СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Царица наук – математика»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Царица наук – математика»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Миленинская основная общеобразовательная школа»

Фатежского района Курской области




Рассмотрено на заседании

ШМО учителей естественно-научного цикла

Протокол № 1 от 31.08.2022г . Руководитель ШМО

___________/ Синякова А.А./

Принято педагогическим советом

Протокол № 12 от31.08.2022г.

Председатель педсовета ______________/А.Н.Пилюгина/

Утверждено приказом

МКОУ «Миленинская основная общеобразовательная школа»

№ 46.4 от 31.08.2022г.

Директор школы

______________/И.А.Пилюгина/










Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Царица наук – математика»

(наименование)

общеинтеллектуальное

(направление)

для обучающихся 5 класса

срок реализации 1 год











Разработала

учитель математики

Долгова Ирина Александровна








2022 г

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Царица наук - математика».


Личностные результаты

Личностными результатами реализации программы станет формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества, а также формирование и развитие универсальных учебных умений самостоятельно определять, высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

Метапредметные результаты

Метапредметными результатами реализации программы станет формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности, а именно следующих универсальных учебных действий.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи.

  • Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.

  • В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Читать вслух и про себя тексты научно-популярной литературы и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, учиться договариваться.

Предметные результаты

Предметными результатами реализации программы станет создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности, а именно:

  • познакомиться со способами решения нестандартных задач по математике;

  • познакомиться с нестандартными методами решения различных математических задач;

  • освоить логические приемы, применяемые при решении задач;

  • рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию

  • познакомиться с историей развития математической науки, биографией известных ученых-математиков.

  • расширить свой кругозор, осознать взаимосвязь математики с другими учебными дисциплинами и областями жизни;

  •  познакомиться с новыми разделами математики, их элементами, некоторыми правилами, а при желании самостоятельно расширить свои знания в этих областях;

  • познакомиться с алгоритмом исследовательской деятельности и применять его для решения задач математики и других областей деятельности;

  • приобрести опыт самостоятельной деятельности по решению учебных задач;

  • приобрести опыт презентации собственного продукта.

Содержание учебного курса «Царица наук – математика»


Раздел 1. Знакомство с математикой

Освещаются перспективы: что будет рассматриваться на занятиях, чем обучающиеся будут заниматься, каково содержание и формы работы, как организуется самостоятельная работа, подготовка докладов, рефератов, мини-проектов. Важно озвучить обучающимся основные требования к участникам внеурочной деятельности. Рассказ о математике, о ее значении в жизни человека, о ее связях с другими науками. Учащимся предлагается несколько простых задач. Для их решения требуется владения простейшими вычислительными навыками; их назначение – выявление логических и математических способностей учащихся.

Форма организации – беседа, игра.

Виды деятельности: оформление математической газеты.

Раздел 2. Сюжетные задачи и ребусы

Сюжетные задачи, решаемые с конца, переплавы, числовые ребусы,

Понятие текстовой задачи, сюжетной задачи, виды задач. Чтение условия задачи, анализ условия задачи. Работа с информацией. Понятие числового ребуса. Условие числового ребуса. Виды ребусов. Правила восстановления записи числового ребуса. Обсуждение решения числовых ребусов.

Форма организации – беседа, игра, занимательные задачи.

Виды деятельности: решение занимательных задач, работа в парах, группах.

Раздел 3. Геометрия

Геометрия: задачи на разрезание

Задачи на клетчатой бумаге, задачи на разрезание, фигуры-пентамино, задачи разбиения плоскости, лист Мебиуса.

Форма организации – беседа, игра, занимательные задачи.

Виды деятельности: решение занимательных задач, работа в парах, группах.

Раздел 4. Знакомство логикой

Пересечение и объединение множеств. Круги Эйлера, Знакомство с логикой: «все», «некоторые», отрицание, Логические задачи.

Понятие множества, пересечение множеств или их объединение. Круги Эйлера как геометрическая схема, с помощью которой можно изобразить отношения между подмножествами, с целью наглядного представления. Изображение условия задачи с помощью кругов Эйлера. Что изучает логика. Исторический очерк. Понятие, суждение, умозаключение. Высказывания. Утверждения. Отрицание как логическая операция. Квантор. Образование отрицательных утверждений, в которых используются слова «все», и «некоторые». Задачи, в которых на основании серии посылок, сообщающих те или иные сведения о действующих лицах, требуется сделать определенные выводы. Задачи о «мудрецах». Задачи о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.

Форма организации – беседа, игра, логические задачи.

Виды деятельности: решение занимательных задач, работа в парах, группах.

Раздел 5. Занимательные задачи

Задача Пуассона (задачи на переливания), задачи на взвешивания, сумма и среднее арифметическое, задачи на четность (чередование, разбиение на пары), примеры и конструкции, занимательные задачи на проценты.

Задача Симеона Дени Пуассона, решение задач на переливание различными методами. Понятия «среднее арифметическое», вывод соответствующих формул, изучение понятий «средняя скорость» и «средняя масса» и методы их нахождения; умение применять знания в практических задачах; закрепление арифметических действий с десятичными дробями. Понятие четности. Применение идеи четности: известные утверждения. Четность суммы и разности нескольких чисел. Идея «разбиения на пары». Понятие процента. Нахождение процента от числа и числа по его проценту.

Форма организации – беседа, игра, занимательные задачи.

Виды деятельности: решение занимательных задач, работа в парах, группах.

Раздел 6. Текстовые задачи

Текстовые задачи на совместную работу.

Понятие производительности, работы, времени работы. Формулы, связывающие производительность, время и. Задачи на нахождение совместной и личной производительности и времени. Задачи, когда работа выражается натуральным или дробным числом. Нестандартный подход к нахождению общей производительности.

Форма организации – беседа, игра, занимательные задачи.

Виды деятельности: решение занимательных задач, работа в парах, группах.

Раздел 7. Математическое соревнование

Математическая игра «Самый умный»

По окончании цикла занятий проводятся обобщающие занятия, в рамках которых проходит повторение изученного материала, а также проводится один из видов математического соревнования, который наиболее подходит для организации работы со школьниками, занятыми во внеурочной деятельности.


Тематическое планирование


п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Знакомство

2

Сюжетные задачи и ребусы

13

Геометрия

10

Знакомств с логикой

10

Занимательные задачи

21

Текстовые задачи

14

Итого

70