые задания, загадки, задачи помогают усвоить и закрепить материал. Учебное пособие «Экономический сказочный словарь» завершает курс экономики. Выполнено оно в форме сказок-малюток по каждому экономическому термину и сопровождается иллюстрациями, которые несут функциональное назначение и расшифровывают каждый термин, каждое экономическое понятие и категорию.

Цель: достижение оптимального уровня общего развития школьников; погружение их в мир сложных и многообразных социально-психологических отношений, и, порожденных ими противоречий и коллизий.

Задачи:

  • показать необходимость применения экономических знаний в повседневных жизненных ситуациях; широкое применение этих знаний в рабочих и творческих профессиях;

  • показать широкое применение изучаемого материала в различных отраслях науки и техники.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

     В основе курса лежат следующие дидактические принципы:

  • Обучение на высоком уровне трудности. Несмотря на доступную и занимательную форму изложения материала в учебном пособии "Белка и компания", овладение экономическими категориями является достаточно трудной задачей, для решения которой ребенку необходимо прилагать некоторые усилия, иногда прибегая к помощи других учеников или учителя.

  • Каждый ученик работает на своем уровне трудности. Но, дополняя друг друга, разрешая противоречия, дети эмоционально включены в общую деятельность.

  • Быстрый темп изучения материала. На каждом уроке ученики сталкиваются либо с новым материалом, либо с новым взглядом на ранее изученный материал.

  • Ведущая роль теоретических знаний заключается в выявлении и осознании сущности основных экономических понятий и категорий, которые являются фундаментом изучаемых вопросов, а также получении необходимых умений и навыков.

  • Осознание процесса учения реализуется в умении учащихся находить взаимосвязи изучаемого экономического материала с другими областями знаний и с окружающей жизнью.

  •  Оптимальное развитие всех детей. Создание доверительной атмосферы в классе, ситуации успеха для каждого позволяют в рамках предмета "Экономика", привлекая доступный на бытовом уровне для каждого ребенка опыт и впечатления, добиться раскрытия индивидуальности и развития способностей всех детей.

     Настоящий курс экономики для начальной школы не ставит своей целью всеобщий охват экономических категорий и понятий учащимся предлагается ряд базовых понятий, из которых складывается фундамент будущего изучения экономики. Представлены наиболее яркие, характерные экономические категории, а также те, на которых могут складываться острые интриги, межличностные конфликты.

     Главная особенность и принципиальное отличие данного курса экономики - это приоритет общечеловеческих нравственных ценностей. Как сквозная тема проходит рассмотрение морально-этических принципов цивилизованного предпринимательства, которые сложились в процессе исторического развития представлений о достойном облике бизнесмена.

     Содержание программы неоднородно. Его можно соотнести с тремя различными уровнями подачи материала, каждый из которых имеет свою специфику и требует особого подхода. С другой стороны, каждый уровень неотделим от других, образуя триединую, комплексную форму.

     В качестве основного выделен морально-нравственный уровень. С этой точки зрения главный вопрос, который постоянно ставится в книге, "Для чего?"

     Ученики должны четко представлять себе цель, которая достигается с помощью экономического инструментария.

     Нравственное воспитание осуществляется не прямым декларированием, а преднамеренным созданием коллизий, которые ставят перед учеником проблемы морально-этического плана.

     Ко второму уровню относится материал, который учит ребенка видеть экономическую целесообразность, определят выгодность, перспективность любого дела, уметь делать выбор.

     К следующему, третьему уровню относится материал, направленный на изучение способов, которыми достигается поставленная цель, осуществляется выбранный вариант. Этот материал подлежит прочному усвоению. Он расширяет и углубляет понимание основных экономических категорий, закладывает основу для овладения важнейшими знаниями по экономике на более поздних этапах обучения. Материал этого уровня учит проникать в суть явлений, видеть за внешней формой экономическую сущность. Форма подачи материала побуждает ребенка к поисково-исследовательской деятельности.

