Приложение к основной образовательной программе
основного общего образования
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«История родного края – Южный Урал»
Составитель: Буханова Т.П..
учитель истории.
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
К важнейшим личностным результатам изучения истории родного края в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории Родного края в основной школе выражаются в следующих качествах:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Регулятивные УДД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную.
Познавательные УДД: умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации, добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные УДД: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), умение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Предметные результаты изучения истории Родного края учащимися 5-9 классов включают:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов Родного края как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности на территории Южного Урала;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своего края;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
2. Содержание курса с указанием форм организации
Введение. Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России и Южного Урала. Основные этапы развития исторической мысли в России. Историко — географические координаты Южного Урала. Роль Южного Урала в экономической, политической, социальной и духовной жизни России.
История и культура народов Южного Урала в древности. Заселение территории Урала человеком. Памятники каменного века на Южном Урале. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Южного Урала. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии на Южном Урале. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Памятники бронзового и железного века на Урале. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний. Народы проживающие на этой территории до середины I тысячелетия до н.э. Связи населения степей с античными городами — государствами Северного Причерноморья. Великое переселение народов. Нашествие гуннов. Финно-угры и тюрки — соседи славян. Хозяйство, общественный строй и политическая организация, традиционные верования древних народов Южного Урала.
История и культура народов Южного Урала в средние века. Природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тысячелетия до н.э. Формирование новой политической и этнической карты континента. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Отношения Руси с кочевниками европейских степей. Волжский торговый путь. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы. Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с печенегами, половцами ( Дешт-и-Кипчак).
Возникновение монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Народы и государства степной зоны Восточной Европы, Урала и Сибири в XIII-XV вв. Система зависимости русских земель от ордынских ханов. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура. Распад Золотой Орды, образование татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская Орда. Крымское ханство. Касимовское ханство. Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культуры народов Евразии). Этногенез башкир.
Южный Урал в XVI-XVII веках. Внешняя политика России в XVI-XVII веках. Отношения Московского княжества с Крымским и Казанским ханствами, посольства в среднеазиатские государства. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Поволжья и Приуралья в состав Российского государства. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири. Социальная структура российского общества. Формирование вольного казачества. Финно - угорские народы. Народы Поволжья и Урала после присоединения к России. Служилые татары. Нагайбаки. Строительство российских крепостей и засечных черт. Остроги и слободы Зауралья. Раскол в церкви, формирование религиозной традиции старообрядчества на Урале.
Экономическое развитие Урала в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговля с Востоком. Социальная структура населения. Служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население. Стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Зауральская деревня в XVII в.. Урал и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Крестьянская колонизация Южного Урала. Первые русские поселения на территории современной Челябинской области. Северо - западная Башкирия — первый очаг земледелия на Южном Урале. Побеги крестьян на Урал и Сибирь. Культурное пространство. Эпоха великих географических открытий и русские географические открытия. Освоение Урала и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Башкирские восстания. Формирование многонациональной элиты. Изменения в картине мира человека в XVI - XVII вв. и повседневная жизнь. Семья и семейные отношения.. Религия и суеверия. Архитектура. Монастырские ансамбли и крепости. Далматов монастырь. Изобразительное искусство. Строгановская школа иконописи. Летописание и начало книгопечатания.
Южный Урал в конце XVII- XVIII вв. Восточная политика Петра I . Каспийский поход. Оренбургский проект и его значение. Строительство заводов и мануфактур, верфей. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Роль государств в создании промышленности. Преобладание крепостного и подневольного труда. Переписи населения. Областная (губернская) реформа. Социальное движение в первой четверти XVIII в. Восстание в Башкирии. Привлечение иностранных специалистов. Создание сети школ и специальных учебных заведений. Развитие науки. Открытие академии наук в Петербурге.
