Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Увлекательный русский» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
Говорение и письмо: • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация); • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог- обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога); • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации
и видов деятельности
Содержание курса внеурочной деятельности | Форма организации | Виды деятельности |
Введение | Зачем нужна речь? | Кружок | Познавательная |
Секреты устной речи | Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. Какова роль интонации в устной речи. Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения. Орфоэпические нормы русского языка. История современных знаков препинания. | Познавательная Игровая Проблемно-ценностное общение |
Секреты письменной речи | Зачем нужно знать алфавит. В чём секрет правописания морфем. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания. Не пером пишут – умом. Тайны письма. | Познавательная Игровая Проблемно-ценностное общение |
Загадки русского словообразования | Структура слова. Способы образования слов. Словообразовательное гнездо однокоренных слов. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова. Сказочные превращения. | Познавательная Игровая Проблемно-ценностное общение |
Тайны русского слова | В царстве смыслов много дорог. Русский язык – наше национальное богатство. О многозначности слова. Об одном и том же разными словами. О фразеологических оборотах. Крылатые слова и выражения. Словари «чужих» слов. Словарь-грамотей. | Познавательная Игровая Проблемно-ценностное общение |
Речевой этикет | Правила речевого этикета. Речевой этикет – гарант коммуникативного успеха. | Познавательная Игровая Проблемно-ценностное общение |
Итоговое занятие | Словотворчество | Познавательная |
Тематическое планирование
Раздел | Темы | Кол-во часов |
Введение (1ч) | Зачем нужна речь? | 1 |
Секреты устной речи (4ч) | Почему не всегда совпадает звучание и написание слова | 1 |
Какова роль интонации в устной речи. Разговор как искусство устной речи | 1 |
Основные нормы современного литературного произношения. Орфоэпические нормы русского языка | 1 |
История современных знаков препинания | 1 |
Секреты письменной речи (4ч) | Зачем нужно знать алфавит | 1 |
В чём секрет правописания морфем | 1 |
Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывани | 1 |
Не пером пишут – умом. Тайны письма | 1 |
Загадки русского словообразования (2ч) | Структура слова. Способы образования слов. Словообразовательное гнездо однокоренных слов | 1 |
Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова. Сказочные превращения | 1 |
Тайны русского слова (4ч) | В царстве смыслов много дорог. Русский язык – наше национальное богатство | 1 |
О многозначности слова. Об одном и том же разными словами | 1 |
О фразеологических оборотах. Крылатые слова и выражения | 1 |
Словари «чужих» слов. Словарь-грамотей. | 1 |
Речевой этикет (1ч) | Правила речевого этикета. Речевой этикет – гарант коммуникативного успеха | 1 |
Итоговое занятие (1ч) | Словотворчество | 1 |
Итого: | | 17 |