    Усвоение экономических знаний построено на принципе сотворчества, преломляясь через опыт бытия. Ученик переносит на себя возникающие экономические, бытовые ситуации, сопоставляет свое мнение и поступки с мнением и поступками персонажей книги. Главное на этой стадии обучения - не столько усвоение знаний и фактов, сколько пробуждение интереса к учебному предмету, осознание его жизненной важности.

     В конце данной программы выделены знания, умения и навыки, подлежащие усвоению ребенком.

     Содержание учебного предмета не передается детям в виде готовых сентенций и выводов. Им предоставляется возможность самим находить решение.

     Экономические знания нельзя рассматривать как изолированные. Они тесно переплетаются с социологическими, психологическими проблемами, вопросами права и философии.

     Программа предполагает сочетание в преподавании логически приемов, причинно-следственных связей и аналогий.

     Значительное внимание в курсе уделено раскрытию и пониманию того, что экономика неразрывно связана с такими категориями, как общество, коллектив, личность. Столкновение различных экономических интересов, а также проблема нравственного выбора порождают сложные жизненные коллизии. Вопрос в том, каким образом можно найти выход из конфликта. Перед учащимися раскрываются два пути: обострение противоречий, вплоть до антагонистической их формы, и другой путь - выход из ситуации с наименьшим ущербом для окружающих, а то и поворот ситуации на пользу всем участникам. При этом применяется экономический инструментарий и раскрывается важность его грамотного использования.

     Формированию осознанного и прочного навыка обращения с экономическими понятиями и категориями способствует постоянное использование математического аппарата. Решение задач является одним из важных разделов практического курса экономики, представленного в отдельном учебном пособии: задачник рабочая тетрадь. Чтобы решать задачи по экономике, ученику необходимо, во-первых, овладеть теоретическими знаниями о сущности основных экономических понятий, во-вторых, научиться мыслить экономически грамотно, осознать то, что экономическая логика и формальная логика - не одно и то же. 

Особенности возрастной группы: учащиеся 3 классов. Число обучающихся – от 25 до 28 человек. В деятельности учитываются психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности: использование приемов внешней и внутренней дифференциации, методических приемов, типа (вида) занятия.

Тип программы: комплексная образовательная программа, направленная на получение результатов.

Срок реализации: 1 год.

Место курса

Программой предусмотрено проведение занятий по экономике во внеурочной деятельности в 3-х классах, 1 час в неделю, в течение учебного года. Всего - 34 ч.

Возраст детей: 9 лет, учащиеся 3-го класса.

Формы организации обучения и режим занятий: используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.

Межпредметные связи на занятиях по экономике:

Одно из основных направлений курса - осмысление детьми жизненных ситуаций, которые вызвали появление базисных экономических категорий. Большое внимание уделяется связям между литературным чтением, окружающим миром, математикой.



Учебно-тематический план



пп

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теоретич. занятия

Практич. занятия

1

Экономика – наука для всех и для каждого

4

3

1

2

Потребности. Виды потребностей

3

2

1

3

Торговля – это расчет

4

2

2

4

Услуга как особый вид деятельности

4

2

2

Понятие собственности и право распоряжаться ею

3

2

1

6

Первоначальный капитал. Сущность кредита

4

4


7

Производство

3

2

1

8

Конкуренция: хорошо это или плохо?

2

2


9

Банкротство. Акционерная форма капитала

2

2


10

Внешняя торговля

1

1


11

Способы ведения хозяйства

3

2

1

12

Итоговый урок

1


1


Итого

34

24

10

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Экономика как наука. Краткие исторические сведения о ее возникновении и развитии - как результате новых форм взаимодействия человека и природы.

Потребности. Виды потребностей. Этика и мораль предпринимательства. Морально-этический кодекс цивилизованного предпринимателя - как развитие представлений об общечеловеческих ценностях и нормах морали. Этика деловых взаимоотношений.

