РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Юные музееведы»
общекультурного направления
для учащихся 1 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности “Юные музееведы ” для первого года обучения составлена на основе авторской программы «Юные музееведы», Отто И.Б., учителя начальных классов МОУ «СОШ № 28 с УИОП».
Цель программы «Юные музееведы»- помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле, оказание педагогической поддержки обучающимся в их социальном самоопределении, в практической подготовке к жизни и профессиональной карьере в условиях социальных перемен.
Задачи программы:
- знакомство с историей музейного дела и с основными музеями города
и области ( краеведческим, художественным, историческим, мемориальным и др.);
развитие способностей к поисково - исследовательской, творческой деятельности;
развитие самостоятельности и инициативы.
составление целостного представления о многогранности музейного мира и профессии музеолога;
исследование на практике собственных познавательных интересов, способностей;
интегрирование полученных в школе знаний на качественно новом уровне.
воспитание патриотизма, гражданственности;
формирование чувства ответственности за сохранение наследия прошлого;
способствование формированию коммуникативной культуры;
развитие навыков самостоятельно приобретать знания и использовать их в практической деятельности;
совершенствование умений в проведении экскурсии, развитие навыков ораторского искусства.
Актуальность курса заключается в том, что для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. Такая личность может быть сформирована только, если она знает свои истоки, историю и культуру.
Новизна курса заключается в том, что, работая по ФГОС второго поколения, главным направлением которого является развитие потенциала личности, одной из проблем для современного подростка является проблема выбора будущей профессии. Школьный музей – одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формирования у ребят научных интересов и профессиональных склонностей, навыков общественно полезной деятельности. Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.
Направление программы – общекультурное
Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия: 6,5-7 лет. Программа “Юные музееведы ” рассчитана на 1 год обучения, 33 часа в год (1 час в неделю). Продолжительность занятий – 25 минут.
Формы и методы проведения занятий:
проведение викторин и конкурсов на знания понятий и терминов музееведения;
экскурсии; составление кроссвордов на тему музея;
поиск сайтов и знакомство через них с известными музеями;
просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом;
составление словаря музейных терминов,
ведение дневника индивидуального краеведческого исследования;
разработка и проведение экскурсий по экспозиции школьного музея;
обновление экспозиций музея; презентация музея или защита проекта;
участие в конкурсе экскурсоводов; работа в библиотеке, архиве;
встречи с участниками исторических событий, запись воспоминаний, анкетирование артефактов, поиск и сбор экспонатов;
подготовка докладов, рефератов, сообщений, презентационных материалов;
выставка рисунков по материалам экскурсий.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов всего теории практики |
1. | Введение в программу «Юные музееведы» | 4 | 2 | 2 |
2. | Устав юных музееведов. Права и обязанности | 2 | 1 | 1 |
3. | Школьный краеведческий музей | 7 | 3 | 4 |
4. | История музейного дела в России | 6 | 3 | 3 |
5. | История музейного дела за рубежом | 6 | 3 | 3 |
6. | Музейная сеть и классификация музеев | 2 | 1 | 1 |
7. | Профили школьных музеев | 2 | 1 | 1 |
8. | Фонды музея | 4 | 2 | 2 |
| Всего часов: | 33 | 16 | 17 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Разделы программы и темы занятий | Общее кол-во часов | В том числе Теория/практика | Плановые сроки прохож. | Примечание |
| Введение в программу «Юные музееведы» | 4 | 2 | 2 | | |
1 | Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения. | 1 | 1 | | | |
2 | Викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?» | 1 | | 1 | | |
3 | Музейное дело. Вернисажи. | 1 | 1 | | | |
4 | Ознакомление с информацией в сети Интернет | 1 | | 1 | | |
| Устав юных музееведов. Права и обязанности | 2 | 1 | 1 | | |
5 | Устав самодеятельного объединения юных музееведов. Права и обязанности юных музееведов. Что такое музей? Положение о музее в образовательном учреждении | 1 | 1 | | | |
