Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Шелтозерская средняя общеобразовательная школа»
Прионежского района Республики Карелия
Рассмотрена Утверждена
на методическом совете школы приказом по школе
протокол № _____ от ______________) №______от_______
Принята
педагогическим советом школы
(протокол № ___ от _____________)
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Связь поколений»
социального направления развития личности
основной общеобразовательной программы
основного общего образования
сроком реализации 1 год в 8 классе
Составитель: Новикова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы
1-ой квалификационной категории
2020
Пояснительная записка
Данная рабочая программа внеурочной деятельности «Связь поколений» является частью основной общеобразовательной программы основного общего образования МОУ «Шелтозерская СОШ», реализующей ФГОС ООО. Предназначена для обучающихся 8 класса и рассчитана на реализацию в течение одного учебного года (2 часа в неделю в течение 35 недель – 70 часов).
Обучающимся предоставляется возможность почувствовать целостность мира, в котором невозможно разделить духовную и материальную культуру, разорвать цепь времен и поколений.
Разработана рабочая программа внеурочной деятельности «Связь поколений» с опорой на авторские программы:
Н.М. Фроленковой – Программа по внеурочной деятельности (ФГОС) «Моя родословная»;
Е.Р. Макуриной - Программа патриотического воспитания для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Моя Родина Россия».
Данный курс внеурочной деятельности способствует:
-развитию речевых способностей, памяти и внимания обучающихся;
-воспитанию культуры общения, доброжелательности, умения работать в коллективе;
-созданию условий для социализации обучающихся.
Основная цель курса внеурочной учебной деятельности «Связь поколений» для 8 класса в соответствии с требованиями ФГОС ООО показать связь времен и поколений.
Данная программа направлена на формирование у учащихся ключевых компетенций:
-коммуникативных (способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе),
-познавательных (знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, умение отличать факты от домыслов),
-информационных (самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, преобразование, сохранение и её передача),
-общекультурных (особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере).
Программа имеет связь с базовыми предметами (русский язык, литература, история), в ней чётко прослеживаются межпредметные связи.
1. Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами освоения учениками 8 класса программы являются:
• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни;
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);
• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты.
Метаредметными результатами освоения программы является:
ученики научатся:
• планировать пути достижения целей;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• давать определяют понятиям
• устанавливать причинно-следственные связи;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
2.Содержание курса внеурочной деятельности
Моя семья. Основные сведения. История семьи (10 ч).
Важнейшие сведения по истории семьи. Кто я, кто мы, кто все мы и каждый: родители, дети, поколения. Фамилия (прозвище), имя, отчество. Дата и место рождения каждого члена семьи, их место жительства. История семьи в письмах, дневниках: наличие писем и дневников, фотографий, портретов, реликвий. Известные люди рода. Генеалогическое древо. Семейные традиции и праздники
Практическое занятие. Рассказ о своих родителях, родственниках, друзьях. Рисунок о семье. Просмотр фотоальбомов.
2. «Генеология – наука о родственных связях » (12 ч).
Общие сведения о родословной. Понятия и термины.
Источники генеалогических знаний: письменные и вещественные. Основные понятия и термины: генеалогия, род, родословие, семья, фамилия, поколение, предок, потомок, этногенез и т.д. Исторические предки и потомки, фамилии, поколения. Антропонимика. Способы изображения корней генеалогического древа. Понятие о смешанной восходящей
и нисходящей родословной. Сбор и хранение документов семейного архива.
Практическое занятие. Составление родословной семьи до третьего колена.
Практическое занятие. Рисунок генеалогического древа своей семьи.
3. Моя школа (8 ч).
История моей школы (когда была построена, юбилейные даты, школьные традиции, история детских организаций школы). Чему учит школа. Учителя и выпускники школы. Школьная библиотека. Школьный музей.
Практическое занятие. Экскурсия в школьный музей.
Практическое занятие. Экскурсия в школьную библиотеку.
4 «Россия – родина моя. Мой край родной» (12 ч).
