СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Я - гражданин"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Я - гражданин" разработана на основе программы внеурочной деятельности "Я - гражданин России" С. В. Сабина.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Я - гражданин"»

Пояснительная записка

Настоящая программа курса внеурочной деятельности «Я - гражданин» разработана в соответствии со следующими нормативными

документами:

  • Федеральным Законом от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • ФГОС НОО (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»), с изменениями и дополнениями

  • Федеральным Законом от 24 июля 1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка РФ».

  • Федеральным Законом от 24 июня 1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Федеральным Законом от 24 июня 1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

  • Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 №115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования».

  • Письмом Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 N 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».

  • Письмом Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 №ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий».

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020  № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»».

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»».

  • Методическими рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.05.2020 № 02/9060-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций в условиях распространения COVID-19».

  • ООП ООО МБОУ «Лицей №24» им. П.С. Приходько.

  • Уставом МБОУ «Лицей №24» им. П.С. Приходько.

  • Локальными актами МБОУ «Лицей №24» им. П.С. Приходько.


Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – гражданин» разработана на основе программы внеурочной деятельности система Л.В. Занкова, сост. Е.Н. Петрова, авторской программы курса « Я – гражданин России» С.В.Сабина.

Программа предназначена для учащихся начальных классов и основана на содержании учебников-хрестоматий Н.Я. Чутко «Я - гражданин России». В программе широко представлены примеры нравственного поведения как из прошлой, так и настоящей жизни нашей страны. Сказочно-мифологические, историко-литературные и документальные материалы, включенные в доступный детскому восприятию авторский текст, толкование новых слов, вопросы-задания, иллюстрации - все это формирует у школьников начальные историко-обществоведческие знания (на уровне представлений), помогает детям почувствовать сопричастность к нашей истории и сегодняшнему дню России.

Цель программы: способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.

Задачи:

    • содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире;

    • оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;

    • обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере - в представлениях) о родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали и нравственности;

    • создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во времени.

Ценностные ориентиры содержания курса:

- ценность ребенка как самостоятельной личности;

- ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе;

- знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опыт взаимодействия с людьми разного возраста;

- представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

Методологическое обеспечение программы:

- творческие конкурсы;

- выставки декоративно-прикладного искусства;

- коллективные творческие дела;

- соревнования;

- показательные выступления;

- праздники;

- викторины;

- интеллектуально-познавательные игры;

- трудовые дела;

- наблюдение учащихся за событиями в городе, стране;

- обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

- заочные путешествия

- акции благотворительности, милосердия

- творческие проекты, презентации

- проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров

- сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная)

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

В 2021-2022 учебном году программа реализуется в 3 классе МБОУ «Лицей № 24» им. П. С. Приходько и рассчитана на 18 часов (0,5 часа в неделю), учитывая особенности календаря и расписания занятий текущего учебного года.


Формы представления результатов:

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности способствует формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый ребенок будет значимым участником деятельности.

Планируемые результаты:

в сфере личностных универсальных учебных действий:

- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

в сфере регулятивных универсальных учебных действий:

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.),

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности.

в сфере коммуникативных универсальных учебных действий:

- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей,

- приобретение  навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).


Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Я - гражданин»

3 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Виды внеурочной деятельности

Дата по плану

Дата по факту

Раздел 1. «Я живу в России» (6 часов)

1

От Москвы и до окраин

1

Проблемно – ценностное общение

03.09


2

Москва – столица России

1

Проблемно – ценностное общение

17.09


3

Россия – многонациональное

государство. Народы России

1

Проблемно – ценностное общение

01.10


4

Общее и особенное народов России. О расах, языках и религиях

1

Познавательная деятельность

15.10


5

Праздники России

1

Проектная деятельность

29..10


6

Гражданин России

1

Познавательная деятельность

19.11


Раздел 2. «Без прошлого нет настоящего и будущего» (5 часов)

