СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Умники и умницы» ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ 1 КЛАСС

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» предназначена для 1 класса, разработана с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с ООП НОО МОУ СОШ №32 и составлена на основе авторской программы курса «Развитие познавательных способностей» О. Холодовой, – Москва: РОСТ книга, 2012 г. с учётом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий и реализует общеинтеллектуальное направление.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Умники и умницы» ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ 1 КЛАСС»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №32

имени 177 истребительного авиационного московского полка»

Г. о. Подольск



РАССМОТРЕНО


На заседании ШМО учителей начальных классов

Руководитель ШМО

___________ Рыжкова Н. А.

Протокол №______ от

«___» __________ 20___г.


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора

по УВР _____Петрова Н.В.

«___» ___________ 20__ г.


УТВЕРЖДАЮ


Директор МОУ СОШ №32


__________С.И. Тухватулина


Приказ №______ от

«___» ____________20__ г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Умники и умницы»

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

1 Д КЛАСС




Учебных недель: 33

Количество часов в неделю: 2

Количество часов в год: 66








Составитель:

Твёрдая Валентина Николаевна,

учитель начальных классов











20___-20___ учебный год

Содержание

1. Общие цели курса «Умники и умницы» ……………………...………..............................3

2. Планируемые результаты изучения курса «Умники и умницы» ………….. ...................4

3. Содержание курса «Умники и умницы» …..………..……………………..………...……6

4. Тематическое планирование ……………………………..………………..………….…....9

5. Календарно-тематическое планирование………………………………………...............10

6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение………………..……..14



















































Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» предназначена для 1 класса, разработана с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с ООП НОО МОУ СОШ №32 и составлена на основе авторской программы курса «Развитие познавательных способностей» О. Холодовой, – Москва: РОСТ книга, 2012 г. с учётом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий и реализует общеинтеллектуальное направление.

В 1 классе на внеурочную деятельность «Умники и умницы» отводится 66 часов в год из расчёта 2 часа в неделю.


  1. Общие цели курса «Умники и умницы».

Цель:

развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий.


Основные задачи:

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся;

  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности

  1. Планируемые результаты изучения курса «Умники и умницы».


Личностные результаты

У обучающихся будет сформировано:

  • положительное отношение к занятиям в кружке.

Обучающиеся получат возможность для сформирования:

  • самостоятельность и личная ответственность в информационной деятельности;

  • личностный смысл учения;

  • целостный взгляд на окружающий мир.


Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

  • определять и формулировать цель деятельности;

  • проговаривать последовательность действий;

  • высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

  • работать по предложенному учителем плану;

  • отличать верно выполненное задание от неверного.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;

  • давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.


Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • осознанно строить речевое высказывание;

  • владеть логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;

  • использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами;

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в

учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой

жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной

работы всего класса.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие

математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства,

плоские геометрические фигуры;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей

(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).


Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

  • комментировать последовательность действий;

  • выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

  • участвовать в коллективном обсуждении;

  • выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).


Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

  • определять виды отношений между понятиями;

  • решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;

  • находить закономерность в окружающем мире и русском языке;

  • устанавливать ситуативную связь между понятиями;

  • рассуждать и делать выводы в рассуждениях;

  • решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • обобщать, делать выводы;

  • классифицировать явления, предметы;

  • определять последовательность событий;

  • давать определения тем или иным понятиям;

  • выявлять функциональные отношения между понятиями;

  • выявлять закономерности и проводить аналогии.



  1. Содержание программы курса «Умники и умницы».


В основе построения программы лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом, основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Материал каждого занятия рассчитан на 35-45 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство обучающихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное реше­ние детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируют­ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп­равлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение ре­шения задачи определенного вида. На этом этапе у детей форми­руется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возмож­ность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо разви­ты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и стара­тельностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому сла­бые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких обучающихся подбираются задачи, кото­рые они могут решать успешно).

Ребенок на этих заняти­ях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:

  • двух рабочих тетрадей для обучающихся на печатной основе;

  • методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.

В предлагаемом пособии создана сис­тема учебных заданий и задач, направленных на развитие позна­вательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных про­цессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и воз­можностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.

В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания ус­ловно можно разбить на несколько групп:

  • задания на развитие внимания;

  • задания на развитие памяти;

  • задания на совершенствование воображения;

  • задания на развитие логического мышления.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совер­шенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять спе­циальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий обучающиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти раз­личные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей уве­личивается объем зрительного и слухового запоминания, развива­ется смысловая память, восприятие и наблюдательность, заклады­вается основа для рационального использования сил и времени.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и це­лый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и рас­пределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формирова­нию таких жизненно важных умений, как умение целенаправлен­но сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, ре­шая двух - трехходовые задачи.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгорит­мическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря обучающихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.


  1. Тематическое планирование.


№ п/п

Название раздела/темы

Количество часов

на изучение

1

Выявление уровня развития познавательных процессов у первоклассников в начале учебного года (вводный урок).

1


2

Развитие концентрации внимания.

10

3

Тренировка внимания.

10

4

Тренировка слуховой памяти.

10

5

Тренировка зрительной памяти.

8

6

Развитие быстроты реакции.

8

7

Совершенствование воображения.

10

8

Развитие логического мышления.

6

9

Обучение поиску закономерностей.

2

10

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

1


Итого:

66












  1. Календарно-тематическое планирование.


п/п


Тема занятия


Плановые

сроки прохождения

Скоррек тированные

сроки

прохождения

Раздел 1. Выявление уровня развития познавательных процессов

у первоклассников в начале учебного года (вводный урок). 1 ч

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления (вводный урок).



Раздел 2. Развитие концентрации внимания. 10 ч

2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.



3

Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.



4

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.



5

Тренировка внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.



6

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.



7

Тренировка слуховой памяти. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.



8

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.



9

Тренировка зрительной памяти. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.



10

Обучение поиску закономерностей.



11

Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.



Раздел 3. Тренировка внимания. 10 ч

12

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.



13

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.



14

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.



15

Развитие быстроты реакции. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.



16

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.



17

Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.



18

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.



19

Тренировка внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.



20

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций.



21

Тренировка слуховой памяти. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

20.11


Раздел 4. Тренировка слуховой памяти. 10 ч

22

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.



23

Тренировка зрительной памяти. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.



24

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.



25

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.



26

Совершенствование воображения. Ребусы.



27

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек.



28

Развитие быстроты реакции. Совершенствование

мыслительных операций.



29

Развитие быстроты реакции. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.



30

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.



31

Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.



Раздел 5. Тренировка зрительной памяти. 8 ч

32

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.



33

Тренировка внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.



34

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.



35

Тренировка слуховой памяти. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.



36

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.



37

Тренировка зрительной памяти. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.



38

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.



39

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.



Раздел 6. Развитие быстроты реакции. 8 ч.

40

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.



41

Совершенствование воображения. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.



42

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.



43

Развитие быстроты реакции. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.



44

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.



45

Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.



46

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.



47

Тренировка внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.



Раздел 7. Совершенствование воображения. 10 ч

48

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.



49

Тренировка слуховой памяти. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.



50

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.



51

Тренировка зрительной памяти. Развитие аналитических

способностей и способности рассуждать.



52

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.



53

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.



54

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.



55

Совершенствование воображения. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.



56

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.



57

Развитие быстроты реакции. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.



Раздел 8. Развитие логического мышления. 6 ч

58

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.



59

Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.



60

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.



61

Тренировка внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.



62

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.



63

Тренировка слуховой памяти. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.



Раздел 9. Обучение поиску закономерностей. 2 ч

64

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.



65

Совершенствование воображения. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.



Раздел 10. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. 1 ч

66

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.





  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

  2. Холодова О. Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет). Методическое пособие для 1 класса.- Москва: РОСТ книга, 2019.

  3. Холодова О. Юным умникам и умницам: информатика, логика, математика. Рабочая тетрадь в 2-х частях. - Москва: РОСТ книга, 2019.



Печатные пособия

Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с ос­новными темами программы кружка.

Карточки с заданиями по развитию познавательных способностей для 1класса.


Оборудование рабочего места учителя

Классная доска.

Персональный компьютер с принтером.

Мультимедийный проектор.

Интерактивная доска.


Оборудование класса

Ученические столы одноместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.