СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юные музееведы" для 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность курса заключается в том,  что  для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей.  Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. Такая личность может быть сформирована  только, если  она знает свои истоки, историю и культуру.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юные музееведы" для 1 класса»















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Юные музееведы»

общекультурного направления

для учащихся 1 класса



























Пояснительная записка


Рабочая программа по внеурочной деятельности “Юные музееведы ” для первого года обучения составлена на основе авторской программы «Юные музееведы», Отто И.Б., учителя начальных классов МОУ «СОШ № 28 с УИОП».

Цель программы «Юные музееведы»- помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле, оказание педагогической поддержки обучаю­щимся в их социальном самоопределении, в практи­ческой подготовке к жизни и профессиональной ка­рьере в условиях социальных перемен.

Задачи программы:

- знакомство с историей музейного дела и с основными музеями города

  • и области ( краеведческим, художественным, историческим, мемориальным и др.);

  • развитие способностей к поисково - исследовательской, творческой деятельности;

  • развитие самостоятельности и инициативы.

  • составление целостного представления о многогранности музейного мира и профессии музеолога;

  • исследование на практике собственных познавательных интересов, способностей;

  • интегрирование полученных в школе знаний на качественно новом уровне.

  • воспитание патриотизма, гражданственности;

  • формирование чувства ответственности за сохранение наследия прошлого;

  • способствование формированию коммуникативной культуры;

  • развитие навыков самостоятельно приобретать знания и использовать их в практической деятельности;

  • совершенствование умений в проведении экскурсии, развитие навыков ораторского искусства.


Актуальность курса заключается в том, что для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. Такая личность может быть сформирована только, если она знает свои истоки, историю и культуру.

Новизна курса заключается в том, что, работая по ФГОС второго поколения, главным направлением которого является развитие потенциала личности, одной из проблем для современного подростка является проблема выбора будущей профессии. Школьный музей – одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формирования у ребят научных интересов и профессиональных склонностей, навыков общественно полезной деятельности. Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.



Направление программы – общекультурное

Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия: 6,5-7 лет. Программа “Юные музееведы ” рассчитана на 1 год обучения, 33 часа в год (1 час в неделю). Продолжительность занятий – 25 минут.

Формы и методы проведения занятий:

  • проведение викторин и конкурсов на знания понятий и терминов музееведения;

  • экскурсии; составление кроссвордов на тему музея;

  • поиск сайтов и знакомство через них с известными музеями;

  • просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом;

  • составление словаря музейных терминов,

  • ведение дневника индивидуального краеведческого исследования;

  • разработка и проведение экскурсий по экспозиции школьного музея;

  • обновление экспозиций музея; презентация музея или защита проекта;

  • участие в конкурсе экскурсоводов; работа в библиотеке, архиве;

  • встречи с участниками исторических событий, запись воспоминаний, анкетирование артефактов, поиск и сбор экспонатов;

  • подготовка докладов, рефератов, сообщений, презентационных материалов;

  • выставка рисунков по материалам экскурсий.




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ п/п

Наименование

раздела

Количество часов

всего теории практики

1.

Введение в программу «Юные музееведы»

4

2

2

2.

Устав юных музееведов. Права и обязанности

2

1

1

3.

Школьный краеведческий музей

7

3

4

4.

История музейного дела в России

6

3

3

5.

История музейного дела за рубежом

6

3

3

6.

Музейная сеть и классификация музеев

2

1

1

7.

Профили школьных музеев

2

1

1

8.

Фонды музея

4

2

2


Всего часов:

33

16

17



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Разделы программы и

темы занятий

Общее

кол-во

часов

В том числе

Теория/практика


Плановые

сроки прохож.

Примечание


Введение в программу «Юные музееведы»

4

2

2



1

Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.

1

1




2

Викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?»

1


1



3

Музейное дело. Вернисажи.

1

1




4

Ознакомление с информацией в сети Интернет

1


1




Устав юных музееведов. Права и обязанности

2

1

1



5

Устав самодеятельного объединения юных музееведов. Права и обязанности юных музееведов. Что такое музей? Положение о музее в образовательном учреждении

1

1




6

Положение о музее в образовательном учреждении

1


1




Школьный краеведческий музей

7

3

4



7

Музееведение как научная дисциплина.

1

1




8

Посещение школьного музея. Первое знакомство.

1


1



9

Рисуем по материалам экскурсии в школьный музей

1


1



10

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев.

1

1




11

Составление словаря музейных терминов

1


1



12

Составление кроссворда на тему музея.

1


1



13

Устный журнал «История письменности». Приложение №2

1

1





История музейного дела в России

6

3

3



14

История музейного дела в России. Просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны

1

1




15

Просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны

1


1



16

Первые музеи в России.

1

1




17

Первые музеи в России. Задания развивающего характера.

Приложение №1

1


1



18

Кунсткамера в Санкт- Петербурге. Императорский музей Эрмитаж.

1

1




19

Поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями

1


1




История музейного дела за рубежом

6

3

3



20

История музейного дела за рубежом. Просмотр видеофильмов об известных музеях мира

1

1




21

Просмотр видеофильмов об известных музеях мира

1


1



22

Древняя Греция: святилища. Поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями)

1

1




23

Древняя Греция: святилища. Поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями)

1


1



24

Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование).

1

1




25

Защита проектов об одном из известных музеев за рубежом (по выбору детей)

1


1




Музейная сеть и классификация музеев

2

1

1



26

Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в Российской Федерации.

