СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Театр"
Год разработки программы -2022
Лист внесения изменений в программу
Дата внесения изменений | Раздел программы | Внесенные изменения |
01.11.2022 | Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы. Раздел 1.3. Содержание программы.
| 1.Пояснительная записка: цели и задачи, актуальность и новизна программы, педагогическая целесообразность. 2.Учебный план.
|
|
|
|
Содержание программы
№ п/п | Наименование раздела | Страница |
1. | Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы | 3 стр. |
1.1. | Пояснительная записка | 3 стр. |
1.2. | Цель и задачи программы | 4 стр. |
1.3. | Содержание программы | 5 стр. |
1.4. | Планируемые результаты | 9 стр. |
2. | Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий | 10 стр. |
2.1. | Условия реализации программы | 10 стр. |
2.2. | Формы аттестации и контроля | 10 стр. |
2.3. | Оценочные материалы | 11 стр. |
2.4. | Методическое обеспечение программы | 12 стр. |
2.5. | Список литературы | 16 стр. |
| Приложения | 16 стр. |
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Направленность программы: художественная. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральное искусство» ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей.
Уровень освоения программы: базовый, предполагает развитие компетентности обучающихся в театральном искусстве, формирование навыков на уровне практического применения.
Нормативно-правовое основание разработки программы:
1. Нормативно - правовые документы:
Конституция Российской Федерации. – М.: Айрис-Пресс, 2010.
Конвенция ООН о правах ребенка (от 20.11.1989 г.) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступ. в силу с 24.07.2015): - Москва: Проспект, 2013.
Закон Республики Башкортостан от 01 июля 2013 года № 696-з "Об образовании в Республике Башкортостан"
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 28 от 08.09.2020г. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 364820 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 года N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства РФ N 996-р от 29.05.2015. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). Письмо Министерства образования и науки российской федерации N 09-3242 от 18 ноября 2015 г.
Письмо Министерства образования и науки российской федерации, департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11 декабря 2006 г. №06-1844.
Устав МАУДО Дворец творчества.
Актуальность программы: программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности. Занятия в театральном объединении эффективно влияют на раскрытие индивидуальных и природных способностей обучающихся, расширение их культурного диапазона, накопление эмоционального, интеллектуального, нравственного, трудового опыта. Это позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом.
Отличительная особенность программы: Программа модифицированная, разработана на основе авторских образовательных программ А.И. Переславцева «Актерское мастерство», «Сценическое движение М.В.Терентьевой, «Сценическая речь».
Новизна программы: новизна программы заключается в деятельностном подходе к воспитанию и развитию обучающегося средствами театра, где он выступает в роли исполнителя, актера, режиссера, звукорежиссера, гримера.
Педагогическая целесообразность заключена в основной идее программы – не создание «универсального актера», а раскрытие творческого потенциала, воспитание жизненно адаптированного человека. Очевидно, что театр как искусство многомерное, многоликое и синтетическое, способен помочь ребенку раздвинуть привычные рамки в постижении мира, окружить его добром, увлечь желанием делиться своими мыслями и научить слышать других, направить к развитию через творчество и игру. Игра - непременный атрибут театрального искусства и, вместе с тем, именно она позволяет обучающимся и педагогам взаимодействовать в ходе учебного процесса, получая максимально положительный результат. Игра помогает ощутить чувство свободы и преодолеть скованность и робость, познать премудрости жизни. В этом педагогическая целесообразность программы.
Адресат программы: Программа рассчитана для работы с обучающимися 12-15 лет. Указанный возрастной период является благоприятным для проведения занятий по данной программе.
Объём программы: общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы составляет 234 часа
Срок реализации программы: 1 год
Особенности организации образовательного процесса: индивидуально-групповые, всем составом объединения, дистанционное обучение.
В процессе обучения возможно временное объединение глубоко мотивированных детей в творческие группы для подготовки их к участию в конкурсах, концертных программах, театрализованных представлениях.
- форма обучения: очная ( дистанционная)
- форма организации деятельности: индивидуально-групповая, всем составом объединения
Режим занятий:
1-й год обучения-234 часа, занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 часа.
Формы организации учебного занятия: игра, КТД, инсценировка, тренинг, мастер-класс, беседа, занятие-показ, занятие-концерт, занятие – экскурсия, мастер-класс, онлайн-занятия, занятие – репортаж, занятие путешествие, онлайн –экскурсия, творческие мастерские, видеоконференция, видеолекция, лекции беседы, он-лайн –общение.
Формы подведения итогов реализации программы: конкурс актерского мастерства, конкурс чтецов, инсценировка стихов, показ сказки, отчетный концерт.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: Создание условий для развития творческого потенциала, обеспечения духовно-нравственного воспитания обучающихся средствами театрального искусства.
Задачи:
Предметные:
- обучение основам актерского мастерства, сценической речи и пластики;
- обучение основам наложения грима;
- развитие художественных способностей и склонностей.
Метапредметные:
- формирование навыков межличностного общения и сотрудничества;
- развитие творческой фантазии, образного мышления и воображения;
- развитие художественно - эстетического вкуса, чувства гармонии;
- раскрытие индивидуальных способностей обучающихся.
Личностные:
- развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства;
- воспитание трудолюбия, аккуратности и уважительного отношения к профессии актера;
-формирование общей культуры обучающихся.
