Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа №80 городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
ООП «Основное общее образование»
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курс: В МИРЕ ПРОЕКТОВ
направление: интеллектуальное
Срок освоения программы - 1 год 5 класс
Составитель: учитель Никифорова Ольга Михайловна
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами являются:
-наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
-понимание роли информационных процессов в современном мире;
-владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
-ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
-развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
-способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в условиях развития информационного общества;
-готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов ИКТ;
-способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
-способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
-владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
-владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
-владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
-ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Образовательные результаты в сфере ценностно-ориентированной деятельности отражают особенности деятельности учащихся в современной информационной цивилизации. Образовательные результаты в коммуникативной сфере направлены на реализацию коммуникативных универсальных учебных действий. Образовательные результаты в сфере трудовой деятельности направлены на самоопределение учащихся в окружающей их информационной среде, на освоение средств ИКТ. Образовательные результаты в сфере эстетической деятельности подчёркивают тот факт, что с помощью средств информационных технологий учащиеся могут создавать эстетически-значимые объекты. Наконец, предметные образовательные результаты в сфере охраны здоровья акцентируют внимание на особенностях непосредственной работы учащегося с компьютером.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
приобретение школьниками знаний о способах поиска информации в готовой базе данных;
правилах составления запросов для поиска информации в Интернете;
способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе;
правилах конструктивной групповой работы;
правилах использования основных приемов создания презентаций в редакторах презентаций
приобретение общих знаний о культуре поведения, преодоление дисгармонии с окружающим миром и в самом себе, усвоение представлений об организации собственной творческой, культурной и духовной жизни в различных сферах и ситуациях;
осознание общепринятых ценностей и оценка своих способностей и потребностей.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
расширение представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;
расширение представлений подходах к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений;
получение возможности стать полноправным участником общекультурной жизни, попытка осознать параметры требований и содержания культуры школьного и человеческого сообщества.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):
школьник может приобрести опыт самостоятельного действия;
опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения;
опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде;
опыт умения представить собственные проекты сверстникам, родителям, учителям.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5 класс
Введение (3 часа)
Основы самоопределения. Интересы, мотивы, потребности. Определение проекта, типы проектов. Примеры проектов
Планирование деятельности. Этапы реализации проекта. Планируемый результат.
Познавательные интересы, склонности и способности. Диагностика и самодиагностика уровня познавательных интересов и склонностей. Анкета интересов
Ценностные ориентиры в жизненном самоопределении (2 часа)
Социальные роли. Человек как социальный субъект и его роли. Нравственные основы личности с позиции: я – гражданин, я – житель, я – работник, я – исследователь и т.п.
Проблемы и противоречия. Взаимоотношения человека с природой, обществом. Пути решения проблем. Составление списка проблем (личных или общественных).
Научная организация труда (НОТ) юного исследователя в освоении информационно-образовательной среды (5 часов)
Информационные ресурсы. Библиотеки, каталоги. Энциклопедии, словари, справочники. СМИ (газеты, радио телевидение, Интернет).
Электронные средства учебного назначения. Электронные энциклопедии, справочники, учебные пособия.
Организация информации. План, опорный конспект, логические схемы, таблицы, каталог, аннотация, компьютерная презентация, буклет, web-страница и.т.п.
Поиск и преобразование информации. Поиск и преобразование информации на основе бумажных и электронных носителей по заданному параметру.
Компьютерная презентация. Правила представления информации в презентации. Оформление слайда.
Мои первые проекты (16 часов)
Основы построения проекта. Структура проекта. Название, логотип, идея проекта. Характеристика, цели и задачи проекта. Участники, сроки реализации, этапы проекта. Условия, виды деятельности, формы взаимодействия в проекте. Критерии оценки, результаты, развитие (жизнеспособность) проекта.
Этапы работы над проектом. Выбор темы, формулировка проблемы. Исследование проблемы, генерирование и отбор идей. Разработка технического решения, планирование, реализация. Оформление проекта, презентация.
Этапы исследования. Выбор темы исследования, актуальность. Проблема, предмет, объект, цель, задачи проекта. Методы, источники информации. Гипотеза, пути решения, проведение исследования. Обработка и интерпретация результатов, выводы, оформление проекта, новые проблемы.
Обучение рефлексивной деятельности (2 часа)
Рефлексия как способ оценки результатов. Виды рефлексии. Алгоритм рефлексивной деятельности. Критерии оценки способов деятельности, результатов, презентации.
Публичное выступление (6 часов)
Особенности выступления перед публикой. Требования к публичному выступлению. Форматы публичных выступлений: доклад, презентация, защита, агитация и т.п.
Требования к полиграфическому оформлению, компьютерной презентации, мини-проекту, структуре содержания, оформлению исследования.
