СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социально-бытовое ориентирование"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социально-бытовое ориентирование"»





































1. Пояснительная записка

1.1.Нормативно-правовые документы, на основе которых составлена рабочая программа:

Нормативно-правовые документы, на основе которых составлена рабочая программа:

Рабочая программа курса «Формирование навыков социально-бытовой ориентировки» (2класс) составлена в соответствии с АООП МБОУ СОШ ___ на учебный год и следующих нормативно - правовых документов:

1. С требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

2. Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

3. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с НОДА (Вариант 6.3)

4. Адаптированной основной образовательной программой начального общего образования обучающихся с НОДА (Вариант 6.3) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №37».

5. Заключения ПМПК.



Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный,1-4 класса /А.А. Айдарбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова и др./ 8-е изд.–М.: Просвещение, 2013г.,176с.

Программа содержит обязательный минимум образования, учебный план и программа предусматривают  2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год

Особенности:

Проявляет познавательный интерес, темп деятельности замедленный, использует вербальные средства общения, словарный запас незначительно уступает возрасту, звукопроизношение нарушено, объем кратковременной памяти снижен, внимание недостаточно устойчивое. Программа строит обучение ребенка с НОДА на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Это означает, что учебный материал учитывает особенности ребенка, включает задания, обеспечивающие восприятия учебного материала.


1.2.Цели и задачи курса:

Цель: Специальные коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития.

Задачи:

  • расширять жизненный опыт учащихся;

  • воспитывать личностные качества: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;

  • учить бережному отношению к продуктам, вещам, оборудованию.

  • развивать внимание, наблюдательность, память, воображение.


2. Общая характеристика курса

СБО – это специальные коррекционные занятия  направленные на практическую подготовку учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.

Данная программа предназначена для учащегося 2 «б» класса, обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей НОДА (вариант 6.3) (индивидуальное обучение), составлена с учетом его познавательных нарушений. После проведенного обследования программа составляется исходя из полученных результатов, а так же каждый урок может корректироваться, переноситься на необходимый момент с учетом особенностей развития ребенка.

2.1Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умения пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия способствуют усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учащихся.

2.2Преемственность курса, с точки зрения целей общего образования с опорой на концепцию, соответствующего ФГОС, современных требований выпускнику.

Решение названных задач обеспечит младшему школьнику с детей с тяжелойумственной отсталостью обрести уверенности в себе и своих силах. На каждое занятие подбирается материал, соответствующий примерному предметному содержанию программного материала и носящего развивающий характер, создается ситуация успеха.


2.3Акценты в осуществлении связи обучения занятий с практикой и актуальными проблемами современности по курсу «СБО» - занятия  направленные на практическую подготовку учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся. Данные навыки необходимо формировать у детей с первых дней их пребывания. Основными формами воспитания у детей навыков самообслуживания являются: индивидуальная работа, практикумы и организованные сюжетные игры, ведь наилучшее усвоение любого материала происходит у детей в процессе игры.


2.4Особенности построения курса.Программа по СБО составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем СБО обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач, объединенных в систему развивающих занятий. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач (от простого к сложному). Содержание материала переплетается с предметами, изучаемыми на данной ступени обучения.


3. Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с индивидуальным учебным планом учащегося 2б класса, обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с НОДА (вариант 6.3), курс коррекционно-развивающих занятий входит в число индивидуальных коррекционных занятий, из расчета на 68 часов в год, 2 занятия в неделю.


4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

4.1.Описание важности курса занятий. Занятия  направленны на практическую подготовку учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся, формирование навыков самообслуживания, соблюдения гигиены, морально-этических норм и правил поведения в окружающей среде.

4.2. Ценностные ориентиры содержания курса занятий.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

4.3.Особенности обучающегося.

Индивидуальная образовательная программа разработана для ученицы 2 класса Кожевниковой Оксаны, обучающейся по адаптированной образовательной программе для детей с НОДА (вариант 6.3)

У обучающейся знания, умения и навыки не соответствуют возрасту; несформированность всех средств языка; уровень психического развития ниже возрастной нормы. Данные психологического обследования свидетельствуют о стойком нарушении познавательной деятельности.

Данная программа ставит своей задачей вовлечение ребёнка в длительный коррекционно – диагностический процесс, для более точного определения коррекционного воздействия и разработки рекомендаций по оптимальным методам и формам коррекционной работы.

5.Результаты изучения курса.

5.1 Личностные результаты:

· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

 · освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

 · осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.