1.3. Содержание программы
Учебный план
1-й год обучения (234ч.), возраст обучающихся: 12-15 лет
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации /контроля | |||
Теория | Практика | Всего | ||||
| Раздел I. Вводное занятие. | 5 | 1 | 2 |
| |
1. | Вводное занятие. История возникновения театра. Инструктаж по ТБ, ПДД. | 5 | 1 | 2 | Беседа
| |
| Раздел I. «Введение в образовательную программу» | 20 | 20 | 40 |
| |
2. | Введение в предмет «Сценическая речь» | 4 | 4 | 8 | Наблюдение | |
3. | Введение в предмет «Актерское мастерство» | 4 | 4 | 8 | Наблюдение | |
4.. | Введение в предмет «Сценическая пластика». | 4 | 4 | 8 | Наблюдение | |
5. | Упражнения на снятие мышечного напряжения. | 4 | 4 | 8 | Наблюдение | |
6. | Упражнение на воображение, фантазию. | 4 | 4 | 8 | Наблюдение | |
| Раздел II. Грим | 2 | 2 | 4 |
| |
7. | Грим как компонент сценического образа. | 1 | 1 | 2 | Творческая работа | |
8. | Техника гримирования. | 1 | 1 | 2 | Творческая работа | |
| Раздел III. Сценическая речь. | 16 | 16 | 32 |
| |
9. | Скороговорка – одна из форм работы над дикцией. | 2 | 2 | 4 | Опрос | |
10. | Читка, заучивание скороговорок, чистоговорок. | 2 | 2 | 4 | Зачет | |
11. | Интонационные упражнения. | 2 | 2 | 4 | Наблюдение | |
12. | Работа над текстом. | 2 | 2 | 4 | Творческая работа | |
13. | Работа над прозаическими произведениями. | 2 | 2 | 4 | Творческая работа | |
14. | Читка стихов С. Маршака. | 2 | 2 | 4 | Зачет | |
15. | Диалог, монолог или театр одного актера. | 2 | 2 | 4 | Опрос | |
16. | Речь, ритм, движение. | 2 | 2 | 4 | Наблюдение | |
| Раздел IV. Актерское мастерство | 40 | 40 | 80 |
| |
17 | Упражнения на отработку взгляда, прыжков, походки, бега, жеста. | 2 | 2 | 4 | Наблюдение | |
18 | Основы актерского мастерства - действие. | 2 | 2 | 4 | Опрос | |
19 | Многообразие выразительных средств в театре. | 2 | 2 | 4 | Творческая работа | |
20 | Понятие жанра драматургии: «Комедия», «Трагедия», «Драма», «Мелодрама». | 2 | 2 | 4 | Опрос | |
21 | Читка произведений разных жанров драматургии. | 2 | 2 | 4 | Наблюдение | |
22 | Актерский тренинг. | 2 | 2 | 4 | Наблюдение | |
23 | Упражнения на внимание. | 2 | 2 | 4 | Наблюдение | |
24 | Упражнения на развитие актерской смелости. | 2 | 2 | 4 | Творческая работа | |
25
| Упражнения на развитие творческих навыков физического самочувствия. | 2 | 2 | 4 | Творческая работа | |
26 | Импровизация, или театр - экспромт. | 2 | 2 | 4 | Творческая работа | |
27 | Театр-экспромт. | 2 | 2 | 4 | Творческая работа | |
28 | Театральные игры. | 2 | 2 | 4 | Творческая работа | |
29 | Упражнения на организацию действия в предлагаемых обстоятельствах. | 2 | 2 | 4 | Творческая работа | |
30 | Упражнения на разыгрывание действия с реальными предметами. | 2 | 2 | 4 | Творческая работа | |
31 | Упражнения с воображаемым предметом. | 2 | 2 | 4 | Творческая работа | |
32 | Инсценирование сказок. | 2 | 2 | 4 | Наблюдение | |
33 | Инсценирование стихов. | 2 | 2 | 4 | Наблюдение | |
34 | Инсценирование рассказов. | 2 | 2 | 4 | Наблюдение | |
35 | Этюд как основное средство воспитания актера. | 2 | 2 | 4 | Творческая работа | |
36 | Построение этюдов. | 2 | 2 | 4 | Творческая работа | |
| Раздел V. Сценическая пластика. | 6 | 6 | 12 |
| |
37 | Тренаж физического аппарата. | 2 | 2 | 4 | Наблюдение | |
38 | Различные виды падений. | 2 | 2 | 4 | Наблюдение | |
39 | Упражнения на развитие координации движений. | 1 | 1 | 2 | Наблюдение | |
40 | Точная и последовательная организация речи и движения. | 1 | 1 | 2 | Наблюдение | |
| Раздел VI. Постановка музыкальной сказки | 10 | 52 | 62 |
| |
41 | Застольная читка сказки. | 1 | 1 | 2 | Творческая работа | |
42 | Распределение ролей, читка по ролям. | 1 | 1 | 2 | Творческая работа | |
43 | Читка по ролям. |
| 2 | 2 | Творческая работа | |
44 | Читка по ролям. |
| 2 | 2 | Творческая работа | |
45 | Построение мизансцен 1 действия. | 1 | 1 | 2 | Творческая работа | |
46 | Построение мизансцен 2 действия. | 1 | 1 | 2 | Творческая работа | |
47 | Построение мизансцен 3 действия. | 1 | 1 | 2 | Творческая работа | |
48 | Построение мизансцен 4 действия. | 1 | 1 | 2 | Творческая работа | |
49 | Построение мизансцен 5 действия. | 1 | 1 | 2 | Творческая работа | |
50 | Репетиция мизансцен 1 действия. |
| 2 | 2 | Творческая работа | |
51 | Репетиция мизансцен 2 действия. |
| 2 | 2 | Творческая работа | |
52 | Репетиция мизансцен 3 действия. |
| 2 | 2 | Творческая работа | |
53 | Репетиция мизансцен 4 действия. |
| 2 | 2 | Творческая работа | |
54 | Репетиция мизансцен 5 действия. |
| 2 | 2 | Творческая работа | |
55 | Работа с реквизитом. | 1 | 1 | 2 | Творческая работа | |
56 | Работа над музыкальным сопровождением сказки. |
| 2 | 2 | Творческая работа | |
57 | Работа над музыкальным сопровождением сказки. |
| 2 | 2 | Творческая работа | |
58 | Работа над песнями и танцами. | 1 | 1 | 2 | Творческая работа | |
59 | Работа над песнями и танцами. |
| 2 | 2 | Творческая работа | |
60 | Репетиция сказки. |
| 2 | 2 | Творческая работа | |
61 | Репетиция сказки. |
| 2 | 2 | Творческая работа | |
62 | Репетиция сказки. |
| 2 | 2 | Творческая работа | |
63 | Репетиция сказки. |
| 2 | 2 | Творческая работа | |
64 | Репетиция сказки. |
| 2 | 2 | Творческая работа | |
65 | Репетиция сказки. |
| 2 | 2 | Творческая работа | |
67 | Репетиция сказки. |
| 2 | 2 | Творческая работа | |
68 | Репетиция сказки. |
| 2 | 2 | Творческая работа | |
69 | Репетиция со светом и музыкой. | 1 | 1 | 2 | Творческая работа | |
67 | Репетиция со светом и музыкой. |
| 2 | 2 | Творческая работа | |
70 | Генеральная репетиция |
| 2 | 2 | Творческая работа | |
71 | Отчетный спектакль |
| 2 | 2 | Творческая работа. | |
| Раздел VII. Итоговое занятие. |
| 2 | 2 |
| |
72 | Итоговое занятие. |
| 2 | 2 | Опрос. Зачет. | |
| Итого | 97 | 137 | 234 |
|
Содержание программы
1-й год обучения, возраст обучающихся: 12-15лет
Раздел I. Вводное занятие.
Тема 1: Вводное занятие.
Теория:Знакомство с обучающимися. Знакомство с планом работы. Беседа «История создания театра». Рассказ о правилах поведения в учреждении. Инструктаж по технике безопасности и правилам дорожного движения.
Практика: Игры на знакомство.
Раздел II. «Введение в образовательную программу»
Тема: 1 Введение в предмет «Сценическая речь»
Теория: Беседа о содержании и задачах предмета «Сценическая речь». Элементарные сведения об анатомическом строении, физиологии и гигиене дыхательного и голосового аппарата.
Практика: Артикуляционная разминка. Упражнения «Пятачок», «Улыбка», «Лошадка». Развучка.
Тема 2: Введение в предмет «Актерское мастерство»
Теория: Знакомство с правилами поведения в тренинговой группе. Знакомство с творчеством К. Станиславского.
Практика: Упражнения на развитие актерского мастерства.
Тема 3: Введение в предмет «Сценическая пластика».
Теория: Цели и задачи предмета. Техника безопасного поведения при выполнении упражнений.
Практика: Комплекс упражнений для разминки тела. Упражнения «Обрыв», «Упрямый осел», «Стена», «Гора».
Тема 4: Упражнения на снятие мышечного напряжения.
Теория: Техника безопасного поведения при выполнении упражнений.
Практика: Упражнения: «Камень, ножницы, бумага», «Огонь, лед», «Робот», «Я свободная птица».
Тема 5: Упражнение на воображение, фантазию.
