СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Уроки нравственности" для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, вариант 8.2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся начальной школы в силу своего возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Всё  пережитое в детстве отличается большой психологической устойчивостью, особенно это актуально для детей с ОВЗ. В школе происходит формирование позитивного отношения ребёнка с РАС к базовым ценностям общества.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми с РАС духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Уроки нравственности" для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, вариант 8.2»



























































  1. Пояснительная записка

Учащиеся начальной школы в силу своего возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Всё  пережитое в детстве отличается большой психологической устойчивостью, особенно это актуально для детей с ОВЗ. В школе происходит формирование позитивного отношения ребёнка с РАС к базовым ценностям общества.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми с РАС духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников с РАС.

Задачи:

  • Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

  • Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

  • Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

  • Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.


  1. Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение курса


Нравственное взросление младших школьников с РАС связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста. Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.  Данный курс поможет, открыв путь к сердцу и уму маленького человека, воспитать полноценную личность, сформировать систему нравственных  ценностей младшего школьника с РАС, имеющего свою внутреннюю позицию, представляющую собой осознанное отношение ребёнка к собственному «Я», к окружающим, к социально одобряемым и неодобряемым формам поведения  через систему ценностно-ориентированных занятий, знакомящих учащихся с понятиями того «что такое хорошо и что такое плохо».

Формы и методы преподавания

Основные формы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная

Основные технологии: игровая, технология проблемного обучения, объяснительно – иллюстративна

Методы обучения: наглядные, словесные, практические


  1. Место курса в учебном плане


Программа рассчитана на 168 часов:

для учащихся 1 и 1 дополнительных классов составит по 33 часа в год, всего 66 ч,

для уч-ся 2 – 4 классов – по 34 ч. И предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками - 1ч в неделю

Продолжительность одного занятия:

в 1 кл - 4 кл – по 40 минут


  1. Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности


Реализация программы предполагает формирование у учащихся с РАС первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Программа составлена на основе следующих принципов духовно–нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал. 

Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип.

Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеруСледование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип идентификации (персонификации).

Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

Принцип диалогического общения.

В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. 

Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.


  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Уроки нравственности»


Личностные результаты:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ.

  • становление      гуманистических       и      демократических    ценностных      ориентации многонационального российского общества;

  • формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • воспитание   художественно-эстетического   вкуса, эстетических  потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

  • овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной дельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

  • развитие   навыков   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   в   разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных   ситуаций,

  • умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

  • наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.


Метапредметными     результатами     является     формирование     регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД).


Регулятивные УУД:

  • овладение способностью принимать   и   сохранять   цели   и   задачи внеурочной дельности, поиска средств её осуществления;

  • формирование   умения   планировать, контролировать   и   оценивать   учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять эффективные способы достижения результата;

  • проводить хронометраж дня. Анализировать свой распорядок дня, корректировать, оценивать свои действия во время уроков, дежурств;

  • формирование     умения     понимать     причины    успеха/неуспеха    внеурочной     деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные УУД:

  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и   задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами и составления текстов в устной и письменной формах;

  • -освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • овладение логическими действиями   сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей;

  • использование в речи вежливых слов;

  • высказывание предположений о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни героев произведений):

  • создание    по    иллюстрации    словесного    портрета    героя;

  • оценивание    характера    общения (тон, интонацию, лексику),    

  • поведения    в общественных местах;

  • правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

  • оценивание своего поведение и поведения окружающих (на уроке, на перемене)

  • воспроизведение основных требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях:

  • оценивание внешнего вида человека:

  • использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях     и     интерпретации     информации     в     соответствии     с коммуникативными и познавательными задачами;

Коммуникативные УУД:

  • активное   использование речевых   средств для решения коммуникативных     и познавательных задач;

  • использование доброжелательного тона в общении;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • умение   договариваться   о   распределении   ролей   в   совместной   деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.


