Муниципальное общеобразовательное учреждение
Хмельниковская
средняя общеобразовательная школа
«Согласовано» Руководитель МО /Зеткина Г. Н./ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР /Зеткина Г. Н./ | «Утверждаю» Директор МОУ Хмельниковская СОШ /Мироненко Т. В./ |
(подпись) Протокол №129 от «1» сентября 2022 г. | (подпись) «1» сентября 2022 г. | (подпись) Приказ по школе №129 от «1» сентября 2022 г. |
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
для 9 класса
основного общего образования
Составил: учитель информатики
Строителев С. Н.
2022-2023 уч. год.
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
-
Федерального закона от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации».
-
Приказа Минобрнауки от 17.05.2012 №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
-
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 №СК-295/06.
-
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 №09-1672.
-
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 №996-р.
-
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»» (Зарегистрирован 18.12.2020 г. №61573).
-
СанПиН 1.2.3685-21.
-
Методические рекомендации по проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» письмо Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России №03-1190 от 15.08.2022 г.
-
Основная образовательная программа основного общего образования МОУ Хмельниковская СОШ.
-
Учебного плана МОУ Хмельниковская СОШ на 2022-2023 учебный год.
-
Примерная программа воспитания п.3.4 «Модуль «Школьный урок» от 2 июня 2020 года. Протокол №2/20.
Проект «Разговоры о важном» направлен на развитие ценностного отношения школьников к своей родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Данные занятия с детьми должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.
Цель программы
Формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.
Задачи программы
-
Воспитать активную гражданскую позицию, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей.
-
Совершенствовать навыки общения со сверстниками и коммуникативных умений.
-
Повышать общую культуру обучающихся.
-
Углубить интерес к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России.
-
Развить навыки совместной деятельности со сверстниками.
-
Становить качества, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности.
-
Формировать культуру поведения в информационной среде.
Планируемые результаты освоения информатики
Личностные результаты:
-
формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
-
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
-
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
-
российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, чувство гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
-
гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
-
готовность к служению Отечеству, его защите;
-
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
-
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
-
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
-
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
-
сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
-
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты:
-
Регулятивные УУД:
-
Познавательные УУД:
-
умение видеть проблему;
-
умение ставить вопросы;
-
умение выдвигать гипотезы;
-
умение наблюдать;
-
умение делать выводы и умозаключения;
-
умение классифицировать;
-
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
-
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы с обучающимися;
-
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
-
Коммуникативные УУД:
-
формировать положительное отношение друг к другу и умение общаться так, чтобы общение приносило радость;
-
развивать навыки взаимодействия в группе;
-
развивать вербальные и невербальные навыки общения;
-
развивать навыки восприятия и понимания различных людей;
-
развивать навыки самопознания;
-
преодолевать эгоцентризм;
-
умение познавать себя через восприятие другого;
-
формирование положительной самооценки;
-
формирование эмпатического отношений к другим людям;
-
формировать чувство уверенности в себе и осознание себя в новом качестве;
-
определять особенности поведения в конфликтной ситуации;
-
отрабатывать ситуации предотвращения конфликтов.
Предметные результаты:
Сформировано представление:
-
о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях;
-
символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
-
институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России;
-
народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
-
религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
-
возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
-
нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
-
роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
-
единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
-
влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте человека;
-
важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
-
активной роли человека в природе.
Сформировано ценностное отношение:
-
к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре;
-
семье и семейным традициям;
-
учебе, труду и творчеству;
-
своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
-
природе и всем формам жизни.
Сформирован интерес:
-
к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
-
общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;
-
государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;
-
природе, природным явлениям и формам жизни;
-
художественному творчеству.
Сформированы умения:
-
устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
-
проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
-
соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;
-
распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.
В результате освоения программы, обучающиеся овладеют
-
ценностно-нормативным и деятельностно-практическим аспектом отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым государством и гражданским обществом, человека с природой, искусством и т.д.;
-
включатся в процессы самопознания, самопонимания, саморазвития, научатся соотносить представления о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства; учащимся будет оказана помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности;
-
учащиеся овладеют социальными, регулятивными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими индивидуальную успешность в общении с окружающими, результативность в социальных практиках, в процессе сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими.
Обучающиеся будут уметь:
-
соотносить и выполнять различные социальные роли, оценивать динамику и адекватность выполняемых ролей;
-
решать социально-культурные задачи (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые), специфичные для возраста обучающихся;
-
поддерживать разнообразные виды отношений в основных сферах жизнедеятельности (общение, учеба, игра, спорт, творчество, увлечения);
-
участвовать в изменении школьной среды и доступных сферах жизни общества;
-
развивать способность к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива;
-
владеть приемами и методами самовоспитания: самокритикой, самовнушением, самообязательством, эмпатией.
