Пояснительная записка
Настоящая программа курса внеурочной деятельности «Я - гражданин» разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
ФГОС НОО (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»), с изменениями и дополнениями
Федеральным Законом от 24 июля 1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка РФ».
Федеральным Законом от 24 июня 1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Федеральным Законом от 24 июня 1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 №115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Письмом Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 N 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
Письмом Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 №ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий».
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»».
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»».
Методическими рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.05.2020 № 02/9060-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций в условиях распространения COVID-19».
ООП ООО МБОУ «Лицей №24» им. П.С. Приходько.
Уставом МБОУ «Лицей №24» им. П.С. Приходько.
Локальными актами МБОУ «Лицей №24» им. П.С. Приходько.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – гражданин» разработана на основе программы внеурочной деятельности система Л.В. Занкова, сост. Е.Н. Петрова, авторской программы курса « Я – гражданин России» С.В.Сабина.
Программа предназначена для учащихся начальных классов и основана на содержании учебников-хрестоматий Н.Я. Чутко «Я - гражданин России». В программе широко представлены примеры нравственного поведения как из прошлой, так и настоящей жизни нашей страны. Сказочно-мифологические, историко-литературные и документальные материалы, включенные в доступный детскому восприятию авторский текст, толкование новых слов, вопросы-задания, иллюстрации - все это формирует у школьников начальные историко-обществоведческие знания (на уровне представлений), помогает детям почувствовать сопричастность к нашей истории и сегодняшнему дню России.
Цель программы: способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.
Задачи:
содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире;
оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;
обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере - в представлениях) о родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали и нравственности;
создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во времени.
Ценностные ориентиры содержания курса:
- ценность ребенка как самостоятельной личности;
- ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе;
- знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опыт взаимодействия с людьми разного возраста;
- представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
Методологическое обеспечение программы:
- творческие конкурсы;
- выставки декоративно-прикладного искусства;
- коллективные творческие дела;
- соревнования;
- показательные выступления;
- праздники;
- викторины;
- интеллектуально-познавательные игры;
- трудовые дела;
- наблюдение учащихся за событиями в городе, стране;
- обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
- заочные путешествия
- акции благотворительности, милосердия
- творческие проекты, презентации
- проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
- сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная)
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
В 2021-2022 учебном году программа реализуется в 3 классе МБОУ «Лицей № 24» им. П. С. Приходько и рассчитана на 18 часов (0,5 часа в неделю), учитывая особенности календаря и расписания занятий текущего учебного года.
Формы представления результатов:
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности способствует формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый ребенок будет значимым участником деятельности.
Планируемые результаты:
в сфере личностных универсальных учебных действий:
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
в сфере регулятивных универсальных учебных действий:
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.),
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности.
в сфере коммуникативных универсальных учебных действий:
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей,
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Я - гражданин»
3 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Виды внеурочной деятельности | Дата по плану | Дата по факту |
Раздел 1. «Я живу в России» (6 часов) |
1 | От Москвы и до окраин | 1 | Проблемно – ценностное общение | 03.09 | |
2 | Москва – столица России | 1 | Проблемно – ценностное общение | 17.09 | |