Теория: Беседа «Что такое воображение и фантазия»
Практика: Тренинги на развитие воображения и фантазии
Раздел II. «Грим»
Тема 1: Грим как компонент сценического образа.
Теория: История грима и косметики. Технические средства грима. Гримировальные принадлежности, инструменты. Гигиена грима.
Практика: Техника нанесения тона.
Тема 2: Техника гримирования.
Теория: Анатомические основы грима. Прическа, ее значение в гриме.
Практика: Подготовка к гримированию отдельных частей лица. Характерный грим образа (веселый, грустный, злой, старый и т. д)
Раздел III. «Сценическая речь».
Тема 1: Скороговорка – одна из форм работы над дикцией.
Теория: Общие сведения об устройстве и функционировании речевого аппарата.
Практика: Упражнения, снимающие мышечные напряжения. Разучивание скороговорок.
Тема 2. Читка, заучивание скороговорок, чистоговорок.
Теория: Понятие о предмете дикция. Скороговорки – одна из форм работы над дикцией.
Практика: Тренировка в произношении гласных и согласных звуков. Читка, заучивание скороговорок, чистоговорок. Тренировка артикуляционного аппарата. Задание на развитие интонационной выразительности.
Тема 3: Интонационные упражнения.
Теория: Правила логического чтения текста: речевой такт, пауза, знаки препинания, логические ударения.
Практика: Чтение простейших нераспространенных предложений.
Тема 4: Работа над текстом.
Теория: Понятие «текст». Тема текста. Основная мысль текста. Беседа о выразительности звучания речи.
Практика: Правила логического чтения текста: речевой такт, пауза, знаки препинания, логические ударения, чтение простейших нераспространенных предложений. Наработка умения грамотно читать с листа.
Тема 5: Работа над прозаическими произведениями.
Теория: Знакомство с творчеством великих русских поэтов, авторами детских произведений.
Практика: Читка юмористических рассказов.
Тема 6: Читка стихов С. Маршака.
Теария: Знакомство с творчеством С. Маршака.
Практика: Читка стихов С. Маршака.
Тема 7: Диалог, монолог или театр одного актера.
Теория: Беседа «Что такое монолог и диалог»
Практика: Построение диалога двух актеров в заданной теме. Чтение наизусть монологов.
Тема: Речь, ритм, движение.
Теория: Законы сценического поведения актера на сцене.
Практика: Упражнения на отработку речи в движении.
Раздел IV. «Актерское мастерство».
Тема 1: Упражнения на отработку взгляда, прыжков, походки, бега, жеста.
Теория: Техника безопасного поведения при выполнении упражнений.
Практика: Упражнения на отработку взгляда, прыжков, походки, бега, жеста.
Тема 2: Основы актерского мастерства - действие.
Теория: Беседа «Что такое действие»
Практика: Упражнения по актерскому мастерству.
Тема 3: Многообразие выразительных средств в театре.
Теория: Знакомство с понятиями драматургия, декорации, костюм, свет, музыкальное и художественное оформление.
Практика: Упражнения по актерскому мастерству.
Тема 4: Понятие жанра драматургии: «Комедия», «Трагедия», «Драма», «Мелодрама».
Теория: Знакомство с театральными профессиями, с жанрами драматургии, с создателями спектакля.
Практика: Читка произведений разных жанров драматургии, инсценировка отрывков, чтение произведений знаменитых драматургов.
Тема 5: Читка произведений разных жанров драматургии.
Теория: Знакомство с творчеством В. Шекспира, С.Михалкова.
Практика: Читка отрывков из произведений Шекспира, С. Михалкова.
Тема 6: Актерский тренинг.
Теория: Знакомство с правилами поведения в тренинговой группе. Цель тренинга: развитие навыков рабочего самочувствия; развитие творческих восприятий; развитие творческих навыков физического самочувствия.
Практика: Упражнения на внимание и на развитие воображения. Развитие актерской смелости, непосредственности, общительности.
Тема 7: Упражнения на внимание.
Теория: Беседа «О культуре поведения за кулисами»
Практика: Упражнения на развитие внимания.
Тема 8: Упражнения на развитие актерской смелости.
Теория: Цель тренинга: формировать и отрабатывать умения и навыки эффективного поведения, создавать атмосферу раскованности и свободы общения между участниками.
Практика: Стресс. Техника саморегулирования. Тренинги на снятие эмоционального напряжения и приобретение уверенности в себе.
Тема 9: Упражнения на развитие творческих навыков физического самочувствия.
Теория: Беседа «Климат психологической безопасности»
Практика: Упражнения на развитие творческих навыков физического самочувствия.
Тема 10: Импровизация, или театр - экспромт.
Теория: Беседа «Что такое театр экспромт»
Практика: Разыгрывание театра-экспромт.
Тема 11: Театр-экспромт.
Теория: Беседа «Культура поведения на сцене»
Практика: Театр- экспромт «Принцесса и дракон»
Тема 12: Театральные игры.
Теория: Виды театральных игр. Предлагаемые обстоятельства – мотивы, которые определяют поведение актера.
Практика: Упражнения, задания на разыгрывание действий с реальными, воображаемыми предметами.
Тема 13: Упражнения на организацию действия в предлагаемых обстоятельствах.
Теория: Цель действия в актерском творчестве.
Практика: Упражнения, задания на организацию действий в предлагаемых обстоятельствах, при смене обстоятельств.
Тема 14: Упражнения на разыгрывание действия с реальными предметами.
Теория: Безопасное поведение в группе.
Практика: Упражнения на разыгрывание действия с реальными предметами.
Тема 15: Упражнения с воображаемым предметом.
Практика: Упражнения с воображаемым предметом.
Тема 16: Инсценирование сказок, рассказов, стихов.
Теория: Знакомство с творчеством детских писателей.
Практика: Инсценирование стихов С. Маршака, Э. Успенского, А. Барто, К. Чуковского, А. Усачева. Инсценирование по мотивам пьес С. Колосовой, Е. Сперанского.
Тема 17: Этюд как основное средство воспитания актера. Построение этюдов. (4 часа)
Теория: Виды этюдов. Составные части этюда (мысль, событие, действие, обстоятельство). Событие – как основа этюда.
Практика: Одиночные этюды с определенными жизненными ситуациями, на эмоциональные воспоминания, физическое самочувствие. Групповые этюды на развитие импровизированного самочувствия или чувства мизансцены.
Раздел V. «Сценическая пластика»
Тема 1: Тренаж физического аппарата.
Теория: Цели и задачи предмета. Физкультура и спорт – одна из главных основ пластического воспитания. Особенности и значение упражнений на укрепление и развитие мышц и суставов, тренировка дыхания, развитие гибкости, ловкости, подвижности.
Практика: Упражнения на укрепление и развитие мышц, суставов, тренировка дыхания.
Тема 2: Различные виды падений.
Теория: Виды падений, техника их выполнения. Значение умения выполнят падений.
Практика: Упражнения на различные виды падений (зажим, последовательное расслабление и «укладывание тела» на пол, удар, фикция, медленное падение)
Тема 3: Упражнения на развитие координации движения.
Теория: Техника безопасного поведения при выполнении упражнений.
Практика: Точная организация движения во времени и пространстве. При исполнении их необходимо менять ритм, скорость, рисунок движения. Упражнения выполняются по заданию педагога, а также придумываются самими учащимися.
Тема 4: Точная и последовательная организация речи и движения.
