Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Никольская средняя общеобразовательная школа им. А.С. Жадова»
Свердловского района Орловской области
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от_________2017 года протокол №1
Председатель_________ ___________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления
«Разговор о правильном питании»
для 1-2 классов начального общего образования
на 34 часа
Учитель: Поповичева Кристина Петровна
Программа разработана на основе авторской программы.
Составитель: Безруких М.М., Макеева А. Г., Филиппова Т.А.
Пояснительная записка.
Программа учебного курса «Разговор о правильном питании» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, письма Министерства образования и науки РФ № 03-296 от 12.05.2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» образовательной программы разработанной специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством М.М. Безруких, директора этого института, академика РАО и методического пособия для учителей/ Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.
Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается увеличение числа больных детей по стране, по региону. Необходимо формировать ЗОЖ, начиная с раннего возраста.
Цель программы: формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
• формирование и развитие представления детей о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
• формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
• освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания;
• формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
• информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
• развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности;
• развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
• просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.
Программа построена на основе следующих принципов:
доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей младшего школьного возраста);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
демократичности (взаимодействие педагога и ученика в социуме);
актуализации знаний и умений (учебные ситуации предлагаются с точки зрения потребностей младших школьников);
деятельностной основы процесса обучения (удовлетворение потребности детей данного возраста в игре и эмоционально-наглядной опоре).
Новизна программы заключается в учёте традиций питания, активном вовлечении в работу родителей.
Общая характеристика программы
Цель курса «Разговор о правильном питании» - формирование у детей основных представлений и навыков рационального питания, связанных с соблюдением режима, правил гигиены, умением выбирать полезные продукты и блюда.
Преимущество курса заключается в том, что его материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.
Курс «Разговор о правильном питании» предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона.
Факультативный курс носит интерактивный характер, стимулирующий непосредственное участие школьников в процессе обучения, пробуждающий интерес и желание соблюдать правила питания и заботиться о собственном здоровье. Для организации процесса обучения используются различные типы игр (ролевые, ситуационные), создание проектов, проведение мини-тренингов, дискуссий. Большое значение уделяется самостоятельной творческой деятельности школьников (поиску новой информации, подготовке заданий и т.д.).
Одно из важнейших условий эффективного проведения курса — поддержка родителей. Поэтому в «Разговоре о правильном питании» часть заданий ориентирована на совместную деятельность детей и взрослых. Родители также участвуют в подготовке и проведении различных мероприятий — праздников, конкурсов, викторин.
В ходе изучения курса используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающие возможность проявить свои творческие способности. Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков.Поскольку игра является ведущей деятельностью для младших школьников, то и игровые методы являются основой организации обучения по программе. Можно выделить несколько типов игр, комбинация которых обеспечит эффективность процесса обучения: сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра.
Формы работы :
Групповая работа. Работа в парах.(сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).
Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.
Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.
Методы:
Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).
Проблемный
Частично-поисковый – (творческие задания: Режим для моей семьи. Любимые блюда мамы. Чем тебя накормит лес).
Объяснительно-иллюстративный.
При организации занятий у каждого ребёнка должна быть своя рабочая тетрадь/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова.-М.: ОЛМА Медиа Групп., в которой бы он мог выполнять задания. Не допускается использование одной тетради несколькими учениками
Место учебного предмета, курса в учебном плане
В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ № 03-296 от 12.05.2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» организован факультативный курс «Разговор о правильном питании» для обучающихся 1-2 классов. В каждом из названных классов проводится по 34 занятия в год.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Отбор содержания программы «Разговор о правильном питании» осуществлён на основе следующей ведущей ценности: ценность заботы о своём здоровье и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета, курса
Личностными результатами освоения учащимися программы являются:
проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;
овладение установками, нормами и правилами правильного питания;
готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках программы «Разговор о правильном питании», в том числе развитие представления об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека.
Метапредметными результатами освоения программы являются:
способность и готовность к освоению систематических знаний о правильном питании, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
способность к сотрудничеству и коммуникации;
способность к решению личностных и социально значимых проблем здорового питания и воплощение найденных решений в практику;
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии в области здорового питания.
Предметными результатами освоения программы являются:
В познавательной сфере:
рациональное использование учебной и дополнительной технологической информации для проектирования и создания личной траектории здорового питания;
оценка технологических свойств сырья и областей их применения;
владение методами чтения штрих-кодов на продуктах питания, приобретаемых в розничной торговле;
формирование представления о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием жителей той или иной местности.
В трудовой сфере:
соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
планирование технологического процесса труда.
