| ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Шахтинский генерала Я.П. Бакланова казачий кадетский корпус» (ГБОУ РО «ШККК») | |
ул. Сельская, №42, г. Шахты, Ростовской области, 346516
тел./факс: 8 (863)6 22-93-43, 22-96-01 приемная, 22-95-78 гл. бухгалтер
E-mail: [email protected]
ОКПО 73287179, ОГРН 1046150011016, ИНН/КПП 61555054419/61550100
«Принята» на заседании МС Протокол №____ «________» _________2022 г. | «Согласована» зам. директора по УВР ________________________ И.Г. Чертова «________» ____________________2022 г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ РО «ШККК» _____________________В.А. Бобыльченко «_________» ____________________2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
для обучающихся 6 класса «Б»
с учетом рабочей программы по воспитанию
Составитель программы: Клюхина Елена Васильевна,
Возраст обучающихся: 11-12 лет
Срок реализации программы – 1 год
2022-2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всём пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами.
Задачей классного руководителя является развитие у обучающихся ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью.
Классный руководитель помогает обучающимся:
• в формировании его российской идентичности;
• в формировании интереса к познанию;
• в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного отношения к правам и свободам других;
• в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;
• в создании мотивации для участия в социально-значимой деятельности;
• в развитии у школьников общекультурной компетентности;
• в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
• в осознании своего места в обществе;
• в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
• в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы.
1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования». (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675.)
3. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»» от 15.08.2022 № 03-1190.
4. Примерная рабочая программа по воспитанию для общеобразовательных организаций, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. (Протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22).
Варианты реализации программы и формы проведения занятий
Программа предназначена для работы с обучающимися 6 класса. На уровень 6 класса приходится 35 часов (в течение одного учебного года по 1 занятию в неделю). Занятия по программе проводятся в формах, позволяющих обучающемуся вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (например, беседы, деловые игры, викторины, интервью, блицопросы и т. д.).
Взаимосвязь с программой воспитания. Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом «Программы воспитания ГБОУ РО «ШККК»» на 2022-2023 учебный год, что позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность классного руководителя, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется:
• в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
• в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в «Программе воспитания ГБОУ РО «ШККК»» на 2022-2023 учебный год;
• в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлечённость в совместную с классным руководителем и сверстниками деятельность.
Ценностное наполнение внеурочных занятий
В основе определения тематики внеурочных занятий лежат два принципа:
1) соответствие датам календаря;
2) значимость для обучающегося события (даты), которое отмечается в календаре в текущем году.
Даты календаря объединены в две группы:
1. Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в постоянные числа ежегодно (государственные и профессиональные праздники, даты исторических событий). Например, День народного единства, День защитника Отечества, Рождество, День учителя, День российской науки и т.д.
2. Юбилейные даты выдающихся деятелей науки, литературы, искусства. Например, 165 лет со дня рождения К. Э. Циолковского, 160 лет со дня рождения К. С. Станиславского.
В данной программе предлагается несколько тем внеурочных занятий, которые не связаны с текущими датами календаря, но являются важными в воспитании школьника. К примеру: «Мы разные, мы вместе», «Забота о каждом: цифровая безопасность и гигиена школьника» и др.
Курс внеурочных занятий «Разговоры о важном» входит в общую систему воспитательной работы ГБОУ РО «ЩККК» и обеспечивает реализацию их назначения и целей: становление у обучающихся гражданско-патриотических чувств. Исходя из этого, в планируемых результатах каждого сценария внеурочного занятия выделяются нравственные ценности, которые являются предметом обсуждения.
Характеристика основных ценностей
1. Историческая память
• Историческая память — обязательная часть культуры народа и каждого гражданина;
• историческая память соединяет прошлое, настоящее, позволяя сохранить и продолжить достижения, мудрость, опыт, традиции прошлых поколений;
• историческая память есть культура целого народа, которая складывается из объединения индивидуальных переживаний и включает важнейшие нравственные качества: благодарность, уважение, гордость потомков за жизнь и
2. Преемственность поколений
• Каждое следующее поколение учится у предыдущего: осваивает, воссоздаёт, продолжает его достижения, традиции;
• семья построена на сохранении преемственности поколений. Память о предыдущих поколениях бережно хранится в предметах, фотографиях, вещах и заключается в гуманном отношении к старшим поколениям.