Понятие о торговле. Торговая прибыль. Формы торговли: оптовая, розничная.  Понятие о товаре. Собственные затраты; цена и прибыль. Понятие о посредничестве. Доля посредника. Спрос и предложение. Их соотношение и взаимосвязь с ценой. Реклама как коммерческая информация. Формы и этические нормы рекламы.

Услуги как особый вид деятельности. Плата за услуги. Долговые обязательства.

Понятие собственности. Собственность и право распоряжаться ею. Сущность аренды. Арендная плата. Арендный договор. Условия аренды. Капитал. Отличие капитала от суммы денег.

Первоначальный капитал. Сущность кредита. Банковский процент и банковская прибыль. Гарантия платежеспособности (залог).

Производство. Издержки производства. Прибыль производителя. Материальные и трудовые затраты. Экономия и снижение затрат. Качество производимой продукции. Штрафы, пени, неустойки.

Конкуренция. Банкротство - разорение.

Акционерная форма капитала. Слияние капиталов и образование акционерных обществ. Паевой взнос. Акции. Дивиденд как часть чистой прибыли акционерной формы. Акционер. Учредители.

Срок платежа. Конфискация имущества. Распродажа имущества. Аукцион.

Экономические циклы. Понятие о монополии.

Внешняя торговля. Контракт как способ юридического оформления сделки.

Таможня и таможенные пошлины. Пошлины на импорт и пошлины на экспорт. Транспортные расходы. Понятие налога. Виды налогов. Источники налогов.

Отслеживание результатов усвоения программы будет проходить в три этапа: начальная рефлексия, промежуточная рефлексия, рефлексия по итогам года. Формы проведения: практическая и самостоятельная работа. Оценка результата усвоения программы будет оцениваться по 3-х уровневой системе:

0 баллов – навык не сформирован

1 балл – навык сформирован частично

2 балла – навык сформирован полностью


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • внутренняя позиция положительного отношения к учебе;

  • ориентация на понимание причин успешного обучения;

  • широкая мотивационная основа экономической деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • проявление интереса к новому учебному материалу;

  • способность к самооценке.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости экономических знаний в современном обществе;

  • выраженной познавательной мотивации;

  • устойчивого познавательного интереса к новым способам познания;

  • морального-нравственного сознания, способности к решению морально-нравственных проблем, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.


Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

  • планировать свои действия;

  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы, в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

  • высказываться в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

  • владеть основами смыслового чтения текста;

  • анализировать объекты, выделять главное;

  • осуществлять синтез (целое из частей);

  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения об объекте;

  • обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

  • видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,

  • планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • допускать существование различных точек зрения;

  • учитывать разные мнения;

  • формулировать собственное мнение;

  • договариваться, приходить к общему решению;

  • соблюдать корректность в высказываниях;

  • задавать вопросы по существу;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • контролировать действия партнера;

  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

  • аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • допускать возможность существования разных точек

  • зрения, учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности



Предметные результаты

Обучающийся научится:

использовать на практике понятия «торговля», «посредничество», «услуги» и представления о товаре как о благе, используемом владельцем для обмена с целью получения других благ; о производителе; о потребителе; о собственных затратах; о прибыли как разнице между выручкой от продаж товаров и услуг и затратами, необходимыми для производства и продажи этих товаров и услуг; о цене оптовой - цене, по которой производитель продает свой товар; о цене розничной цене, по которой торговец продает этот же товар конечному потребителю; о торговле как особом роде деятельности; о торговой прибыли; о формах торговли: оптовой и розничной, аукционе, внутренней (внутри своей страны) и внешней (в других странах); о рынке как отношениях, складывающихся между продавцами и покупателями, и рынке как географическом месте купли-продажи; о спросе и предложении, об их изменениях в сторону увеличения или уменьшения и соотношении между ними, об их взаимосвязи с ценой; о рекламе как коммерческой информации, имеющей целью привлечь потребителей и увеличить спрос; об услугах как особой форме коммерческой деятельности; о посредничестве как особой форме коммерческой деятельности;