В мотивационной сфере:
выраженная готовность в потребности здорового питания;
осознание ответственности за качество правильного питания.
В эстетической сфере:
дизайнерское проектирование блюд с точки зрения здорового питания;
освоение навыков сервировки стола.
В коммуникативной:
Cодержание учебного предмета, курса
Тематика курса охватывает различные аспекты рационального питания:
1. «Самые полезные продукты»,
2. «Что надо есть, если хочешь стать сильнее»,
3. «Где найти витамины весной»,
4. «Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты»,
5. «Каждому овощу свое время»;
«Как правильно есть»;
«Удивительные превращения пирожка»;
1. «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной»,-
2. «Плох обед, если хлеба нет»,
3. «Полдник. Время есть булочки»,
4. «Пора ужинать»,
5. «Если хочется пить»;
1. «На вкус и цвет товарищей нет»,
7. Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ | Тема занятия | Содержание и форма занятия |
1 | Если хочешь быть здоров | Сюжетно – ролевая игра «В магазине»; демонстрация картинок, тематическое рисование; |
2 | Самые полезные продукты | Сюжетно – ролевая игра «На кухне»;игра – соревнование «Разложи продукты на разные столы», динамическая игра «Поезд»; тест. |
3 | Как правильно есть | Игра – обсуждение «Законы питания»; игра – инсценировка «В кафе»; игра «Чем не стоит делиться»; моделирование ситуации. |
4 | Удивительные превращения пирожка | Соревнование «Покажи время»; игра, демонстрация, тест, знакомство с народным праздником «Капустник». |
5 | Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной | Игра «Знатоки»; викторина «Узнай произведение»; конкурс «Кашевар», рассказ по картинкам, родительское собрание « Меню младшего школьника» |
6 | Плох обед, если хлеба нет | Игра «Собери пословицу» Инсценирование сказки «Колосок», чтение по ролям, сюжетно – ролевая игра «За обедом», беседа |
7 | Проект «Здоровое питание – основа процветания» | |
8 | Время есть булочки | Конкурс «Знатоки молочных продуктов», демонстрация «Удивительное молоко», разучивание песни «Кто пасётся на лугу» (слова Ю. Черных, музыка А.Пахмутовой), рассказ о народном блюде «жаворонки» |
9 | Пора ужинать | Игра «Объяснялки», игра – соревнование «Что и во сколько можно есть», конкурс «Бутерброд», творческие работы детей. |
10 | Где найти витамины весной | Конкурс загадок, игра «Отгадай название», рассказ по картинкам, тематическое рисование. Экскурсия |
11 | На вкус и цвет товарищей нет | Практическая работа, игра «Приготовь блюдо», чтение по ролям, игра с участием родителей «Угадай с чем блинчик», рассказ о масленице |
12 | Как утолить жажду | Игра – демонстрация «Мы не дружим с сухомяткой», конкурс - дегустация с участием родителей «Такой ароматный чай», чтение по ролям, рассказ о правилах чаепития. |
13 | Что надо есть, если хочешь стать сильнее | Игра «Мой день», викторина «Нужно дополнительное питание или нет», игра «Меню спортсмена», тест. |
14 | Овощи, ягоды и фрукты — витаминные продукты | Конкурс загадок, игра «Отгадай название», рассказ по картинкам, тематическое рисование. Экскурсия |
15 | Всякому овощу — свое время | Подготовка к празднику урожая. Стихи. Песни. Загадки |
16 | Праздник урожая | |
17 | Обобщающее занятие | |
18 | Оформление выставки фотографий «Мы – за здоровое питание» | |
8. Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
1. Печатные пособия.
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – 80 с.
Образовательной программа, разработанная специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством М.М. Безруких, директора этого института, академика РАО - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.-80 с.
Рабочая тетрадь. Разговор о правильном питании/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – 72 с.
2. Интернет-ресурсы.
www.prav-pit.ru
3. Материально-технические средства.
Компьютерная техника
4. Дополнительная литература
1. Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология. М., 2002. 414 с.
2. Буянова Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М.: АСТ, 1998
3. Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 13, 15, 1- 15 июля/ 2005. с. 5 - 47
4. Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 15 , 1- 15 августа/ 2004. с. 5-8
5. Калерин И. В. Поваренок. М., Прогресс, 2001. 200 с.
6. Кондова Сашка Н. Что готовить, когда мамы нет дома. М., 1990. 185 с.
7. Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987
8. Ладого К.С., Отт В.Д., Фатеева Е.М. и др.Основы рационального питания детей. Киев, 1987. 256 с.
9. Похлебкин В. В. История важнейших пищевых продуктов. М., 2000. 350 с.