3. Патриотизм — любовь к Родине
• Патриотизм (любовь к Родине) — самое главное качества гражданина;
• любовь к своему Отечеству начинается с малого — с привязанности к родному дому, малой Родине;
• патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной земли; чувстве гордости за историю, культуру своего народа и народов России.
4. Доброта, добрые дела
• Доброта — это способность (желание и умение) быть милосердным, поддержать, помочь без ожидания благодарности;
• благотворительность — проявление добрых чувств; благотворительность была распространена в России в прошлые века, что стало сегодня примером для подражания.
5. Семья и семейные ценности
• Семья связана не только общим местом проживания, общим хозяйством, общими делами, но и значимыми ценностями — взаимопониманием, взаимоподдержкой, традициями и т. д.;
• каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти на помощь другому: взять на себя его дела, проявить внимание, оказать помощь друг другу;
• обучающийся должен ответственно относиться к своей семье, участвовать во всех её делах, помогать родителям;
• семейные ценности всегда были значимы для народов России;
• семейные ценности представлены в традиционных религиях России.
6. Культура России
• Культура общества — это достижения человеческого общества, созданные на протяжении его истории;
• российская культура богата и разнообразна, она известна и уважаема во всём мире;
• культура представлена достижениями в материальной сфере (строительство, техника, предметы быта и др.), в духовной сфере (народное творчество, литература, изобразительное искусство, музыка, театр и др.), а также в этике и культуре взаимоотношений людей.
7. Наука на службе Родины
• Наука обеспечивает прогресс общества и улучшает жизнь человека;
• в науке работают талантливые, творческие люди, бесконечно любящие свою деятельность;
• в России совершено много научных открытий, без которых невозможно представить современный мир.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Знакомство с платформой «Россия — страна возможностей». Возможности, которые предоставляет платформа «Россия — страна возможностей».
Родина — не только место рождения. История, культура, научные достижения: чем мы можем гордиться?
Мечты и фантазии человека о космических полётах. К. Э. Циолковский — основоположник ракетодинамики и теоретической космонавтики. Герои освоения космоса.
1 октября — Международный день пожилых людей. Почитание старшего поколения. Возрастные изменения — не повод быть исключённым из жизни семьи и общества.
Ценность профессии учителя. Учителя в годы Великой Отечественной войны. Современный учитель: какой он?
История формирования понятий «род» и «отец». Образ отца в отечественной литературе. Качества настоящего отца. Равноправие родителей в семье.
Уникальность музыки каждого народа. Музыкальные инструменты. Виды искусства, где музыка — неотъемлемая часть.
Дом, в котором мы живём. Идеальные отношения в семье: какие они? Семейные ценности.
Смутное время в истории нашей страны. Самозванцы — одна из причин продолжавшейся Смуты. Ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и земским старостой Кузьмой Мининым. Примеры единения народа не только в войне.
Разнообразие культуры народов России. Традиции разных народов. Уважение между людьми разных национальностей — основа межкультурного общения. Влияние многоязычия на толерантность. Почему языки исчезают?
Мама — важный человек в жизни каждого. Материнская любовь — простая и безоговорочная. Легко ли быть мамой?
Герб — символ государства. У каждой страны свой герб. Значение триколора. История российского флага.
История создания Красного Креста. Особенности волонтёрской деятельности. Волонтёрство в России.
Россия — страна с героическим прошлым. Современные герои — кто они? Россия начинается с меня?
Значение Конституции для граждан страны. Знание прав и выполнение обязанностей. Ответственность — это осознанное поведение.
История праздника Рождества Христова. Рождественские традиции в России и в других государствах.
Новый год — праздник всей семьи. Новогодние семейные традиции. Новогодние приметы.
Отношение к личной информации. Добавление «друзей» в Сети. Всё, что попадает в Сеть, остаётся там навсегда.
Голод, морозы, бомбардировки — тяготы блокадного Ленинграда. Блокадный паёк. Способы выживания ленинградцев. О провале планов немецких войск.
Авторитет К. С. Станиславского в области сценического искусства. Некоторые факты его биографии. Основные идеи системы Станиславского.
Цивилизация без научных достижений. Научные и технические достижения в нашей стране. Достижения науки в повседневной жизни. Плюсы и минусы научно-технического прогресса.
Географические особенности и природные богатства России. Многочисленные народы России. Единый перечень коренных малочисленных народов (47 этносов). Российская культура. Чем славится Россия?
День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её выбирает сегодня. Смекалка в военном деле. Задачи армии в мирное время.
