СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 3 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Орловская средняя общеобразовательная школа № 1

(МБОУ ОСОШ № 1)


Рассмотрена на заседании


Принята


Утверждена приказом

школьного методического


педагогическим советом



объединения учителей




Директор школы

начальных классов




____________ Л.Ф. Бабкина






Протокол № 1


Протокол № 18


Приказ № 477

от 26 августа 2022 года


от 30 августа 2022 года


от 31 августа 2022 года


Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность»

3 класс



Рабочую программу составила:

Склярова Т.В., учитель начальных классов



2022-2023 учебный год

п. Орловский




Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2010 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями); разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования и авторской программы курса дополнительного образования «Финансовая грамотность» Ю.Н. Корлюгова, Е.Е. Гоппе, (2-3 классы).

Программа реализуется в единстве с рабочей программой воспитания начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Орловской средней общеобразовательной школы №1 на 2022 – 2023 учебный год по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС:

  • гражданское воспитание;

  • патриотическое воспитание;

  • духовно-нравственное воспитание;

  • эстетическое воспитание;

  • физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия;

  • трудовое воспитание;

  • экологическое воспитание;

  • ценности научного познания.

Формы учёта рабочей программы воспитания:

  • побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

  • привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений, событий через: демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;

  • использование на уроках информации, затрагивающей важные социальные, нравственные, этические вопросы;

  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

  • инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;

  • применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;

  • применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися;

  • выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания;

  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме включения в урок различных исследовательских заданий, что дает возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;

  • установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.

Цель и задачи изучения учебного курса.

  • развитие основ экономического образа мышления;

  • воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;

  • развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в семье;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в сфере финансовых отношений в семье, а также при выполнении учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Задачи программы:

  • с помощью экономических категорий и понятий содей­ствовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого явля­ются экономические отношения;

  • способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу, формировать нрав­ственные качества;

  • формировать знания, умения, навыки, необходимые уче­нику в жизни и для продолжения изучения курса в следую­щем звене школы;

  • развивать культуру экономического мышления, научить детей пользоваться экономическим инструментарием.

Место учебного курса в учебном плане.

В соответствии с учебным планом МБОУ ОСОШ №1 на 2022- 2023 учебный год программа рассчитана на преподавание данного курса «Финансовая грамотность» в 3 классе в объеме 1 час в неделю. В связи с фактическим количеством учебных дней, с учётом календарного учебного графика, расписания занятий фактическое количество часов – 34.

УМК учебного курса.

На занятиях планируется использование материалов портала Российской электронной школы: презентаций, обучающих видео, тренировочных заданий.

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» входит в учебно-методический комплект, который также включает следующие издания:

    • Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2–3 классы. В 2 частях. Часть 1;

    • Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2–3 классы. В 2 частях. Часть 2;

    • Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 2–3 классы;

    • Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–3 классы;

    • Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 2–3 классы.

Формы проведения занятий.

В течении учебного года используются различные формы занятий: практические занятия, лекции, семинары, самостоятельные творческие работы учащихся, проектная деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах.

  • дискуссия, обсуждение;

  • познавательные беседы;

  • интеллектуальные конкурсы;

  • творческая работа: компьютерная презентация;

  • интеллектуальные игры;

  • наблюдения;

  • разработка проектов; исследовательская деятельность;

Формы текущего контроля.

Подведением итогов работы является необходимым моментом в работе творческого коллектива. Поскольку дополнительное образование не имеет четких критериев определения результатов практической деятельности, то наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных работ, коллективное обсуждение и выявление лучших работ. Именно такая форма позволит детям объективно оценивать не только чужие, но и свои работы.

Содержание учебного курса

Что такое деньги и откуда они взялись.

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появ­ление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удоб­ными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.

Какие деньги были раньше в России.

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги»,

«рубль», «копейка». Первые русские монеты.

Современные деньги России и других стран.

Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.

Откуда в семье деньги.

Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии.

Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, се­мьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

На что тратятся деньги.

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются

непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Как умно управлять своими деньгами.

Бюджет - план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Как делать сбережения.

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.


