Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» УТВЕРЖДАЮ | директор МБОУ СОШ №6 | ___________Е.Г.Трофименко | «____» августа 2017 г. | ПРОВЕРЕНО | зам. директора по УВР | __________Е.П.Кучеренко | «____» августа 2017 г. | Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению на 2017-2018 учебный год Название курса: «Экономика и мы» Классы: 3 в Учитель: Фаткуллина Резида Минегадиевна первая квалификационная категория г. Радужный |
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Экономика и мы» социального направления для обучающихся третьих классов разработана на основе учебных пособий системы развивающего обучения Л.В.Занкова (Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова. Сост.Е.Н.Петрова.– Самара: Издательство «Учебная литература», 2011), авторской программы Е.А.Мухиной «Экономика и мы». Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Положения о рабочей программе внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 6.
Направленность программы
Программа «Экономика и мы» по содержанию является социально-экономической; по форме организации индивидуально-ориентированной, по функциональному предназначению — учебно-познавательной.
Актуальность и новизна курса
Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.
В связи с тем, что курс экономики ориентирован на получение высокого результата в общем развитии детей, основной акцент в программе сделан на самостоятельном приобретении школьниками новых знаний. Главная особенность и принципиальное отличие данного курса - это приоритет общечеловеческих нравственных ценностей. Как сквозная тема проходит рассмотрение морально-этических принципов цивилизованного предпринимательства, которые сложились в процессе исторического развития представлений о достойном облике бизнесмена.
Практическая значимость
Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться.
Целевые установки курса
Настоящий курс экономики для начальной школы не ставит целью всеобщий охват экономических категорий и понятий. Учащимся предлагается ряд базовых понятий, из которых складывается фундамент будущего изучения экономики. Представлены характерные экономические категории. Одно из основных направлений курса - осмысление детьми жизненных ситуаций, которые требуют понимания базисных экономических категорий. Большое внимание уделяется связям между экономикой, историей, географией, естествознанием, математикой. Экономические знания тесно переплетаются с социологическими, психологическими проблемами, вопросами права и философии.
Исходя из общей цели системы обучения, направленной на достижение оптимального уровня общего развития школьников, разработанной под руководством Л.В. Занкова, курс экономики в начальной школе направлен на решение следующих задач:
- с помощью экономических категорий и понятий содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения;
- способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу, формировать нравственные качества;
- формировать универсальные учебные действия, необходимые ученику в жизни и для продолжения изучения курса в следующем звене школы;
- развивать культуру экономического мышления, научить детей пользоваться экономическим инструментарием.
- развивать способности понимания, различения, воображения, умения организовать способ действия.
- формировать коммуникативные умения младших школьников.
Экономика - одна из основных общественных дисциплин, в которой в концентрированном виде ставятся и решаются вопросы социального устройства, хозяйствования, механизмов и главных рычагов существования и развития человеческого общества.
Знание объективных экономических законов необходимо современному человеку. И чем раньше произойдет первое знакомство с их содержанием и инструментарием, чем раньше состоится встреча с ним ребенка, тем активнее пойдет процесс его общего развития и экономически грамотное «включение» в сложившуюся в настоящее время систему рыночных отношений.
Главная и первоочередная задача курса - заинтересовать ребенка экономической наукой, ввести в ее мир. Поэтому важно сначала поставить вопросы, предложить непростую, жизненную ситуацию.
Данный курс базируется на фундаментальных основах мировой и отечественной экономической науки, первоисточниках, трудах великих западных и русских ученых-экономистов, включая современников. Однако форма его изложения (в виде сказок) позволяет донести до сознания ученика младших классов необходимые для усвоения сложные экономические категории.
В книгах «Белка и компания» в форме сказки раскрыты основные понятия экономики. Игровые задания, загадки, задачи помогают усвоить и закрепить материал. Учебное пособие «Экономический сказочный словарь» завершает курс экономики. Выполнено оно в форме сказок-малюток по каждому экономическому термину и сопровождается иллюстрациями, которые несут функциональное назначение и расшифровывают каждый термин, каждое экономическое понятие и категорию.
Цель: достижение оптимального уровня общего развития школьников; погружение их в мир сложных и многообразных социально-психологических отношений, и, порожденных ими противоречий и коллизий.
