Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Интерактивный башкирский язык»
(общекультурное направление)
основное общее образование
9 класс
2021-2022 учебный год
Составитель:
Ирназарова Ф.К., учитель башкирского языка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Интерактивный башкирский язык» составлена на основе следующего нормативно-правового и инструктивно-методического обеспечения:
-Федеральный государственный образовательный стандарт (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандартаосновного общего образования»(с изменениями и дополнениями);
-ООП основного общего образования МБОУ Гимназии № 1 им. Н.Т. Антошкина ГО г. Кумертау РБ.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Интерактивный башкирский язык» предназначена для организации внеурочной деятельности в 9а, б классе на уровне основного общего образования по общекультурному направлению развития личности.
Программа рассчитана на 33 часа.
Года обучения | Кол-во часов в неделю | Кол-во учебных недель | Всего часов за учебный год |
9 класс | 1 | 33 | 33 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты
понимание башкирского языка как одной из основных национально-культурных ценностей башкирского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессеполучения школьного образования;
осознание эстетической ценности башкирского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту башкирского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты
владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного башкирского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать башкирский язык как государственный как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках русского и иностранного языков, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Здравствуй, школа!
1 сентября –День знания. Книга – источник знаний. А.Игебаев “Верный друг, проворный товарищ”. М. Акмулла “Башкиры мои, надо учиться!”.
О чем говорят топонимы?
Прошлое, настоящее и будущее республики. Её история, богатство, известные личности и формирование речевой культуры. Города, районы, деревни Республики Башкортостан. Природные памятники: заповедники, парки, заказники, пещеры, водопады, реки, озера, горы. Семь чудес Башкортостана.
Искусство Башкортостана Театры Башкортостана.Театр “Нур”. Национальный молодежный театр имени Мустая Карима. Жизнь и творчество башкирского композитора Хусаина Ахметова. Кубызист Роберт Загретдинов. Танцовшица Рашида Туйсина. Народный артист Башкортостана Арыслан Мубаряков. Башкирский народный художник Рашит Нурмухаметов.
Башкирское уствное народное творчество
Башкирское народное творчество. Эпос “Урал батыр”. Башкирские народные праздники
Башкирские народные праздники, обряды и обычаи. Салават Юлаев – национальный герой башкирского народа Салават Юлаев – национальный герой башкирского народа. Музей Салавата в Палдиски. Картина А.А.Кузнецова “Допрос Салавата». Возле памятника Салавату Юлаеву. Башкирские народные поэты
Башкирские народные поэты: Мустай Карим, Мажит Гафури, Рами Гарипов, Рашит Нигмати.
Формы организации учебных занятий: кружок.
Основные виды учебной деятельности: игровая, познавательная, художественное творчество
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название темы | Кол-во часов |
1. | Здравствуй, школа! | 2 |
2. | О чем говорят топонимы? | 8 |
3. | Искусство Башкортостана | 6 |
4. | Башкирское уствное народное творчество | 5 |
5. | Башкирские народные праздники | 4 |
6. | Салават Юлаев – национальный герой башкирского народа | 3 |
7. | Башкирские народные поэты | 5 |
| Итого: | 33 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата прове-дения по плану | Дата факти-ческого прове-дения | Тема | Примечание |
Здравствуй, школа! |
1. | 02.09 | | Здравствуй, школа! А. Игебаев “Тоғро дуҫым, йор юлдашым”. | |
2. | 09.09 | | М. Акмулла “Башкиры мои, нужно учиться!”. | |
О чем говорят топонимы? |
3. | 16.09 | | Мой город – Кумертау. | |
4. | 23.09 | | Уфа – столица Башкортостана. | |
5. | 30.09 | | Достопримечательности города Уфа. | |
6. | 07.10 | | Районы, города и селы Башкортостана. | |