Предметные результаты:


1 и 1 дополнительный класс

Обучающиеся должны знать:

1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Заповеди и соответствующие притчи.

Уметь:

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возмож­ности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в обще­ственных местах.

3. Придерживаться «золотого правила» в общении с други­ми.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Сострадать животным, не обижать их.

7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.


2 класс

Обучающиеся должны знать:

1. Требования этикета к устному и письменному приглаше­нию и общению с гостями.

2. Заповеди и правила этикета.

3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим, высокомерии,

4. Афоризмы.

Уметь:

1. Исполнять заповеди.

2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.

3. Выполнять общение.

4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать по­дарки.

5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов са­моконтроля в самовоспитании


3 класс

Обучающиеся должны знать:

1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.

2. Каким должен быть воспитанный человек.

3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.

4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убежде­ний.

5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, добро­те, благодарности.

6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращать­ся к разным людям.

Уметь:

1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.

2. На практике применять методы самовоспитания и са­моконтроля.

3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.

4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.

5. Проявлять тактичность и доброжелательность в обще­нии.

6. Быть сострадательными к чужому горю.

7. Не обижать животных и птиц.

8.Различать добро и зло, давать правильную оценку по­ступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

9. Проявлять положительные моральные качества в дос­тойном поведении, поступках.


4 класс

Обучающиеся должны знать:

1. Правила этики и культуры речи.

2. Требования к манерам, чем отличается корректное по­ведение от галантного.

3. Об источниках наших нравственных знаний.

4. О совести как основе нравственности.

5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.

6. Стихотворения о родине (на выбор).

7. Афоризмы.

8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть по­следствие своих поступков.

Уметь:

1.Различать хорошие и плохие поступки.

2.Воплощать свои этические знания в повседневном по­ведении, в привычках.

3.Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.

4.Исполнять заповеди.

5.Давать правильную оценку по­ступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.


  1. Содержание кружка «Уроки нравственности»



  1. и 1 дополнительный класс (33 и 33 часа, всего 66 часов)

Раздел 1: Правила поведения в школе (12ч)

Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.

Раздел 2: О добром отношении к людям (20ч)

Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и недобрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете.

Раздел 3: Как стать трудолюбивым (14ч)

«Ученье - Свет, а неученье тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.

Тема 4: Правила опрятности и аккуратности (10ч)

Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.

Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (4ч)

Как вести себя на улице и дома.

Раздел 6: Школьный этикет (6ч)


2 класс (34 часа)

Раздел 1: Культура общения (9ч)

Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.

Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4ч)

Заповеди. Дал слово держи.

Раздел 3: Дружеские отношения (11ч)

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечии. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.

Раздел 4: Понять другого (10ч)

Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.


3 класс (34 часа)

Раздел 1: Культура общения (9ч)

Этикет разговора. Обращение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.

Раздел 2: Самовоспитание (7ч)

Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)

Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (8ч)

Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики.


4 класс (34 часа)

Раздел 1: Культура общения (9ч)

Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.

Раздел 2: Самовоспитание (7ч)

Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)

Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.

Раздел 4: Искусство и нравственность (8ч)

Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этики.


  1. Тематическое планирование

1 и 1 дополнительный класс (66 часов)


п/п

Тема

занятия

Формы проведения занятий

Правила поведения в школе 12 ч

1-2

Правила поведения на уроке и на перемене.

Инсценировка и обсуждение ситуаций. Просмотр мультфильма.

3-4

Правила поведения в общественных местах.

Инсценировка и обсуждение ситуаций. Просмотр мультфильма.

5-6

Правила поведения в гардеро­бе.

Экскурсия в школьный гардероб, познавательная беседа.

7-8

Правила поведения в столо­вой.

Экскурсия в школьную столовую, познавательная беседа.

9-10

Правила поведения в библио­теке.

Экскурсия в школьную библиотеку, познавательная беседа.

11-12

Правила поведения в школь­ном дворе.

Экскурсия на школьный двор, познавательная беседа.

О добром отношении к лю­дям 20ч

13-14

Что такое «добро и зло».