Россия после Петра. Укрепление границ Российской империи на юго-восточной окраине. Переход Младшего жуза в Казахстане под суверенитет Российской империи. Оренбургская экспедиция и основание Оренбургской крепости. Создание оренбургской оборонительной линии. Формирование Оренбургского казачества. Башкиро - мещерякское войско. Деятельность Улаженной комиссии. Губернская реформа. Национальная политика. Укрепление начал толерантности и веротерпимости. Экономическое развитие Южного Урала во второй половине XVIII в. роль государства, купечества, помещиков в развитии промышленности. Крепостной и вольнонаемный труд. Начало известных предпринимательских династий. Роль предпринимателей И.Б. И Я.Б. Твердышевых, И.С. Мясникова, М.П. Губина, бр.Масоловых в развитии доменных, железоделательных и медеплавильных заводов на Южном Урале. Покупка уральскими заводчиками башкирских земель. Внутренняя и внешняя торговля. Торговые пути внутри страны. Ирбитская, Оренбургская и Троитские ярмарки их роль во внутренней торговле. Обострение социальных противоречий. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Антидворянский и антикрепостнический характер движения. Роль казачества, народов Урала и Поволжья в восстании. Влияние восстания на внутреннюю политику и развитие общественной мысли.
Культурное пространство в XVIII в. Определяющее влияние идей просвещения в российской общественной мысли, публицистике и литературе. Русская культура и культура народов Урала XVIII в. Распространение основных стилей и жанров европейской художественной культуры. Вклад в развитие русской культуры ученых, художников, мастеров, прибывших из-за рубежа. Культура и быт сословий. Российская наука в XVIII в. Академия наук в Петербурге. Географические экспедиции. Роль И.К. Кирилова и И.И. Неплюева в колонизации Южного Урала. Исследования в области отечественной истории П.И. Рычков- первый член-корреспондент Петербургской Академии наук. Образование в XVIII в. Архитектура XVIII в. Народы Урала XVIII в. Управление национальными окраинами. Башкирские восстания. Политика по отношению к исламу. Освоение Оренбуржья.
Южный Урал в XIX- XX вв
Горнозаводской край. Города, заводские поселки и села. Уральские бунтари и ссыльные революционеры. Реформы 1860-1870-х гг.Экономика Южного Урала в XIX. Культура Южного Урала в XIX. Социально — экономическое развитие Южного Урала 1900-1917гг). Южный Урал в годы первой российской революции 1905-1907 гг. Уральцы в первой мировой войне 1914-1918гг. Особенности развития Южного Урала в начале XX в. (1900-1917)гг. Революционные события и Гражданская война на Южном Урале 1917 -1920ггРождение новой власти. Гражданская война на Южном Урале. Экономические и социальные последствия Гражданской войны на Южном Урале. Южный Урал в 1920-1930 гг. Превращение Челябинска в промышленный центр. Административно- территориальное деление. Население. Голод 1921-1922 гг. на Урале. Южный Урал в годы НЭПа. Индустриализация и коллективизация на Южном Урале. Политика репрессий. Развитие культуры в 20-30гг на Южном Урале. Южный Урал в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Административно — территориальной деление. Население. Экономическое развитие Южного Урала. Промышленность, сельское хозяйство. Наука, культура и духовная жизнь. Южноуральцы на фронтах Великой Отечественной войны. Жизнь и быт южноуральцев в послевоенное время. 1946 — сер.1960гг. Административно — территориальной деление. Население. Экономическое развитие Южного Урала. Промышленность, сельское хозяйство. Развитие культуры и образования на Южном Урале. Южный Урал во второй половине 1960-х- первой половине 1980-х гг. (3ч)Административно — территориальной деление. Население. Экономическое развитие Южного Урала. Промышленность, транспорт, сельское хозяйство. Образование, культура и быт. Южный Урал в середине 1980-х гг. - начале XXI в. Челябинская область — субъект Российской Федерации. Политические преобразование на Южном Урале. Экономика Южного Урала. Промышленность, транспорт, связь, сельское хозяйство. Население. Образование, культура, религия.