Задачи:
показать необходимость применения экономических знаний в повседневных жизненных ситуациях; широкое применение этих знаний в рабочих и творческих профессиях;
показать широкое применение изучаемого материала в различных отраслях науки и техники.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
В основе курса лежат следующие дидактические принципы:
Обучение на высоком уровне трудности. Несмотря на доступную и занимательную форму изложения материала в учебном пособии "Белка и компания", овладение экономическими категориями является достаточно трудной задачей, для решения которой ребенку необходимо прилагать некоторые усилия, иногда прибегая к помощи других учеников или учителя.
Каждый ученик работает на своем уровне трудности. Но, дополняя друг друга, разрешая противоречия, дети эмоционально включены в общую деятельность.
Быстрый темп изучения материала. На каждом уроке ученики сталкиваются либо с новым материалом, либо с новым взглядом на ранее изученный материал.
Ведущая роль теоретических знаний заключается в выявлении и осознании сущности основных экономических понятий и категорий, которые являются фундаментом изучаемых вопросов, а также получении необходимых умений и навыков.
Осознание процесса учения реализуется в умении учащихся находить взаимосвязи изучаемого экономического материала с другими областями знаний и с окружающей жизнью.
Оптимальное развитие всех детей. Создание доверительной атмосферы в классе, ситуации успеха для каждого позволяют в рамках предмета "Экономика", привлекая доступный на бытовом уровне для каждого ребенка опыт и впечатления, добиться раскрытия индивидуальности и развития способностей всех детей.
Настоящий курс экономики для начальной школы не ставит своей целью всеобщий охват экономических категорий и понятий учащимся предлагается ряд базовых понятий, из которых складывается фундамент будущего изучения экономики. Представлены наиболее яркие, характерные экономические категории, а также те, на которых могут складываться острые интриги, межличностные конфликты.
Главная особенность и принципиальное отличие данного курса экономики - это приоритет общечеловеческих нравственных ценностей. Как сквозная тема проходит рассмотрение морально-этических принципов цивилизованного предпринимательства, которые сложились в процессе исторического развития представлений о достойном облике бизнесмена.
Содержание программы неоднородно. Его можно соотнести с тремя различными уровнями подачи материала, каждый из которых имеет свою специфику и требует особого подхода. С другой стороны, каждый уровень неотделим от других, образуя триединую, комплексную форму.
В качестве основного выделен морально-нравственный уровень. С этой точки зрения главный вопрос, который постоянно ставится в книге, "Для чего?"
Ученики должны четко представлять себе цель, которая достигается с помощью экономического инструментария.
Нравственное воспитание осуществляется не прямым декларированием, а преднамеренным созданием коллизий, которые ставят перед учеником проблемы морально-этического плана.
Ко второму уровню относится материал, который учит ребенка видеть экономическую целесообразность, определят выгодность, перспективность любого дела, уметь делать выбор.
К следующему, третьему уровню относится материал, направленный на изучение способов, которыми достигается поставленная цель, осуществляется выбранный вариант. Этот материал подлежит прочному усвоению. Он расширяет и углубляет понимание основных экономических категорий, закладывает основу для овладения важнейшими знаниями по экономике на более поздних этапах обучения. Материал этого уровня учит проникать в суть явлений, видеть за внешней формой экономическую сущность. Форма подачи материала побуждает ребенка к поисково-исследовательской деятельности.
Усвоение экономических знаний построено на принципе сотворчества, преломляясь через опыт бытия. Ученик переносит на себя возникающие экономические, бытовые ситуации, сопоставляет свое мнение и поступки с мнением и поступками персонажей книги. Главное на этой стадии обучения - не столько усвоение знаний и фактов, сколько пробуждение интереса к учебному предмету, осознание его жизненной важности.
В конце данной программы выделены знания, умения и навыки, подлежащие усвоению ребенком.
Содержание учебного предмета не передается детям в виде готовых сентенций и выводов. Им предоставляется возможность самим находить решение.
Экономические знания нельзя рассматривать как изолированные. Они тесно переплетаются с социологическими, психологическими проблемами, вопросами права и философии.
Программа предполагает сочетание в преподавании логически приемов, причинно-следственных связей и аналогий.
Значительное внимание в курсе уделено раскрытию и пониманию того, что экономика неразрывно связана с такими категориями, как общество, коллектив, личность. Столкновение различных экономических интересов, а также проблема нравственного выбора порождают сложные жизненные коллизии. Вопрос в том, каким образом можно найти выход из конфликта. Перед учащимися раскрываются два пути: обострение противоречий, вплоть до антагонистической их формы, и другой путь - выход из ситуации с наименьшим ущербом для окружающих, а то и поворот ситуации на пользу всем участникам. При этом применяется экономический инструментарий и раскрывается важность его грамотного использования.