Мотивация добрых дел. Подлинность намерений — то, что у тебя внутри. Проблемы, с которыми сталкиваются добрые люди.
Связь праздника 8 Марта с именем Клары Цеткин. Освоение женщинами «мужских» профессий. Традиционность подхода «мужчина — добытчик, женщина — хранительница очага»: изменились ли роли?
Сергей Владимирович Михалков — поэт, драматург, баснописец, сказочник, сатирик, сценарист, общественный деятель. Страсть С. В. Михалкова к стихотворчеству. Работа в армейской печати во время Великой Отечественной войны. Решение правительства России о смене гимна. Вторая редакция текста гимна.
Красивейший полуостров с богатой историей. История Крымского полуострова. Значение Крыма. Достопримечательности Крыма.
Сила театрального искусства. Читка пьес — особый жанр театрального искусства. Кино и театр: аргументы за и против.
Главные события в истории покорения космоса. Отечественные космонавты-рекордсмены. Подготовка к полёту — многолетний процесс.
Появление термина «геноцид». Геноцид советского народа и народов Европы во время Второй мировой войны. Международный военный трибунал в Нюрнберге. Конвенция ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Геноцид в современном мире.
День Земли — призыв задуматься о сохранности планеты. Экологические проблемы как следствие безответственного поведения человека. Соблюдать экоправила — не так сложно.
История Праздника труда. Труд — это право или обязанность человека? Работа мечты. Жизненно важные навыки.
История появления праздника День Победы. Поисковое движение России. Могила Неизвестного Солдата. Семейные традиции празднования Дня Победы.
19 мая 1922 года — день рождения пионерской организации. Цель её создания и деятельность. Распад пионерской организации. Причины, по которым дети объединяются.
Разные представления о счастье. Слагаемые счастья. Рецепт счастливой жизни.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания:
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
В сфере патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества.
В сфере физического воспитания:
осознание ценности жизни; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
В сфере экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
В сфере ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
открытость опыту и знаниям других; повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.
Метапредметные результаты:
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно систематизировать информацию.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
делать выбор и брать ответственность за решение;
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; оценивать соответствие результата цели и условиям;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Разговоры о важном» представлены с учётом специфики содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности:
Русский язык:
совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности;
формирование умений речевого взаимодействия: создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы;
участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации; овладение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым); формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них;
подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте;
извлечение информации из различных источников, её осмысление и оперирование ею.
Литература:
понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и её роли в формировании гражданственности и патриотизма, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных отличий художественного текста от текста научного, делового, публицистического;
овладение умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира, отражённую в литературных произведениях, с учётом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов;
овладение умением пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и формулировать вопросы к тексту;
развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии;
давать аргументированную оценку прочитанному.
Иностранный язык:
умение сравнивать, находить черты сходства и различия в культуре и традициях народов России и других стран.
Информатика:
освоение и соблюдение требований безопасной эксплуатации технических средств информационно-коммуникационных технологий;
умение соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с приложениями на любых устройствах и в Интернете, выбирать безопасные стратегии поведения в Сети.
История:
соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами, событиями региональной и мировой истории, события истории родного края и истории России;
определять современников исторических событий, явлений, процессов;
умение выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи;
умение рассказывать об исторических событиях, явлениях, процессах истории родного края, истории России и мировой истории и их участниках, демонстрируя понимание исторических явлений, процессов и знание необходимых фактов, дат, исторических понятий;
умение выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов;
умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями XX — начала XXI в.;
умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов;
приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; уважения к историческому наследию народов России.
Обществознание:
освоение и применение системы знаний: о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового социального института;
о характерных чертах общества; о содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения;
о процессах и явлениях в экономической, социальной, духовной и политической сферах жизни общества;
об основах конституционного строя и организации государственной власти в Российской Федерации, правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего);
о системе образования в Российской Федерации;
об основах государственной бюджетной и денежно-кредитной, социальной политики, политики в сфере культуры и образования, противодействии коррупции в Российской Федерации, обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма;
умение характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины);
умение сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные функции;
умение устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций, включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства;
связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве;
умение использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности;
умение с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм своё отношение к явлениям, процессам социальной действительности; умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, соотносить её с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом;
умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, экономической рациональности; осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения;
осознание ценности культуры и традиций народов России.
