Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Миленинская основная общеобразовательная школа»
Фатежского района Курской области
Рассмотрено на заседании ШМО учителей естественно-научного цикла Протокол № 1 от 31.08.2022г . Руководитель ШМО ___________/ Синякова А.А./ | Принято педагогическим советом Протокол № 12 от31.08.2022г. Председатель педсовета ______________/А.Н.Пилюгина/ | Утверждено приказом МКОУ «Миленинская основная общеобразовательная школа» № 46.4 от 31.08.2022г. Директор школы ______________/И.А.Пилюгина/ |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Царица наук – математика»
(наименование)
общеинтеллектуальное
(направление)
для обучающихся 5 класса
срок реализации 1 год
Разработала
учитель математики
Долгова Ирина Александровна
2022 г
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Царица наук - математика».
Личностные результаты
Личностными результатами реализации программы станет формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества, а также формирование и развитие универсальных учебных умений самостоятельно определять, высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
Метапредметные результаты
Метапредметными результатами реализации программы станет формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности, а именно следующих универсальных учебных действий.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи.
Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты научно-популярной литературы и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, учиться договариваться.
Предметные результаты
Предметными результатами реализации программы станет создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности, а именно:
познакомиться со способами решения нестандартных задач по математике;
познакомиться с нестандартными методами решения различных математических задач;
освоить логические приемы, применяемые при решении задач;
рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию
познакомиться с историей развития математической науки, биографией известных ученых-математиков.
расширить свой кругозор, осознать взаимосвязь математики с другими учебными дисциплинами и областями жизни;
познакомиться с новыми разделами математики, их элементами, некоторыми правилами, а при желании самостоятельно расширить свои знания в этих областях;
познакомиться с алгоритмом исследовательской деятельности и применять его для решения задач математики и других областей деятельности;
приобрести опыт самостоятельной деятельности по решению учебных задач;
приобрести опыт презентации собственного продукта.
Содержание учебного курса «Царица наук – математика»
Раздел 1. Знакомство с математикой
Освещаются перспективы: что будет рассматриваться на занятиях, чем обучающиеся будут заниматься, каково содержание и формы работы, как организуется самостоятельная работа, подготовка докладов, рефератов, мини-проектов. Важно озвучить обучающимся основные требования к участникам внеурочной деятельности. Рассказ о математике, о ее значении в жизни человека, о ее связях с другими науками. Учащимся предлагается несколько простых задач. Для их решения требуется владения простейшими вычислительными навыками; их назначение – выявление логических и математических способностей учащихся.
Форма организации – беседа, игра.
Виды деятельности: оформление математической газеты.
Раздел 2. Сюжетные задачи и ребусы
Сюжетные задачи, решаемые с конца, переплавы, числовые ребусы,
Понятие текстовой задачи, сюжетной задачи, виды задач. Чтение условия задачи, анализ условия задачи. Работа с информацией. Понятие числового ребуса. Условие числового ребуса. Виды ребусов. Правила восстановления записи числового ребуса. Обсуждение решения числовых ребусов.
Форма организации – беседа, игра, занимательные задачи.
Виды деятельности: решение занимательных задач, работа в парах, группах.
Раздел 3. Геометрия
Геометрия: задачи на разрезание
Задачи на клетчатой бумаге, задачи на разрезание, фигуры-пентамино, задачи разбиения плоскости, лист Мебиуса.
Форма организации – беседа, игра, занимательные задачи.
Виды деятельности: решение занимательных задач, работа в парах, группах.
Раздел 4. Знакомство логикой
Пересечение и объединение множеств. Круги Эйлера, Знакомство с логикой: «все», «некоторые», отрицание, Логические задачи.
Понятие множества, пересечение множеств или их объединение. Круги Эйлера как геометрическая схема, с помощью которой можно изобразить отношения между подмножествами, с целью наглядного представления. Изображение условия задачи с помощью кругов Эйлера. Что изучает логика. Исторический очерк. Понятие, суждение, умозаключение. Высказывания. Утверждения. Отрицание как логическая операция. Квантор. Образование отрицательных утверждений, в которых используются слова «все», и «некоторые». Задачи, в которых на основании серии посылок, сообщающих те или иные сведения о действующих лицах, требуется сделать определенные выводы. Задачи о «мудрецах». Задачи о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.
Форма организации – беседа, игра, логические задачи.
Виды деятельности: решение занимательных задач, работа в парах, группах.
Раздел 5. Занимательные задачи
Задача Пуассона (задачи на переливания), задачи на взвешивания, сумма и среднее арифметическое, задачи на четность (чередование, разбиение на пары), примеры и конструкции, занимательные задачи на проценты.
Задача Симеона Дени Пуассона, решение задач на переливание различными методами. Понятия «среднее арифметическое», вывод соответствующих формул, изучение понятий «средняя скорость» и «средняя масса» и методы их нахождения; умение применять знания в практических задачах; закрепление арифметических действий с десятичными дробями. Понятие четности. Применение идеи четности: известные утверждения. Четность суммы и разности нескольких чисел. Идея «разбиения на пары». Понятие процента. Нахождение процента от числа и числа по его проценту.
Форма организации – беседа, игра, занимательные задачи.
Виды деятельности: решение занимательных задач, работа в парах, группах.
Раздел 6. Текстовые задачи
Текстовые задачи на совместную работу.
Понятие производительности, работы, времени работы. Формулы, связывающие производительность, время и. Задачи на нахождение совместной и личной производительности и времени. Задачи, когда работа выражается натуральным или дробным числом. Нестандартный подход к нахождению общей производительности.
Форма организации – беседа, игра, занимательные задачи.
Виды деятельности: решение занимательных задач, работа в парах, группах.
Раздел 7. Математическое соревнование
Математическая игра «Самый умный»
По окончании цикла занятий проводятся обобщающие занятия, в рамках которых проходит повторение изученного материала, а также проводится один из видов математического соревнования, который наиболее подходит для организации работы со школьниками, занятыми во внеурочной деятельности.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов |
| Знакомство | 2 |
| Сюжетные задачи и ребусы | 13 |
| Геометрия | 10 |
| Знакомств с логикой | 10 |
| Занимательные задачи | 21 |
| Текстовые задачи | 14 |
Итого | 70 |