Формированию осознанного и прочного навыка обращения с экономическими понятиями и категориями способствует постоянное использование математического аппарата. Решение задач является одним из важных разделов практического курса экономики, представленного в отдельном учебном пособии: задачник рабочая тетрадь. Чтобы решать задачи по экономике, ученику необходимо, во-первых, овладеть теоретическими знаниями о сущности основных экономических понятий, во-вторых, научиться мыслить экономически грамотно, осознать то, что экономическая логика и формальная логика - не одно и то же.
Особенности возрастной группы: учащиеся 3 классов. Число обучающихся – от 25 до 28 человек. В деятельности учитываются психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности: использование приемов внешней и внутренней дифференциации, методических приемов, типа (вида) занятия.
Тип программы: комплексная образовательная программа, направленная на получение результатов.
Срок реализации: 1 год.
Место курса
Программой предусмотрено проведение занятий по экономике во внеурочной деятельности в 3-х классах, 1 час в неделю, в течение учебного года. Всего - 34 ч.
Возраст детей: 9 лет, учащиеся 3-го класса.
Формы организации обучения и режим занятий: используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.
Межпредметные связи на занятиях по экономике:
Одно из основных направлений курса - осмысление детьми жизненных ситуаций, которые вызвали появление базисных экономических категорий. Большое внимание уделяется связям между литературным чтением, окружающим миром, математикой.
Учебно-тематический план
№ пп | Раздел, тема | Количество часов |
Всего | Теоретич. занятия | Практич. занятия |
1 | Экономика – наука для всех и для каждого | 4 | 3 | 1 |
2 | Потребности. Виды потребностей | 3 | 2 | 1 |
3 | Торговля – это расчет | 4 | 2 | 2 |
4 | Услуга как особый вид деятельности | 4 | 2 | 2 |
5 | Понятие собственности и право распоряжаться ею | 3 | 2 | 1 |
6 | Первоначальный капитал. Сущность кредита | 4 | 4 | |
7 | Производство | 3 | 2 | 1 |
8 | Конкуренция: хорошо это или плохо? | 2 | 2 | |
9 | Банкротство. Акционерная форма капитала | 2 | 2 | |
10 | Внешняя торговля | 1 | 1 | |
11 | Способы ведения хозяйства | 3 | 2 | 1 |
12 | Итоговый урок | 1 | | 1 |
| Итого | 34 | 24 | 10 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Экономика как наука. Краткие исторические сведения о ее возникновении и развитии - как результате новых форм взаимодействия человека и природы.
Потребности. Виды потребностей. Этика и мораль предпринимательства. Морально-этический кодекс цивилизованного предпринимателя - как развитие представлений об общечеловеческих ценностях и нормах морали. Этика деловых взаимоотношений.
Понятие о торговле. Торговая прибыль. Формы торговли: оптовая, розничная. Понятие о товаре. Собственные затраты; цена и прибыль. Понятие о посредничестве. Доля посредника. Спрос и предложение. Их соотношение и взаимосвязь с ценой. Реклама как коммерческая информация. Формы и этические нормы рекламы.
Услуги как особый вид деятельности. Плата за услуги. Долговые обязательства.
Понятие собственности. Собственность и право распоряжаться ею. Сущность аренды. Арендная плата. Арендный договор. Условия аренды. Капитал. Отличие капитала от суммы денег.
Первоначальный капитал. Сущность кредита. Банковский процент и банковская прибыль. Гарантия платежеспособности (залог).
Производство. Издержки производства. Прибыль производителя. Материальные и трудовые затраты. Экономия и снижение затрат. Качество производимой продукции. Штрафы, пени, неустойки.
Конкуренция. Банкротство - разорение.
Акционерная форма капитала. Слияние капиталов и образование акционерных обществ. Паевой взнос. Акции. Дивиденд как часть чистой прибыли акционерной формы. Акционер. Учредители.
Срок платежа. Конфискация имущества. Распродажа имущества. Аукцион.
Экономические циклы. Понятие о монополии.
Внешняя торговля. Контракт как способ юридического оформления сделки.
Таможня и таможенные пошлины. Пошлины на импорт и пошлины на экспорт. Транспортные расходы. Понятие налога. Виды налогов. Источники налогов.