5.2 Предметными результатами изучения курса «СБО» является сформированность следующих умений:

- в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ,закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

-владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;

-получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.

5.3.Система оценки результатов.

Система оценки результатов развития познавательных процессов учащегося предполагает проведение диагностик: Входящих(первичных), динамического наблюдения, текущей и этапной диагностики, итоговой. А так же в течении учебного (по необходимости) наблюдение за выполнением предложенных заданий, устный опрос, письменные работы.

6. Содержание учебного предмета «Формирование навыков социально-бытовая ориентировка»68ч (по 2 часа в неделю)

6.1 Наименование разделов программы:

Культура поведения

9

Жилище.

4

Семья

9

Одежда и обувь.

6

Торговля

12

Транспорт

9

Личная гигиена.

8

Питание

9


6.2. Перечень изучаемого материала

Культура поведения

Жилище

Значение жилища в жизни человека. Виды жилых помещений в городе и селе (жилой дом, коттедж и т.д.). Жилой дом. Его устройство. Подсобные помещения. Квартира. Варианты квартир. Подсобные помещения. Домашний адрес. Гигиенические требования к жилому помещению; меры по их обеспечению. Повседневная уборка жилья: сухая, влажная. Средства по уходу за жилищем. Пылесос. Техника безопасности. Уход за мебелью в зависимости от её покрытия. Средства ухода за мебелью.

Одежда  

Виды одежды, назначение. Сезонная одежда. Головные уборы, назначение. Хранение одежды. Повседневный уход за одеждой. Сушка, уход за сезонной одеждой. Мелкий ремонт одежды (пришивание пуговиц, вешалки, крючков, зашивание распоровшегося шва на одежде). Моющие средства для стирки белья (мыло, стиральный порошок). Стирка мелких предметов одежды.

Транспорт

Виды городского транспорта. Правила пользования городским транспортом. Маршрут в школу и из школы. Поведение в транспорте, поведение на улице. Правила дорожного движения. Железнодорожный вокзал. Правила поведения на железной дороге.

6.3. Перечень диагностик.не предусмотрено.


6.4. Направления проектной деятельности-не предусмотрено.

6.5. Использование резерва учебного времени:не предусмотрено

7.Учебно- тематическое планирование и основные виды деятельности учащегося

п.п.

Название раздела программы


Основные виды учебной деятельности в контексте ФГОС

1.

Культура поведения

Изучение правильные речевые обороты при разговоре с разновозрастными группами людей.

Виды подсобных помещений в жилых помещениях и их назначение

Гигиенические требования к жилому помещению

Регулярность уборки жилых помещений

2

Жилище.

Семья

3

Одежда и обувь.

Торговля

Подбирать одежду по сезону

Различать одежду в зависимости от назначения (повседневная, праздничная, спортивная, домашняя)

4

Транспорт

Основные виды общественного транспорта, которыми они пользуются по дороге в школу и из школы

Правила пользования городским транспортом

5

Личная гигиена.

Питание

Гигиенические требования к своему телу, одежде,

Правила поведения за столом, назначение кухонной посуды. Режим дня.


Итого


8.Учебно-методическое и материально-техническоеобеспечение образовательногопроцесса.

1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный,1-4 класса /А.А. Айдарбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова и др./ 8-е изд.–М.: Просвещение, 2013г.,176с.

  1. «Воспитание  и  обучение  детей  с  тяжелой  интеллектуальной недостаточностью» А.Р. Маллер, Г.В. Цикото, Москва «Академия», 2003г.



9. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Базовый

Минимальный

Обучающиеся должны уметь:

Культура поведения

  • Употреблять правильные речевые обороты при разговоре с разновозрастными группами людей

  • Вежливо обращаться в различных ситуациях с просьбой или вопросом к младшим, взрослым и сверстникам.

  • Соблюдать правила поведения в школе, в общественных местах и транспорте

  • Правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, красиво и аккуратно принимать пищу.

Жилище

  • Значение и виды жилых помещений в городе

  • Виды подсобных помещений в жилых помещениях и их назначение

  • Гигиенические требования к жилому помещению

  • Регулярность уборки жилых помещений

  • Правила техники безопасности при работе с моющими и чистящими средствами, при работе с пылесосом

Одежда

  • Подбирать одежду по сезону

  • Различать одежду в зависимости от назначения (повседневная, праздничная, спортивная, домашняя)

  • Сушить мокрую одежду

  • Чистить верхнюю одежду

  • Стирать вручную мелкие предметы одежды

Транспорт

  • Основные виды общественного транспорта, которыми они пользуются по дороге в школу и из школы

  • Правила пользования городским транспортом

  • Стоимость проезда и виды оплата проезда в городском транспорте

  • Маршрут проезда до школы и обратно

  • Правила дорожного движения

Обучающиеся должны уметь:

Культура поведения

  • Слова – обращения, употребляемые при встрече и расставании

  • Формы обращения с просьбой, вопросом

  • Правила поведения в общественных и культурных местах

  • Правила поведения за столом

  • Правила поведения в доме, в семье

Жилище

  • Значение и виды жилых помещений в городе

  • Виды подсобных помещений в жилых помещениях и их назначение

Одежда

  • Виды одежды

  • Правила ухода за одеждой

  • Правила ручной стирки

Транспорт

  • Соблюдать правила поведения в общественном транспорте и на остановке (правила входа и выхода, поведение в салоне, покупка билетов)











Календарно- тематическое планирование:

урока



Изучаемая тема



Тема урока


Количество часов

Дата план

Дата факт

1

Личная гигиена

(9ч)

1

Личная гигиена

1



2

2

Личная гигиена




3

3

Последовательное выполнение туалета

1



4

4

Последовательное выполнение туалета




5

5

Периодичность и правила чистки ушей

1



6

6

Правила освещённости рабочего места

1



7

7

Охрана зрения при чтении

1



8

8

Охрана зрения при чтении




9

9

Правила ухода за кожей рук

1






Правила ухода за кожей ног




11

Одежда и обувь

(4ч)

1

Виды одежды, их назначение

1



12

2

Виды обуви, их назначение




13

3

Правила ухода за одеждой

1



14

4

Правила ухода за обувью




15

Питание

(9ч)

1

Значение питания

1



16


Значение питания




17

2

Техника безопасности работы режущими инструментами

1



18

3

Техника безопасности работы режущими инструментами




19

4

Виды блюд, не требующих тепловой обработки

1



20

5

Правила сервировки стола

1



21

6

Правила сервировки стола




22

7

Правила мытья посуды

1



23


8

Правила уборки помещения




24


9

Закрепление пройденного материала




25

Семья

(6ч)

1

Родственные отношения в семье

1



26

2

Родственные отношения в семье




27

3

Состав семьи, имена, отчества, фамилии и их возраст

1



28

4

Правила поведения на уроке




29

5

Правила поведения на перемене

1



30

6

Закрепление пройденного материала




31

Культура поведения

(12ч)

1

Требования к осанке при ходьбе

1



32

2

Требования к осанке в положении сидя




33

3

Требования к осанке в положении стоя




34

4

Правила поведения при встрече

1



35

5

Правила поведения при расставании




36

6

Формы обращения с просьбой

1



37

7

Формы обращения с вопросом




38

8

Правила поведения за столом

1



39

9

Правила поведения за столом




40

10

Вежливые слова при встрече

1



41


11

Вежливые слова при расставании




42


12

Закрепление пройденного материала




43

Жилище

(9ч)

1

Виды жилых помещений в городе.

1



44

2

Виды жилых помещений в селе.




45

3

Различие жилых помещений

1



46

4

Различие жилых помещений




47

5

Почтовый адрес своего дома

1



48

6

Почтовый адрес своего дома




49

7

Правила организации рабочего места школьника

1



50


8

Правила организации рабочего места школьника




51


9

Закрепление пройденного материала




52

Транспорт

(8ч)

1

Основные транспортные средства имеющиеся в городе

1



53

2

Основные транспортные средства имеющиеся в селе




54

3

Правила проезда в общественном транспорте




55

4

Наиболее рациональный маршрут проезда до школы

1



56

5

Количество времени, затраченное на дорогу, пешеходный маршрут

1



57

6

Правила передвижения на велосипеде

1



58


7

Правила передвижения на велосипеде




59


8

Закрепление пройденного материала




60

Торговля

(9ч)

1

Виды магазинов

1



61

2

Виды магазинов




62

3

Назначение продуктовых магазинов, их отделы и содержание продукции

1



63

4

Назначение продуктовых магазинов, их отделы и содержание продукции




64

5

Правила покупки товаров

1



65

6

Правила покупки товаров




66

7

Стоимость хлебных продуктов

1



67

8

Стоимость молочных продуктов




68

9

Закрепление пройденного материала

1

















10