Познавательная беседа. Чтение отрывка из сказки. Инсценирование.

15-16

Что такое «добро и зло». Чтение произведений.

17-18

«Ежели вы вежливы».

Познавательная беседа. Игра.

19-20

«Ежели вы вежливы». Стихи о вежливости.

Чтение и анализ стихотворений. Словесное рисование главных героев.

21-22

Добрые и не добрые дела.

Познавательная беседа. Практическое занятие.

23-24

Добрые и не добрые дела. Чтение произведений.

Путешествие в сказку. Просмотр мультфильма.

25-26

Ты и твои друзья.

Сценки-миниатюры

27-28

Ты и твои друзья. Чтение произведений

Анализ поступков героев произведений. Словесный портрет.

29-30

О дружбе мальчиков и девочек

Познавательная беседа. Игра. Конкурсы.

31-32

Помни о других – ты не один на свете.

Познавательная беседа. Просмотр мультфильма.

Как стать трудолюбивым 14ч

33-34

Ученье - свет, а неученье - тьма

Познавательная беседа. Практическое занятие.

35-36

Как быть прилежным и ста­рательным

Познавательная беседа. Практическое занятие.

37-38

Маленькое дело лучше большого безделья

Познавательная беседа. Игра. Инсценирование. Работа в группах.

39-40

Наш труд в классе. Распределение обязанностей.

Составление личной памятки.

41-42

Наш труд в классе.

Практическое занятие.

43-44

Мой труд каждый день дома.

Анализ ситуаций. Творческое задание: рисунок или фотоотчёт

45-46

Делу – время, потехе - час

Работа с пословицами. Практическая работа. Работа в группах.

Правила опрятности и ак­куратности 10ч

47-48

Культура внешнего вида.

Практическое занятие. Познавательная беседа.

49-50

Культура внешнего вида. Чтение прозведений.

Чтение и анализ произведений.

51-52

Каждой вещи своё место.

Познавательная беседа. Игра

53-54

Секретные советы девочкам и мальчикам

Познавательная беседа. Игра

55-56

Умейте ценить своё и чужое время.

Анализ ситуаций.

Правила поведения на ули­це и дома 4 ч

57-58

Как вести себя на улице и до­ма.

Познавательная беседа. Игра.

59-60

Когда рядом много людей

Познавательная беседа. Виртуальное путешествие по городу.

Школьный этикет 6ч

61-62

Как приветствовать людей и знакомиться с ними.

Беседа. Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач. Инсценирование.

62-64

Чего в другом не любишь, того и сам не делай

Познавательная беседа. Игра.

65-66

Чему нас научили уроки нравственности?

Применение изученных правил (норм) этикета





2 класс (34 часа)


п/п

Тема

занятия

Основные виды деятельности

обучающихся

Культура общения 9ч

1

Этикет (повторение).

Беседа. Решение задач

2

Устное и письменное пригла­шение на день рождения.

Познавательная беседа. Игра

3

Устное и письменное пригла­шение на день рождения.

Составление поздравления.

Работа с картинками. Сценки-миниатюры. Написание текста приглашения на день рождение.

4

Встреча и развлечение гостей.

Познавательная беседа. Игра. Инсценировки.

5

Встреча и развлечение гостей. Проведение игр.

Познавательная беседа. Игра

6

Поведение в гостях. Поведение в обществе.

Познавательная беседа. Игра

7

Поведение в гостях. Поведение за столом.

Анализ ситуаций на картинках.

8

Как дарить подарки.

Практическое занятие.

9

Как дарить подарки. Подарки своими руками.

Практическое занятие- изготовление подарка.

Общечеловеческие нормы нрав­ственности 4ч

10

Заповеди. Почему их нужно соблюдать.

Просмотр притчи.

11

Душа – это наше творение

Познавательная беседа. Игра. Рисование сказочных героев

12

Дал слово держи. Сила слова

Познавательная беседа. Чтение произведений.

13

О настоящем и поддельном

Познавательная беседа. Игра

Дружеские отношения 11ч

14

Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна.