использовать на практике понятие «аренда» и представления о собственности и праве ею распоряжаться, об аренде как временном пользовании чужой собственностью за определенную плату;

использовать на практике понятия «банк», «кредит» и представления о первоначальном капитале как сумме денег, необходимой для любого предпринимательского начинания, о кредите и кредитоспособности; о банке как посреднике на рынке денег, принимающем вклады и предоставляющем займы; о банковском проценте как цене, которую платят за использование чужих денег; о банковской прибыли как разнице между суммой процентов, получаемых по ссуде, и суммой процентов, выдаваемых по вкладам;

использовать на практике понятие «производство» и представления о производстве как воздействии человека на природу с целью создания экономических благ; о производителе, собственных затратах производителя; о прибыли производителя; об оптовой цене и оптовой торговле как торговле партиями и разнице между оптовой ценой, по которой производитель продает свой товар, и розничной ценой как ценой, по которой конечный потребитель его приобретает; о материальных затратах; о трудовых затратах; об увеличении прибыли за счет снижения затрат; о снижении затрат и сохранении качества производимого продукта; о штрафах как мерах наказания за невыполнение или некачественное выполнение обязательств; о свободной конкуренции как форме борьбы между предпринимателями;

использовать на практике понятие «акционерная форма капитала» и представления о капитале как о деньгах, приносящих прибыль; об акциях, акционерных компаниях; о курсе акций и их номинальной стоимости; контрольном пакете акций как способе осуществления финансового контроля; о долговых обязательствах, кредитоспособности и мерах наказания за неуплату долгов;

использовать на практике понятие «экономические циклы» и представления о монополии и монополиях, их формах и видах; о конкуренции на уровне монополий; об экономических циклах и их фазах;

использовать на практике понятия «налоги», «пошлины»,«платежи» и представления о налогах, видах налогов и налоговых поступлениях; о таможенных пошлинах как разновидности налогов, взимаемых государством с товаров, провозимых через границу; о финансировании как предоставлении денежных средств на определенные цели.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • за внешними формами видеть суть экономического явления;

  • отличать формальную логику от экономической;

  • выбирать оптимальный с экономической и нравственной точек зрения вариант и обосновывать свой выбор;

  • работать с табличным материалом: уметь читать таблицу, сводить данные в таблицу;

  • вычислять недостающие данные и заполнять таблицу;

  • пользоваться основными формулами расчета себестоимости, цены и прибыли (исходные формулы расчета: себестоимость + прибыль = цена).

Учащиеся должны знать:

     Экономика - это точный расчет, знание основных экономических законов, понятий, категорий.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Кол-во часов

Тема занятия

Содержание учебного материала


Планируемые результаты обучения

Вид деятельности учащихся

Дата проведения занятия

План

Факт

1


4

Экономика – наука для всех и каждого


Экономика как наука.

Краткие исторические сведения о ее возникновении и развитии - как результате новых форм взаимодействия человека и природы.




Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков, развивать этические чувства.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения.

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в учебнике, словарях, дополнительной литературе, высказываться, опираясь на свой жизненный опыт, анализировать ситуации, подводить анализируемые объекты под понятие, устанавливать аналогии.

Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, принимать другие мнения и позиции, договариваться, приходить к общему решению, задавать вопросы

Мини-проектная деятельность по темам: «Что мы узнаем из сказок о старинном этикете», «Экономика - наука для каждого», «Точный расчет: зачем он нужен», «Экономика в моей семье», «Расчет бюджета семьи. Зачем это знать?», «История этикета», «Мой речевой этикет», «Виды этикета». Подбор родственных слов, умение работать с разными видами словарей. Написание сочинений. Конкурс рисунков (персонажи сказки, части леса). Составление словаря пословиц и поговорок экономического содержания. Завести для каждого персонажа страничку для последующего заполнения (после каждой сказки - качества героя)

05.09


2

Экономика – наука для всех и каждого


12.09


3

Экономика – наука для всех и каждого


19.09


4

Экономика – наука для всех и каждого

26.09


5


3

Потребности. Виды потребностей

Потребности — это всё то, что требуется для жизни.

Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев).

Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов.

Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии.

Личностные: сохранять мотивацию к учебе,

ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке, потребность в самоактуализации, самовыражению и самоутверждению.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, различать способ и результат действий, выполнять учебные действия.

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в учебнике, словарях,

дополнительной литературе; анализировать объекты, выделять главное, проводить сравнение, классификацию по разным критериям, обобщать, подводить анализируемые объекты под понятие, устанавливать аналогии. Выразительно читать, «проигрывать роли» с промежуточным обсуждением и домысливанием событий.

Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание, задавать вопросы

Виды потребностей в рисунках,

пословицах и поговорках. Рассмотреть, как отражается этот вопрос в сказках, литературных произведениях. Мини-проект: «Потребности древнего человека», «Потребности наших прабабушек»,

«Как изменились потребности человека за 100 лет». Работа в «Рабочей тетради». Возможные виды деятельности (практические работы, экскурсии, проекты и т.п.)

03.10


6

Потребности. Виды потребностей

10.10


7

Потребности. Виды потребностей

17.10


8


4

Торговля – это расчет

 Понятие о товаре. Собственные затраты; цена и прибыль.

 Понятие о торговле. Торговая прибыль. Формы торговли: оптовая, розничная.

Понятие о посредничестве. Доля посредника.

Спрос и предложение. Их соотношение и взаимосвязь с ценой.

Мини-проекты: «История денег», «История копейки», «Что служило деньгами у разных народов», «Пословицы и поговорки со словами "деньги", "копейка", "рубль", "цена",

"торговля"». Знакомство с героями сказки. Решение эконом. задач на определение себестоимости, цены. Построение графиков по заданным таблицам; решение экономических задачи в виде рисунка, текста, в схематическом изображении.

Викторина или конкурс по литературным произведениям, связанным с понятиями товарно - денежных отношений. Выставка современных и старинных российских

и иностранных денег. Инсценировки, чтение по ролям. Работа в «Рабочей тетради»

24.10


9

Торговля – это расчет

07.11


10

Торговля – это расчет



14.11


11

Торговля – это расчет

21.11


12


4

Услуга как особый вид деятельности

Услуги — действия, которые оказывают человеку различные люди и организации (учреждения).

Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и др. Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании.

Личностные: сохранять мотивацию к учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способности к самооценке.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно оценивать свои действия.

Познавательные: использовать знаки, символы, модели, графики, таблицы, ориентируясь на сюжет сказки, свой жизненный опыт, полученные знания, выделять существенное, осуществлять синтез, проводить сравнение, классификацию по разным категориям, устанавливать причинно- следственные связи, строить рассуждения об объекте.

Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы по существу. Работать в парах, группах и команде, контролировать свои действия, согласовывая их с действиями одноклассников

Составление бизнес-плана по организации своего предприятия. Сбор информации о профессиях (работников ресторана,

гостиницы и т.п.). Составление таблицы: какие профессии были раньше, были раньше и есть сейчас, появились недавно. Составление словаря пословиц и поговорок, загадок, связанных с профессиями. Решение экономических задач в схематическом изображении

28.11


13

Услуга как особый вид деятельности

05.12


14

Услуга как особый вид деятельности

12.12


15

Услуга как особый вид деятельности

19.12


16


3

Понятие собственности и право распоряжаться ею

Сущность аренды. Арендная плата. Арендный договор. Условия аренды.

Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу, сохранять мотивацию к учебе, развивать способность к самооценке.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, выполнять учебные действия в материале, вносить коррективы в действия.