Теория: Знакомство с упражнениями на тренировку психофизического аппарата.
Практика: Упражнения на координацию движения, разогрев речевого аппарата, преодоление «зажима».
Раздел VI. Постановка музыкальной сказки.
Тема: Постановка музыкальной сказки.
Теория: Выбор сказки. Застольная читка. Распределение ролей. Обсуждение образов.
Практика: Распределение ролей. Изготовление костюмов, реквизита, бутафории, декораций. Репетиции. Генеральная репетиция. Показ.
Раздел VII. Итоговое занятие.
Проводится в форме зачета.
Практика: На итоговое занятие выносятся упражнения и этюды всего пройденного курса - как предложенные педагогом, так и сочиненные самими обучающимися. Оценивается восприятие, осмысление и исполнение задания, данного педагогом; оригинальность замысла и точность исполнения упражнения или этюда детьми; органичность поведения и артистичность исполнения всех упражнений и этюдов.
Планируемые результаты
Планируемые результаты:
Обучающийся первого года обучения
должен знать:
- историю развития театрального искусства;
- знать театральные профессии: актер, режиссер, гример, декоратор, звукооператор, светооператор;
- знать театральную терминологию: реквизит, бутафория, мизансцена, антракт, авансцена;
- знать наизусть 2-3 игровых стиха;
- знать наизусть 5-8 артикуляционных упражнений;
- знать и четко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок.
Обучающийся должен уметь:
- передавать характерные образы (добрый-злой, грустный- веселый, простодушный-хитрый, щедрый-скупой);
- инсценировать сказки;
- запоминать заданные режиссером мизансцены;
- сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданные темы;
- уметь строить диалог с партнером на заданную тему.
Метапредметные результаты:
Обучающийся должен научиться:
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью педагога позитивные установки типа: «У меня все получится», «Я еще много смогу»;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших ритм, чтении по ролям и инсценировании;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающихся.
Личностные результаты:
Обучающийся должен сформулировать:
- осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
2.1.1. Материально-технические условия:
- сведения о помещении: актовый зал предназначен для проведения теоретических и практических занятий общей площадью более 30 кв.м.
- перечень оборудования учебного кабинета: -рабочее место обучающегося- 15 стульев, 2 стола; стол для педагога; зеркала, декорации, костюмы;
- перечень оборудования, необходимого для проведения занятий: - локальная сеть с выходом в интернет;
- перечень технических средств обучения: - микрофоны (1 комплект)
- компьютер;
- телевизор;
- Zoom;
- оргтехника.
- перечень материалов, необходимых для занятий: костюмы, декорации, реквизиты, грим;
- учебный комплект на каждого обучающегося: советы начинающему актеру, сборник материалов «Школьный театр миниатюр».
Творческие задания для актеров.
Тренинги для юных актеров.
Упражнения и задания по актерскому мастерству.
Упражнения на креативность.
Материал «Управление эмоциями и чувствами».
Методические рекомендации для юных актеров «Как учить стихи и прозу»
-дидактические материалы:
Тест по теории актерского мастерства для 1 года обучения «Проще, выше, легче, веселей» К.С.
Станиславского. Тест «Терпимость к людям, гибкость в общении». Викторина для детей на театральную тему. Викторина «Театр».
2.1.2. Информационное обеспечение (аудио-, видео-, фото-, интернет источники):
2.1.3. Кадровое обеспечение
Для успешной реализации программы и более качественной подготовки обучающихся к выступлениям на сцене, необходимо организовать работу двух педагогов: для подготовки и организации работы.
2.2. Формы аттестации и контроля
Формы аттестации: Театральная викторина для детей 1 года обучения «Знатоки театра». Конкурс актерского мастерства. Тесты «Я знаток театра».
Основные виды контроля: стартовый, промежуточный, итоговый.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: показ сказки, инсценировки, участие в конкурсах, онлайн конкурс чтецов, онлайн конкурс актерского мастерства. тематические этюды, занятия –зачеты, конкурсы, открытие занятия.
Виды контроля. Освоение программы предусматривает проведение текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
1.Вводный контроль проводится с обучающимися 1-го года обучения с целью установления исходного уровня знаний, умений, навыков перед началом образовательного процесса в форме тестирования.
2.Текущий контроль освоения программного материала проводится с целью выявления педагогом качества освоения содержания программного материала в процессе обучения (по темам, разделам, блокам) дополнительной общеобразовательной программы в форме наблюдения, конкурса,
3.Промежуточная аттестация осуществляется педагогом дополнительного образования в соответствии с учебно-тематическим планом дополнительной общеразвивающей программы учебного полугодия, учебного года в целях определения соответствия знаний и умений прогнозируемым результатам. Промежуточная аттестация обучающихся проводится 2 раза в год (декабрь, апрель-май). Результаты промежуточной аттестации заносятся в индивидуальную карту контроля уровня обученности обучающихся. Формы контроля: тестирование, конкурс.
4.Итоговая аттестация проводится по завершении освоения дополнительной общеразвивающей программы в виде отчетного спектакля.
5. Уровень воспитанности детей определяется в начале и конце учебного года при помощи тестирования, наблюдений по следующим показателям: отношение к познавательной деятельности, отношение к обществу, отношение к ЗОЖ, отношение к себе. Результаты уровня воспитанности фиксируются в Карте контроля уровня воспитанности.
Формы отслеживания результатов: материалы анкетирования и тестирования, портфолио, протокол конкурса, протокол отчетного выступления, видеозапись, фото, отзыв и др.
Формы предъявления и демонстрации результатов: аналитический материал (справка) по итогам проведения контроля, открытое занятие, концерт, научно-практическая конференция, конкурсы актерского мастерства, конкурс художественного слова, отчетный концерт.
2.3. Оценочные материалы
Оценочные средства: анкетирование, наблюдение, зачет, тест, творческие задания, отчетный концерт, пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение обучающимися планируемых результатов. Оценочные материалы включают различные диагностические материалы (карты, тесты, практические задания), разработанные критерии оценки.
Тест - простейшая форма контроля, направленная на проверку владения терминологическим аппаратом и конкретными знаниями по пройденным темам. Тест состоит из небольшого количества элементарных задач; может предоставлять возможность выбора из перечня ответов; занимает часть учебного занятия (10–30 минут); правильные решения разбираются на том же или следующем занятии.
Опрос - выявляет информацию об усвоении нового материала на занятии. Может использоваться как после изучения новой темы, так и для актуализации знаний.
Самостоятельная работа - выполняется обучающимися по заданию и под контролем педагога, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. Обучающиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия, практические навыки. Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных педагогом заданий, с анализом результатов работы.
Оценочные средства: тестовые задания, вопросы, контрольные задания, практические задания.
Результаты вводного контроля, промежуточной и итоговой аттестации заносятся в Карту контроля уровня обученности.