География:
освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах географических объектов, понимание роли географии в формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных практических задач своего населённого пункта, Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи устойчивого развития; умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами, реально наблюдаемыми географическими явлениями и процессами;
умение оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Будут сформированы представления:
• о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
• о базовых национальных российских ценностях;
• о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
• об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России;
• о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
• о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
• о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
• о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
• о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
• о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
• о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте человека;
• о важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
• об активной роли человека в природе.
Будет сформировано ценностное отношение:
• к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре;
• к семье и семейным традициям;
• к учебе, труду и творчеству;
• к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
• к природе и всем формам жизни.
Будет сформирован интерес:
• к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
• к общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;
• к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;
• к природе, природным явлениям и формам жизни;
• к художественному творчеству.
Будут сформированы умения:
• устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
• проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
• соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;
• распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им;
• проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.
По итогам освоения программы внеурочной деятельности «Разговоры о важном» обучающиеся должны достичь трёх уровней результатов.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
приобретение общих знаний о культуре поведения;
преодоление дисгармонии с окружающим миром и в самом себе;
усвоение представлений об организации собственной творческой, культурной и уховной жизни в различных сферах и ситуациях;
осознание общепринятых ценностей;
оценка своих способностей и потребностей.
Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
перенятие опыта переживания;
преодоление негативных приобретенных черт личности: застенчивости, неуверенности, грубости, боязни ошибки, замкнутости, неверия в свои силы;
получение возможности стать полноправным участником общекультурной жизни взрослых;
попытка осознать параметры требований и содержания культуры школьного и человеческого сообщества.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):
получение опыта самостоятельного действия;
овладение потенциалом межличностного взаимодействия в разных сферах
культурной и общественной жизни;
приобретение умений представить собственные проекты сверстникам, родителям (законным представителям), учителям.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Темы | Основное содержание | Деятельность обучающихся | Форма | Дата проведения |
1 | День знаний / Россия - страна возможностей (1 час) «Мы — Россия. Возможности — будущее» | Знакомство с платформой «Россия - страна возможностей». Возможности, которые предоставляет платформа «Россия - страна возможностей» | Участие во вступительной беседе. Просмотр ролика «История успеха». Участие в мотивационной беседе о чертах характера, которые присущи людям с активной жизненной позицией, о мечтах и о том, как можно их достигнуть. Просмотр проморолика «Россия - страна возможностей» | Интеллектуальный марафон | 05.09 |
2 | Наша страна - Россия (1 час) «Что мы Родиной зовём?» | Родина - не только место рождения. История, культура, научные достижения: чем мы можем гордиться? | Участие во вступительной беседе о России. Просмотр ролика о России. Участие в работе с пословицами. Интерактивное задание «Своя игра». Участие в инсценировке и решении проблемных ситуаций с дальнейшим обсуждением | Работа с интерактивной картой | 12.09 |