Планируемые результаты освоения учебного курса

Предметные результаты:

    • правильно использовать изученные предметные понятия (обмен, товар, деньги, покупка, продажа, сдача, бумажные и металлические деньги, валюта, виды денег, банк, банковская карта, доходы и расходы семьи, пособия, сбережения, семейный бюджет, банковский вклад);

    • понимание причин обмена товарами и умение приводить примеры обмена;

    • понимание проблем, возникающих при обмене товарами и умение их объяснить;

    • умение приводить примеры товарных денег;

    • умение объяснять на простых примерах, что деньги – средство обмена, а не благо;

    • понимание того, что деньги зарабатываются трудом;

    • умение описывать виды и функции денег, объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;

    • умение называть основные источники доходов семьи, приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;

    • умение называть основные направления расходов семьи, приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи, а также различать планируемые и непредвиденные расходы;

    • умение считать доходы и расходы семьи, составлять семейный бюджет на условных примерах;

    • умение объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;

    • понимание роли банков; умение объяснять, для чего делают вклады и берут кредиты;

    • знание ситуаций, при которых государство выплачивает пособия, и умение приводить примеры пособий;

    • умение объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления простой финансовой информации;

  • использование логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием;

  • построение рассуждений на финансовые темы, отнесение явления или объекта к изученным финансовым понятиям;

  • использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем, для решения финансовых задач;

  • владение элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные:

    • определение личных целей по изучению финансовой грамотности;

    • постановка финансовых целей, умение составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;

    • проявление познавательной и творческой инициативы в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

    • выполнение пошагового контроля своих учебных действий, итоговый контроль и оценка результата;

    • оценка правильности выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;

Коммуникативные:

    • умение осознанно и произвольно создавать сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;

    • умение слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

    • умение признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь своё мнение;

    • умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку финансовых действий и решений;

    • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;

    • умение осуществлять контроль и самоконтроль, адекватно оценивать собственное финансовое поведение и поведение окружающих.

Личностные результаты:

  • осознание себя как члена семьи и общества;

  • овладение начальными навыками адаптации в сфере финансовых отношений;

  • познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;

  • осознание личной ответственности за свои поступки в финансовой сфере;

  • ориентирование в нравственном содержании как собственных действий в области финансов, так и действий окружающих;

  • понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);

  • понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости, между расходами на дополнительные нужды и «лишними» расходами;

  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных финансовых ситуациях.

Система оценки достижения планируемых результатов:

Оценка личностных результатов. Текущая оценка личностных результатов осуществляется в оценке личностного прогресса: сформированность внутренней позиции учащегося; ориентация на содержательные моменты образовательной деятельности; сформированность самооценки; сформированность мотивации учебной деятельности.

Оценка метапредметных результатов. Система внутренней оценки метапредметных результатов включает в себя следующие процедуры: решение задач творческого и поискового характера; проектная деятельность.

Особенности оценки предметных результатов. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения учащимся планируемых результатов. Основным объектом оценки предметных результатов является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале.









Тематическое планирование.

п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Период изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электрон

ные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

Раздет 1. Обмен и деньги.

1.1.

Что такое деньги и откуда они взялись.

3

0

0

06.09.2022-20.09.2022

Объяснять выгоды обмена.

Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.

Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами. Описывать ситуации, в которых используются деньги.

Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться. Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег. Составлять задачи с денежными расчётами. Объяснять, почему появились монеты. Описывать устройство монеты.

Приводить примеры первых монет.

Описывать старинные российские деньги.

Объяснять происхождение названий денег.

Беседа, дискуссия, обсуждение.












https://resh.edu.ru/

1.2

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.


4

0

0

27.09.2022-18.10.2022

Объяснять, почему появились бумажные деньги. Оценивать преимущества и недостатки использования бумажных денег. Приводить примеры первых бумажных денег. Описывать первые российские бумажные деньги.

Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Беседа, практические занятия, исследовательская деятельность

https://resh.edu.ru/

1.3

Какие деньги были раньше в России.


3

0

0

25.10.2022-15.11.2022

Сравнивать виды денег. Объяснять роль банков. Объяснять условия вкладов и кредитов. Рассчитывать проценты на простых примерах. Объяснять принцип работы пластиковой карты.

Беседа, практические занятия, исследовательская деятельность

https://resh.edu.ru/

1.4

Современные деньги России и других стран.

6

0

0

22.11.2022-27.11.2022

Приводить примеры валют. Объяснять, что такое резервная валюта. Объяснять понятие валютного курса. Проводить простые расчёты с использованием валютного курса.

Сюжетно - ролевая игра, уроки-практикумы, викторина, проект

https://resh.edu.ru/

Раздет 2. Семейный бюджет

2.1

Откуда в семье деньги.