Отслеживание результатов усвоения программы будет проходить в три этапа: начальная рефлексия, промежуточная рефлексия, рефлексия по итогам года. Формы проведения: практическая и самостоятельная работа. Оценка результата усвоения программы будет оцениваться по 3-х уровневой системе:
0 баллов – навык не сформирован
1 балл – навык сформирован частично
2 балла – навык сформирован полностью
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
внутренняя позиция положительного отношения к учебе;
ориентация на понимание причин успешного обучения;
широкая мотивационная основа экономической деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
проявление интереса к новому учебному материалу;
способность к самооценке.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости экономических знаний в современном обществе;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого познавательного интереса к новым способам познания;
морального-нравственного сознания, способности к решению морально-нравственных проблем, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
планировать свои действия;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы, в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
высказываться в устной и письменной форме;
ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
владеть основами смыслового чтения текста;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
допускать существование различных точек зрения;
учитывать разные мнения;
формулировать собственное мнение;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности;
допускать возможность существования разных точек
зрения, учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
Предметные результаты
Обучающийся научится:
использовать на практике понятия «торговля», «посредничество», «услуги» и представления о товаре как о благе, используемом владельцем для обмена с целью получения других благ; о производителе; о потребителе; о собственных затратах; о прибыли как разнице между выручкой от продаж товаров и услуг и затратами, необходимыми для производства и продажи этих товаров и услуг; о цене оптовой - цене, по которой производитель продает свой товар; о цене розничной цене, по которой торговец продает этот же товар конечному потребителю; о торговле как особом роде деятельности; о торговой прибыли; о формах торговли: оптовой и розничной, аукционе, внутренней (внутри своей страны) и внешней (в других странах); о рынке как отношениях, складывающихся между продавцами и покупателями, и рынке как географическом месте купли-продажи; о спросе и предложении, об их изменениях в сторону увеличения или уменьшения и соотношении между ними, об их взаимосвязи с ценой; о рекламе как коммерческой информации, имеющей целью привлечь потребителей и увеличить спрос; об услугах как особой форме коммерческой деятельности; о посредничестве как особой форме коммерческой деятельности;
использовать на практике понятие «аренда» и представления о собственности и праве ею распоряжаться, об аренде как временном пользовании чужой собственностью за определенную плату;
использовать на практике понятия «банк», «кредит» и представления о первоначальном капитале как сумме денег, необходимой для любого предпринимательского начинания, о кредите и кредитоспособности; о банке как посреднике на рынке денег, принимающем вклады и предоставляющем займы; о банковском проценте как цене, которую платят за использование чужих денег; о банковской прибыли как разнице между суммой процентов, получаемых по ссуде, и суммой процентов, выдаваемых по вкладам;
использовать на практике понятие «производство» и представления о производстве как воздействии человека на природу с целью создания экономических благ; о производителе, собственных затратах производителя; о прибыли производителя; об оптовой цене и оптовой торговле как торговле партиями и разнице между оптовой ценой, по которой производитель продает свой товар, и розничной ценой как ценой, по которой конечный потребитель его приобретает; о материальных затратах; о трудовых затратах; об увеличении прибыли за счет снижения затрат; о снижении затрат и сохранении качества производимого продукта; о штрафах как мерах наказания за невыполнение или некачественное выполнение обязательств; о свободной конкуренции как форме борьбы между предпринимателями;
использовать на практике понятие «акционерная форма капитала» и представления о капитале как о деньгах, приносящих прибыль; об акциях, акционерных компаниях; о курсе акций и их номинальной стоимости; контрольном пакете акций как способе осуществления финансового контроля; о долговых обязательствах, кредитоспособности и мерах наказания за неуплату долгов;
использовать на практике понятие «экономические циклы» и представления о монополии и монополиях, их формах и видах; о конкуренции на уровне монополий; об экономических циклах и их фазах;
использовать на практике понятия «налоги», «пошлины»,«платежи» и представления о налогах, видах налогов и налоговых поступлениях; о таможенных пошлинах как разновидности налогов, взимаемых государством с товаров, провозимых через границу; о финансировании как предоставлении денежных средств на определенные цели.
