Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №32
имени 177 истребительного авиационного московского полка»
Г.о. Подольск
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО учителей начальных классов Руководитель ШМО ___________ Рыжкова Н. А. Протокол №______ от «___» __________ 2020 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____Петрова Н.В. «___» ___________ 2020 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ СОШ №32 __________С.И. Тухватулина Приказ №______ от «___» ____________2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МЫ - ТВОИ ДРУЗЬЯ»
СОЦИАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
2Д класс
Учебных недель: 34
Количество часов в неделю: 1
Количество часов в год: 34
Составитель:
Твёрдая Валентина Николаевна,
учитель начальных классов
2020 – 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Содержание
1. Общие цели курса «Мы – твои друзья»……………………….……………………...……..3
2. Планируемые результаты освоения курса «Мы – твои друзья»…………………………..3
3. Содержание курса «Мы – твои друзья» …………………………………………………....4
4. Тематическое планирование……………….……………………….……………………....5
5. Календарно-тематическое планирование ………………………………………………….6
6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение ………………………..7
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мы – твои друзья» предназначена для 2 классов, разработана в соответствии с ООП НОО МОУ СОШ №32 и составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности А. Г. Макеевой В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова «Мы – твои друзья» для 1-4 классов, с учётом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий и реализует социальное направление.
Во 2 классе на внеурочную деятельность «Мы – твои друзья» отводится 34 часа в год из расчёта 1 час в неделю.
Общие цели курса «Мы — твои друзья»
Основной целью является формирование у школьников ответственного отношения к домашним животным. Оно базируется на осведомленности учащихся о нуждах и потребностях четвероногих друзей, понимании — какую роль играет человек в их жизни, готовности заботиться и бережно относиться к питомцам.
Задачи:
формирование представлений об универсальной ценности домашних животных как представителей мира живой природы, понимания связи человека и природы;
развитие устойчивого познавательного, эстетического и практического интереса к домашним животным;
вовлечение учащихся в реальную деятельность по уходу за домашними питомцами.
Центральный объект программы — взаимоотношения человека с домашними животными.
Планируемы результаты освоения курса «Мы – твои друзья»
Личностные результаты:
интерес к изучению домашних животных;
умение выражать свое отношение к домашним животным различными художественными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);
готовность внимательно и ответственно относиться к домашним животным; сопереживать и сочувствовать им;
желание и стремление расширять свои познания, связанные с миром домашних животных за счет самостоятельного поиска информации.
Метапредметные результаты:
навыки организации своей деятельности: простановка цели, планирование этапов, оценка результатов своей деятельности;
приемы исследовательской деятельности, связанной с изучением домашних животных: формулирование (с помощью учителя) цели исследования, наблюдение, фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам исследования;
навыки работы с источниками информации, связанными с домашними животными: выбор источников информации; поиск, отбор и анализ информации;
навыки эффективной коммуникации — взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Предметные результаты:
в ценностно-ориентационной сфере — сформированные представления об экологии как важном элементе культурного опыта человечества;
в познавательной сфере — сформированные представления о роли домашних животных в жизни человека, понимание важности правильного ухода за домашними животными (кормление, выгул, обустройство мест содержания и т.д.); представление о нормах и правилах безопасного поведения при встрече с чужими или бездомными животными;
в трудовой сфере — использование полученных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за питомцами;
в эстетической сфере — умение оценить красоту животного;
в сфере физической культуры — элементарные представления о пользе нормированной физической нагрузки для здоровья, выносливости, эмоционального настроя (своего и питомца), понимание того, как ежедневные прогулки и игры с домашним животным могут повлиять на физическую активность хозяина.
Содержание программы
Раздел 1. Давайте познакомимся! (8 ч)
Почему люди заводят домашних животных. Питомец — животное, за которым ухаживает человек, проявляя при этом ласку и заботу. Какие бывают домашние питомцы. Как домашние животные и их хозяева находят общий язык. Влияние общения с животными на эмоции, настроение и самочувствие человека. Почему важно обсудить приобретение питомца всей семьей? Как правильно выбрать и где приобрести домашнего питомца. Организации и учреждения, в которых могут помочь хозяевам домашних питомцев. Клубы любителей животных. Общество охраны животных. Справочная литература, периодические издания, телепередачи, интернет-ресурсы, посвященные содержанию животных. Нормативные документы, регулирующиеправила содержания домашних питомцев. Права и обязанности хозяев животных.
Формы организации и виды деятельности:беседа педагога, выполнение заданий в рабочей тетради с последующим обсуждением, ролевая игра, арт-технология, презентация книг.
Раздел 2. Как мы появились в твоем доме? Мы очень разные! (6 ч)
Родословное дерево собак и кошек. История их одомашнивания. История появления различных пород кошек и собак, их назначение. Различные породы собак и кошек, особенности поведения, характера, привычек. Различия в поведении и особенностях взаимоотношений кошек и собак с человеком и между собой. Собака или кошка? Что необходимо знать, чтобы правильно выбрать себе домашнего питомца. «Мы в ответе за тех, кого приручили»: самое главное качество хозяина питомца —ответственность.
Формы организации и виды деятельности:беседа педагога, выполнение заданий в рабочей тетради с последующим обсуждением, коллективная проектная деятельность, выставка.
Раздел 3. Как мы устроены и как за нами ухаживать? (6 ч)
Особенности организма собак и кошек. Сравнение внешнего строения тела собак и кошек. Что необходимо собакам и кошкам для хорошего самочувствия. Разный возраст — разные потребности. Особенности содержания молодых и взрослых животных: кормление, общение и игры, посещение ветеринара, участие в выставках. Животные тоже стареют. Культура содержания собак и кошек в городе. Как должно быть обустроено место для собаки или кошки в городской квартире. Где и как правильно выгуливать собаку в городе. Как защитить собак и кошек от жестокого обращения. Сопереживание, сочувствие и содействие животным.Почему появляются бездомные кошки и собаки? Помощь бездомным животным.
Формы организации и виды деятельности:беседа педагога, выполнение заданий в рабочей тетради с последующим обсуждением, коллективная проектная деятельность, выставка, проект.
Раздел 4. Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев (6 ч)
Как общаются животные друг с другом и счеловеком. Почему важно понимать «язык» животных. Звуковое общение. Язык тела: что означают различные позы и поведение кошек и собак. Основные правила воспитания и дрессировки собак и кошек. Особенности воспитания и дрессировки разных пород собак. Методы поощрения в воспитании. Как правильно воспитывать кошек? Игры с питомцем: проводим время вместе. Осторожно — незнакомая собака! Правила общения с чужими домашними кошками и собаками. Правила безопасности при встрече сбездомными собаками.
Формы организации и виды деятельности:беседа педагога, выполнение заданий в рабочей тетради с последующим обсуждением, игровое задание «Озвучиваем фильм», подготовка индивидуальных проектов
Раздел 5. На приемы у Айболита (3 ч)
Здоров ли ваш питомец. Первые признаки недомогания у кошек и собак. В каких случаях следует обращаться в ветеринарную клинику. Что нужно знать о прививках собакам и кошкам. Гигиена — прежде всего! Какие заболевания могут передаваться от собак и кошек человеку. Какие правила помогут избежать заражения.
Формы организации и виды деятельности:беседа педагога, практическая работа с микроскопом, ролевая игра, конкурс плакатов.
Раздел 6. Мы с тобой друзья! (6 ч)
Как домашние питомцы вдохновляют художников, писателей, поэтов. Образы собак и кошек в искусстве — в музыке, живописи, литературе, театре, кино, танце. Знаменитые кошки и собаки. Собаки и кошки — герои. Знаменательные даты, связанные с домашними животными. Мой питомец — самый лучший! Выставки рисунков, плакатов, фотографий, поделок в рамках тематических недель. Подведение итогов.
Формы организации и виды деятельности:беседа педагога, коллективный проект, литературная мастерская.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела/темы | Количество часов на изучение |
| Давайте познакомимся! | 8 |
| Как мы появились в твоем доме? Мы очень разные! | 6 |
| Как мы устроены и как за нами ухаживать? | 6 |
| Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев | 5 |
| На приеме у Айболита | 3 |
| Мы с тобой друзья! | 6 |
| Итого | 34 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Плановые сроки прохождения | Скоррект. сроки прохождения |
Раздел 1. Давайте познакомимся! (8 ч) |
| Почему люди заводят домашних животных. Выбор питомца — очень ответственный шаг. | 01.09. | |
| Вместе нам — лучше. Выполнение заданий в рабочей тетради. | 08.09. | |
| Давайте познакомимся. Ролевая игра. | 15.09. | |
| Карнавал животных. Арт-технология. | 22.09. | |
| Карнавал животных. Арт-технология. | 29.09. | |
| Первый шаг — очень ответственный. Выполнение заданий в рабочей тетради с последующим обсуждением. | 06.10. | |
| Выставка литературы, посвященной домашним питомцам с презентацией книг. | 13.10. | |
| Выставка литературы, посвященной домашним питомцам с презентацией книг. | 20.10. | |
Раздел 2. Как мы появились в твоем доме? Мы очень разные! (6 ч) |
| Как кошки и собаки появились в доме человека. | 27.10. | |
| Знакомимся с родословным деревом кошек и собак. | 10.11. | |
| Удивительные факты про кошачьих и собачьих. Коллективная проектная деятельность. | 17.11. | |
| Такие разные собаки, такие разные кошки. Выполнение заданий в рабочей тетради с последующим обсуждением. | 24.11. | |
| Такие разные и такие прекрасные! Выставка. | 01.12. | |
| Газета про хвостатых-полосатых. Коллективный проект. | 08.12. | |
Раздел 3. Как мы устроены и как за нами ухаживать? (6 ч) |
| Как ухаживать за нашими питомцами. | 15.12. | |
| Четыре лапы, хвост и не только. Выполнение заданий в рабочей тетради с последующим обсуждением | 22.12. | |
| Удивительные факты про кошачьих и собачьих. Коллективная проектная деятельность | 29.12. | |
| Как за нами ухаживать. Выполнение заданий в рабочей тетради с последующим обсуждением | 12.01. | |
| Как я ухаживаю за своим питомцем. Проект | 19.01. | |
| Каждой кошке и собаке нужен дом. Выставка | 26.01. | |
Раздел 4. Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев (5 ч) |
| Общение в мире животных. Беседа педагога c последующим обсуждением. | 02.02. | |
| На каком языке общаются кошки и собаки. Выполнение заданий в рабочей тетради с последующим обсуждением | 09.02. | |
| Работа в парах с элементами тренинга «Пойми меня!» Игровое задание «Озвучиваем фильм» | 16.02. | |
| Просмотр и обсуждение видеофрагментов и/или презентаций на тему «Школа ―Четыре лапы‖» Подготовка индивидуальных проектов «Мой питомец» | 02.03. | |
| Подготовка индивидуальных проектов «Мой питомец» | 16.03. | |
Раздел 5. На приёме у Айболита (3 ч) |
| Будь здоров! Выполнение заданий в рабочей тетради по теме «Будь здоров!» | 30.03. | |
| Практическая работа «Невидимые, но опасные: кого можно увидеть с помощью микроскопа» Ролевая игра «На приеме у Айболита» | 06.04. | |
| Конкурс плакатов «Важные правила» | 13.04. | |
Раздел 6. Мы с тобой — друзья!(6 ч) |
| «Образы животных в произведениях искусства. Знаменитые кошки и собаки» Беседа педагога с последующим обсуждением. | 20.04. | |
| Необычная прогулка. Про наши праздники и будни. Среди нас тоже есть звезды! | 27.04. | |
| Коллективный проект «Удивительная выставка» | 04.05. | |
| Коллективный проект «Удивительная выставка» | 11.05. | |
| Конкурс знатоков «Что, где, когда» | 18.05. | |
| Литературная мастерская | 25.05. | |
Учебно-методическое обеспечения и материально-техническое
Авторская программа внеурочной деятельности А. Г. Макеевой В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова «Мы – твои друзья» для 1-4 классов
Мы – твои друзья. Методическое пособие для учителей начальной школы / А. Г. Макеева, В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова. – М.: ООО «Нестле Россия», 2018. – 96с.
Мы – твои друзья». Рабочая тетрадь для школьников / А. Г. Макеева, В.А.Самкова, Е.М. Клемяшова. – М.: ООО «Нестле Россия», 2018. – 80с.
Технические средства обучения
Магнитная классная доска.
Интерактивная доска.
Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Печатная продукция:
Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения).
Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.).
Таблицы, постеры и картинки.