3. Тематическое планирование
5 класс
№ | Дата | Тема учебного занятия | Количество часов |
Введение в историю родного края — Южного Урала (11ч) |
1 | | «Следы истории» : источники знаний о прошлом | 1 |
2 | | Муза Клио и ее «свита»: вспомогательные (специальные) исторические дисциплины | 3 |
3 | | «На планетарной границе»: Урал — край между Европой и Азией | 2 |
4 | | Рождение символики Челябинской области (герб, флаг, гимн) | 1 |
5 | | Изучение истории семьи. (История поселения семьи в Челябинской области. Участие членов семьи в исторических событиях страны. Профессии. Семейные традиции.) | 2 |
6 | | Составление генеалогического дерева. | 2 |
История и культура народов Южного Урала в древности (24ч) |
7 | | Заселение территории Урала человеком | 1 |
8 | | Памятники каменного века на Южном Урале. | 2 |
9 | | Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Южного Урала. | 1 |
10 | | Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. | 1 |
11 | | Центры древнейшей металлургии на Южном Урале. | 1 |
12 | | Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. | 2 |
13 | | Памятники бронзового и железного века на Урале. | 2 |
14 | | Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний. | 1 |
15 | | Народы проживающие на этой территории до середины I тысячелетия до н.э. | 2 |
16 | | Связи населения степей с античными городами — государствами Северного Причерноморья. | 2 |
17 | | Великое переселение народов. Нашествие гуннов. | 1 |
18 | | Финно-угры и тюрки — соседи славян. | 1 |
19 | | Хозяйство, общественный строй и политическая организация древних народов Южного Урала. | 1 |
20 | | Религия и искусство древних народов Южного Урала. | 1 |
21 | | Подготовка к проектной работе « Древние жители Южного Урала» | 3 |
22 | | Защита проектной работе « Древние жители Южного Урала» | 1 |
Итого : | 34ч |
6 класс
№ | Дата | Тема учебного занятия | Количество часов |
История и культура народов южного Урала в Средние века |
(13ч) |
1 | | Природно — климатические условия и их влияния на занятие жителей Южного Урала | 2 |
2 | | Памятники раннего Средневековья на Южном Урале. | 2 |
3 | | Быт и нравы башкир на территории Челябинской области в средневековье | 2 |
4 | | Формирование новой политической и этнической карты континента.( Тюркский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария) | 3 |
5 | | Отношение Руси с кочевниками европейских степей. Волжский торговый путь. | 2 |
6 | | Внешняя политика и международные связи: отношения с печенегами, половцами (Дешт-и- Кипчак) | 2 |
Южный Урал под властью Золотой Орды (22ч) |
7 | | Возникновение Монгольской империи. Завоевание Чингисхана и его потомков. | 1 |
8 | | Народы и государства степной зоны Восточной Европы, Урала, и Сибири в XIII-XVвв | 2 |
9 | | Влияние Золотой Орды на государственный строй, население, экономику, культуру русских земель и территорий Южного Урала. | 3 |
10 | | Города и кочевые степи. | 1 |
11 | | Принятие ислама на территории Урала | 1 |
12 | | Распад Золотой Орды, образование татарских ханств. (Казанское, Сибирское, Астраханское, Крымское, Касимовское, Ногайская орда) | 6 |
13 | | Межкультурные связи и коммуникации ( взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии) | 2 |
14 | | Открытие Урала русскими. | 2 |
15 | | Подготовка к проектной работе « Южный Урала в Средние века» | 2 |
16 | | Защита проектной работе «Южный Урала в Средние века» | 1 |
Итого : | 34ч |
7 класс
№ | Дата | Тема учебного занятия | Количество часов |
Южный Урал в XVI-XVII веках. |
Внешняя политика России в XVI-XVII вв (15ч) |
1 | | Значение включения Поволжья и Приуралья в состав Российского государства. | 2 |
