Пояснительная записка
Настоящая программа курса внеурочной деятельности «Художественное творчество: станем волшебниками» для 3 класса разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
ФГОС НОО (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»), с изменениями и дополнениями
Федеральным Законом от 24 июля 1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка РФ».
Федеральным Законом от 24 июня 1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Федеральным Законом от 24 июня 1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 №115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Письмом Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 N 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
Письмом Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 №ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий».
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»».
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»».
Методическими рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.05.2020 № 02/9060-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций в условиях распространения COVID-19».
ООП ООО МБОУ «Лицей №24» им. П.С. Приходько.
Уставом МБОУ «Лицей №24» им. П.С. Приходько.
Локальными актами МБОУ «Лицей №24» им. П.С. Приходько.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Художественное творчество: станем волшебниками» для 3 класса разработана на основе Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова. Сост. Е.Н. Петрова, авторской программы курса «Художественное творчество: станем волшебниками» Т. Н. Просняковой.
В 2021-2022 учебном году программа реализуется в 3 классе МБОУ «Лицей № 24» им. П. С. Приходько и рассчитана на 34 часа, учитывая особенности календаря и расписания занятий текущего учебного года.
Занятия по данному курсу познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально-творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Цель программы: гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества.
Задачи:
- развить творческий потенциал детей средствами художественного труда;
- формировать прикладные умения и навыки;
- воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.
- создавать условия для воспитания патриотизма - через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- создавать условия для воспитания трудолюбия - привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков
- творческого отношения к учению, труду, жизни;
- формирования представлений об эстетических ценностях (восприятие красоты природы, знакомство с художественными ценностями материального мира, эстетической выразительностью предметов рукотворного мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
- бережного отношения к природе, окружающей среде (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, животных и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Ценностные ориентиры содержания курса:
- личностное развитие учащихся;
- воспитание у них интереса к различным видам деятельности;
- получение и совершенствование определенных технологических навыков.
Методологическое обеспечение программы:
- системно-деятельностный подход в начальном обучении;
- игровой метод.
Курс «Художественное творчество: станем волшебниками» является логическим продолжением основного курса «Технология», разработанного в системе развивающего обучения Т.Н.Просняковой.
Работа по программе основана на книгах серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья», рабочих тетрадях «Школа волшебников» , «Волшебные секреты» и книге «Забавные фигурки. Модульное оригами».
Программа рассчитана на 1 год, 34 учебные недели. В связи с особенностями календаря 2021-2022 учебного года, календарно-тематическое планирование составлено на 34 часа.
Формы представления результатов:
При проведении занятий используются формы представления результатов: выставки, соревнования, конкурсы, творческая мастерская.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности способствует формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый ребенок будет значимым участником деятельности.
Планируемые результаты:
в сфере личностных универсальных учебных действий:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
в сфере регулятивных универсальных учебных действий:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
- проявлять познавательную инициативу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
в сфере коммуникативных универсальных учебных действий:
- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Художественное творчество: станем волшебниками»
3 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Виды внеурочной деятельности | Дата по плану | Дата по факту |
Раздел 1. «Работа с бумагой и картоном» (4 часа) |
1 | Объемные изделия в технике оригами | 1 | Работа с цветной бумагой. | 01.09 | |
2 | Симметричное вырезание | 1 | Работа с цветной бумагой. | 08.09 | |
3 | Игрушки из картона с подвижными деталями | 1 | Работа с бумагой, картоном. | 15.09 | |
4 | Моделирование из конусов | 1 | Работа с бумагой, картоном. | 22.09 | |
Раздел 2. «Модульное оригами» (2 часа) |
5 | Художественные образы из треугольных модулей | 1 | Работа с бумагой, картоном. | 29.09 | |
6 | Художественные образы из треугольных модулей | 1 | Работа с бумагой, картоном. | 06.10 | |
Раздел 3. «Работа с бумагой и картоном» (3 часа) |