Чтение произведений о дружбе

15

Дружим с добрыми словами.

Игра.

16

Дружба начинается с меня.

Конкурс на лучшее стихотворение о дружбе.

17

Преданный друг – какой он?

Ролевая игра.

18

О доброте и бессердечии.

Познавательная беседа.

19

О доброте и бессердечии. Чтение произведений.

Чтение и анализ произведений

20

Об уважительном отношении к старшим.

Просмотр мультфильма.

21

О зависти и скромности.

Анализ ситуаций. Игра.

22

О зависти и скромности. Чтение произведений.

Чтение и анализ произведений.

23

О доброте и жестокости.

Анализ ситуаций по картинкам. Познавательная беседа.

24

В мире мудрых мыслей.

Работа с пословицами

Понять другого человека 10ч

25

Золотые правила. Кто их придумал.

Познавательная беседа. Просмотр видеофрагмента.

26

Вглядись в себя, сравни с другими

Познавательная беседа. Игра

27

Учимся понимать настроение другого человека по внешним признакам.

Познавательная беседа. Игра.

28

Подари другому радость

Познавательная беседа. Игра

29

О тактичном и бестактном по­ведении.

Анализ ситуаций. Просмотр мультфильмов.

30

Цени доверие других

Анализ ситуаций. Тестирование.

31

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.

Познавательная беседа. Ролевая игра.

32

Все на белом свете солнышкины дети

Путешествие в сказку. Просмотр мультфильма.

33

В мире мудрых мыслей.

Викторина.

34

Обзор курса этики за год.

Применение изученных правил (норм) этики.


3 класс (34 часа)


п/п

Тема

занятия

Основные виды деятельности

обучающихся

Культура общения 9ч

1

Этикет разговора.

Познавательная беседа. Игра

2

Обращение к разным лю­дям.

Практическое занятие

3

Подари дело и слово доброе

Путешествие в сказку

4

Вежливый отказ, несогла­сие.

Практическое занятие.

5

Этикетные ситуации.

Инсценирование и анализ ситуаций.

6

Подарок коллективу

Урок-сюрприз. Игры.

7

Афоризмы.

Работа с деформированными пословицами в группах.

8

Разговор по телефону.

Практическое занятие. Разыгрывание ситуаций.

9

Играем роль воспитанного человека.

Беседа. Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач.

Самовоспитание 7ч

10

Что значит быть вежли­вым?

Познавательная беседа. Игра

11

Мои достоинства и недос­татки. Урок самокритики.

Познавательная беседа. Игра

12

Что достойно гражданина

Просмотр видеофильма. Чтение произведений.

13

Большое значение малень­ких радостей.

Путешествие в сказку.

14

О хороших и дурных при­вычках. Уроки самокритики.

Познавательная беседа. Игра

15

Приглашение к зеркалу

Беседа. Игра. Просмотр мультфильма.

16

Поиграем и подумаем

Познавательная беседа. Ролевые игры. Игры.

Общечеловеческие нор­мы нравственности 10ч

17

Заповеди: как мы их ис­полняем.

Познавательная беседа. Просмотр притчи.

18

О сострадании и жестоко­сердии.

Анализ ситуаций по сюжетным картинкам.

19

Школьные правила этикета

Работа с картинками. Сценки-миниатюры

20

«Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л.Н. Толстой)

Познавательная беседа. Игра

21

Чистый ручеек вашей речи

Познавательная беседа. Игра

22

Всегда ли богатство - сча­стье?

Познавательная беседа. Игра

23

Всегда ли богатство - сча­стье?

Чтение и анализ произведений.

24

Хорошие песни к добру ведут.

Разучивание песен о дружбе.

25

Спешите делать добро. Изготовление подарков ветеранам.

Практическое занятие.

26

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Анализ пословиц, инсценировка ситуаций по теме занятия

Как сердцу высказать себя.

Другому как по­нять тебя? 8ч

27

Как сердцу высказать себя?