Обучающийся получит возможность научиться:
за внешними формами видеть суть экономического явления;
отличать формальную логику от экономической;
выбирать оптимальный с экономической и нравственной точек зрения вариант и обосновывать свой выбор;
работать с табличным материалом: уметь читать таблицу, сводить данные в таблицу;
вычислять недостающие данные и заполнять таблицу;
пользоваться основными формулами расчета себестоимости, цены и прибыли (исходные формулы расчета: себестоимость + прибыль = цена).
Учащиеся должны знать:
Экономика - это точный расчет, знание основных экономических законов, понятий, категорий.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Кол-во часов | Тема занятия | Содержание учебного материала | Планируемые результаты обучения | Вид деятельности учащихся | Дата проведения занятия |
План | Факт |
1 | 4 | Экономика – наука для всех и каждого | Экономика как наука. Краткие исторические сведения о ее возникновении и развитии - как результате новых форм взаимодействия человека и природы. | Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков, развивать этические чувства. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения. Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в учебнике, словарях, дополнительной литературе, высказываться, опираясь на свой жизненный опыт, анализировать ситуации, подводить анализируемые объекты под понятие, устанавливать аналогии. Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, принимать другие мнения и позиции, договариваться, приходить к общему решению, задавать вопросы | Мини-проектная деятельность по темам: «Что мы узнаем из сказок о старинном этикете», «Экономика - наука для каждого», «Точный расчет: зачем он нужен», «Экономика в моей семье», «Расчет бюджета семьи. Зачем это знать?», «История этикета», «Мой речевой этикет», «Виды этикета». Подбор родственных слов, умение работать с разными видами словарей. Написание сочинений. Конкурс рисунков (персонажи сказки, части леса). Составление словаря пословиц и поговорок экономического содержания. Завести для каждого персонажа страничку для последующего заполнения (после каждой сказки - качества героя) | 05.09 | |
2 | Экономика – наука для всех и каждого | 12.09 | |
3 | Экономика – наука для всех и каждого | 19.09 | |
4 | Экономика – наука для всех и каждого | 26.09 | |
5 | 3 | Потребности. Виды потребностей | Потребности — это всё то, что требуется для жизни. Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев). Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов. Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии. | Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке, потребность в самоактуализации, самовыражению и самоутверждению. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, различать способ и результат действий, выполнять учебные действия. Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в учебнике, словарях, дополнительной литературе; анализировать объекты, выделять главное, проводить сравнение, классификацию по разным критериям, обобщать, подводить анализируемые объекты под понятие, устанавливать аналогии. Выразительно читать, «проигрывать роли» с промежуточным обсуждением и домысливанием событий. Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание, задавать вопросы | Виды потребностей в рисунках, пословицах и поговорках. Рассмотреть, как отражается этот вопрос в сказках, литературных произведениях. Мини-проект: «Потребности древнего человека», «Потребности наших прабабушек», «Как изменились потребности человека за 100 лет». Работа в «Рабочей тетради». Возможные виды деятельности (практические работы, экскурсии, проекты и т.п.) | 03.10 | |
6 | Потребности. Виды потребностей | 10.10 | |
7 | Потребности. Виды потребностей | 17.10 | |
8 | 4 | Торговля – это расчет | Понятие о товаре. Собственные затраты; цена и прибыль. Понятие о торговле. Торговая прибыль. Формы торговли: оптовая, розничная. Понятие о посредничестве. Доля посредника. Спрос и предложение. Их соотношение и взаимосвязь с ценой. | Мини-проекты: «История денег», «История копейки», «Что служило деньгами у разных народов», «Пословицы и поговорки со словами "деньги", "копейка", "рубль", "цена", "торговля"». Знакомство с героями сказки. Решение эконом. задач на определение себестоимости, цены. Построение графиков по заданным таблицам; решение экономических задачи в виде рисунка, текста, в схематическом изображении. Викторина или конкурс по литературным произведениям, связанным с понятиями товарно - денежных отношений. Выставка современных и старинных российских и иностранных денег. Инсценировки, чтение по ролям. Работа в «Рабочей тетради» | 24.10 | |
9 | Торговля – это расчет | 07.11 | |
10 | Торговля – это расчет | 14.11 | |
11 | Торговля – это расчет | 21.11 | |