5

0

0

10.01.2023-07.02.2023

Описывать и сравнивать источники доходов семьи. Объяснять причины различий в заработной плате.

Объяснять, как связаны профессии и образование. Объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке.

Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий.

Беседа, практические занятия, исследовательская деятельность

https://resh.edu.ru/

2.2

На что тратятся деньги.

6

0

0

14.02.2023-28.03.2023

Объяснять причины, по которым люди делают покупки.

Описывать направления расходов семьи.

Беседа, практические занятия, исследовательская деятельность

https://resh.edu.ru/

2.3

Как умно управлять своими деньгами.

3

0

0

04.04.2023-

18.04.2023

Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги. Сравнивать и оценивать виды рекламы. Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке. Составлять собственный план расходов.

Беседа, практические занятия, образно-ролевые игры.


https://resh.edu.ru/

2.4

Как делать сбережения.

4

0

0

25.04.2023-23.05.2023

Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.

Объяснять последствия образования долгов. Составлять семейный бюджет на условных примерах.

Беседа, практические занятия, викторина, проект

https://resh.edu.ru/

Календарно-тематическое планирование


Номер занятия по по

рядку

Номер занятия в разделе/теме

Дата проведения занятия по плану

Дата проведения занятия фактически

Наименование темы занятия

Примечание

1 четверть – 8 часов

Обмен и деньги.

1.Что такое деньги и откуда они взялись (3 часа)


1.

1.

06.09.2022


Появление обмена товаров. Первые деньги.

С.10-15

2.

2.

13.09.2022


Монеты. Бумажные деньги.

С.16-28

3.

3.

20.09.2022


Вопросы и задания.

С.29

2.Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (4 часа)


4.

1.

27.09.2022


Устройство монеты. Изобретение бумажных денег.

С.34-43

5.

2.

04.10.2022


Защита монет от подделок. Современные монеты.

С.44-47

6.

3.

11.10.2022


Номинал банкнот. Защита от подделок.

С.48-50

7.

4.

18.10.2022


Вопросы и задания.

С.51

3.Какие деньги были раньше в России (3 часа)


8.

1.

25.10.2022


Древнерусские товарные деньги.

С.54-65

2 четверть – 8 часов



9.

2.

08.11.2022


Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.

С.66-71

10.

3.

15.11.2022


Вопросы и задания.

С.71-73

4.Современные деньги России и других стран. (6 часов)


11.

1.

22.11.2022


Современные деньги России.

С.76-91

12.

2.

29.11.2022


Современные деньги мира.

С.92-99

13.

3.

06.12.2022


Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах.

С.99-102

14.

4.

13.12.2022


Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.

С.103-111

15.

5.

20.12.2022


Викторина по теме «Деньги».


16.

6.

27.12.2022


Проект по теме «Обмен и деньги»


3 четверть – 10 часов

Семейный бюджет

5.Откуда в семье деньги (5 часов)


17.

1.

10.01.2023


Доходы. Клады. Лотерея. Наследство.

С.8-12

18.

2.

17.01.2023


Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия.

С.12-17

19.

3.

24.01.2023


Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество.

С.17-19

20.

4.

31.01.2023


Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.

С.20-25

21.

5.

07.02.2023


Вопросы и задания.

С.25

6.На что тратятся деньги. (6 часов)


22.

1.

14.02.2023


Расходы. Продукты. Коммунальные платежи.

С.28-30

23.

2.

21.02.2023


Счёт. Одежда. Обувь. Образование.

С.31-37

24.

3.

28.02.2023


Современные деньги России и других стран.

С.38

25.

4.

07.03.2023


Непредвиденные расходы. Сбережения.

С.39-45

26.

5.

14.03.2023


Долги. Вредные привычки. Хобби

С.46-48

4 четверть – 8 часов


27.

6.

28.03.2023


Вопросы и задания.

С.49

7.Как умно управлять своими деньгами. (3 часа)


28.

1.

04.04.2023


Бюджет – план доходов и расходов.

С.52-61

29.

2.

11.04.2023


Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

С.62-65

30.

3.

18.04.2023


Вопросы и задания.

С.65

8.Как делать сбережения (4 часа)


31.

1.

25.04.2023


Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость.

С.68-73

32.

2.

02.05.2023


Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

С.73-78

33.

3.

16.05.2023


Викторина по теме «Семейный бюджет».


34.

4.

23.05.2023


Проект по теме «Семейный бюджет»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!