Познавательная беседа. Игра.

28

В трудной ситуации, по­пытаемся разобраться.

Разыгрывание ситуаций.

Обсуждение ситуаций после просмотра видеофрагментов. Работа в группах.

29

Родительский дом.

Конкурс рисунков.

30

И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать.

Знакомство с речевыми формулами сопереживания, сочувствия, сострадания и ситуациями их употребления.

31

О тех, кто сердце отдал людям.

Познавательная беседа. Посещение школьного музея.

32

Диалоги о хороших мане­рах, добре и зле.

Познавательная беседа. Игра

33

О дружбе мальчиков и девочек

Познавательная беседа. Работа с таблицей требований.

34

Чему мы научились на уроках этики.

Применение изученных правил (норм) этики.


4 класс (34 часа)


п/п

Тема

занятия

Основные виды деятельности

обучающихся

Культура общения 9ч

1

Традиции общения в русской семье. «Домострой».

Познавательная беседа. Работа с пословицами. Игра.

2

Культура общения в современной семье.

Просмотр мультфильма.

3

Культура общения в современной семье.

Конкурс рисунков по теме занятия.

4

О терпимости к ближним.

Анализ ситуаций по сюжетным картинкам.

5

«Поспешай делать добро» (народная мудрость)

Познавательная беседа. Ролевые игры. Подарок другу.

6

Культура спора.

Инсценирование и анализ ситуаций.

7

Этикетные ситуации.

Инсценирование и анализ ситуаций.

8

В мире мудрых мыслей.

Чтение и анализ произведений.

9

Храни достоинство свое повсюду, человек!

Разговор за круглым столом

Самовоспитание 7ч

10

«Познай самого себя». Тестирование.

Познавательная беседа. Игра

11

Самовоспитание.

Познавательная беседа. Игра

12

Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю.

Практическое занятие.

13

Как я работаю над собой.

Анкетирование.

14

О терпении.

Просмотр видеофрагментов с последующим анализом.

15

Конец каждого дела обдумай перед началом.

Практикум

16

«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

Презентация личных достижений

Общечеловеческие нормы нрав­ственности 10ч

17

Об источниках наших нравственных знаний.

Познавательная беседа. Посещение библиотеки Крылова.

18

Совесть - основа нравственности.

Познавательная беседа. Работа с таблицей требований.

19

«Чем ты сильнее, тем будь добрее».

Просмотр видеофрагмента с последующим анализом.

20

«Досадно мне, что слово честь забы­то».

Чтение произведений и анализ.

21

Заветы предков.

Создание коллективной презентации.

22

Россияне о любви к Родине.

Просмотр видеофрагментов.

23

Твоя малая родина.

Конкурс рисунков.

24

Я, ты, мы.

Познавательная беседа. Игра

25

Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.

Создание памяток для одноклассников.

26

«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».

Инсценирование и анализ ситуаций.

Искусство и нравственность 8ч

27

Нравственное содержание древних мифов.

Познавательная беседа. Просмотр видеосюжетов.

28

За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев.

Познавательная беседа. Просмотр видеосюжетов.

29

Положительные герои в былинах и сказках.

Познавательная беседа. Просмотр видеосюжетов.

30

Отрицательные герои в литератур­ных произведениях.

Познавательная беседа. Просмотр видеосюжетов.

31

Отворите волшебные двери добра и доверия

Познавательная беседа. Игра.

32

Искусство и нравственность.

Просмотр картин художников по теме.

33

Добрыми делами славен человек

Посещение школьного музея

34

Обзор курса этикета.

Применение изученных правил (норм) этики.





  1. Материально-техническое обеспечение

  1. Классная доска

  2. Экран и проектор

  3. Компьютер

  4. CD и DVD диски по этике

  5. Интернет – ресурсы к занятиям по этике

  6. Сюжетные картинки

  7. Настольные игры

  8. Тематическая литература

  9. Учебные фильмы

  10. Альбомы для рисования

  11. Игрушки для игр в помещении и на улице





18