Россия – место, где человек родился и вырос, познал счастье жизни. Символика российского государства: герб, гимн, флаг. Я – гражданин России. Права граждан России. Обязанности граждан России. Страницы истории, география Республики Карелия, Прионежского р-на, с.Шелтозеро Практическое занятие. Исторические памятники РК.
5. Село родное (12 ч).
Происхождение сельского поселения Шелтозера. Документы, рассказавшие о происхождении поселения. Исторические предпосылки для его основания. География поселения. Знаменитые жители поселения. Предприятия и инфраструктура села. Основные занятия, культура и спорт в селе.
Практическое занятие: Письменный рассказ о своём родном селе.
Экскурсия: посещение музея.
6. Природа родного края (8 ч).
Особенности природы родного края. Природа и наше здоровье, закаливание организма. Наш вклад в охрану природы. Экология края.
7. «Не прервётся связь поколений…» (8 ч).
Ветераны Великой отечественной войны. Значение победы русского народа над фашизмом. Праздник день победы.
3.Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности |
|
1 | Важнейшие сведения о семье. | 3 | развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. |
2 | История семьи в письмах, дневниках, фотографиях, реликвиях. | 3 |
3 | Семейные традиции и праздники. | 2 |
4 | Практическое занятие, рисунок о семье, просмотр фотоальбомов. | 2 |
|
5 | Общие сведения о родословной. Понятия и термины. | 2 | учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. |
6 | Источники генеалогических знаний: письменные и вещественные. | 2 |
7 | Изображение корней генеалогического древа. Понятие о смешанной восходящей и нисходящей родословной. | 2 |
8 | Сбор и хранение документов семейного архива. | 2 |
9 | Практическое занятие: Составление родословной семьи до третьего колена. | 2 |
10 | Практическое занятие: Рисунок генеалогического древа своей семьи. | 2 |
|
11 | История моей школы. | 2 | учиться в навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации, добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения проектных заданий с использованием дополнительной литературы; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
12 | Чему учит школа. Учителя и ученики школы. | 2 |
13 | Экскурсия :Школьная библиотека. | 2 |
14 | Экскурсия: Школьный музей. | 2 |
4 «Россия – родина моя. Мой край родной» (12ч). |
15 | Россия – моя родина. | 2 | учитывать разные мнения и интересы и осуществлять поиск необходимой информации для выполнения проектных заданий с использованием дополнительной литературы относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; . |
16 | Символика российского государства: герб, гимн, флаг. | 2 |
17 | Я – гражданин России. Права граждан России. Обязанности граждан России. | 2 |
18 | Мой край родной. География Республики Карелия, Прионежского р-на, с.Шелтозеро. | 2 |
19 | Страницы истории РК. | 2 |
20 | Исторические памятники РК. | 2 |
5. Село родное (12 ч). |
21 | Происхождение сельского поселения Шелтозеро. | 2 | осуществлять поиск необходимой информации для выполнения проектных заданий с использованием дополнительной литературы; производить опрос жителей села, систематизировать полученные сведения; реализовывать полученные данные (выступления перед различного рода аудиторией). |
22 | Исторические предпосылки для основания села. География поселения. | 2 |
23 | Знаменитые жители поселения и района. | 1 |
24 | Предприятия и инфраструктура села. | 2 |
25 | Основные занятия жителей, культура и спорт в селе. | 2 |
26 | Практическое занятие: Письменный рассказ о своём родном селе. | 1 |
27 | Экскурсия в музей. | 2 |
6. Природа родного края (8 ч). |
28 | Особенности природы родного края. | 2 | учиться в навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации, добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения проектных заданий с использованием дополнительной литературы; |
29 | Природа и наше здоровье, закаливание организма. | 2 |
30 | Наш вклад в охрану природы. | 2 |
31 | Экология края. | 2 |
Не прервётся связь поколений…» (8 ч). |
32 | Праздник - День Победы. История, значение. | 2 | Осуществлять поиск новой информации по теме и систематизировать ранее полученную. Создавать архивы и сотрудничать с музеями. |
33 | Ветераны Великой Отечественной войны села. | 4 |
34-35 | Значение победы русского народа над фашизмом. | 2 |