3 | 165 лет со дня рождения К. Э. Циолковского (1 час) «Невозможное сегодня станет возможным завтра (К. Э. Циолковский)» | Мечты и фантазии человека о космических полетах. К. Э. Циолковский - ос- новоположник ракетодинамики и теоре- тической космонавтики. Герои освоения космоса. | Участие во вступительной беседе о мечтах и фантазиях человека о космических полётах. Участие в викторине о космонавтике. Просмотр видеоролика. Участие в групповой работе: знакомство с героями освоения космоса. Участие в беседе о К. Э. Циолковском | Ин терактивная звездная карта | 19.09 |
4 | День пожилых людей (1 час) «Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим?» | 1 октября — Международный день пожи- лых людей. Почитание старшего поколе- ния. Возрастные изменения - не повод быть исключённым из жизни семьи и об- щества | Участие во вступительной беседе о Международном дне пожилых людей. Просмотр видеоролика. Участие в групповой работе: составляем «Кодекс уважения и поддержки пожилых людей» | Социальная реклама | 03.10 |
5 | День учителя (1 час) «Если бы я был учителем…» | Ценность профессии учителя. Учителя в годы Великой Отечественной войны. Современный учитель: какой он? | Просмотр видеоролика. Участие в командной работе: каким должен быть современный учитель? (Создание кластера.) Участие в дискуссии на одну из предложенных тем: «Если бы я был учителем, к кими качествами обладал…, как относился бы к ученикам…, как готовился к заня- тиям…, какие вспомогательные средства использовал для проведения уроков?»; «Как сделать урок интересным?»; «Что нужно, чтобы понимать своих учеников?»; «Нужно ли учителю учиться?» | Мини-сочинение | 10.10 |
6 | День отца (1 час) «Отчество — от слова „отец“» | История формирования понятий «род» и «отец». Образ отца в отечественной лите- ратуре. Качества настоящего отца. Рав- ноправие родителей в семье | Просмотр видеоролика. Знакомство с литературными образами отца. Участие в групповой работе по соотнесению текста и высказывания известного человека об отце. Участие в беседе о нравственных качествах отца. Обмен мнениями о том, какое из предложенных высказываний ближе всего школьникам | Фотоистории | 17.10 |
7 | День музыки (1 час) Что мы музыкой зовём? | Уникальность музыки каждого народа. Музыкальные инструменты. Виды искус- ства, где музыка — неотъемлемая часть | Групповая работа по созданию кластера «Музыка» в зависимости от ассоциаций, которые возникают от слова «музыка». Просмотр видеоролика. Участие в дискуссии о видах искусства, где музыка - неотъемлемая часть | Групповое обсуждение | |
8 | Традиционные семейные ценности (1 час) Счастлив тот, кто счастлив у себя дома | Дом, в котором мы живём. Идеальные отношения в семье: какие они? Семейные ценности | Просмотр вступительного видеоролика о доме, в котором мы живем. Интерактивное задание «Собираем рассыпавшиеся пословицы». Участие в разыгрывании и анализе проблемных ситуаций, связанных с жизнью в семье | Групповая дискуссия | 24.10 |
9 | День народного единства (1 час) Мы — одна страна! | Смутное время в истории нашей страны. Самозванцы — одна из причин продол- жавшейся Смуты. Ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и земским старостой Кузьмой Мининым. Примеры единения народа не только в войне | Участие во вступительной беседе о появлении праздника День народного единства. Знакомство с исторической справкой о событиях Смутного времени. Работа в группах: если бы вы жили в Смутное время, в чём вы бы увидели причины появления народных ополчений? Обмен мнениями. Дискуссия о том, что 4 ноября 1612 года воины народного ополчения продемонстрировали образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. Дискуссия о том, когда ещё люди чувствуют, что им надо объединяться? Блицопрос о том, что в Москве нам напоминает о событиях 1612 года | Работа с интерактивной картой | 08.11 |
10 | Мы разные, мы вместе (1 час) Языки и культура народов России: единство в разнообразии | Разнообразие культуры народов России. Традиции разных народов. Уважение между людьми разных национальностей - основа межкультурного общения. Влияние многоязычия на толерантность. Почему языки исчезают? | Блицопрос: какие народы, живущие в России, вы можете назвать? (По последним данным в России проживает более 190 народов.) Знакомство с традициями народов, живущих на территории России. Участие в дискуссии о том, что объединяет людей разных национальностей в одной стране, что им в этом помогает? | Работа с интерактивной картой | 14.11 |
11 | День матери (1 час) «Мама — главное слово в каждой судьбе» | Мама - важный человек в жизни каждого. Материнская любовь - простая и безоговорочная. Легко ли быть мамой? | Участие в игре «Незаконченное предло- жение», во время которой каждый школь- ник продолжает предложение «Первое, что приходит в голову, когда я слышу слово „мама“ …». Участие в групповом обсуждении случаев недопонимания мам и детей. Поиск причин этого в процессе групповой работы. Участие в беседе о том, что делает наших мам счастливыми | Конкурс стихов, конкурс чтецов | 21.11 |