Разработка презентации по мини-исследованию.
Подведение итогов работы над общим проектом и мини-проектами.
Оценка деятельности по разработке проектов, определение перспектив развития.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название раздела | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы активных занятий |
6 класс |
1 | Введение | 3 | 2 | 1 |
2 | Ценностные ориентиры в жизненном самоопределении | 2 | 1 | 1 |
3 | Научная организация труда (НОТ) юного исследователя в освоении информационно-образовательной среды | 5 | 1 | 4 |
4 | Мои первые проекты | 16 | 3 | 13 |
5 | Обучение рефлексивной деятельности | 2 | | 2 |
6 | Публичное выступление | 6 | 1 | 5 |
| | 34 | 8 | 26 |
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 (1) | Основы самоопределения. Интересы, мотивы, потребности. Определение проекта, типы проектов. Примеры проектов | 1 |
2 (2) | Планирование деятельности. Этапы реализации проекта. Планируемый результат. | 1 |
3 (3) | Познавательные интересы, склонности и способности. Диагностика и самодиагностика уровня познавательных интересов и склонностей. Анкета интересов | 1 |
4 (4) | Социальные роли. Человек как социальный субъект и его роли. Нравственные основы личности с позиции: я – гражданин, я – житель, я – работник, я – исследователь и т.п. | 1 |
5 (5) | Проблемы и противоречия. Взаимоотношения человека с природой, обществом. Пути решения проблем. Составление списка проблем (личных или общественных). | 1 |
6 (6) | Информационные ресурсы. Библиотеки, каталоги. Энциклопедии, словари, справочники. СМИ (газеты, радио телевидение, Интернет). | 1 |
7 (7) | Электронные средства учебного назначения. Электронные энциклопедии, справочники, учебные пособия. | 1 |
8 (8) | Организация информации. План, опорный конспект, логические схемы, таблицы, каталог, аннотация, компьютерная презентация, буклет, web-страница и.т.п. | 1 |
9 (9) | Поиск и преобразование информации. Поиск и преобразование информации на основе бумажных и электронных носителей по заданному параметру. | 1 |
10 (10) | Компьютерная презентация. Правила представления информации в презентации. Оформление слайда. | 1 |
11 (11) | Основы построения проекта. Структура проекта. | 1 |
12 (12) | Название, логотип, идея проекта. | 1 |
13 (13) | Характеристика, цели и задачи проекта. | 1 |
14 (14) | Участники, сроки реализации, этапы проекта. Условия, виды деятельности, формы взаимодействия в проекте. | 1 |
15 (15) | Критерии оценки, результаты, развитие (жизнеспособность) проекта. | 1 |
16 (16) | Этапы работы над проектом. | 1 |
17 (17) | Выбор темы, формулировка проблемы. | 1 |
18 (18) | Исследование проблемы, генерирование и отбор идей. | 1 |
19 (19) | Разработка технического решения, планирование, реализация. | 1 |
20 (20) | Оформление проекта, презентация. | 1 |
21 (21) | Этапы исследования. | 1 |
22 (22) | Выбор темы исследования, актуальность | 1 |
23 (23) | Проблема, предмет, объект, цель, задачи проекта. | 1 |
24 (24) | Методы, источники информации. | 1 |
25 (25) | Гипотеза, пути решения, проведение исследования. | 1 |
26 (26) | Обработка и интерпретация результатов, выводы, оформление проекта, новые проблемы. | 1 |
27 (27) | Рефлексия как способ оценки результатов. Виды рефлексии. | 1 |
28 (28) | Алгоритм рефлексивной деятельности. Критерии оценки способов деятельности, результатов, презентации. | 1 |
29 (29) | Особенности выступления перед публикой. | 1 |
30 (30) | Требования к публичному выступлению. | 1 |
31 (31) | Форматы публичных выступлений: доклад, презентация, защита, агитация и т.п. | 1 |
32 (32) | Требования к полиграфическому оформлению, компьютерной презентации, мини-проекту, структуре содержания, оформлению исследования. | 1 |
33 (33) | Разработка презентации по мини-исследованию. | 1 |
34 (34) | Подведение итогов работы над общим проектом и мини-проектами. Оценка деятельности по разработке проектов, определение перспектив развития. | 1 |
Предполагаются занятия с применением ЦОР, индивидуальные консультации, исследовательские проекты с применением ИКТ, виртуальные экскурсии, исследовательские проекты с элементами моделирования, выступление с проектом перед небольшой аудиторией, представление собственного цифрового портфолио, выступление с проектом перед большой аудиторией, выступление перед дистанционной аудиторией с проектом; консультации, школьные научные сообщества, виртуальные мастерские, исследовательские проекты с элементами моделирования, участие в дистанционных конференциях и др.