Пояснительная записка
Учащиеся начальной школы в силу своего возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Всё пережитое в детстве отличается большой психологической устойчивостью, особенно это актуально для детей с ОВЗ. В школе происходит формирование позитивного отношения ребёнка с РАС к базовым ценностям общества.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми с РАС духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников с РАС.
Задачи:
Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение курса
Нравственное взросление младших школьников с РАС связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста. Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. Данный курс поможет, открыв путь к сердцу и уму маленького человека, воспитать полноценную личность, сформировать систему нравственных ценностей младшего школьника с РАС, имеющего свою внутреннюю позицию, представляющую собой осознанное отношение ребёнка к собственному «Я», к окружающим, к социально одобряемым и неодобряемым формам поведения через систему ценностно-ориентированных занятий, знакомящих учащихся с понятиями того «что такое хорошо и что такое плохо».
Формы и методы преподавания
Основные формы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная
Основные технологии: игровая, технология проблемного обучения, объяснительно – иллюстративна
Методы обучения: наглядные, словесные, практические
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 168 часов:
для учащихся 1 и 1 дополнительных классов составит по 33 часа в год, всего 66 ч,
для уч-ся 2 – 4 классов – по 34 ч. И предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками - 1ч в неделю
Продолжительность одного занятия:
в 1 кл - 4 кл – по 40 минут
Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности
Реализация программы предполагает формирование у учащихся с РАС первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно–нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал.
Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип.
Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации).
Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения.
В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания.
Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Уроки нравственности»
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ.
становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной дельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,
умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметными результатами является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеурочной дельности, поиска средств её осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять эффективные способы достижения результата;
проводить хронометраж дня. Анализировать свой распорядок дня, корректировать, оценивать свои действия во время уроков, дежурств;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха внеурочной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные УУД:
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами и составления текстов в устной и письменной формах;
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей;
использование в речи вежливых слов;
высказывание предположений о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни героев произведений):
создание по иллюстрации словесного портрета героя;
оценивание характера общения (тон, интонацию, лексику),
поведения в общественных местах;
правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
оценивание своего поведение и поведения окружающих (на уроке, на перемене)
воспроизведение основных требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях:
оценивание внешнего вида человека:
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
Коммуникативные УУД:
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование доброжелательного тона в общении;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1 и 1 дополнительный класс
Обучающиеся должны знать:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Заповеди и соответствующие притчи.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
2 класс
Обучающиеся должны знать:
1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
2. Заповеди и правила этикета.
3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим, высокомерии,
4. Афоризмы.
Уметь:
1. Исполнять заповеди.
2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
3. Выполнять общение.
4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.
5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании
3 класс
Обучающиеся должны знать:
1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.
2. Каким должен быть воспитанный человек.
3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.
5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.
Уметь:
1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.
4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
6. Быть сострадательными к чужому горю.
7. Не обижать животных и птиц.
8.Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
4 класс
Обучающиеся должны знать:
1. Правила этики и культуры речи.
2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.
3. Об источниках наших нравственных знаний.
4. О совести как основе нравственности.
5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.
6. Стихотворения о родине (на выбор).
7. Афоризмы.
8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.
Уметь:
1.Различать хорошие и плохие поступки.
2.Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
3.Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
4.Исполнять заповеди.
5.Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
Содержание кружка «Уроки нравственности»
и 1 дополнительный класс (33 и 33 часа, всего 66 часов)
Раздел 1: Правила поведения в школе (12ч)
Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.
Раздел 2: О добром отношении к людям (20ч)
Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и недобрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете.
Раздел 3: Как стать трудолюбивым (14ч)
«Ученье - Свет, а неученье тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.
Тема 4: Правила опрятности и аккуратности (10ч)
Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.
Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (4ч)
Как вести себя на улице и дома.
Раздел 6: Школьный этикет (6ч)
2 класс (34 часа)
Раздел 1: Культура общения (9ч)
Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.
Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4ч)
Заповеди. Дал слово держи.
Раздел 3: Дружеские отношения (11ч)
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечии. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.
Раздел 4: Понять другого (10ч)
Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.
3 класс (34 часа)
Раздел 1: Культура общения (9ч)
Этикет разговора. Обращение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.
Раздел 2: Самовоспитание (7ч)
Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)
Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (8ч)
Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики.
4 класс (34 часа)
Раздел 1: Культура общения (9ч)
Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.
Раздел 2: Самовоспитание (7ч)
Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)
Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.