6 | Положение о музее в образовательном учреждении | 1 | | 1 | | |
| Школьный краеведческий музей | 7 | 3 | 4 | | |
7 | Музееведение как научная дисциплина. | 1 | 1 | | | |
8 | Посещение школьного музея. Первое знакомство. | 1 | | 1 | | |
9 | Рисуем по материалам экскурсии в школьный музей | 1 | | 1 | | |
10 | Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. | 1 | 1 | | | |
11 | Составление словаря музейных терминов | 1 | | 1 | | |
12 | Составление кроссворда на тему музея. | 1 | | 1 | | |
13 | Устный журнал «История письменности». Приложение №2 | 1 | 1 | | | |
| История музейного дела в России | 6 | 3 | 3 | | |
14 | История музейного дела в России. Просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны | 1 | 1 | | | |
15 | Просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны | 1 | | 1 | | |
16 | Первые музеи в России. | 1 | 1 | | | |
17 | Первые музеи в России. Задания развивающего характера. Приложение №1 | 1 | | 1 | | |
18 | Кунсткамера в Санкт- Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. | 1 | 1 | | | |
19 | Поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями | 1 | | 1 | | |
| История музейного дела за рубежом | 6 | 3 | 3 | | |
20 | История музейного дела за рубежом. Просмотр видеофильмов об известных музеях мира | 1 | 1 | | | |
21 | Просмотр видеофильмов об известных музеях мира | 1 | | 1 | | |
22 | Древняя Греция: святилища. Поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями) | 1 | 1 | | | |
23 | Древняя Греция: святилища. Поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями) | 1 | | 1 | | |
24 | Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование). | 1 | 1 | | | |
25 | Защита проектов об одном из известных музеев за рубежом (по выбору детей) | 1 | | 1 | | |
| Музейная сеть и классификация музеев | 2 | 1 | 1 | | |
26 | Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в Российской Федерации. | 1 | 1 | | | |
27 | Ознакомление с информацией о частных музеях и музеях, созданных на общественных началах в сети Интернет | 1 | | 1 | | |
| Профили школьных музеев | 2 | 1 | 1 | | |
28 | Школьный краеведческий музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Посещение школьного краеведческого музея. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений | 1 | 1 | | | |
29 | Посещение школьного краеведческого музея. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений | 1 | | 1 | | |
| Фонды музея | 4 | 2 | 2 | | |
30 | Фонды музея. Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. | 1 | 1 | | | |
31 | Знакомство с фондами школьного краеведческого музея | 1 | | 1 | | |
32 | Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Состав и структура музейных фондов. | 1 | 1 | | | |
33 | Составление учётной карточки экспоната школьного музея | 1 | | 1 | | |
| Всего: | 33 | 16 | 17 | | |
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
анализ - выделение признаков (существенных, несущественных);
синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
выдвижение гипотез и их обоснование;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативные УУД:
потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
ориентация на партнера по общению,
умение слушать собеседника
Регулятивные УУД:
целеполагание; планирование;
прогнозирование;
контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Личностные УУД:
формирование основ гражданской идентичности личности:
сформированность познавательных мотивов – интерес к новому;
стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;
сформированность учебных мотивов;
стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;
установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью.
Содержание программы
1 год обучения
1.Введение в программу «Юные музееведы» (4 часа)
1.1 Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения. Викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?»
Теория: Знакомство с содержанием курса обучения, терминами музееведения.
Практика: Проведение викторины «Кто больше назовёт музейных терминов?»
1.2 Музейное дело. Вернисажи. Ознакомление с информацией в сети Интернет.
Теория: Понятие «музейное дело». Знакомство с особенностями работы школьных музеев.
Практика: Работа с компьютером. Ознакомление с информацией в сети Интернет.
2.Устав юных музееведов. Права и обязанности .(2 часа)
2.1 Устав самодеятельного объединения юных музееведов. Права и обязанности юных музееведов. Что такое музей? Положение о музее в образовательном учреждении.
Теория: Знакомство с Уставом объединения юных музееведов, правами и обязанностями, положением о музее в образовательном учреждении.
Практика: Выступления ребят на тему: «Какие музеи я посещал?»
3. Школьный краеведческий музей.(7 часов)
3.1 Музееведение как научная дисциплина. Посещение школьного музея. Первое знакомство. Рисуем по материалам экскурсии в школьный музей.
Теория: Знакомство с музееведением как научной дисциплиной.
Практика: Посещение школьного музея. Рисование на тему: «Что мне понравилось в школьном музее?»
3.2 Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. Составление словаря музейных терминов.
Теория: Беседа: «Какова роль музеев в жизни человека». Знакомство с основными социальными функциями музеев.
Практика: Составление словаря музейных терминов.
3.3 Составление кроссворда на тему музея. Устный журнал «История письменности». Приложение №2
Теория: Проведение устного журнала «История письменности». Приложение №2.
Практика: Составление кроссворда на тему музея.
4.История музейного дела в России (6 часов)
4.1 История музейного дела в России. Просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны.
Теория: Изучение истории музейного дела в России.
Практика: Просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны.
4.2 Первые музеи в России. Задания развивающего характера.
Приложение №1
Теория: Знакомство с первыми музеями в России.
Практика: Выполнение заданий развивающего характера.
4.3 Кунсткамера в Санкт- Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями.
Теория: Петербург – город музеев. Знакомство с экспонатами музеев – Эрмитажа и Кунсткамеры в Санкт-Петербурге.
Практика: Работа с компьютером. Поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями.
5.История музейного дела за рубежом (6 часов)
5.1 История музейного дела за рубежом. Просмотр видеофильмов об известных музеях мира.
Теория: Знакомство с историей музейного дела за рубежом.
Практика: Просмотр видеофильмов об известных музеях мира.
5.2 Древняя Греция: святилища. Поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями).
Теория: Древняя Греция – страна - музей. Понятие «святилища».
Практика: Работа с компьютером. Поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями).
5.3 Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование). Защита проектов об одном из известных музеев за рубежом (по выбору детей).
Теория: Знакомство с общественными и частными собраниями Древнего Рима.
Практика: Защита проектов об одном из известных музеев за рубежом (по выбору детей).
6.Музейная сеть и классификация музеев (2 часа).
6.1 Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в Российской Федерации. Ознакомление с информацией о частных музеях и музеях, созданных на общественных началах в сети Интернет.
Теория: Знакомство с принципами классификации музеев в Российской Федерации.
Практика: Работа с компьютером. Ознакомление с информацией о частных музеях и музеях, созданных на общественных началах в сети Интернет.
7.Профили школьных музеев (2 часа).
7.1 Школьный краеведческий музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Посещение школьного краеведческого музея. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений.
Теория: Знакомство со структурой школьного музея и деятельностью его подразделений.
Практика: Посещение школьного краеведческого музея.
8.Фонды музея (4 часа).
8.1 Фонды музея. Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. Знакомство с фондами школьного краеведческого музея.
Теория: Понятия «фонды музеев», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат» и др. Знакомство с фондами школьного краеведческого музея.
Практика: Изучение архива школьного музея.
8.2 Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Состав и структура музейных фондов. Составление учётной карточки экспоната школьного музея.
Теория: Изучение музейных предметов школьного краеведческого музея.
Практика: Составление учётной карточки экспоната школьного музея.
ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ КУРСА
После 1-го года обучения воспитанники должны:
знать | уметь | владеть |
-устав самодеятельного объединения юных музееведов, права и обязанности; | - ориентироваться в литературных источниках; | -информацией об основных понятиях и терминах музееведения; |
- основные социальные функции музея; | - работать с различными источниками информации; | |
- профили музеев; | -составлять кроссворды на тему музея; | |
- ведущие музеи страны и края; | | |
11