12 | Символы России (Гимн, Герб) (1 час) «Двуглавый орёл: история легендарного герба» | Герб — символ государства. У каждой страны свой герб. Значение триколора. История российского флага | Участие во вступительной беседе о гербе России: что олицетворяет герб России, где его можно увидеть? Участие в беседе о том, когда каждый из нас чувствовал гордость при виде госу- дарственных символов нашей страны | Экспертное интервью | 28.11 |
13 | День добровольца (1 час) Жить – значит действовать | История создания Красного Креста. Особенности волонтёрской деятельности. Волонтёрство в России | Знакомство школьников с информацией о создании в Международного Комитета Красного Креста. Участие в обсуждении вопроса «Действительно ли создание именно этой организации можно считать началом волонтёрского движения?». Работа в группах по составлению списка особенностей волонтёрской деятельности. Обмен историями из жизни о волонтёрской деятельности | Проблемная дискуссия | 05.12 |
14 | День Героев Отечества (1 час) «В жизни всегда есть место подвигу?» | Россия - страна с героическим про- шлым. Современные герои — кто они? Россия начинается с меня? | Участие во вступительной беседе о непростой судьбе нашей страны, о войнах, которые выпали на долю народа, и о героизме тех, кто вставал на её защиту. Участие в дискуссии о том, есть ли место героизму сегодня? Обсуждение мнений школьников. Участие в игре «Согласен—не согласен» | Встреча с героями нашего времени | 12.12 |
15 | День Конституции (1 час) «Настоящая ответственность бывает только личной». (Ф. Искандер) | Значение Конституции для граждан страны. Знание прав и выполнение обязанностей. Ответственность - это осознанное поведение | Участие во вступительной беседе о значении слова «конституция» и о жизни без конституции. Участие в обсуждении ситуаций, в которых было нарушение прав или невыполнение обязанностей. Участие в игре «Незаконченное предложение», во время которой каждый школь- ник продолжает предложение «Нужно знать Конституцию, потому что…» Участие в дискуссии об осознанном по- ведении и личной ответственности | Эвристическая беседа | 09.12 |
16 | Тема нового года. Семейные праздники и мечты (1 час) Зачем мечтать? | Новый год - праздник всей семьи. Новогодние семейные традиции. Новогодние приметы | Игра «Вопрос из шляпы» (Всё ли вы знаете о Новом годе?). Участие в дискуссии «Поделись новогодней традицией, которая объединяет семью». Участие в беседе о том, что чаще всего мы мечтаем о материальных подарках, но есть ли что-то, что мы хотели бы изменить в себе в Новом году? Участие в разговоре о новогодних приметах | Групповое обсуждение | 26.12 |
17 | Рождество (1 час) «Светлый праздник Рождества» | История праздника Рождества Христова. Рождественские традиции в России и в других государствах | Участие в блицопросе «История рождения Христа». Работа в группах: обсуждаем рождественские традиции (кто больше вспомнит). Какие рождественские традиции других стран вам больше всего нравятся? Игра «Найди связь»: педагог называет слово, связанное с Рождеством, а школьники рассказывают, как оно с ним связано. Работа в парах: придумать нетривиальное пожелание на Рождество | Музыкальная гостиная | 16.01 |
18 | Цифровая безопасность и гигиена школьника (1 час) «Как не попасть в цифровые ловушки?» | Отношение к личной информации. Добавление «друзей» в Сети. Всё, что попадает в Сеть, остаётся там навсегда | Участие в обсуждении того, что относится к личной информации. Участие в беседе о тех, кого мы добавляем в «друзья», о том, что могут рассказать о вас ваши фотографии. Работа в группах: делаем памятку для школьников. (используем ватман, карандаши, фломастеры и т. д.) | | |
19 | День снятия блокады Ленинграда (1 час) «Люди писали дневники и верили, что им удастся прожить и ещё один день». (Д. С. Лихачёв) | Голод, морозы, бомбардировки - тяготы блокадного Ленинграда. Блокадный паёк. Способы выживания ленинградцев. О провале планов немецких войск | Участие в блицопросе «Что вы знаете о блокаде Ленинграда; каким образом город попал в кольцо; зачем Гитлер хотел захватить город; почему Ладожское озеро называют дорогой жизни?». Участие в обсуждении неписанных правил выживания: 1. Не съедать весь выданный хлеб сразу. 2. Стоя в очереди за продовольствием, люди прижимались друг к другу: с одной стороны, чтобы не пропускать полукриминальных личностей, а с другой - чтобы сохранить тепло. 3. При бомбардировках люди знали, где находится бомбоубежище и какой путь является наиболее безопасным. На улицах размещали таблички «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!». 4. Не ложиться и всё время что-то делать. Беседа о том, что ещё помогало людям выстоять. Работа в парах с дальнейшим обобщением: почему планам Гитлера не суждено было сбыться? | Работа с дневником героя | 23.01 |