Раздел 4: Искусство и нравственность (8ч)
Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этики.
Тематическое планирование
1 и 1 дополнительный класс (66 часов)
№п/п | Тема занятия | Формы проведения занятий |
Правила поведения в школе 12 ч |
1-2 | Правила поведения на уроке и на перемене. | Инсценировка и обсуждение ситуаций. Просмотр мультфильма. |
3-4 | Правила поведения в общественных местах. | Инсценировка и обсуждение ситуаций. Просмотр мультфильма. |
5-6 | Правила поведения в гардеробе. | Экскурсия в школьный гардероб, познавательная беседа. |
7-8 | Правила поведения в столовой. | Экскурсия в школьную столовую, познавательная беседа. |
9-10 | Правила поведения в библиотеке. | Экскурсия в школьную библиотеку, познавательная беседа. |
11-12 | Правила поведения в школьном дворе. | Экскурсия на школьный двор, познавательная беседа. |
О добром отношении к людям 20ч |
13-14 | Что такое «добро и зло». | Познавательная беседа. Чтение отрывка из сказки. Инсценирование. |
15-16 | Что такое «добро и зло». Чтение произведений. |
17-18 | «Ежели вы вежливы». | Познавательная беседа. Игра. |
19-20 | «Ежели вы вежливы». Стихи о вежливости. | Чтение и анализ стихотворений. Словесное рисование главных героев. |
21-22 | Добрые и не добрые дела. | Познавательная беседа. Практическое занятие. |
23-24 | Добрые и не добрые дела. Чтение произведений. | Путешествие в сказку. Просмотр мультфильма. |
25-26 | Ты и твои друзья. | Сценки-миниатюры |
27-28 | Ты и твои друзья. Чтение произведений | Анализ поступков героев произведений. Словесный портрет. |
29-30 | О дружбе мальчиков и девочек | Познавательная беседа. Игра. Конкурсы. |
31-32 | Помни о других – ты не один на свете. | Познавательная беседа. Просмотр мультфильма. |
Как стать трудолюбивым 14ч |
33-34 | Ученье - свет, а неученье - тьма | Познавательная беседа. Практическое занятие. |
35-36 | Как быть прилежным и старательным | Познавательная беседа. Практическое занятие. |
37-38 | Маленькое дело лучше большого безделья | Познавательная беседа. Игра. Инсценирование. Работа в группах. |
39-40 | Наш труд в классе. Распределение обязанностей. | Составление личной памятки. |
41-42 | Наш труд в классе. | Практическое занятие. |
43-44 | Мой труд каждый день дома. | Анализ ситуаций. Творческое задание: рисунок или фотоотчёт |
45-46 | Делу – время, потехе - час | Работа с пословицами. Практическая работа. Работа в группах. |
Правила опрятности и аккуратности 10ч |
47-48 | Культура внешнего вида. | Практическое занятие. Познавательная беседа. |
49-50 | Культура внешнего вида. Чтение прозведений. | Чтение и анализ произведений. |
51-52 | Каждой вещи своё место. | Познавательная беседа. Игра |
53-54 | Секретные советы девочкам и мальчикам | Познавательная беседа. Игра |
55-56 | Умейте ценить своё и чужое время. | Анализ ситуаций. |
Правила поведения на улице и дома 4 ч |
57-58 | Как вести себя на улице и дома. | Познавательная беседа. Игра. |
59-60 | Когда рядом много людей | Познавательная беседа. Виртуальное путешествие по городу. |
Школьный этикет 6ч |
61-62 | Как приветствовать людей и знакомиться с ними. | Беседа. Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач. Инсценирование. |
62-64 | Чего в другом не любишь, того и сам не делай | Познавательная беседа. Игра. |
65-66 | Чему нас научили уроки нравственности? | Применение изученных правил (норм) этикета |
2 класс (34 часа)
№п/п | Тема занятия | Основные виды деятельности обучающихся |
Культура общения 9ч |
1 | Этикет (повторение). | Беседа. Решение задач |
2 | Устное и письменное приглашение на день рождения. | Познавательная беседа. Игра |
3 | Устное и письменное приглашение на день рождения. Составление поздравления. | Работа с картинками. Сценки-миниатюры. Написание текста приглашения на день рождение. |
4 | Встреча и развлечение гостей. | Познавательная беседа. Игра. Инсценировки. |
5 | Встреча и развлечение гостей. Проведение игр. | Познавательная беседа. Игра |
6 | Поведение в гостях. Поведение в обществе. | Познавательная беседа. Игра |
7 | Поведение в гостях. Поведение за столом. | Анализ ситуаций на картинках. |