7 | Моделирование из бумаги и салфеток | 1 | Работа с бумагой, салфетками. | 13.10 | |
8 | Надрезание бахромой, скручивание в жгут | 1 | Работа с шерстью, тесьмой. | 20.10 | |
9 | Рисование ватой по бархатной бумаге | 1 | Работа с ватой, бархотной бумагой. | 27.10 | |
Раздел 4. «Текстильные материалы» (6 часов) |
10 | Изонить на картонной основе | 1 | Изонить на картонной основе | 10.11 | |
11 | Аппликация из резаных нитей | 1 | Работа с шерстью, картоном | 17.11 | |
12 | Нитяная бахрома | 1 | Работа с шерстью, тесьмой. | 24.11 | |
13 | Аппликация из распущенного трикотажа | 1 | Работа с трикотажем, картоном. | 01.12 | |
14 | Аппликация из нитяных валиков | 1 | Работа с шерстью, картоном. | 08.12 | |
15 | Моделирование из проволоки и помпонов | 1 | Моделирование из проволоки и помпонов. | 15.12 | |
Раздел 5. «Модульное оригами» 2 часа) |
16 | Модульное оригами. Объемные изделия. Снеговик | 1 | Работа с бумагой. | 22.12 | |
17 | Модульное оригами. Объемные изделия. Снеговик | 1 | Работа с бумагой. | 12.01 | |
Раздел 5. «Текстильные материалы» (5 часов) |
18 | Приклеивание ниток по спирали | 1 | Работа с шерстью, картоном. | 19.0 | |
19 | Аппликация из жатой ткани | 1 | Работа с тканью, бумагой, картоном. | 26.01 | |
20 | Аппликация из ткани и ниток | 1 | Работа с тканью, бумагой, картоном. | 02.02 | |
21 | Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу | 1 | Работа с тканью, бумагой, картоном. | 09.02 | |
22 | Вышивание. Стебельчатый и тамбурный швы | 1 | Работа с картоном, тканью, шерстью. | 16.02 | |
Раздел 6. «Модульное оригами» (2 часа) |
23 | Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля | 1 | Работа с бумагой. | 02.03 | |
24 | Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля | 1 | Работа с бумагой. | 09.03 | |
Раздел 7. «Пластические материалы» (6 часов) |
25 | Раскатывание пластилина | 1 | Работа с пластилином, картоном. | 16.03 | |
26 | Обратная аппликация из пластилина на прозрачной основе | 1 | Работа с пластилином, картоном. | 23.03 | |
27 | Пластилиновые нити, продавленные через сито | 1 | Работа с пластилином, картоном. | 06.04 | |
28 | Разрезание пластилина. Аппликация. Мозаика | 1 | Работа с пластилином, картоном. | 13.04 | |
29 | Лепка из соленого теста на основе из фольги | 1 | Лепка из соленого теста на основе из фольги. | 20.04 | |
30 | Торцевание на бумаге | 1 | Работа с бумагой. | 27.04 | |
Раздел 8. «Работа с бумагой и картоном» (2 часа) |
31 | Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе | 1 | Работа с гофрированной бумагой, проволокой. | 04.05 | |
32 | Соединение модуля «Супершар» и треугольного модуля. Нарциссы | 1 | Работа с гофрированной бумагой, проволокой. | 11.05 | |
Раздел 8. «Модульное оригами» (2 часа) |
33 | Изделия с использованием модуля «Трилистник» и треугольного модуля | 1 | Работа с гофрированной бумагой, проволокой. | 18.05 | |
34 | Изделия с использованием модуля «Трилистник» и треугольного модуля | 1 | Работа с гофрированной бумагой, проволокой. | 25.05 | |
Итого - 34 часа |
Содержание тем курса:
Раздел 1. Работа с бумагой и картоном (по книгам серии «Любимый образ») – 9 часов
Объемные изделия в технике оригами. Симметричное вырезание. Игрушки из картона с подвижными деталями. Моделирование из конусов. Моделирование из бумаги и салфеток. Надрезание бахромой, скручивание в жгут. Рисование ватой по бархатной бумаге. Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе. Соединение модуля «Супершар» и треугольного модуля. Нарциссы.
Раздел 2. Текстильные материалы (по книгам серии «Любимый образ») – 11 часов
Изонить на картонной основе. Аппликация из резаных нитей. Нитяная бахрома. Аппликация из распущенного трикотажа. Аппликация из нитяных валиков. Моделирование из проволоки и помпонов. Приклеивание ниток по спирали. Аппликация из жатой ткани. Аппликация из ткани и ниток. Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу. Вышивание. Стебельчатый и тамбурный швы.
Раздел 3. Пластические материалы (по книгам серии «Любимый образ») – 6 часа
Раскатывание пластилина. Обратная аппликация из пластилина на прозрачной основе. Пластилиновые нити, продавленные через сито. Разрезание пластилина. Аппликация. Мозаика. Лепка из соленого теста на основе из фольги. Торцевание на бумаге.
Раздел 4. Модульное оригами (по книге «Забавные фигурки. Модульное оригами») – 8 часов
Художественные образы из треугольных модулей. Модульное оригами. Объемные изделия. Снеговик. Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля. Изделия с использованием модуля «Трилистник» и треугольного модуля.
Материально-техническое и учебно-методологическое обеспечение:
Для осуществления образовательного процесса по программе «Художественное творчество: станем волшебниками» необходимы следующие принадлежности:
- компьютер, принтер, медиапроектор.
Занятия проводятся в учебных кабинетах.
Список используемой литературы:
1. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/ П78 Сост. Е.Н. Петрова. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011 г.;
2. Проснякова Т.Н. Книги серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья». - Самара : Издательский дом «Федоров», 2007.
3. Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. - 104 с. - (Золотая библиотека увлечений).
4. Интернет-сайт Страна Мастеров: http://stranamasterov.ru.
Интернет-ресурсы:
http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет;
http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей.