СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Эрудит»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Эрудит». Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 7-8 лет в течение одного  года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Всего  - 34 часа в год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Эрудит»»

Пояснительная записка


Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Эрудит».

Актуальность программы

Гуманизация образования предполагает ориентацию процесса обучения на максимальный учёт личностного опыта школьников, их склонностей, интересов и развитие способностей. Одно из направлений решения этой задачи связано с проведением кружковых занятий, олимпиад, конкурсов. Каждый учитель начальных классов хочет, чтобы по окончании начальной школы у детей было развито логическое, алгоритмическое, пространственное мышление.

Достичь этого в начальном курсе можно путем включения задач связанных с понятиями, которые выходят за рамки учебного программного материала. Для логических задач характерно зачастую неожиданное решение. Сюда следует отнести задачи с необычной формулировкой, порой с довольно простым решением, но требующие значительных умственных усилий для того, чтобы понять их условия. При решении таких задач применяются, кроме известных средств, понятия и методы, которые не входят в программу. Понятно, что детей необходимо учить решать такие задачи, вооружать их "инструментом", с помощью которого они с задачей справятся. К таким "инструментам" можно отнести, например, логические таблицы, графы или свойства, облегчающие разгадывание числовых ребусов.

Формированию творческой личности способствуют задачи, предполагающие как различные способы решений, так и дающие возможность на основе анализа имеющихся данных выдвигать гипотезы и в дальнейшем подвергать их проверке. Задачи с недостающими данными способствуют формированию критичности мышления и умению проводить мини-исследование. Выполнение заданий позволит совершенствовать младшим школьникам свои знания и умения.

Материал кружковых занятий имеет широкий тематический диапазон, позволяющий учащимся расширять свои знания о закономерностях родного языка и представления по математике, окружающему миру. Рассматриваемый материал выходит за рамки традиционной программы и вносит элемент неожиданности в сочетании с различными "заковыристыми" формулировками. Задания могут носить комплексный характер, и их решение предполагает использование материала нескольких тем. Задания подобраны так, чтобы максимально охватить основные разделы школьного курса, причём среди них обязательно есть такие, которые доступны для всех учащихся.

Программа реализует деятельностный метод обучения, включающий детей в самостоятельный поиск, помогающий обеспечить высокий уровень подготовки по предметам, сформировать общеучебные и общекультурные умения и способности, необходимые для успешного обучения в средней школе, а затем в жизни. Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвития ученика в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей. Развитие логического мышления и смекалки у детей младшего школьного возраста, то есть умения мыслить самостоятельно.

Цель программы - создать условия для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться, самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний по русскому языку, математике и окружающему миру.

Задачи:

  • развитие познавательных способностей и мыслительных операций у школьников,

  • формирование активного мышления,

  • корректировать личностное и интеллектуальное развитие учащихся;

  • совершенствовать учебные умения и навыки;

  • активизировать познавательный интерес;

  • воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции.

Формы организации образовательного процесса:

  • Индивидуальные;

  • Групповые.

Виды занятий:

  • беседы;

  • конкурсы;

  • викторины;

  • олимпиады;

  • активные и пассивные (настольные) игры;

  • математические игры. 


   Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 7-8 лет в течение одного года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Всего - 34 часа в год.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности


Предметные:

- умение описывать признаки предметов и распознавать предметы по их признакам;

- умение выделять существенные признаки предметов;

- умение сравнивать между собой предметы, явления;

- умение обобщать, делать несложные выводы;

- умение классифицировать явления, предметы;

- определение последовательностей событий;

- умение рассуждать о противоположных явлениях;

- умение давать определения тем или иным понятиям;

- умение определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- умение выявлять функциональные отношения между понятиями;

- умение выявлять закономерности и проводить аналогии.


Личностные:

- умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- умение делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- умение перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

- умение находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).


Регулятивные:

- умение определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

- Проговаривание  последовательностей действий;

- умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

- умение  работать по предложенному учителем плану.

- умение отличать верно выполненное задание от неверного.

- умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Коммуникативные:

- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- умение слушать и понимать речь других.

- умение читать и пересказывать текст.

- умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Основные формы контроля:

-тестирование;

-практические работы;

- олимпиады;

-творческие работы учащихся;

-контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Результаты изучения курса внеурочной деятельности «Эрудит» будут отслеживаться в процессе участия ребят в школьных предметных олимпиадах и конкурсах по математике, русскому языку и окружающему миру.

Тематическое планирование


Дата

Наименование раздела, темы

Количество часов

Форма аттестация (контроля)


Всего

Теория

Практика



1

-

1

Викторины. Математические игры.


Пространственные представления Распознавание геометрических фигур

1

1

-

Познавательная беседа. Математическая игра


Составление заданных фигур из определенного числа одинаковых палочек

1

-

1

Активные и пассивные (настольные игры)


Задание на изменение заданной фигуры (комбинирование)

1

-

1

Активные и пассивные (настольные игры)


Вычисление с величинами

1

-

1

Познавательная беседа. Математическая игра


Практические задания по моделированию. Построение геометрических фигур.

2

1

1

Познавательная беседа. Математическая игра


Математический лабиринт. Испытание для любителя математики

1

-

1

Математическая игра. Активные и пассивные (настольные игры)


Игры со словами (ребусы, шарады, метаграммы)

1

-

1

Активные и пассивные (настольные игры)


Интересные приёмы устных вычислений

1

1

1

Познавательная беседа. Математическая игра


Чудесные превращения слов.

1

1

-

Викторины


Какого цвета времена года

1

1

4

Презентация.

Конкурсы


В царстве смекалки.

1

-

1

Математическая игра. Викторины.


Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

1

-

1

Познавательная беседа. Конкурсы


Забавная геометрия..

1

-

1

Математическая игра


Занимательное словобразование.

1

-

1

Активные и пассивные (настольные игры).Презентация. Работа с картинками.


Природа нашей страны.

1

-

1

Экскурсия. Презентация. Работа с картинками.


Цепочка занимательных заданий. Волшебные превращения цифр.

2

-

2

Математические игры. Викторины. Активные и пассивные (настольные игры).


Ваши старые знакомые (фразеологизмы, антонимы , омонимы…)

1

-

1

Викторины. Активные и пассивные (настольные игры).


Кот в мешке. (Неожиданные вопросы)

1

-

1

Познавательная беседа. Конкурсы. Викторины.


Вычисления с величинами

1

1

-

Математические игры. Олимпиады


Игры на внимание.

1

-

1

Активные и пассивные (настольные игры).


Работа с чертежом.

1

1



-

Олимпиады


Коллекция головоломок от Незнайки

1

1

-

Математические игры.


Решение и составление ребусов, содержащих числа.

1

-

1

Олимпиады. Викторины


Многозначность слова. К тайнам волшебных слов.

1

1

-

Викторины.


Искусство красноречия.

1

1

-

Конкурсы. Викторины. Познавательная беседа


Геометрические фигуры, маршруты.

1

-

1

Конкурсы. Математическая игра


Творческие игры. ("Наблюдатель", "Буриме", "Коллективное стихотворчество", "Коллективное рисование")

1

-

1

Конкурсы.


Задачи по схемам, таблицам. Установление закономерностей.

2

1

1

Олимпиады. Математическая игра


Испытание в городе Логических рассуждений.

2

-

2

Викторины.


Содержание курса внеурочной деятельности



Нестандартные задания логического характера. Совершенствование воображения

Пространственные представления. Распознавание геометрических фигур. Составление заданных фигур из определенного числа одинаковых палочек. Задание на изменение заданной фигуры (комбинирование). Вычисление с величинами. Практические задания по моделированию. Построение геометрических фигур. Математический лабиринт. Испытание для любителя математики. Интересные приёмы устных вычислений.

Забавная геометрия. Цепочка занимательных заданий. Волшебные превращения цифр.

Вычисления с величинами. Игры на внимание. Работа с чертежом. Коллекция головоломок от Незнайки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Геометрические фигуры, маршруты. Задачи по схемам, таблицам. Установление закономерностей.


Путешествия по Стране Слов.

Игры со словами (ребусы, шарады, метаграммы). Чудесные превращения слов. Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. Занимательное словобразование. Ваши старые знакомые (фразеологизмы, антонимы , омонимы…). Многозначность слова. К тайнам волшебных слов. Искусство красноречия. Творческие игры. ("Наблюдатель", "Буриме", "Коллективное стихотворчество", "Коллективное рисование")

Страна, в которой я живу.

Какого цвета времена года. Природа нашей страны. Кот в мешке. (Неожиданные вопросы).

Испытание в городе Логических рассуждений.

Испытание в городе Логических рассуждений.

Организационно – педагогические условия реализации программы

Для реализации программы нужен кабинет, учебно – методические средства обучения, технические средства обучения.


Технические средства обучения:

  • мультимедийный проектор,

  • компьютер с учебным программным обеспечением;

  • демонстрационный экран.


Информационно-методическое обучение:

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

  2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова ( и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.

  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов (и др); под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010.

  4. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей/Методическое пособие 1-4 классы.- М.: РОСТ книга.

  5. Гейдман Б.П. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007.

  6. Кедрова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2006.

  7. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. – М.: МЦНМО, 2004.

  8. Кенгуру-2011. Задачи, решения, итоги. – СПб. 2009.

  9. Кенгуру. Задачи прошлых лет. 2001 – 2010 год. http://www.kenguru.sp.ru./allproblems.html

  10. Математика. 2-4 классы. Олимпиадные задания / сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2006.

  11. Олимпиадные задания по русскому языку. 3-4 классы / сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2006.

  12. Олимпиадные задания для учащихся начальной школы. http://nachalka.ucoz.ru/blog/2008-04-14-16

  13. Русский медвежонок – 20011. Задачи, решения, информация, статистика. – Киров. 2012.

  14. Русский медвежонок – языкознание для всех. Условия задач. Ответы. 2000 – 2009 год. http://rm.kirov.ru/tasks.htm

  15. 365 задач для эрудитов. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.

  16. Я иду на урок в начальную школу.- Олимпиады и интеллектуальные игры.- Москва.- «1сентября».- 2002