20 | 160 лет со дня рождения К. С. Станислав ского (Великие люди России) (1 час) «С чего начинается театр?» | Авторитет К. С. Станиславского в области сценического искусства. Некоторые факты его биографии. Основные идеи системы Станиславского | Самостоятельная работа «Знакомство с некоторыми фактами биографии К. С. Станиславского». Участие в обсуждении идей системы Станиславского. Могут ли они пригодиться людям других профессий? Участие в дебатах о том, стоит ли приучать детей к театру с раннего детства? | Чтение по ролям | 30.01 |
21 | День российской науки (1 час) «Хроника научных открытий, которые перевернули мир» | Цивилизация без научных достижений. Научные и технические достижения в на- шей стране. Достижения науки в повседневной жизни. Плюсы и минусы научно-технического прогресса | Участие во вступительной беседе о том, какой была бы жизнь человека без науч- ных достижений. Участие в беседе об основных научных и технических достижениях в нашей стране. Участие в блицопросе «Примеры использования достижений науки в повседневной жизни». Работа в группах с дальнейшим обобщением: «Плюсы и минусы научно-технического прогресса» | Интеллектуальный марафон | 06.02 |
22 | Россия и мир (1 час) Россия в мире | Географические особенности и природные богатства России. Многочисленные народы России. Единый перечень коренных малочисленных народов (47 этно- сов). Российская культура. Чем славится Россия? | Обмен мнениями «Что для вас является удивительным в вашей стране?». Беседа о том, в чём причины исчезновения малочисленных народов России. Мозговой штурм: как сохранить Россию для будущих поколений | Работа с интерактивной картой | 13.02 |
23 | День защитника Отечества (День Армии) (1 час) «За что мне могут сказать „спасибо“? (ко Дню защитника Отечества) | День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её выбирает сегодня. Смекалка в военном деле. Задачи армии в мирное время | Участие в интеллектуальной разминке «Что вы знаете о Дне защитника Отечества». Участие в дискуссии о причинах выбора профессии военного. Участие в работе в парах: знакомство с примерами военных действий, в кото- рых выручала смекалка. Участие в беседе о том, как жители России выражают свою благодарность за- щитникам Отечества | Литературная гостиная: рассказы о войне | 20.02 |
24 | Забота о каждом (1 час) «Включайся!» | Мотивация добрых дел. Подлинность намерений - то, что у тебя внутри. Проблемы, с которыми сталкиваются добрые люди | Участие в игре «Незаконченное предложение», во время которой каждый школь- ник продолжает предложение «Я делаю добрые дела, потому что…». По итогам игры - участие в обсуждении разных мотивов совершения добрых дел. Участие в дебатах: «Делать добро - это значит не делать зло» | Проблемная дискуссия | |
25 | Международный женский день (1 час) «Мамина карьера» | Связь праздника 8 Марта с именем Клары Цеткин. Освоение женщинами «мужских» профессий. Традиционность подхода «мужчина - добытчик, женщина - хранительница очага»: изменились ли роли? | Участие во вступительной беседе об истории праздника 8 Марта. Работа в группах: как научно-технический прогресс помог женщине выбирать ранее «мужские» профессии. Участие в дебатах о роли женщины в семье и в обществе | Конкурс стихов о женщинах | 06.03 |
26 | Гимн России (110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов Российской Федерации и СССР С. В. Михалкова) (1 час) Гимн России | Сергей Владимирович Михалков - поэт, драматург, баснописец, сказочник, сатирик, сценарист, общественный деятель. Страсть С. В. Михалкова к стихотворчеству. Работа в армейской печати во время Великой Отечественной войны. Решение правительства России о смене гимна. Вторая редакция текста гимна | Самостоятельная работа: знакомство с ключевыми моментами жизни С. В. Михалкова. Работа в группах: предположим, вам поручили создать личную страничку Михалкова в Интернете. Какую информа- цию вы бы в неё поместили? Участие в беседе о том, почему, несмотря на большое количество претендентов, для последней редакции гимна выбрали стихи именно С. В. Михалкова? | Работа с газетными и интернет- публикациями | 13.03 |
27 | День воссоединения Крыма с Россией (1 час) Путешествие по Крыму | Красивейший полуостров с богатой историей. История Крымского полуострова. Значение Крыма. Достопримечательности Крыма | Участие в беседе о географическом положении Крыма с использованием карты. Самостоятельная работа по изучению информации по истории Крыма. Работа в группах с обобщением: что с древних времён привлекало разные народы в Крымском полуострове? Обмен мнениями: что бы вы рекомендовали посетить в Крыму | Виртуальная экскурсия | 20.03 |