Характеристика оценочных материалов
Наименование оценочного средства | Краткая характеристика оценочного средства | Назначение оценочного материала по программе |
Тестирование | Тест «Основы театральной культуры»
| Установление исходного уровня знаний, умений, навыков, сформированности компетенций обучающихся в начале образовательного процесса. |
Творческие задания | Практика Конкурс «Актерского мастерства» Театральная викторина «Знатоки театра» | Практическая часть заключается в том, чтобы выявить актерские данные. Творческое состояние актера. Органическое существование на сцене. Определить степень достижения планируемых результатов программы. |
Контрольные задания | Конкурс актерского мастерства «Музыкально-театральная гостиная»
| Определение психотехники актера (пластика тела, отсутствие зажимов). Использование голосовых данных. Умение импровизировать. Владение воображением и фантазией. |
Вопросы | Форма: викторина, опрос. Театральная викторина «Знатоки театра»
| Определение уровня усвоения части содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Театральное искусство».
|
Отчетный концерт | Показ обучающимися отчетной работы: инсценировка детского стихотворения. | Определение уровня усвоения содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Театральное искусство».
|
2.4. Методическое обеспечение программы
2.4.1. Методы и приемы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
а) по источнику материала:
- словесные,
- наглядные,
- практические;
б) по характеру обучения: поисковые, исследовательские, эвристические, проблемные, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные;
в) по логике изложения и восприятия нового знания: индуктивные и дедуктивные; г) по степени взаимодействия педагога и учащихся:
- пассивные,
- активные,
- интерактивные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
а) методы стимулирования интереса к учению;
б) методы стимулирования долга и ответственности.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
а) методы устного контроля и самоконтроля;
б) методы письменного контроля и самоконтроля;
в) методы практического контроля и самоконтроля.
2.4.2. Образовательные технологии
Образовательные технологии подбираются с учетом специфики программы
-информационно-коммуникативные (ИКТ),
-формирования критического мышления,
-проблемного обучения,
-игровые,
- педагогической мастерской,
-кейс-технология,
-интегрированного обучения,
-коллективного взаимообучения,
-развивающего обучения,
-дистанционного обучения,
-исследовательской деятельности,
-коллективной творческой деятельности, и др.
Педагогические технологии:
- на основе личностной ориентации образовательного процесса: педагогика сотрудничества;
- на основе эффективности управления и организации образовательного процесса: групповые технологии, технологии индивидуального обучения;
- на основе активизации и интенсификации деятельности детей: игровые технологии, технология проблемного обучения.
Активно применяются информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие технологии
и рефлексии, дистанционная образовательная технология.
2.4.3. Перечень видов учебных занятий.
№ | Тип учебного занятия | Виды учебных занятий |
1 | Открытия нового знания (изучения нового материала) Цели: Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины. Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний. | беседа, лекция, путешествие, инсценировка, экскурсия, проблемное занятие, конференция, мультимедиа, деловая игра, самостоятельная работа: работа с литературой, учебный и трудовой практикум, занятия смешанного типа. |
2 | Рефлексия (закрепления изученного материала) Цели: Деятельностная: формировать у обучающихся способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта. Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.
| собеседование, консультация, самостоятельная работа, ,практическая работа, практикум, решение творческих задач, экскурсия, сочинение, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированное занятие. |
3 | Общеметодологическая направленность (обобщения и систематизации знаний) Цели: Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы. Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения. | конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, круглый стол, диспут, обсуждение, беседа. |
4. | Развивающий контроль (оценки и коррекции знаний) Цели: Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль. Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учащихся. | зачет, устные опросы, тестирование, викторина, смотр знаний, читка стихов и прозы, творческий отчет, конкурсы актерского мастерства, отчетный концерт. |
2.4.4. Структура учебного занятия:
1 этап – организационный
Задача этапа: | подготовка детей к работе на занятии | Время |
|
Содержание деятельности | организация начала занятия; создание психологического настроя на учебную деятельность; активизация внимания. | 3минут |
|
2 этап – проверочный
Задача этапа: | установление пробелов в знаниях и их коррекция | Время |
Содержание деятельности: | Проверка имеющихся у детей знаний и умений для изучения новой темы | 5 минут |
3 этап – подготовительный
Задача этапа: | обеспечение мотивации обучения и принятия цели занятия | Время |
Содержание деятельности:
| сообщение темы, цели занятия; постановка обучающих, воспитательных, развивающих задач; мотивация учебной деятельности. | 5 минут |
4 этап – основной
Задача этапа: | определяются в зависимости от цели занятия: усвоение новых знаний; проверка понимания закрепление знаний и способов действий обобщение знаний | Время |
Содержание деятельности:
| ознакомление с новыми знаниями и умениями показ образца формирования навыков установление осознанности усвоения знаний: выполнение тренировочных упражнений на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, на перенос в сходную ситуацию, творческого характера формирование целостного представления знаний по теме и т.п. закрепление знаний, умений, навыков. | 15минут |
5 этап – контролирующий
Задача этапа: | выявление качества и уровня полученных знаний их коррекция | Время |
Содержание деятельности: | выполнение тестовых заданий различные виды опроса и т.п. | 7минут |
6 этап – рефлексивный, итоговый
Задача этапа: | дать оценку и анализ достижения цели занятия наметить перспективу работы | Время |
Содержание деятельности:
| подведение итогов занятия формулирование выводов поощрение за работу на занятии самооценка своей работы на занятии определение перспективы следующих занятий | 5 минут |
2.5. Список литературы
1. Литература и периодические издания:
1. Авторские образовательные программы «Актерское мастерство», «Сценическое движение», Переславцев А.И., М.,2015г.
2. Авторская образовательная программа «Сценическая речь», Терентьева Н.В., М., 2015 г.
3. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре. Алянский Ю.Л. – Л. 2015 г.
4. Воображение и творчество в детском возрасте. Выготский Л. – М., 2015 г.
5. Театр. Генералова И. А. – М., 2015 г.
6. Театр, где играют дети. Никитина А.Б. «Владос» - М., 2011 г.
7. Технология театрального искусства. Ершов П.М, 2 изд. М., 2012 г.
8. Тренинги с подростками. Голубаева Ю.А.- Волгоград, 2012г.
9.Классическая поэзия: А Пушкин, Ф. Тютчев, М. Лермонтов, А Фет, А. Блок, С. Черный, А. Ахматова, Б. Пастернак, М. Цветаева.
10.Молодежная эстрада// журнал.
11. О творчестве актера. Немирович – Данченко В.О. – М., 2011г.
12.Произведения о детях русской классики: Ф. Достоевского, И. Куприна, А. Чехова.
13.Сказки английских, итальянские, ирландских, французские, шотландских писателей, в том числе народные.
14.Русский народный фольклор (сказки, потешки, считалки и т.п.).
15.Сказки Г.Х. Андерсена, Братьев Гримм.
16.Стихи С. Маршака, А. Барто, В.Заходера, К. Чуковского, С. Михалкова.
17.Физическое совершенство актера. Немеровский А.К. – М., 2012.
3.Интернет- ресурсы:
1.http://summercamp.ru/index.php
2.http://hr-elearning.ru/treningi-na-splochenie-kollektiva-8-primerov
Приложение 1
Оценочные материалы
Стартовый (вводный) контроль
Цель: установление исходного уровня знаний, умений, навыков, сформированности компетенций обучающихся в начале образовательного процесса.
Теория
Форма: тест.
Тест «Основы театральной культуры»
Тест 1
А1. Специалист, который ставит спектакль, называется
1) суфлер;
2) костюмер;
3) постановщик;
А2. Художник, оформляющий сцену, съемочную площадку – это..
1) актер;
2) декоратор;
3) гримёр.
А3. Кто во время представления подсказывает слова роли актерам?
1) суфлер;
2) кукловод;
3) режиссер.
А4. Артист, управляющий куклами из-за ширмы, - это….