1

1




27

Ознакомление с информацией о частных музеях и музеях, созданных на общественных началах в сети Интернет

1


1




Профили школьных музеев

2

1

1



28

Школьный краеведческий музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Посещение школьного краеведческого музея. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений


1



1





29

Посещение школьного краеведческого музея. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений

1


1




Фонды музея

4

2

2



30

Фонды музея. Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др.


1


1





31

Знакомство с фондами школьного краеведческого музея

1


1



32

Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Состав и структура музейных фондов.

1

1




33

Составление учётной карточки экспоната школьного музея

1


1




Всего:

33

16

17






ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ


Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

анализ - выделение признаков (существенных, несущественных);

синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

выдвижение гипотез и их обоснование;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные УУД:

потребность в общении со взрослыми и сверстниками;

владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

ориентация на партнера по общению,

умение слушать собеседника

Регулятивные УУД:

целеполагание; планирование;

прогнозирование;

контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Личностные УУД:

формирование основ гражданской идентичности личности:

сформированность познавательных мотивов – интерес к новому;

стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;

сформированность учебных мотивов;

стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;

установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью.


Содержание программы

1 год обучения

1.Введение в программу «Юные музееведы» (4 часа)

1.1 Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения. Викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?»

Теория: Знакомство с содержанием курса обучения, терминами музееведения.

Практика: Проведение викторины «Кто больше назовёт музейных терминов?»

1.2 Музейное дело. Вернисажи. Ознакомление с информацией в сети Интернет.

Теория: Понятие «музейное дело». Знакомство с особенностями работы школьных музеев.

Практика: Работа с компьютером. Ознакомление с информацией в сети Интернет.


2.Устав юных музееведов. Права и обязанности .(2 часа)

2.1 Устав самодеятельного объединения юных музееведов. Права и обязанности юных музееведов. Что такое музей? Положение о музее в образовательном учреждении.

Теория: Знакомство с Уставом объединения юных музееведов, правами и обязанностями, положением о музее в образовательном учреждении.

Практика: Выступления ребят на тему: «Какие музеи я посещал?»


3. Школьный краеведческий музей.(7 часов)

3.1 Музееведение как научная дисциплина. Посещение школьного музея. Первое знакомство. Рисуем по материалам экскурсии в школьный музей.

Теория: Знакомство с музееведением как научной дисциплиной.

Практика: Посещение школьного музея. Рисование на тему: «Что мне понравилось в школьном музее?»

3.2 Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. Составление словаря музейных терминов.

Теория: Беседа: «Какова роль музеев в жизни человека». Знакомство с основными социальными функциями музеев.

Практика: Составление словаря музейных терминов.

3.3 Составление кроссворда на тему музея. Устный журнал «История письменности». Приложение №2

Теория: Проведение устного журнала «История письменности». Приложение №2.

Практика: Составление кроссворда на тему музея.


4.История музейного дела в России (6 часов)

4.1 История музейного дела в России. Просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны.

Теория: Изучение истории музейного дела в России.

Практика: Просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны.

4.2 Первые музеи в России. Задания развивающего характера.

Приложение №1

Теория: Знакомство с первыми музеями в России.

Практика: Выполнение заданий развивающего характера.

4.3 Кунсткамера в Санкт- Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями.

Теория: Петербург – город музе­ев. Знакомство с экспонатами музеев – Эрмитажа и Кунсткамеры в Санкт-Петербурге.

Практика: Работа с компьютером. Поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями.


5.История музейного дела за рубежом (6 часов)

5.1 История музейного дела за рубежом. Просмотр видеофильмов об известных музеях мира.

Теория: Знакомство с историей музейного дела за рубежом.

Практика: Просмотр видеофильмов об известных музеях мира.

5.2 Древняя Греция: святилища. Поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями).

Теория: Древняя Греция – страна - музей. Понятие «святилища».

Практика: Работа с компьютером. Поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями).

5.3 Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование). Защита проектов об одном из известных музеев за рубежом (по выбору детей).

Теория: Знакомство с общественными и частными собраниями Древнего Рима.

Практика: Защита проектов об одном из известных музеев за рубежом (по выбору детей).


6.Музейная сеть и классификация музеев (2 часа).

6.1 Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в Российской Федерации. Ознакомление с информацией о частных музеях и музеях, созданных на общественных началах в сети Интернет.

Теория: Знакомство с принципами классификации музеев в Российской Федерации.

Практика: Работа с компьютером. Ознакомление с информацией о частных музеях и музеях, созданных на общественных началах в сети Интернет.


7.Профили школьных музеев (2 часа).

7.1 Школьный краеведческий музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Посещение школьного краеведческого музея. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений.

Теория: Знакомство со структурой школьного музея и деятельностью его подразделений.

Практика: Посещение школьного краеведческого музея.


8.Фонды музея (4 часа).

8.1 Фонды музея. Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. Знакомство с фондами школьного краеведческого музея.

Теория: Понятия «фонды музеев», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат» и др. Знакомство с фондами школьного краеведческого музея.

Практика: Изучение архива школьного музея.

8.2 Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Состав и структура музейных фондов. Составление учётной карточки экспоната школьного музея.

Теория: Изучение музейных предметов школьного краеведческого музея.

Практика: Составление учётной карточки экспоната школьного музея.

ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ КУРСА

После 1-го года обучения воспитанники должны:

знать

уметь

владеть

-устав самодеятельного объединения юных музееведов, права и обязанности;


- ориентироваться в литера­турных источниках;


-информацией об основных понятиях и терминах музееведения;

- основные социальные функ­ции музея;


- работать с различными ис­точниками информации;


- профили музеев;


-составлять кроссворды на тему музея;


- ведущие музеи страны и края;





























11