Приложение к ООП, утв. приказом №____ от «__»______ 20___ г. |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД № 37
ИМЕНИ ПАРТИЗАНА-ПОДПОЛЬЩИКА И.Г. ГЕНОВА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Основы функциональной грамотности»
Направление: социальное, общеинтеллектуальное.
Программа рассчитана на детей 15-16 лет
Срок реализации: 2022 - 2023 учебный год
Составитель: Морозова В.А., учитель математики
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час
Рассмотрено и одобрено
На заседании МО
Протокол № _____ от _______2022 г.
Руководитель МО ___________/
Рабочая программа курса «Основы функциональной грамотности» реализует социальное, общеинтеллектуальное направления внеурочной деятельности, составлена на основе серии пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни. Сборник эталонных заданий. Учебное пособие для общеобразовательных организаций; под редакцией Г.С. Ковалёвой, Л.О. Рословой. – М.; СПб.: Просвещение, 2020», учебного пособия для общеобразовательных организаций «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов / Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019.».
Место курса в учебном плане
На изучение курса в 10 классе основной школы отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана в 10 классе на 34 часа в год (1 час в неделю).
Цель курса внеурочной деятельности программы: развитие функциональной грамотности учащихся 10 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Курс призван решать следующие задачи:
развитие способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; включать математические рассуждения, использовать математические понятия, процедуры, факты и инструменты для описания, объяснения и предсказания явления; понимания роли математики в мире; высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность). развитие способности принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни (финансовая грамотность).
Срок реализации курса «Основы функциональной грамотности»: 1 год.
Форма проведения занятий
Формы организации деятельности учащихся – индивидуальная, фронтальная, индивидуально-групповая, групповая.
Основные виды деятельности учащихся: Познавательная деятельность, Игровая деятельность.
(беседа, проектная деятельность, самостоятельная работа, работа в парах, в группах, творческие работы.
Формы подведения итогов реализации программы: зачетная работа.
1.Содержание курса внеурочной деятельности . Раздел 1: Основы математической грамотности (18 ч.) Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения. Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительное расположение, равенство. Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах. Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур. Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования. Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы. Представление данных в виде диаграмм. Простые и сложные вопросы. Построение мультипликативной модели с тремя составляющими. Задачи с лишними данными. Решение типичных задач через систему линейных уравнений. Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов. Решение стереометрических задач. Вероятностные, статистические явления и зависимости.
Раздел 2: Основы финансовой грамотности (16 ч.)
Домашняя бухгалтерия. Составление личного финансового плана. Что такое депозит и какова его природа. Условия депозита. Преимущества и недостатки депозита. Как работает кредит. Характеристики кредита. Принятие решения о взятии кредита. Как выбрать наиболее подходящий кредит. Как сэкономить при использовании кредита. Хранение, обмен и перевод денег. Платежные средства. Электронные деньги. Способы защиты от рисков. Виды страхования. Проведение рубежной аттестации.
2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты
будут сформированы:
формулирует и объясняет собственную позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе полученных знаний;
оценивает действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина.
Метапредметные результаты
находит и извлекает информацию в различном контексте;
объясняет и описывает явления на основе полученной информации;
анализирует и интегрирует полученную информацию;
формулирует проблему, интерпретирует и оценивает её;
делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения.
Предметные результаты
обучающийся научится:
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач;
обучающийся получит возможность:
находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях, используя тексты различные по оформлению, стилистике, форме и в различном контексте;
применять полученные предметные знания для решения разного рода проблем и практических задач; формулировать проблему на основе анализа ситуации; анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте; овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое;
оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания; интерпретировать и оценивать полученные результаты в различном контексте лично значимой, национальной или глобальной ситуации, проблемы;
оценивать проблемы, делать выводы, строить прогнозы, предлагать различные пути их решения.
3. Тематическое планирование
№ п\п | Название раздела | Количество часов |
1 | Основы математической грамотности | 18 |
2 | Основы финансовой грамотности | 16 |
| ИТОГО: | 34 |
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Основы функциональной грамотности»
10-А класса (34 часа, 1 час в неделю)
№ п/п | Дата | Тема | Виды деятельности |
По плану | По факту |
Раздел 1: Основы математической грамотности (18 часов) |
| 02.09 | | Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой и круговой, схем. | Практикум. |
| 09.09 | | Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. | Беседа. Исследование. |
| 16.09 | | Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения. | Исследовательская работа, практикум. |
| 23.09 | | Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношение между сторонами треугольника, относительное расположение, равенство. | Проектная работа. |
| 30.09 | | Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах. | Обсуждение. Урок практикум. |
| 07.10 | | Интерпретация трехмерных изображений, построение фигур. | Моделирование. Выполнение рисунка. Практикум. |
| 14.10 | | Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того и иного события. | Урок-исследование. |
| 21.10 | | Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования. | Урок-практикум. |
| 28.10 | | Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования. | Урок-практикум. |
| 11.11 | | Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы. | Беседа. Обсуждение. Практикум. |
| 18.11 | | Представление данных в виде диаграмм. Простые и сложные вопросы. | Обсуждение. Исследование. Практикум. |
| 25.11 | | Построение мультипликативной модели с тремя составляющими. | Моделирование. Конструирование алгоритма. Практикум. |
| 02.12 | | Задачи с лишними данными. | Обсуждение. Исследование. |
| 09.12 | | Решение типичных задач через систему линейных уравнений. | Исследование. Выбор способа решения. Практикум. |
| 16.12 | | Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов. | Обсуждение. Практикум. |
| 23.12 | | Решение стереометрических задач. | Обсуждение. Практикум. |
| 30.12 | | Вероятностные, статистические явления и зависимости. | Исследование. Интерпретация результатов в разных контекстах. |
| 13.01 | | Проведение рубежной аттестации. | Тестирование. |
Раздел 2: Основы финансовой грамотности (16 часов) |
| 20.01 | | Домашняя бухгалтерия | Обсуждение. Исследование. Практикум. |
| 27.01 | | Составление личного финансового плана | Обсуждение. Исследование. Практикум. |
| 03.02 | | Что такое депозит и какова его природа | Обсуждение. Исследование. |
| 10.02 | | Условия депозита | Обсуждение. Исследование. |
| 17.02 | | Преимущества и недостатки депозита | Беседа. Обсуждение. Практикум. |
| 03.03 | | Как работает кредит | Обсуждение. Исследование. Практикум. |
| 10.03 | | Характеристики кредита | Обсуждение. Исследование. |
| 17.03 | | Принятие решения о взятии кредита | Беседа. Обсуждение. Практикум. |
| 31.03 | | Как выбрать наиболее подходящий кредит | Беседа. Обсуждение. Практикум. |
| 07.04 | | Как сэкономить при использовании кредита | Беседа. Обсуждение. Практикум. |
| 14.04 | | Хранение, обмен и перевод денег | Обсуждение. Исследование. |
| 28.04 | | Платежные средства | Обсуждение. Исследование. |
| 05.05 | | Электронные деньги | Обсуждение. Исследование. |
| 12.05 | | Способы защиты от рисков | Обсуждение. Исследование. |
| 19.05 | | Виды страхования | Обсуждение. Исследование. |
| 19.05 | | Проведение рубежной аттестации. | Тестирование. |