1) костюмер;
2) осветитель;
3) кукловод.
А5. Творческий работник, художественный организатор, руководитель театральной постановки – это…
1) актер;
2) режиссер;
3) гримёр.
Тест 2
А1. Объявление о спектакле, концерте – это…
1. антракт;
2. аншлаг;
3. афиша.
А2. Короткий перерыв между действиями спектакля называется…
1. авансцена;
2. афиша;
3. антракт.
А3. Как называется речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе?
1. диалог;
2. монолог;
3. аншлаг.
А 4. Устанавливаемое на сцене живописное, объемное или архитектурное изображение места и обстановки сценического действия – это…
1. декорация;
2. занавес;
3. кулиса.
А5. Специальная площадка, на которой происходит представление, называется…
1. фойе;
2. сцена;
3. зал.
А6. Помещение в общественном здании для хранения верхней одежды посетителя – это
1. гардероб;
2. портал;
3. фойе.
Оценка: правильный ответ – 1 балл
От 1 до 2 баллов - Низкий уровень
От 3 до 4 баллов - Средний уровень
От 5 до 6 баллов - Высокий уровень
Из 15 обучающихся- 2 человека низкий уровень
- 8 человек средний уровень
- 5 человек высокий уровень
Практика
Форма: Конкурс «Актерского мастерства»
Практическая часть заключается в том, чтобы выявить актерские данные. Творческое состояние актера. Органическое существование на сцене. Психотехника актера (пластика тела, отсутствие зажимов). Использование голосовых данных. Умение импровизировать. Владение воображением и фантазией.
1 задание. "Комплимент актера"
Выполните поклон для публики в заданном образе:
- пианиста,
- балерины,
- клоуна, потерпевшего полный провал,
- застенчивого дебютанта и т. д.
2 задание. "Беспредметный этюд "Человек жующий".
Представьте себе, что вы едите:
- арбуз,
- кипяченое молоко с пенкой,
- тающее мороженое и т. д.
3 задание. "Крик".
Изобразите с помощью речи, мимики и жестов кричащего человека.
( например, вожатого, увидевшего своего подопечного на вершине высокого дерева ) .
4 задание. "Разговор животных"
Изобразите голоса разговаривающих друг с другом животных:
- лягушки и комара
- козы и гуся и т. д.
5 задание. "Скульптура".
Принять позу балетной скульптуры, манекена в витрине магазина и т. п.
Задача: сохранить положение своего тела, окаменеть.
6 задание. "Танцевальные ритмы"
Исполнить произвольный танец под зазвучавшую музыку. ( вальс, лезгинка ).
7 задание. "Актер-шумовик".
Озвучить отрывок радиоспектакля, который читает ведущий.
Например : "Вечер. У зубного врача последний пациент. От страха у него постукивают зубы. Врач включает бормашину. Пациент вскрикивает. Врач увеличивает скорость оборотов машины. Пациент бьет врача коленом в живот. Врач падает. Пациент выбегает из кабинета.
8 задание. "Люди-манекены".
Участники конкурса выполняют задание, двигаясь по кругу сцены и изображая, например, такого человека: "Ребенок в возрасте от двух до пяти лет... с большой головой и тонкой шеей... языком постоянно пытается достать нос... часто падает в лужи... жизнерадостен... страдает хроническим насморком".
Типажами могут быть люди различного возраста, пола, профессий, имеющие отличительные признаки телосложения, привычки и т. д.
9 задание. "Зеркало".
Нужно синхронно повторять все движения другого человека, только делать это в зеркальном отражении.
Оценка:
5б.- владеет свободно (высокий уровень)
4б.- владеет (средний)
3б.- владеет слабо (низкий)
По результатам практического задания выяснилось, что из 15 обучающихся
- 4 человека низкий уровень
- 10 человек средний уровень
- 1 человек высокий уровень
Промежуточная аттестация обучающихся 1-го года обучения (декабрь)
Цель: определение уровня усвоения части содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Театральное искусство».
Теория
Форма: викторина, опрос.
Театральная викторина «Знатоки театра»
1. Представление команд.
Мы с вами много говорили о театре: о том, какие театры есть в нашем городе, как вести себя в театре, кто работает в театре. Смотрели театральные представления, сами пробовали себя в роли актеров. Сегодня мы проведем с вами театральную викторину «Что мы знаем о театре». В ходе этой викторины вы сможете продемонстрировать все свои знания о театре. В викторине участвуют 2 команды: команда «Сказка» и команда «Маска». Давайте выберем капитанов команд. Команды, поприветствуйте друг друга.
2. Конкурс «Разминка». Каждой команде надо ответить на 3 вопроса о театре. Если команда затрудняется ответить на вопрос, другая команда сможет ей помочь. Команда, давшая большее количество правильных ответов, получает очко.
Итак, вопросы для команды «Сказка»:
- Как называются места в театре, где сидят зрители? (зрительный зал).
- Как называется театр, где артисты исполняют свои роли с помощью танца? (Балет).
- Мизансцена, что означает это слово? (расположение актера во время представления)
А теперь разминка для команды «Маски»
- Как называется место, где выступают актеры? (сцена)
- Как называется театр, где актеры не разговаривают, а поют? (Опера)
- Как называется объявление о спектакле? (театральная афиша).
Итак, победу в конкурсе «Разминка» одержала команда…
3. Видеоконкурс «Уфа театральная».
Город Уфа славится своими театрами. Назовите, какие театры изображены на слайдах. Та команда, которая даст наибольшее количество правильных ответов, получит очко.
- Слайд «Театр кукол»
- Слайд. Национальный Молодежный театр им. М. Карима
- Слайд. Театр оперы и балета
- Слайд. Татарский театр «Нур»
- Слайд. Драматический театр Республики Башкортостан
- Слайд. Театр драмы им. М. Гафури
4. Конкурс «Театральный кроссворд»
- Объявление о спектакле. (Афиша).
- Человек, исполняющий роль на сцене. (Артист).
- Перерыв между действиями спектакля. (Антракт).
- Рукоплескание артистам. (Аплодисменты).
- В древнегреческом театре — места для зрителей, расположенные полукругом на склонах холмов, в современных театрах — часть зрительного зала, расположенная уступами. (Амфитеатр).
- Объявление в театре о том, что все билеты проданы; «спектакль прошел с аншлагом» — полный сбор в театре. (Аншлаг).
5. Конкурс «Театральные профессии»
Слушайте внимательно правила проведения этого конкурса: каждая команда с помощью поднятой руки по очереди называет одну театральную профессию. Слушайте друг друга внимательно: повторяться нельзя, повторяющаяся профессия защитываться не будет!
- кто подбирает и шьет театральные костюмы? (костюмер);
- кто гримирует артистов?
- кто пишет сценарии спектаклей?
- кто пишет музыку к спектаклям?
- кто руководит оркестром музыкантов?
- кто делает декорации к спектаклям?
- кто играет роли?
- кто занимается постановкой спектакля?
6. Конкурс « Память»
-Назвать артикуляционные упражнения.
- Упражнения физической разминки.
- Упражнения для развучки.