8 | Как дарить подарки. | Практическое занятие. |
9 | Как дарить подарки. Подарки своими руками. | Практическое занятие- изготовление подарка. |
Общечеловеческие нормы нравственности 4ч |
10 | Заповеди. Почему их нужно соблюдать. | Просмотр притчи. |
11 | Душа – это наше творение | Познавательная беседа. Игра. Рисование сказочных героев |
12 | Дал слово держи. Сила слова | Познавательная беседа. Чтение произведений. |
13 | О настоящем и поддельном | Познавательная беседа. Игра |
Дружеские отношения 11ч |
14 | Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна. | Чтение произведений о дружбе |
15 | Дружим с добрыми словами. | Игра. |
16 | Дружба начинается с меня. | Конкурс на лучшее стихотворение о дружбе. |
17 | Преданный друг – какой он? | Ролевая игра. |
18 | О доброте и бессердечии. | Познавательная беседа. |
19 | О доброте и бессердечии. Чтение произведений. | Чтение и анализ произведений |
20 | Об уважительном отношении к старшим. | Просмотр мультфильма. |
21 | О зависти и скромности. | Анализ ситуаций. Игра. |
22 | О зависти и скромности. Чтение произведений. | Чтение и анализ произведений. |
23 | О доброте и жестокости. | Анализ ситуаций по картинкам. Познавательная беседа. |
24 | В мире мудрых мыслей. | Работа с пословицами |
Понять другого человека 10ч |
25 | Золотые правила. Кто их придумал. | Познавательная беседа. Просмотр видеофрагмента. |
26 | Вглядись в себя, сравни с другими | Познавательная беседа. Игра |
27 | Учимся понимать настроение другого человека по внешним признакам. | Познавательная беседа. Игра. |
28 | Подари другому радость | Познавательная беседа. Игра |
29 | О тактичном и бестактном поведении. | Анализ ситуаций. Просмотр мультфильмов. |
30 | Цени доверие других | Анализ ситуаций. Тестирование. |
31 | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. | Познавательная беседа. Ролевая игра. |
32 | Все на белом свете солнышкины дети | Путешествие в сказку. Просмотр мультфильма. |
33 | В мире мудрых мыслей. | Викторина. |
34 | Обзор курса этики за год. | Применение изученных правил (норм) этики. |
3 класс (34 часа)
№п/п | Тема занятия | Основные виды деятельности обучающихся |
Культура общения 9ч |
1 | Этикет разговора. | Познавательная беседа. Игра |
2 | Обращение к разным людям. | Практическое занятие |
3 | Подари дело и слово доброе | Путешествие в сказку |
4 | Вежливый отказ, несогласие. | Практическое занятие. |
5 | Этикетные ситуации. | Инсценирование и анализ ситуаций. |
6 | Подарок коллективу | Урок-сюрприз. Игры. |
7 | Афоризмы. | Работа с деформированными пословицами в группах. |
8 | Разговор по телефону. | Практическое занятие. Разыгрывание ситуаций. |
9 | Играем роль воспитанного человека. | Беседа. Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач. |
Самовоспитание 7ч |
10 | Что значит быть вежливым? | Познавательная беседа. Игра |
11 | Мои достоинства и недостатки. Урок самокритики. | Познавательная беседа. Игра |
12 | Что достойно гражданина | Просмотр видеофильма. Чтение произведений. |
13 | Большое значение маленьких радостей. | Путешествие в сказку. |
14 | О хороших и дурных привычках. Уроки самокритики. | Познавательная беседа. Игра |
15 | Приглашение к зеркалу | Беседа. Игра. Просмотр мультфильма. |
16 | Поиграем и подумаем | Познавательная беседа. Ролевые игры. Игры. |
Общечеловеческие нормы нравственности 10ч |
17 | Заповеди: как мы их исполняем. | Познавательная беседа. Просмотр притчи. |
18 | О сострадании и жестокосердии. | Анализ ситуаций по сюжетным картинкам. |
19 | Школьные правила этикета | Работа с картинками. Сценки-миниатюры |
20 | «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л.Н. Толстой) | Познавательная беседа. Игра |
21 | Чистый ручеек вашей речи | Познавательная беседа. Игра |
22 | Всегда ли богатство - счастье? | Познавательная беседа. Игра |
23 | Всегда ли богатство - счастье? | Чтение и анализ произведений. |
24 | Хорошие песни к добру ведут. | Разучивание песен о дружбе. |
25 | Спешите делать добро. Изготовление подарков ветеранам. | Практическое занятие. |