12 | 4 | Услуга как особый вид деятельности | Услуги — действия, которые оказывают человеку различные люди и организации (учреждения). Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и др. Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. | Личностные: сохранять мотивацию к учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способности к самооценке. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно оценивать свои действия. Познавательные: использовать знаки, символы, модели, графики, таблицы, ориентируясь на сюжет сказки, свой жизненный опыт, полученные знания, выделять существенное, осуществлять синтез, проводить сравнение, классификацию по разным категориям, устанавливать причинно- следственные связи, строить рассуждения об объекте. Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы по существу. Работать в парах, группах и команде, контролировать свои действия, согласовывая их с действиями одноклассников | Составление бизнес-плана по организации своего предприятия. Сбор информации о профессиях (работников ресторана, гостиницы и т.п.). Составление таблицы: какие профессии были раньше, были раньше и есть сейчас, появились недавно. Составление словаря пословиц и поговорок, загадок, связанных с профессиями. Решение экономических задач в схематическом изображении | 28.11 | |
13 | Услуга как особый вид деятельности | 05.12 | |
14 | Услуга как особый вид деятельности | 12.12 | |
15 | Услуга как особый вид деятельности | 19.12 | |
16 | 3 | Понятие собственности и право распоряжаться ею | Сущность аренды. Арендная плата. Арендный договор. Условия аренды. | Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу, сохранять мотивацию к учебе, развивать способность к самооценке. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, выполнять учебные действия в материале, вносить коррективы в действия. Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, графики, таблицы, ориентироваться на разные способы решения задач. Анализировать текст с точки зрения экономич. содержания и этических норм, выделять главное, сравнивать, делать выводы. Использовать свой жизненный опыт в проблемных ситуациях, уметь строить рассуждения. Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собств. мнение и позицию. Задавать вопросы, вести диалоги | Подбор отрывков из сказок и составление заданий на нахождение экономических понятий (например, «Мужик и медведь»: понятия арендатор, арендодатель, арендная плата). Решение текстовых задач, экономических задач в виде рисунка на подсчет арендной платы, выстраивание и чтение графиков в «Рабочей тетради». Составление экономических задач на нахождение арендной платы | 26.12 | |
17 | Понятие собственности и право распоряжаться ею | 09.01 | |
18 | Понятие собственности и право распоряжаться ею | 16.01 | |
19 | 4 | Первоначальный капитал. Сущность кредита | Отличие капитала от суммы денег. Первоначальный капитал. Сущность кредита. Банковский процент и банковская прибыль. Гарантия платежеспособности (залог). | Личностные: сохранять мотивацию к учебе ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке, умение анализировать свои действия. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, контролировать себя, контролировать и анализировать действия партнера, вносить коррективы в действия. Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, модели, символы, ориентироваться на разные способы решения задач. Владеть основами смыслового чтения, выделять главное, проводить сравнение и различение понятий, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственную позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу. Владеть монологической и диалогической речью | Обмен проблемными вопросами. Поиск и самостоятельное выстраивание порядка действий. Формулирование проблемных вопросов (на основе анализа текста): «Почему банки появились во Флоренции?», «Как ты думаешь, низкими или высокими были "морские проценты"?». Выстраивание логических цепочек экономического содержания. Решение текстовых задач, загадок, ребусов. Тестирование «Чем занимается банк?» Мини-проекты: «История банка», «Как банки повлияли на развитие экономики», «Облик банкира. Какой он?», «Банк. Вклады», «Разновидности банков». Игра «Справочное бюро» | 23.01 | |
20 | Первоначальный капитал. Сущность кредита | 30.01 | |
21 | Первоначальный капитал. Сущность кредита | 06.02 | |
22 | Первоначальный капитал. Сущность кредита | 13.02 | |
23 | 3 | Производство | Издержки производства. Прибыль производителя. Материальные и трудовые затраты. Экономия и снижение затрат. Качество производимой продукции. Штрафы, пени, неустойки. | Решение экономических задач, ребусов, загадок. Интерактивные игры «Я -производитель. Мой бизнес-план», «Открываю своепроизводство». Игра «Путь к успеху». (В конце книги есть игра «Путь к успеху», в которой игроки условно «проходят» различные варианты коммерческой деятельности. Можно увеличить размер игры, поделить класс на команды. Учащиеся, попадая на тот или иной значок, приводят примеры, применительно к различным видам деятельности.) Проектная работа «Цивилизованный предприниматель - какой он?» (Класс делится на группы и каждая группа разрабатывает свой портрет. Основной вывод после защиты: никакая цель не может затмить моральные ценности). Подбор пословиц и поговорок по теме. Составление «Словаря фразеологических оборотов» | 20.02 | |
24 | Производство | 27.02 | |
25 | Производство | 06.03 | |