Оценка: Удовлетворительно - от 1 до 3 баллов
Хорошо - от 4 до 6 баллов
Отлично - от 7 до 9 баллов
Из 15 обучающихся- 0 человека низкий уровень
- 10 человек средний уровень
- 5 человек высокий уровень
Практика
Форма: Конкурс актерского мастерства «Музыкально-театральная гостиная»
1. Конкурс «Построение этюда»
2. Конкурс «Импровизация»
3. Конкурс «Изобрази»
4. Конкурс «Прочитай наизусть»
Оценка: Удовлетворительно – от1 до3 баллов
Хорошо – от 4 до 6
Отлично – от 7 до 10
По результатам практического задания выявлено, что из 15 обучающихся
Удовлетворительно – 4 человека
Хорошо – 8 человек
Отлично- 3 человека
Промежуточная аттестация обучающихся 1-го года обучения (апрель)
Цель: определение уровня усвоения части содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Театральное искусство».
Теория:
Форма: опрос.
- История развития театрального искусства?
- Какие театральные профессии знаете?
- Какие театральные термины знаете.
- Назовите упражнения артикуляционной гимнастики.
- Основы вибрационного массажа (Раззвучка).
- Назовите комплекс упражнений для физической разминки.
Практика:
Форма: тренинг, практическое задание.
Практическая часть заключается, в умении строит этюд. Соблюдать правила и этапы построения этюда. Оценивается:
- Творческое состояние актера.
-Органическое существование на сцене.
- Психотехника актера (пластика тела, отсутствие зажимов).
-Использование голосовых данных.
-Умение импровизировать.
-Владение воображением и фантазией.
Приложение 2
Календарный учебный график
I-й год обучения.
№ п/п
| Дата | Время проведения занятия | Форма занятия | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | 09.11.22 | 18.00-21.00 | Фронтальная беседа | Вводное занятие. История возникновения театра. Инструктаж по ТБ, ПДД. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Опрос |
2 | 10.11.22 | 18.00-21.00 | Индивидуальная, групповая | Введение в предмет «Сценическая речь» | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Наблюдение, опрос |
3 | 14.11.22 | 18.00-21.00 | Фронтальная | Введение в предмет «Актерское мастерство» | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Опрос |
4 | 16.11.22 | 18.00-21.00 | Фронтальная, конкурс | Введение в предмет «Сценическая пластика». | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Наблюдение, работа с карточками |
5 | 17.11.22 | 18.00-21.00 | Фронтальная, групповая, индивидуальная, игра | Упражнения на снятие мышечного напряжения. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Наблюдение, опрос, конкурс |
6 | 21.11.22 | 18.00-21.00 | Индивидуальная, групповая | Упражнение на воображение, фантазию. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Зачет, опрос, спектакль |
7 | 23.11.22 | 18.00-21.00 | Фронтальная, групповая, беседа, путешествие | Грим как компонент сценического образа. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Опрос |
8 | 24.11.22 | 18.00-21.00 | Фронтальная, групповая | Техника гримирования. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Опрос |
9 | 28.11.22 | 18.00-21.00 | Фронтальная, групповая, индивидуальная, игра | Скороговорка – одна из форм работы над дикцией. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Наблюдение |
10 | 30.11.22 | 18.00-21.00 | Фронтальная, групповая, игра | Читка, заучивание скороговорок, чистоговорок. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Наблюдение, опрос. |
11 | 1.12.22 | 18.00-21.00 | Фронтальная, групповая, индивидуальная | Интонационные упражнения. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Наблюдение, опрос, конкурс |
12 | 05.12.22 | 18.00-21.00 | Фронтальная, групповая, индивидуальная | Работа над текстом. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Наблюдение опрос, конкурс |
13 | 07.12.22 | 18.00-21.00 | Групповая, индивидуальная | Работа над прозаическими произведениями. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Наблюдение, опрос, конкурс |
14 | 08.12.22 | 18.00-21.00 | Индивидуальная, групповая | Читка стихов С. Маршака. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Показ сказки. |
15 | 12.12.22 | 18.00-21.00 | Фронтальная беседа | Диалог, монолог или театр одного актера. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Опрос |
16 | 14.12.22 | 18.00-21.00 | Фронтальная беседа | Речь, ритм, движение. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Наблюдение, опрос |
17 | 15.12.22 | 18.00-21.00 | Индивидуальная, групповая | Упражнения на отработку взгляда, прыжков, походки, бега, жеста. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Наблюдение, конкурс |
18 | 19.12.22 | 18.00-21.00 | Фронтальная игра | Основы актерского мастерства - действие. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Наблюдение, конкурс |
19 | 21.12.22 | 18.00-21.00 | Индивидуальная, групповая | Многообразие выразительных средств в театре. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Наблюдение, конкурс |
20 | 22.12.22 | 18.00-21.00 | Фронтальная, групповая | Понятие жанра драматургии: «Комедия», «Трагедия», «Драма», «Мелодрама». | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Опрос |
21 | 26.12.22 | 18.00-21.00 | Фронтальная, групповая | Читка произведений разных жанров драматургии. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Опрос |
22 | 28.12.22 | 18.00-21.00 | Индивидуальная, групповая | Актерский тренинг. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Опрос |
23 | 29.12.22 | 18.00-21.00 | Фронтальная, индивидуальная, зачет | Упражнения на внимание. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Зачет |
24 | 09.01.23 | 18.00-21.00 | Фронтальная беседа | Упражнения на развитие актерской смелости. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Зачет, конкурс |
25 | 11.01.23 | 18.00-21.00 | Индивидуальная, групповая | Упражнения на развитие творческих навыков физического самочувствия. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Наблюдение, опрос |
26 | 12.01.23 | 18.00-21.00 | Фронтальная | Импровизация, или театр - экспромт. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Наблюдение |
27 | 16.01.23 | 18.00-21.00 | Фронтальная, конкурс | Театр-экспромт. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Наблюдение, работа с карточками |
28 | 18.01.23 | 18.00-21.00 | Фронтальная, групповая,игра | Театральные игры. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Наблюдени опрос, конкурс |
29 | 19.01.23 | 18.00-21.00 | Индивидуальная, групповая | Упражнения на организацию действия в предлагаемых обстоятельствах. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Зачет, опрос, спектакль |
30 | 23.01.23 | 18.00-21.00 | Фронтальная, групповая, беседа, путешествие | Упражнения на разыгрывание действия с реальными предметами. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Наблюдение |
31 | 25.01.23 | 18.00-21.00 | Фронтальная, групповая | Упражнения с воображаемым предметом. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Опрос |
32 | 26.01.23 | 18.00-21.00 | Фронтальная, групповая,игра | Инсценирование сказок. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Наблюдение |
33 | 30.01.23 | 18.00-21.00 | Фронтальная, групповая, игра | Инсценирование стихов, рассказов. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Наблюдение, опрос. |
34 | 01.02.23 | 18.00-21.00 | Фронтальная, групповая, индивидуальная | Этюд как основное средство воспитания актера. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Наблюдение, опрос, конкурс |
35 | 02.02.23 | 18.00-21.00 | Фронтальная, групповая, индивидуальная | Построение этюдов. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Наблюдение опрос, конкурс |
36 | 06.02.23 | 18.00-21.00 | Групповая, индивидуальная | Построение этюдов. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Наблюдение, опрос, конкурс |
37 | 08.02.23 | 18.00-21.00 | Индивидуальная, групповая | Тренаж физического аппарата. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Показ сказки. |
38 | 09.02.23 | 18.00-21.00 | Фронтальная беседа | Различные виды падений. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Наблюдение |
39 | 13.02.23 | 18.00-21.00 | Фронтальная беседа | Упражнения на развитие координации движений. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Наблюдение, опрос |