2 | | Вхождение Башкирии в Состав России | 1 |
3 | | Народы Поволжья и Урала после присоединения к России. | 1 |
4 | | Служилые татары. Нагайбаки. | 1 |
5 | | Вотчины Строгановых и Сибирское ханство. | 3 |
6 | | Поход Ермака и его дружины. | 2 |
7 | | Первые русские поселения в Южном Зауралье. | 2 |
8 | | Формирование вольного казачества. | 1 |
9 | | Раскол в церкви, формирование религиозных традиции старообрядчества на Урале. | 2 |
Экономическое развитие XVII в (8ч) |
10 | | Первые мануфактуры на территории Урала. | 1 |
11 | | Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей, торговля с Востоком. | 1 |
12 | | Социальная структура населения. Служилый город. | 1 |
13 | | Зауральская деревня в XVII в.. Урал и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. | 1 |
14 | | Крестьянская колонизация Южного Урала | 1 |
15 | | Первые русские поселения на территории современной Челябинской области. | 1 |
16 | | Северо - западная Башкирия — первый очаг земледелия на Южном Урале. | 1 |
17 | | Побеги крестьян на Урал и Сибирь | 1 |
Культурное пространство. (12ч) |
18 | | Эпоха великих географических открытий и русские географические открытия. Освоение Урала и Сибири. | 2 |
19 | | Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. | 1 |
20 | | Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. | 1 |
21 | | Межэтнические отношения. Башкирские восстания. | 1 |
22 | | Религия и суеверия. Нравы и быт жителей Южного Урала. | 2 |
23 | | Архитектура. Монастырские ансамбли и крепости. Далматов монастырь. | 1 |
24 | | Изобразительное искусство. Строгановская школа иконописи. Летописание и начало книгопечатания. | 1 |
25 | | Подготовка к проектной работе «Южный Урал в XVI-XVII веках» | 1 |
26 | | Защита проектной работе «Южный Урал в XVI-XVII веках» | 1 |
Итого: | 34ч |
8 класс
№ | Дата | Тема учебного занятия | Количество часов |
Южный Урал в конце XVII- XVIII вв. |
Южный Урал в конце XVIIв. (7ч) |
1 | | Восточная политика Петра I Оренбургский проект и его значение. | 2 |
2 | | Строительство заводов и мануфактур, верфей. Создание базы металлургической индустрии на Урале. | 1 |
3 | | Переписи населения, областная (губернская) реформа их значение для жителей Южного Урала. | 1 |
4 | | Социальное движение в первой четверти XVIII в. Восстание в Башкирии. | 2 |
5 | | Значение образование и науки для развития края. | 1 |
Россия и Южный Урал после Петра (6ч) |
6 | | Укрепление границ Российской империи на юго-восточной окраине. Переход Младшего жуза в Казахстане под суверенитет Российской империи. | 1 |
7 | | Оренбургская экспедиция и основание Оренбургской крепости. Создание оренбургской оборонительной линии. | 2 |
8 | | Формирование Оренбургского казачества. | 2 |
9 | | Деятельность Улаженной комиссии. Губернская реформа. Национальная политика. | 1 |
Экономическое развитие Южного Урала во второй половине XVIII в (8ч) |
10 | | Роль государства, купечества, помещиков в развитии промышленности. Крепостной и вольнонаемный труд. | 1 |
11 | | Предпринимательские династия. Роль предпринимателей И.Б. И Я.Б. Твердышевых, И.С. Мясникова, М.П. Губина, бр.Масоловых в развитии доменных, железоделательных и медеплавильных заводов на Южном Урале. | 2 |
12 | | Внутренняя и внешняя торговля. Торговые пути внутри страны. Ирбитская, Оренбургская и Троитские ярмарки их роль во внутренней торговле | 1 |
13 | | Обострение социальных противоречий. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. | 2 |
14 | | Роль казачества, народов Урала и Поволжья в восстании. Влияние восстания на внутреннюю политику и развитие общественной мысли. | 2 |
Культурное пространство в XVIII в (14ч) |