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, графики, таблицы, ориентироваться на разные способы решения задач. Анализировать текст с точки зрения экономич. содержания и этических

норм, выделять главное, сравнивать, делать выводы. Использовать свой жизненный опыт в проблемных ситуациях, уметь строить рассуждения.

Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения,

стремиться к координации, формулировать собств. мнение и позицию. Задавать вопросы, вести диалоги

Подбор отрывков из сказок и составление заданий на нахождение экономических понятий (например, «Мужик и медведь»: понятия арендатор, арендодатель, арендная плата). Решение текстовых задач, экономических задач в виде рисунка на подсчет арендной платы, выстраивание и чтение графиков в «Рабочей тетради». Составление экономических задач на нахождение арендной платы

26.12


17

Понятие собственности и право распоряжаться ею

09.01


18

Понятие собственности и право распоряжаться ею

16.01


19


4

Первоначальный капитал. Сущность

кредита

Отличие капитала от суммы денег.

Первоначальный капитал.

Сущность кредита.

Банковский процент и банковская прибыль.

Гарантия платежеспособности (залог).

Личностные: сохранять мотивацию к учебе ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке, умение анализировать свои действия.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, контролировать себя, контролировать и анализировать действия партнера, вносить коррективы в действия.

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, модели, символы, ориентироваться на разные способы решения задач. Владеть основами смыслового чтения, выделять главное, проводить сравнение

и различение понятий, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственную позицию в высказываниях, задавать

вопросы по существу. Владеть монологической и диалогической речью

Обмен проблемными вопросами.

Поиск и самостоятельное выстраивание порядка действий. Формулирование проблемных вопросов (на основе анализа текста): «Почему банки появились во Флоренции?», «Как ты думаешь, низкими или высокими были "морские проценты"?». Выстраивание логических цепочек экономического содержания. Решение текстовых задач, загадок, ребусов. Тестирование «Чем занимается банк?» Мини-проекты: «История банка», «Как банки повлияли на развитие экономики», «Облик банкира. Какой он?»,

«Банк. Вклады», «Разновидности банков». Игра «Справочное бюро»

23.01


20

Первоначальный капитал. Сущность

кредита

30.01


21

Первоначальный капитал. Сущность

кредита

06.02


22

Первоначальный капитал. Сущность

кредита

13.02


23


3

Производство

Издержки производства.

Прибыль производителя. Материальные и трудовые затраты.

Экономия и снижение затрат. Качество производимой продукции.

Штрафы, пени, неустойки.


Решение экономических задач, ребусов, загадок. Интерактивные игры «Я -производитель. Мой бизнес-план»,

«Открываю своепроизводство». Игра «Путь к успеху». (В конце книги есть игра «Путь к успеху», в которой игроки условно «проходят» различные варианты коммерческой деятельности. Можно увеличить размер игры, поделить класс на команды. Учащиеся, попадая на тот или иной значок, приводят примеры, применительно к различным видам деятельности.) Проектная работа «Цивилизованный предприниматель - какой он?» (Класс делится на группы и каждая группа разрабатывает свой портрет. Основной вывод после защиты: никакая цель не может затмить моральные ценности). Подбор пословиц и поговорок по теме. Составление «Словаря фразеологических оборотов»

20.02


24

Производство







27.02


25

Производство

06.03


26


2

Конкуренция: хорошо это или плохо?

Конкуренция.

Банкротство - разорение.


Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять пошаговый контроль и итоговый контроль. Адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, вносить коррективы в свои действия.

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, схемы, символы. Учиться строить и расшифровывать графики, составлять и разгадывать ребусы, экономические задачки. Ориентироваться на разные способы решения задач. Владеть основами смыслового чтения текста, анализировать, выделять главное, осуществлять синтез, проводить сравнение, различение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать по какому-нибудь признаку.

Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать мнения, стремиться к координации. Формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера. Использовать речь для регуляции своего действия. Владеть монологической и диалогической формой речи

Урок-игра «Конкуренция - хорошо или плохо», Мини-проекты по темам:

«Примеры конкурентной борьбы в истории», «Положительные и отрицательные стороны конкурентной борьбы», «Словарь пословиц и поговорок по теме», фразеологические обороты, отражающие понятия: конкурентная борьба и монополия. Конкурс реклам.

Проектная работа «История рекламы».

Рекламный радиорепортаж. Инсценировка рекламы

13.03


27

Конкуренция: хорошо это или плохо?

20.03


28


2

Банкротство. Акционерная форма капитала

Слияние капиталов и образование акционерных обществ.

Паевой взнос. Акции.

Дивиденд как часть чистой прибыли акционерной формы. Акционер. Учредители.

Решение экономических задач, проблемных вопросов, работа

по тетради и со словарем. Составление своего словаря пословиц и поговорок.

Организация игры «Аукцион». Проектная работа «Виды аукционов». Придумывание сюжета: как проводилась продажа лавки и как Белка в нем победила. Инсценирование сюжетных линий

03.04


29

Банкротство. Акционерная форма капитала

10.04


30

1

Внешняя

торговля

Внешняя торговля. Контракт как способ юридического оформления сделки.

Таможня и таможенные пошлины. Пошлины на импорт и пошлины на экспорт. Транспортные расходы. Понятие налога. Виды налогов.

Источники налогов.

Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять пошаговый контроль и итоговый контроль. Адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, вносить коррективы в свои действия.

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, схемы, символы. Учиться строить и расшифровывать графики, составлять и разгадывать ребусы, экономические

задачки. Ориентироваться на разные способы решения задач. Владеть основами смыслового чтения текста, анализировать, выделять главное, осуществлять синтез, проводить сравнение, различение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать по какому-нибудь признаку.

Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать мнения, стремиться к координации. Формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера. Использовать речь для регуляции своего действия. Владеть монологической и диалогической формой речи.

Придумывание другой концовки сказки, новой сюжетной линии. Работа в тетради, решение экономических задач. Составление задач экономического содержания. Мини-проект «Составление

контракта»

17.04


31


3

Способы

ведения

хозяйства

Урок-дискуссия. Работа с пословицами и поговорками. Дискуссия о методах и возможностях прогнозов. «Каким должен быть руководитель» - игра-диспут,

сочинение-размышление

24.04


32

Способы

ведения

хозяйства

08.05


33

Способы

ведения

хозяйства

15.05


34

1

Итоговый урок

КВН «Путь к

успеху»


Класс делится на команды, каждая команда должна организовать свое производство. Предлагается домашнее задание: составление бизнес-плана,

рекламы. К игре учитель готовит задачи, конкурс капитанов, теоретические вопросы, творческие задания

22.05






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Учебные и методические пособия:

  1. Смирнова Т.В. Белка и компания: экономика для детей в сказках, играх и задачках. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. 144 с.

  2. Смирнова Т.В. Новые приключения Белки и ее друзей: учебное пособие для 3-4 классов. Самара: Корпорация «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2013. 160 с.

  3. Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации к факультативному курсу «Экономика для младших школьников» (1-й год обучения). Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров, 2009. 112 с.

  4. Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к факультативному курсу «Экономика». Самара: Издательство «Учебная литература: Издательский дом «Федоров», 2008. - 96 с.

  5. Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Методические рекомендации, ответы и пояснения к задачнику-рабочей тетради по экономике «Путешествие в компании Белки и ее друзей». Самара: Корпорация «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2014. -24 с.

  6. Смирнова Т.В. Экономический сказочный словарь. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2006. -128 с.

  7. Золотарева Т.В. Белка и компания. Экономическая настольная игра.

Специфическое сопровождение (оборудование):

  • проектор;

  • компьютеры для учителя и учащихся