7. | 14.10 | | Природные памятники. | |
8. | 21.10 | | Природные памятники. | |
9. | 28.10 | | Известные личности Башкортостана. | |
10. | 11.11 | | Семь чудес Башкортостана. | |
Искусство Башкортостана |
11. | 18.11 | | Театры Башкортостана. | |
12. | 25.11 | | Национальный молодежный театр имени Мустая Карима. | |
13. | 02.12 | | Татарский государственный театр “Нур”. | |
14. | 09.12 | | Опера “Салават Юлаев” . | |
15. | 16.12 | | Арыслан Мубаряков. | |
16. | 23.12 | | Башкирский народный художник Рашит Нурмухаметов. | |
Башкирское устное народное творчество |
17. | 12.01 | | Башкирское устное народное творчество. | |
18. | 19.01 | | Башкирские народные песни. | |
19. | 26.01 | | Башкирские народные сказки. | |
20. | 02.02 | | Пословицы и поговорки. | |
21. | 09.02 | | Эпос “Урал батыр”. | |
Башкирские народные праздники |
22. | 16.02 | | Башкирские народные праздники. | |
23. | 02.03 | | Сабантуй. | |
24. | 09.03 | | Праздник Науруз. | |
25. | 16.03 | | Праздник Ҡарға бутҡаһы. | |
Салават Юлаев – башкирский национальный герой |
26. | 23.03 | | Салават Юлаев – башкирский национальный герой. | |
27. | 30.03 | | Возле памятника Салавату Юлаеву. | |
28. | 06.04 | | Образ Салавата в искусстве и литературе. | |
Народные поэты Башкортостана |
29. | 20.04 | | Мустай Карим. | |
30. | 27.04 | | Мажит Гафури. | |
31. | 04.05 | | Рами Гарипов. | |
32. | 11.05 | | Рашит Нигмати. | |
33 | 18.05 | | Викторина “Что я знаю о своей республике” | |
КАЛЕНДАРЬ – ТЕМАТИК ПЛАНЛАШТЫРЫУ
№ | План- ған көн | Үт- гән көн | Тема | Иҫкәрмә |
Һаумы, мәктәп! |
1. | 02.09 | | Һаумы мәктәп! А. Игебаев “Тоғро дуҫым, йор юлдашым”. | |
2. | 09.09 | | М. Аҡмулла “Башҡорттарым уҡыу кәрәк, уҡыу кәрәк!”. | |
Атамалар ни һөйләй? |
3. | 16.09 | | Минең ҡалам – Күмертау. | |
4. | 23.09 | | Башҡортостандың баш ҡалаһы – Өфө. | |
5. | 30.09 | | Өфө ҡалаһының иҫтәлекле урындары. | |
6. | 07.10 | | Башҡортостандың ҡалалары, райондары һәм ауылдары. | |
7. | 14.10 | | Тәбиғәт ҡомартҡылары. | |
8. | 21.10 | | Тәбиғәт ҡомартҡылары. | |
9. | 28.10 | | Башҡортостандың арҙаҡлы шәхестәре. | |
10. | 11.11 | | Башҡортостандың ете мөғжизәһе. | |
Башҡортостан мәҙәниәте |
11. | 18.11 | | Башҡортостанда театр сәнғәте. | |
12. | 25.11 | | Мостай Кәрим исемендәге Милли йәштәр театры. | |
13. | 02.12 | | “Нур” татар дәүләт театры. | |
14. | 09.12 | | “Салауат Юлаев” операһы. | |
15. | 16.12 | | Арыҫлан Мөбәрәков. | |
16. | 23.12 | | Башҡорт халыҡ рәссәме Рәшит Нурмөхәмәтов. | |
Башҡорт халыҡ ижады |
17. | 12.01 | | Башҡорт халыҡ ижады. | |
18. | 19.01 | | Башҡорт халыҡ йырҙары. | |
19. | 26.01 | | Башҡорт халыҡ әкиәттәре. | |
20. | 02.02 | | Мәҡәлдәр һәм әйтемдәр. | |
21. | 09.02 | | “Урал батыр” эпосы. | |
Башҡорт халыҡ байрамдары |
22. | 16.02 | | Башҡорт халыҡ байрамдары. | |
23. | 02.03 | | Һабантуй. | |
24. | 09.03 | | Науруз байрамы. | |
25. | 16.03 | | Ҡарға бутҡаһы байрамы. | |
Салауат Юлаев – башҡорт халҡының милли батыры |
26. | 23.03 | | Салауат Юлаев – башҡорт халҡының милли батыры. | |
27. | 30.03 | | Салауат Юлаев һәйкәле янында. | |
28. | 06.04 | | Салауат образы сәнғәттә һәм әҙәбиәттә. | |
Башҡортостандың халыҡ шағирҙары |
29. | 20.04 | | Мостай Кәрим. | |
30. | 27.04 | | Мәжит Ғафури. | |
31. | 04.05 | | Рәми Ғарипов. | |
32. | 11.05 | | Рәшит Ниғмәти. | |
33 | 18.05 | | Викторина “Үҙемдең республикам тураһында нимә беләм” | |
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
При разработке рабочей программы использованы информационные источники:
1. Багаутдинова М.И., Багаутдинов Н.М. Интеллектуальные игры по башкирскому языку. – Уфа, Китап:2011
2. Малая юношеская энциклопедия: Пособие-справочник для учащихся 5-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, колледжей, лицеев и студентов высших учебных заведений по истории, культуре и географии Башкортостана. – Уфа. -2007.
3. Усманова М.Г. Грамматика башкирского языка для изучающих башкирский язык как государственный. –Уфа, Китап:2012.
4. Интерактивный башкирский https://bashlang.ru/
5. Национальный литературный музей Республики Башкортостан http://literatmuzey.ru/?p=4462