15 | | Определяющее влияние идей просвещения в российской общественной мысли, публицистике и литературе. Русская культура и культура народов Урала XVIII в. | 2 |
16 | | Распространение основных стилей и жанров европейской художественной культуры. Вклад в развитие русской культуры ученых, художников, мастеров, прибывших из-за рубежа. | 1 |
17 | | Культура и быт сословий Южного Урала. | 1 |
18 | | Географические экспедиции. Роль И.К. Кирилова и И.И. Неплюева в колонизации Южного Урала. | 2 |
19 | | Исследования в области отечественной истории П.И. Рычков- первый член-корреспондент Петербургской Академии наук. | 1 |
20 | | Образование, архитектура XVIII в. | 1 |
21 | | Народы Урала XVIII в. Управление национальными окраинами. | 1 |
22 | | Башкирские восстания. Политика по отношению к исламу. | 1 |
23 | | Освоение Оренбуржья. | 1 |
24 | | Подготовка к проектной работе «Южный Урал в конце XVII- XVIII вв. » | 1 |
25 | | Защита проектной работе «Южный Урал в конце XVII- XVIII вв. » | 1 |
Итого: | 34ч |
9 класс
№ | Дата | Тема учебного занятия | Количество часов |
«Южный Урал в XIX- XXIвв.» |
Урал в XIX в (6ч) |
1 | | Горнозаводской край | 1 |
2 | | Города, заводские поселки и села | 1 |
3 | | Уральские бунтари и ссыльные революционеры. | 1 |
4 | | Реформф 1860-1870-х гг. | 1 |
5 | | Экономика Южного Урала в XIX. | 1 |
6 | | Культура Южного Урала в XIX. | 1 |
Особенности развития Южного Урала в начале XXв. (1900-1917гг) (4ч) |
7 | | Социально — экономическое развитие Южного Урала 1900-1917гг) | 1 |
8 | | Южный Урал в годы первой российской революции 1905-1907 гг | 1 |
9 | | Уральцы в первой мировой войне 1914-1918гг | 1 |
Революционные события и Гражданская война на Южном Урале 1917 -1920гг (3ч) |
10-11 | | Рождение новой власти. Гражданская война на Южном Урале. | 2 |
12 | | Экономические и социальные последствия Гражданской войны на Южном Урале. | 1 |
Южный Урал в 1920-1930 гг. Превращение Челябинска в промышленный центр. (6ч) |
13 | | Административно- территориальное деление. Население. | 1 |
14 | | Голод 1921-1922 гг. на Урале. | 1 |
15 | | Южный Урал в годы НЭПа | 1 |
16 | | Индустриализация и коллективизация на Южном Урале. | 1 |
17 | | Политика репрессий. | 1 |
18 | | Развитие культуры в 20-30гг на Южном Урале. | 1 |
Южный Урал в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. (5ч) |
19 | | Административно — территориальной деление. Население. | 1 |
20 | | Экономическое развитие Южного Урала. Промышленность, сельское хозяйство. | 1 |
21 | | Наука, культура и духовная жизнь. | 1 |
22-23 | | Южноуральцы на фронтах Великой Отечественной войны. | 2 |
Жизнь и быт южноуральцев в послевоенное время. 1946 — сер.1960гг (3ч) |
24 | | Административно — территориальной деление. Население | 1 |
25 | | Экономическое развитие Южного Урала. Промышленность, сельское хозяйство. | 1 |
26 | | Развитие культуры и образования на Южном Урале. | 1 |
Южный Урал во второй половине 1960-х- первой половине 1980-х гг. (3ч) |
27 | | Административно — территориальной деление. Население | 1 |
28 | | Экономическое развитие Южного Урала. Промышленность, транспорт, сельское хозяйство. | 1 |
29 | | Образование, культура и быт. | 1 |
Южный Урал в середине 1980-х гг. - начале XXI в. Челябинская область — субъект Российской Федерации. (6ч) |
30 | | Политические преобразование на Южном Урале. | 1 |
31 | | Экономика Южного Урала. Промышленность, транспорт, связь, сельское хозяйство. | 1 |
32 | | Образование, культура, религия. | 1 |
33 | | Подготовка к проектной работе «Южный Урал в XIX - XXI в. » | 1 |
34 | | Защита проектной работе «Южный Урал в конце XIX - XXI в. » | 1 |
Итого: | 34ч |