28 | Всемирный день театра (1 час) «Как построить диалог с искусством?» | Сила театрального искусства. Читка пьес - особый жанр театрального искусства. Кино и театр: аргументы за и против | Участие во вступительной беседе о первом походе в театр, о тематике постано- вок, которые интересно смотреть. Участие в обсуждении ожиданий от похода в театр. Рассказ педагога о читке пьес в разных театрах, где после спектакля-читки идёт обсуждение со зрителями. Участие в дебатах: «Кино и театр: аргументы за и против» | Творческая лаборатория | 27.03 |
29 | День космонавтики. Мы — первые (1 час) «Трудно ли быть великим?» | Главные события в истории покорения космоса. Отечественные космонавты-рекордсмены. Подготовка к полёту - многолетний процесс | Участие во вступительной беседе об основных исторических событиях в космонавтике. Самостоятельная работа в группах: найти в Интернете информацию о космонавте и сделать сообщение для одноклассников (Герман Титов, Валентина Терешкова, Алексей Леонов, Светлана Савицкая, Валерий Поляков, Елена Кондакова, Сергей Крикалёв, Геннадий Па- далка, Анатолий Соловьёв). Участие в беседе о трудном процессе подготовки к полёту | Работа с биографией | 03.04 |
30 | Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками (1 час) «Пока жива история, жива память…» | Появление термина «геноцид». Геноцид советского народа и народов Европы во время Второй мировой войны. Международный военный трибунал в Нюрнберге. Конвенция ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Геноцид в современном мире | Участие в беседе о том, какими признаками характеризуется геноцид. Составление «облака тегов» к понятию «геноцид». Участие в беседе о Нюрнбергском процессе. Участие в дискуссии о причинах геноцида и способах его предотвращения | Проблемная дискуссия | 10.04 |
31 | День Земли (Экология) (1 час) «Зелёные» привычки»: сохраним планету для будущих поколений | День Земли — призыв задуматься о сохранности планеты. Экологические проблемы как следствие безответственного поведения человека. Соблюдать эко-правила - не так сложно | Участие во вступительной беседе об истории появления праздника День Земли. Обсуждение экологических проблем, существующих в России, и роли людей в их появлении. Работа в группах по составлению общего списка эко-правил, которые легко может соблюдать каждый | Фестиваль идей | 17.04 |
32 | День труда (1 час) «Как проявить себя и свои способности?» | История Праздника труда. Труд — это право или обязанность чело- века? Работа мечты. Жизненно важные навыки | Вступительная беседа об истории Праздника труда. Участие в дискуссии «Труд — это право или обязанность человека?». Мозговой штурм — обсуждение критериев работы мечты. Блицопрос «Владеете ли вы элементарными трудовыми навыками?» | Встреча с людьми разных профессий | 24.04 |
33 | День Победы. Бессмертный полк (1 час) «Подвиг остаётся подвигом, даже если его некому воспеть…» (неизвестные герои Великой Отечественной войны) | История появления праздника День Победы. Поисковое движение России. Могила Неизвестного Солдата. Семейные традиции празднования Дня Победы | Участие во вступительной беседе об истории появления праздника День По- беды. Участие в беседе о том, что заставляет тысячи человек заниматься поиском и захоронением останков погибших защитников Отечества? Обмен мнениями: есть ли в вашей семье традиция отмечать День Победы? | Литературная гостиная | 15.05 |
34 | День детских общественных организаций (1 час) «Может ли быть Тимур и его команда в 2022 году?» | 19 мая 1922 г. — день рождения пионер ской организации. Цель её создания и деятельность. Распад пионерской организации. Причины, по которым дети объединяются | Участие во вступительной беседе о пионерской организации. Участие в дискуссии о том, какое должно быть детское общественное объедине- ние, чтобы вам захотелось в него вступить. Участие в мозговом штурме по выдвижению причин, по которым дети объединя- ются. Участие в беседе о том, какие бывают детские общественные объединения3 | Работа с видео материалами | 22.05 |
35 | Про счастье (1 час) «Что человеку нужно для счастья?» | Разные представления о счастье. Слагаемые счастья. Рецепт счастливой жизни | Игра «Согласен - не согласен». Работа в группах: обсуждение с дальнейшим обобщением вопроса «Из чего состоит счастье?». Обсуждение притчи о счастье. Участие в дискуссии: «Слагаемые счастья: любовь; семья; успех; самореализа- ция; финансовое благополучие. Этого достаточно?» | Проблемная дискуссия | 29.05 |