26 | 2 | Конкуренция: хорошо это или плохо? | Конкуренция. Банкротство - разорение. | Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять пошаговый контроль и итоговый контроль. Адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, вносить коррективы в свои действия. Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, схемы, символы. Учиться строить и расшифровывать графики, составлять и разгадывать ребусы, экономические задачки. Ориентироваться на разные способы решения задач. Владеть основами смыслового чтения текста, анализировать, выделять главное, осуществлять синтез, проводить сравнение, различение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать по какому-нибудь признаку. Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать мнения, стремиться к координации. Формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера. Использовать речь для регуляции своего действия. Владеть монологической и диалогической формой речи | Урок-игра «Конкуренция - хорошо или плохо», Мини-проекты по темам: «Примеры конкурентной борьбы в истории», «Положительные и отрицательные стороны конкурентной борьбы», «Словарь пословиц и поговорок по теме», фразеологические обороты, отражающие понятия: конкурентная борьба и монополия. Конкурс реклам. Проектная работа «История рекламы». Рекламный радиорепортаж. Инсценировка рекламы | 13.03 | |
27 | Конкуренция: хорошо это или плохо? | 20.03 | |
28 | 2 | Банкротство. Акционерная форма капитала | Слияние капиталов и образование акционерных обществ. Паевой взнос. Акции. Дивиденд как часть чистой прибыли акционерной формы. Акционер. Учредители. | Решение экономических задач, проблемных вопросов, работа по тетради и со словарем. Составление своего словаря пословиц и поговорок. Организация игры «Аукцион». Проектная работа «Виды аукционов». Придумывание сюжета: как проводилась продажа лавки и как Белка в нем победила. Инсценирование сюжетных линий | 03.04 | |
29 | Банкротство. Акционерная форма капитала | 10.04 | |
30 | 1 | Внешняя торговля | Внешняя торговля. Контракт как способ юридического оформления сделки. Таможня и таможенные пошлины. Пошлины на импорт и пошлины на экспорт. Транспортные расходы. Понятие налога. Виды налогов. Источники налогов. | Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять пошаговый контроль и итоговый контроль. Адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, вносить коррективы в свои действия. Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, схемы, символы. Учиться строить и расшифровывать графики, составлять и разгадывать ребусы, экономические задачки. Ориентироваться на разные способы решения задач. Владеть основами смыслового чтения текста, анализировать, выделять главное, осуществлять синтез, проводить сравнение, различение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать по какому-нибудь признаку. Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать мнения, стремиться к координации. Формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера. Использовать речь для регуляции своего действия. Владеть монологической и диалогической формой речи. | Придумывание другой концовки сказки, новой сюжетной линии. Работа в тетради, решение экономических задач. Составление задач экономического содержания. Мини-проект «Составление контракта» | 17.04 | |
31 | 3 | Способы ведения хозяйства | Урок-дискуссия. Работа с пословицами и поговорками. Дискуссия о методах и возможностях прогнозов. «Каким должен быть руководитель» - игра-диспут, сочинение-размышление | 24.04 | |
32 | Способы ведения хозяйства | 08.05 | |
33 | Способы ведения хозяйства | 15.05 | |
34 | 1 | Итоговый урок КВН «Путь к успеху» | | Класс делится на команды, каждая команда должна организовать свое производство. Предлагается домашнее задание: составление бизнес-плана, рекламы. К игре учитель готовит задачи, конкурс капитанов, теоретические вопросы, творческие задания | 22.05 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Учебные и методические пособия:
Смирнова Т.В. Белка и компания: экономика для детей в сказках, играх и задачках. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. 144 с.
Смирнова Т.В. Новые приключения Белки и ее друзей: учебное пособие для 3-4 классов. Самара: Корпорация «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2013. 160 с.
Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации к факультативному курсу «Экономика для младших школьников» (1-й год обучения). Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров, 2009. 112 с.
Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к факультативному курсу «Экономика». Самара: Издательство «Учебная литература: Издательский дом «Федоров», 2008. - 96 с.
Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Методические рекомендации, ответы и пояснения к задачнику-рабочей тетради по экономике «Путешествие в компании Белки и ее друзей». Самара: Корпорация «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2014. -24 с.
Смирнова Т.В. Экономический сказочный словарь. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2006. -128 с.
Золотарева Т.В. Белка и компания. Экономическая настольная игра.
Специфическое сопровождение (оборудование):