26 | Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. | Анализ пословиц, инсценировка ситуаций по теме занятия |
Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? 8ч |
27 | Как сердцу высказать себя? | Познавательная беседа. Игра. |
28 | В трудной ситуации, попытаемся разобраться. Разыгрывание ситуаций. | Обсуждение ситуаций после просмотра видеофрагментов. Работа в группах. |
29 | Родительский дом. | Конкурс рисунков. |
30 | И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. | Знакомство с речевыми формулами сопереживания, сочувствия, сострадания и ситуациями их употребления. |
31 | О тех, кто сердце отдал людям. | Познавательная беседа. Посещение школьного музея. |
32 | Диалоги о хороших манерах, добре и зле. | Познавательная беседа. Игра |
33 | О дружбе мальчиков и девочек | Познавательная беседа. Работа с таблицей требований. |
34 | Чему мы научились на уроках этики. | Применение изученных правил (норм) этики. |
4 класс (34 часа)
№п/п | Тема занятия | Основные виды деятельности обучающихся |
Культура общения 9ч |
1 | Традиции общения в русской семье. «Домострой». | Познавательная беседа. Работа с пословицами. Игра. |
2 | Культура общения в современной семье. | Просмотр мультфильма. |
3 | Культура общения в современной семье. | Конкурс рисунков по теме занятия. |
4 | О терпимости к ближним. | Анализ ситуаций по сюжетным картинкам. |
5 | «Поспешай делать добро» (народная мудрость) | Познавательная беседа. Ролевые игры. Подарок другу. |
6 | Культура спора. | Инсценирование и анализ ситуаций. |
7 | Этикетные ситуации. | Инсценирование и анализ ситуаций. |
8 | В мире мудрых мыслей. | Чтение и анализ произведений. |
9 | Храни достоинство свое повсюду, человек! | Разговор за круглым столом |
Самовоспитание 7ч |
10 | «Познай самого себя». Тестирование. | Познавательная беседа. Игра |
11 | Самовоспитание. | Познавательная беседа. Игра |
12 | Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. | Практическое занятие. |
13 | Как я работаю над собой. | Анкетирование. |
14 | О терпении. | Просмотр видеофрагментов с последующим анализом. |
15 | Конец каждого дела обдумай перед началом. | Практикум |
16 | «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри». | Презентация личных достижений |
Общечеловеческие нормы нравственности 10ч |
17 | Об источниках наших нравственных знаний. | Познавательная беседа. Посещение библиотеки Крылова. |
18 | Совесть - основа нравственности. | Познавательная беседа. Работа с таблицей требований. |
19 | «Чем ты сильнее, тем будь добрее». | Просмотр видеофрагмента с последующим анализом. |
20 | «Досадно мне, что слово честь забыто». | Чтение произведений и анализ. |
21 | Заветы предков. | Создание коллективной презентации. |
22 | Россияне о любви к Родине. | Просмотр видеофрагментов. |
23 | Твоя малая родина. | Конкурс рисунков. |
24 | Я, ты, мы. | Познавательная беседа. Игра |
25 | Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. | Создание памяток для одноклассников. |
26 | «Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей». | Инсценирование и анализ ситуаций. |
Искусство и нравственность 8ч |
27 | Нравственное содержание древних мифов. | Познавательная беседа. Просмотр видеосюжетов. |
28 | За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. | Познавательная беседа. Просмотр видеосюжетов. |
29 | Положительные герои в былинах и сказках. | Познавательная беседа. Просмотр видеосюжетов. |
30 | Отрицательные герои в литературных произведениях. | Познавательная беседа. Просмотр видеосюжетов. |
31 | Отворите волшебные двери добра и доверия | Познавательная беседа. Игра. |
32 | Искусство и нравственность. | Просмотр картин художников по теме. |
33 | Добрыми делами славен человек | Посещение школьного музея |
34 | Обзор курса этикета. | Применение изученных правил (норм) этики. |
Материально-техническое обеспечение
Классная доска
Экран и проектор
Компьютер
CD и DVD диски по этике
Интернет – ресурсы к занятиям по этике
Сюжетные картинки
Настольные игры
Тематическая литература
Учебные фильмы
Альбомы для рисования
Игрушки для игр в помещении и на улице
18