Рабочая программа предусматривает развитие компетенций:
Формы организации и виды деятельности
Коллективные творческие дела, социальные проекты, мастер-классы, групповые дискуссии, общественно полезные практики, волонтерские акции, трудовые десанты, интеллектуальные игры, конкурсы, соревнования, выставки, экскурсии, походы, посещения театров, музеев, в том числе в онлайн режиме, тематические классные часы, конференции.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые (вариативные задания), творческие, практические.
Виды деятельности: исследовательская, проектная, досугово-развлекательная, трудовая, спортивно-оздоровительная, художественное творчество, социальное творчество, проблемно – ценностное общение.
Формы представления результатов
Защита личного\коллективного проекта класса во время проведения общешкольных мероприятий, дискуссий, школьной научно-практической конференции в течение всего учебного года.
Содержание учебного курса
Программа данного курса является комплексной и обеспечивает реализацию всех направлений развития личности. Программа ориентирована на решение задач воспитания и социализации обучающихся, предусматривает вовлечение в активную деятельность обучающихся всего класса (с учетом добровольности выбора).
Содержание курса можно поделить на несколько блоков:
-
патриотическое воспитание, основывающееся как на примере героического прошлого предков, так и в целом на истории страны и края;
-
формирование гражданской позиции при изучении основ государственного строя;
-
формирование экологической грамотности;
-
формирование представлений о семье как фундаменте здорового общества, формирование нравственных ориентиров в жизни обучающегося.
Содержание курса «Разговоры о важном» направлено на формирование у обучающихся ценностных установок, в числе которых – созидание, патриотизм и стремление к межнациональному единству. Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры:
-
День Знаний.
-
Наша страна – Россия.
-
165 лет со дня рождения К. Э. Циолковского.
-
День пожилого человека.
-
День Учителя.
-
День Отца.
-
День музыки.
-
Традиционные семейные ценности.
-
День Народного Единства.
-
Мы разные, мы вместе.
-
День Матери.
-
Символы России (Гимн, Герб).
-
День добровольца.
-
День Героев Отечества.
-
День Конституции.
-
Тема Нового Года (семейные ценности и мечты).
-
Рождество.
-
Цифровая безопасность и гигиена школьника.
-
День снятия блокады Ленинграда.
-
160лет со дня рождения К. С. Станиславского (Великие люди России).
-
День российской науки.
-
Россия и мир.
-
День защитника Отечества (День Армии).
-
Забота о каждом.
-
Международный женский день.
-
Гимн России (110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов РФ и СССР С. В. Михалкова).
-
День Воссоединения Крыма с Россией.
-
Всемирный день театра.
-
День космонавтики. Мы – первые.
-
Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками.
-
День труда.
-
День Победы. Бессмертный полк.
-
День детских общественных организаций.
Место учебного курса в учебном плане
Программа рассчитана на 33 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю, в соответствии с учебным планом школы, предусматривающем 33 учебные недели.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Количество часов |
1. | | Мы — Россия. Возможности — будущее. | 1 |
2. | | Мы — жители большой страны. | 1 |
3. | | Невозможное сегодня станет возможным завтра (К. Э. Циолковский). | 1 |
4. | | Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим? | 1 |
5. | | Какие качества необходимы учителю? | 1 |
6. | | Отчество – от слова «отец». | 1 |
7. | | Что мы музыкой зовём. | 1 |
8. | | Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. | 1 |
9. | | Мы — одна страна. | 1 |
10. | | Языки и культура народов России: единство в разнообразии. | 1 |
11. | | Мама — главное слово в каждой судьбе. | 1 |
12. | | Двуглавый орёл: история легендарного герба. | 1 |
13. | | Жить — значит действовать. | 1 |
14. | | Россия начинается с меня. | 1 |
15. | | Повзрослеть — это значит, чувствовать ответственность за других. | 1 |
16. | | Полет мечты. | 1 |
17. | | Светлый праздник Рождества. | 1 |
18. | | Правила продвинутого пользователя Интернета. | 1 |
19. | | Ты выжил, город на Неве… | 1 |
20. | | С чего начинается театр? | 1 |
21. | | Научные прорывы моей страны. | 1 |
22. | | Россия в мире. | 1 |
23. | | Тот, кто не может благодарить, не может и получать благодарность. | 1 |
24. | | Мы все можем. | 1 |
25. | | Мужских и женских профессий больше нет? | 1 |
26. | | Гимн России. | 1 |
27. | | Крым на карте России. | 1 |
28. | | Искусство – одно из средств различения доброго от злого. | 1 |
29. | | Истории великих людей, которые меня впечатлили. | 1 |
30. | | Есть такие вещи, которые нельзя простить? | 1 |
31. | | Если ты не умеешь использовать минуту, ты зря проведёшь т час, и день, и всю жизнь. | 1 |
32. | | Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести... | 1 |
33. | | Какие существуют детские общественные организации? | 1 |
Перечень учебно-методического обеспечения, необходимого для реализации программы
Цифровые образовательные ресурсы:
-
https://edsoo.ru/Vneurochnaya_deyatelnost.htm
-
Электронный ресурс: Институт стратегии развития образования
-
https://razgovor.edsoo.ru