3 | Россия – многонациональное государство. Народы России | 1 | Проблемно – ценностное общение | 01.10 | |
4 | Общее и особенное народов России. О расах, языках и религиях | 1 | Познавательная деятельность | 15.10 | |
5 | Праздники России | 1 | Проектная деятельность | 29..10 | |
6 | Гражданин России | 1 | Познавательная деятельность | 19.11 | |
Раздел 2. «Без прошлого нет настоящего и будущего» (5 часов) |
7 | Самое необычное на Земле | 1 | Познавательная деятельность | 03.12 | |
8 | Как настоящее связано с прошлым | 1 | Проблемно – ценностное общение | 17.12 | |
9 | Наука о происхождении и становлении человека | 1 | Познавательная деятельность | 14.01 | |
10 | Религиозно- мифологические представления о мире и человеке | 1 | Познавательная деятельность | 28.01 | |
11 | Библейские представления о происхождении мира и человека | 1 | Познавательная деятельность | 11.02 | |
Раздел 3. «Как далекая Россия становится близкой» (3 часа) |
12 | Как воскресить прошлое. Археология | 1 | Проблемно – ценностное общение | 25.02 | |
13 | Как воскресить прошлое. Этнография. Топонимика | 1 | Проблемно – ценностное общение | 11.03 | |
14 | Имена и фамилии | 1 | Проектная деятельность | 25.03 | |
Раздел 4. «Россия и мир» (1 час) |
15 | Мы все разные | 1 | Познавательная деятельность | 15.04 | |
Раздел 5. «Россия – моя Родина» (2 часа) |
16 | Чудеса света | 1 | Познавательная деятельность | 29.04 | |
17 | Россия – моя Родина | 1 | Проблемно – ценностное общение | 13.05 | |
18 | Россия – моя Родина | 1 | Проблемно – ценностное общение | 27.05 | |
Итого - 18 часов |
Содержание тем курса:
Раздел 1. Я живу в России (6 часов)
Особенности территории России. Разнообразие и богатство
природы России. Современная карта России (сравнение). Самое главное богатство - люди, их знания, труд, таланты. Города России. Малая родина.
Москва - столица России. История Москвы. Образ столицы в литературе и живописи.
Россия - многонациональное государство. Язык межнационального общения.
Народы России. История народов России. Татары. Якуты. Особенности национального характера в сказках. Общее и особенное народов России. Расы, языки, религия, разность традиций, обычаев (на отдельных примерах).
Наши праздники (общероссийские, национальные, региональные - на отдельных примерах).
Гражданин России. Конституция. Права и обязанности граждан России, учащихся школы, младшего школьника (на отдельных примерах).
Понятия: столица, конституция, расовые признаки, язык, культура.
Раздел 2. Без прошлого нет настоящего и будущего (5 часов)
Человек - самое необычное существо на Земле. Связь настоящего с прошлым. Уроки прошлого. История и предыстория. Представления о происхождении мира, становлении человека (научная и религиозно-мифологическая версии).
Представления древних славян, древних греков, библейские представления.
Понятия: социальное, существо, религия, Библия, антрополог, неандертальцы, кроманьонцы, летнее солнцестояние.
Раздел 3. Как далекая Россия становится близкой (3 часа)
Как воскресить прошлое. Археология. Этнография. Обычаи и традиции. Топонимика. Имена и фамилии. Письменность. Время и пространство в истории (хронология, историческая карта). Календарь.
Понятия: археология, общество, мавзолей, саркофаг, барельеф, этнография, Троица, масленица, Святки, фольклор, талисман, летопись, олимпиада, эра.
Раздел 4. Россия и мир (1 час)
Россия и другие страны мира (историческая карта мира). Земля - наш общий дом. «Семь чудес света»: египетские пирамиды, висячие сады Семирамиды, храм Артемиды Эфесской, статуя Зевса Олимпийского, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, Александрийский маяк. «Чудеса света» (искусство, наука, культура - на примере России и ряда других стран).
Общечеловеческие проблемы (сохранение мира и здоровья, экологическое сознание), их прогнозирование и преодоление с использованием опыта, уроков истории. Международное сотрудничество.
Понятия: чудеса света, папирус, пилоны, Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка.
Заключение. Россия – моя Родина (2 часа)
Материально-техническое и учебно-методологическое обеспечение:
Для осуществления образовательного процесса по программе «Я - гражданин» необходимы следующие принадлежности:
- компьютер, принтер, медиапроектор.
Занятия проводятся в учебных кабинетах.
Список используемой литературы:
1. Чутко Н.Я. Я - гражданин России (Я - моя страна - мой мир): учебное пособие по факультативному курсу для 3 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008. - 160 с.
2. Чутко Н.Я., Авдейчук Н.Г. Методические пояснения к курсу «Я - гражданин России». 3 класс. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2004. - 32 с.
Интернет-ресурсы:
http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет;
http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей.