Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия
Рассмотрена на заседании МО Утверждена директором МБОУ
и рекомендована к утверждению Приказ от 31.08.2020 №
протокол от 29.08.2020 № 1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПРОЕКТНАЯ МАСТЕРСКАЯ»
(русский язык и литература)
Год составления: 2020-2021 учебный год
Классы - 9 а, б, в, г
Количество часов по плану – 34 часа
Количество часов в неделю – 1 час
Новый Уренгой
2020
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.12.2012 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в соответствии с требованиями ФК ГОС среднего общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и Положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (утверждено приказом МБОУ Гимназия № 63 от 31.01.2018г.).
В основе рабочей программы – учебно-методический комплекс: Леонтович А. В. Проектная мастерская: учебное пособие для общеобразовательных организаций / А. в. Леонтович и др. – М.: Просвещение, 2019.
Адресность: учащиеся 9 класса, 34 часа (1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
— российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
— гражданская позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
— готовность к служению Отечеству, его защите;
— сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
— толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
— навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательско1, проектной и других видах деятельности;
— нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
— готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
— эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
— бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
— осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты:
— умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
— умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
— владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
— готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей и разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
— умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
— умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
— умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
— владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
— владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
— сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
— способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
— сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметных областей;
— способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Содержание тем курса
Тема | Содержание | Формы контроля |
Введение |
Что такое проект | Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследовательских работ учащихся. Понятия: проект, проблема, информация | Лекция учителя Коллективное обсуждение беседа |
I. Теоретический блок . Способы мыслительной деятельности |
Что такое проблема | Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Понятия: проблема, объект исследования | Игра «Посмотри на мир чужими глазами» |
Как мы познаём мир | Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт | Опыты. Игры на внимание |
Удивительный вопрос | Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Понятия: вопрос, ответ. Правила совместной работы в парах . | Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово» |
Учимся выдвигать гипотезы | Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ. Понятия: гипотеза, вопрос, ответ | Практическая работа Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину» |
Источники информации | Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения. Понятия: источник информации | Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием |
Практика | Правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников | Практическое занятие |
Планирование работы | Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования в работе над проектом. | Беседа Творческая работа |
Выбор темы исследования | Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования | Самостоятельная работа |
Цели и задачи исследования | Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования | Практическая работа |
Методы исследования. Мыслительные операции | Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений | Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”. Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез |
Сбор материала для исследования | Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.). Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования | Самостоятельная работа |
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы | Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы. Практическое занятие, направленное на развитие умений анализировать свои действия и делать выводы | Работа в группе Устный ответ Практическая работа |
Обобщение полученных данных | Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения. Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное | Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности” |
II. Практический блок. |
| | |
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию | Составление анкет, опросов | Проведение интервью в группах |
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования | Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой литературы по теме проекта. | Самостоятельная работа |
Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных Оформление презентации | Работа на компьютере – структурирование материала, создание презентации. Выпуск брошюры | Практическая работа |
Мониторинг исследовательской деятельности учащихся |
Подготовка к защите | Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению». Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка | Беседа Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы” |
Защита проектов | Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта. Способы преодоления трудностей. Конференция | Выступления учащихся с презентацией своих проектов. Анализ проектно-исследовательской деятельности |
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема | Дата план. | Дата факт. |
1 | Что такое проект. | 1.09-5.09 | 3.09 |
2 | Что такое проблема. | 7.09-12.09 | 10.09 |
3 | Как мы познаём мир. | 14.09-19.09 | 17.09 |
4 | Удивительный вопрос. | 21.09-26.09 | 24.09 |
5 | Учимся выдвигать гипотезы. | 28.09-3.10 | 1.10 |
6 | Источники информации. | 5.10-10.10 | 8.10 |
7 | Практика. | 12.10-17.10 | 15.10 |
8 | Планирование работы | 19.10-24.10 | 22.10 |
9 | Планирование работы | 2.11-7.11 | 5.11 |
10 | Выбор темы исследования. | 9.11-14.11 | 12.11 |
11 | Цели и задачи исследования. | 16.11-21.11 | 19.11 |
12 | Методы исследования. Мыслительные операции. | 23.11-28.11 | 26.11 |
13 | Сбор материала для исследования. | 30.11-5.12 | 3.12 |
14 | Сбор материала для исследования. | 7.12-12.12 | 10.12 |
15 | Сбор материала для исследования. | 14.12-19.12 | 17.12 |
16 | Сбор материала для исследования. | 21.12-26.12 | 24.12 |
17 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы | | |
18 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы | | |
19 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы | | |
20 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы | | |
21 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы | | |
22 | Обобщение полученных данных. | | |
23 | Планирование работы. | | |
24 | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. | | |
25 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. | | |
26 | Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных Оформление презентации. | | |
27 | Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных Оформление презентации. | | |
28 | Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных Оформление презентации. | | |
29 | Подготовка к защите. | | |
30 | Подготовка к защите. | | |
31 | Подготовка к защите. | | |
32 | Подготовка к защите. | | |
33 | Защита проектов. | | |
34 | Защита проектов. | | |
Приложение 1
Список обучающихся
№ | ФИ | Класс | Тема проекта |
| Борисова Александра | 9а | |
| Падий Степан | 9а | |
| Пухальская Светлана | 9а | |
| Прокопенко Татьяна | 9в | |