40 | 15.02.23 | 18.00-21.00 | Индивидуальная, групповая | Точная и последовательная организация речи и движения. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Наблюдение, конкурс |
41 | 16.02.23 | 18.00-21.00 | Фронтальная, игра | Застольная читка сказки. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Наблюдение, конкурс |
42 | 20.02.23 | 18.00-21.00 | Индивидуальная, групповая | Застольная читка сказки. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Наблюдение, |
43 | 22.02.23 | 18.00-21.00 | Фронтальная, групповая | Распределение ролей, читка по ролям. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Наблюдение конкурс |
44 | 23.02.23 | 18.00-21.00 | Фронтальная, групповая | Читка по ролям. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Опрос |
45 | 27.02.23 | 18.00-21.00 | Индивидуальная, групповая | Построение мизансцен 1 действия. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Опрос |
46 | 01.03.23 | 18.00-21.00 | Фронтальная, индивидуальная, зачет | Читка стихотворения С.Маршака «Буква Я» | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Зачет |
47 | 02.03.23 | 18.00-21.00 | Фронтальная беседа | Построение мизансцен 1 действия. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Зачет, конкурс |
48 | 06.03.23 | 18.00-21.00 | Индивидуальная, групповая | Построение мизансцен 2 действия. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Наблюдениеопрос |
49 | 08.03.23 | 18.00-21.00 | Фронтальная | Построение мизансцен 3 действия. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Наблюдение |
50 | 09.03.23 | 18.00-21.00 | Фронтальная, конкурс | Построение мизансцен 4 действия. . | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Наблюдение, работа с карточками |
51 | 13.03.23 | 18.00-21.00 | Фронтальная, групповая, индивидуальная, игра | Построение мизансцен 5 действия. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Наблюдение,опрос, конкурс |
52 | 15.03.23 | 18.00-21.00 | Индивидуальная, групповая | Репетиция мизансцен 1действия. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Зачет, опрос, |
53 | 16.03.23 | 18.00-21.00 | Фронтальная, групповая, беседа, путешествие | Репетиция мизансцен2 действия. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Наблюдениеопрос. |
54 | 20.03.23 | 14.00-15.30 | Фронтальная, групповая | Репетиция мизансцен 3действия. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Опрос |
55 | 22.03.23 | 18.00-21.00 | Фронтальная, групповая, игра | Работа с реквизитом. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Наблюдение |
56 | 23.03.23 | 18.00-21.00 | Фронтальная, групповая, игра | Работа над музыкальным сопровождением сказки. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Наблюдениеопрос. |
57 | 27.03.23 | 18.00-21.00 | Фронтальная, групповая, индивидуальная | Работа над музыкальным сопровождением сказки. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Наблюдениеопрос, конкурс |
58 | 29.03.23 | 18.00-21.00 | Фронтальная, групповая, индивидуальная | Работа над песнями и танцами. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Наблюдение опрос, конкурс |
59 | 30.03.23 | 18.00-21.00 | Групповая, индивидуальная | Работа над песнями и танцами. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Наблюдение, опрос, конкурс |
60 | 03.04.23 | 18.00-21.00 | Индивидуальная, групповая | Репетиция сказки. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Показ сказки. |
61 | 05.04.23 | 18.00-21.00 | Фронтальная беседа | Репетиция сказки. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Наблюдение |
62 | 06.04.23 | 18.00-21.00 | Фронтальная беседа | Репетиция сказки. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Наблюдение, опрос |
63 | 10.04.23 | 18.00-21.00 | Индивидуальная, групповая | Репетиция сказки. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Наблюдение, конкурс |
64 | 12.04.23 | 18.00-21.00 | Фронтальная, игра | Репетиция сказки. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Наблюдение, конкурс |
65 | 13.04.23 | 18.00-21.00 | Фронтальная, игра | Репетиция сказки. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Наблюдение, конкурс |
66 | 17.04.23 | 18.00-21.00 | Фронтальная, групповая | Репетиция сказки. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Наблюдение |
67 | 19.04.23 | 18.00-21.00 | Фронтальная, групповая | Репетиция сказки. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Опрос |
68 | 20.04.23 | 18.00-21.00 | Индивидуальная, групповая | Репетиция со светом и музыкой. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Опрос |
69 | 24.04.23 | 18.00-21.00 | Индивидуальная, групповая | Репетиция со светом и музыкой. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Зачет |
70 | 26.04.23 | 18.00-21.00 | Индивидуальная, групповая | Генеральная репетиция | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Наблюдение |
71 | 27.04.23 | 18.00-21.00 | Индивидуальная, групповая | Отчетный спектакль | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Наблюдение |
72 | 01.05.23 | 18.00-21.00 | Фронтальная, индивидуальная, зачет | Итоговое занятие. | МОАУ СОШ №14, актовый зал | Зачет, конкурс |
Рецензия
на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу
«Театральное искусство», педагога дополнительного образования МОАУ СОШ №14
Гильмуллина Азата Айратовича
Вид детского объединения: студия
Возраст детей: 12-15 лет
Срок реализации программы: 1 год.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральное искусство» представляет собой модифицированный вариант комплексного планирования образовательной деятельности в детском объединении.
Программа художественной направленности. Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности. Занятия в театральном объединении эффективно влияют на раскрытие индивидуальных и природных способностей обучающегося, расширение культурного диапазона, накопление эмоционального, интеллектуального, нравственного, трудового опыта. Особенностью программы является раскрытие творческого потенциала обучающихся, воспитание жизненно адаптированного человека.
Программа разработана как целостная система введения в театральную культуру и включает в себя следующие разделы: сценическая речь, актерское мастерство, сценическая пластика, грим. В пояснительной записке дана характеристика, место, роль учебного предмета в образовательном процессе, сформулированы его цели и задачи. Цель и задачи программы соответствуют требованиям современного образования и специфике учебного предмета. Достижение цели ведется посредством решения трех групп задач: предметных, личностных, метапредметных. Задачи обучения направлены на организацию образовательной деятельности по усвоению новых знаний,умений и навыков, характерных для данной предметной области. Задачи воспитания ориентированы на организацию образовательной деятельности по форми рованию и развитию у обучающихся социально-значимых личностных качест, духовно-нравственных, ценностно-смысловых,общекультурных, гражданско-патриотических.Задачи развития ориентированы на организацию образовательной деятельности по формированию и развитию ключевых компетенций обучающихся, а также психологических свойст личности.
Процесс театральных занятий строится на основе развивающихся методик, игры с использованием различных тренингов, где обучающийся является соучастником педагогического процесса. Язык и стиль изложения четкий, ясный, доказательный, логичный.
Оценивая программу, необходимо отметить, продуманность и логичность ее построения. Ожидаемые результаты тесно связаны с целями и задачами программы.
В разделе «Методическое обеспечение» определены приемы и методы обучения, дидактические материалы, материально-технические условия обеспечения программы.
Список рекомендуемой литературы представлен полно, с указанием традиционных и современных источников. Несомненно, программа имеет существенную практическую значимость, соответствует примерным требованиям к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в области театрального искусства и может быть использована в работе педагогами дополнительного образования.
Рецензент:
Директор МОАУ СОШ № 14 Р.Р.Нуртдинов
2022г.