7

Самое необычное на Земле

1

Познавательная деятельность

03.12


8

Как настоящее связано с прошлым

1

Проблемно – ценностное общение

17.12


9

Наука о происхождении и становлении человека

1

Познавательная деятельность

14.01


10

Религиозно- мифологические представления о мире и человеке

1

Познавательная деятельность

28.01


11

Библейские представления

о происхождении мира и человека

1

Познавательная деятельность

11.02


Раздел 3. «Как далекая Россия становится близкой» (3 часа)

12

Как воскресить прошлое. Археология

1

Проблемно – ценностное общение

25.02


13

Как воскресить прошлое. Этнография. Топонимика

1

Проблемно – ценностное общение

11.03


14

Имена и фамилии

1

Проектная деятельность

25.03


Раздел 4. «Россия и мир» (1 час)

15

Мы все разные

1

Познавательная деятельность

15.04


Раздел 5. «Россия – моя Родина» (2 часа)

16

Чудеса света

1

Познавательная деятельность

29.04


17

Россия – моя Родина

1

Проблемно – ценностное общение

13.05


18

Россия – моя Родина

1

Проблемно – ценностное общение

27.05


Итого - 18 часов



Содержание тем курса:

Раздел 1. Я живу в России (6 часов)

Особенности территории России. Разнообразие и богатство

природы России. Современная карта России (сравнение). Самое главное богатство - люди, их знания, труд, таланты. Города России. Малая родина.

Москва - столица России. История Москвы. Образ столицы в литературе и живописи.

Россия - многонациональное государство. Язык межнационального общения.

Народы России. История народов России. Татары. Якуты. Особенности национального характера в сказках. Общее и особенное народов России. Расы, языки, религия, разность традиций, обычаев (на отдельных примерах).

Наши праздники (общероссийские, национальные, региональные - на отдельных примерах).

Гражданин России. Конституция. Права и обязанности граждан России, учащихся школы, младшего школьника (на отдельных примерах).

Понятия: столица, конституция, расовые признаки, язык, культура.

Раздел 2. Без прошлого нет настоящего и будущего (5 часов)

Человек - самое необычное существо на Земле. Связь настоящего с прошлым. Уроки прошлого. История и предыстория. Представления о происхождении мира, становлении человека (научная и религиозно-мифологическая версии).

Представления древних славян, древних греков, библейские представления.

Понятия: социальное, существо, религия, Библия, антрополог, неандертальцы, кроманьонцы, летнее солнцестояние.

Раздел 3. Как далекая Россия становится близкой (3 часа)

Как воскресить прошлое. Археология. Этнография. Обычаи и традиции. Топонимика. Имена и фамилии. Письменность. Время и пространство в истории (хронология, историческая карта). Календарь.

Понятия: археология, общество, мавзолей, саркофаг, барельеф, этнография, Троица, масленица, Святки, фольклор, талисман, летопись, олимпиада, эра.

Раздел 4. Россия и мир (1 час)

Россия и другие страны мира (историческая карта мира). Земля - наш общий дом. «Семь чудес света»: египетские пирамиды, висячие сады Семирамиды, храм Артемиды Эфесской, статуя Зевса Олимпийского, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, Александрийский маяк. «Чудеса света» (искусство, наука, культура - на примере России и ряда других стран).

Общечеловеческие проблемы (сохранение мира и здоровья, экологическое сознание), их прогнозирование и преодоление с использованием опыта, уроков истории. Международное сотрудничество.

Понятия: чудеса света, папирус, пилоны, Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка.

Заключение. Россия моя Родина (2 часа)


Материально-техническое и учебно-методологическое обеспечение:

Для осуществления образовательного процесса по программе «Я - гражданин» необходимы следующие принадлежности:

- компьютер, принтер, медиапроектор.

Занятия проводятся в учебных кабинетах.


Список используемой литературы:

1. Чутко Н.Я. Я - гражданин России (Я - моя страна - мой мир): учебное пособие по факультативному курсу для 3 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008. - 160 с.

2. Чутко Н.Я., Авдейчук Н.Г. Методические пояснения к курсу «Я - гражданин России». 3 класс. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2004. - 32 с.


Интернет-ресурсы:

http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет;

http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!