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
__________ Басова И.И.
«____» _______ 2017 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Никольская средняя общеобразовательная школа им. А.С. Жадова»
Свердловского района Орловской области
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по курсу «Разговор о здоровье и правильном питании»
Класс 1-2
Учитель: Поповичева К.П.
Количество часов: всего – 34 ч; в неделю – 1 ч.
Учебный год: 2017-2018
Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности
«Разговор о правильном питании»
№ п/п | Название темы | Задачи | Основные понятия | Кол-во часов | Дата | Примечания |
план | факт |
1 | Если хочешь быть здоров | формировать представление о ценности здоровья, значении правильного питания | Здоровье, питание, правила питания | 1 | 8.09 | | |
2-3 | Как правильно есть | формировать представление о продуктах ежедневного рациона; продуктах, которые нужно есть часто; продуктах, которые нужно есть иногда формировать представление о том, какие продукты наиболее полезны для человека формировать представление о необходимости ответственно относиться к своему здоровью и питанию | Продукты, блюда, здоровье | 2 | 15.09 22.09 | | |
4-5 | Удивительные превращения пирожка | формировать представление о роли регулярного питания для здоровья формировать представление об основных требованиях к режиму питания | Здоровье, питание, режим | 2 | 29.09 6.10 | | |
6-7 | Из чего варят каши, и как сделать кашу вкусной | формировать представление о завтраке как обязательной части ежедневного меню расширить представление о блюдах, которые могут входить в меню завтрака формировать представление о каше как полезном и вкусном блюде | Завтрак, режим, меню, каша, крупа | 2 | 13.10 20.10 | | |
8-9 | Плох обед, если хлеба нет | формировать представление об обеде как обязательной части ежедневного меню формировать представление об основных блюдах, входящих в состав обеда, об опасности питания «всухомятку» | Обед, блюдо, первое блюдо, второе блюдо, десерт, закуска, меню | 2 | 27.10 17.11 | | |
10-11 | Полдник. Время есть булочки | формировать представление о полднике как обязательной части ежедневного меню формировать представление о продуктах и блюдах, которые могут быть включены в меню полдника | Полдник, меню, хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты | 2 | 24.11 1.12 | | |
12-13 | Пора ужинать | формировать представление об ужине как обязательной части ежедневного меню расширить представление о блюдах, которые могут быть включены в меню ужина | Ужин, меню | 2 | 8.12 15.12 | | |
14-15 | Где найти витамины весной | | | 2 | 22.12 12.01 | | |
16-17 | На вкус и цвет товарищей нет | познакомить детей с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов и блюд формировать представление о том, как происходит распознавание вкуса формировать умение описывать вкусовые свойства продуктов и блюд | Вкус, блюда, продукты | 2 | 19.01 | | Объединен №16, №17 |
18-19 | Как утолить жажду | формировать представление о роли воды для организма человека расширить представление о разнообразии напитков, пользе различных видов напитков | Жажда, здоровье, напитки | 2 | 26.01 2.02 | | |
20-21 | Что надо есть, если хочешь стать сильнее | формировать представление о связи рациона питания и занятий спортом формировать представление о высококалорийных продуктах питания | Рацион питания, высококалорийные продукты питания, жидкость | 2 | 9.02 16.02 | | |
22-23 | Овощи, ягоды и фрукты — витаминные продукты | расширить представление о пользе фруктов и овощей как об источниках витаминов расширить представление об ассортименте блюд, которые могут быть приготовлены из растительной пищи | Овощи, фрукты, витамины, здоровье | 2 | 2.03 16.03 | | |
24-25 | Всякому овощу — свое время | | | 2 | 23.03 6.04 | | |
26-27 | Вместе весело гулять | | Прогулка, подвижные игры | 2 | 13.04 20.04 | | |
28-29 | Веселые старты | формировать представление о важности систематических занятий физическими упражнениями и спортом формировать представление о положительном влиянии физической нагрузки на развитие и здоровье | Физическая культура, спорт, физические упражнения, веселые старты | 2 | 27.04 4.05 | | |
30-31 | Праздник урожая | | Здоровье, питание, рацион питания, полезные продукты | 2 | 11.05 | | Объединен №30, №31 |
32-33 | Обобщающее занятие | | | 2 | 18.05 | | Объединен №32 , №32 |
34 | Оформление выставки фотографий «Мы – за здоровое питание» | | | | 25.05 | | |
Примечание: количество выданных часов не будет соответствовать норме. Вместо 34 ч. – 31 ч. Программный материал урока №16 будет выдан за счет объединения с уроком № 17, соответственно уроки № 30-31, № 32-33.