Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 31»
города Магнитогорска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Увлекательный мир информатики»
Класс: 6
Уровень образования: основное общее образование
Направление: общеинтеллектуальное
Срок реализации: 1 год
Рабочую программу составила: Богданович Алла Маулетовна
Программа внеурочной деятельности «Увлекательный мир информатики» направлена на обеспечение условий развития личности учащегося; творческой самореализации; умственного и духовного развития.
Необходимость разработки данной программы обусловлена потребностью развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново.
Цель курса: развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их образного, алгоритмического и логического мышления; воспитание интереса к информатике, стремления использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;формированиеобщеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и информационных технологий, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты.
Задачи:
включить обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность;
выработать навыки применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
развивать деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
6 класс
Личностные результаты | начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями. |
Метапредметные результаты | формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы; оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла. поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов; использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач. создание медиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения; |
Предметные результаты | умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике; умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице; умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования); умение использовать логические значения, операции и выражения с ними; умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин. |
II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и основных видов деятельности
6 класс (34 часа)
№ | Раздел | Содержание | Кол-во часов | Форма организации | Виды деятельности |
| Создание проектов домов и квартир | Техника безопасности в компьютерном классе. | 9 | Познавательная, практическая | познавательное занятие, практикум. Пространственно-графическое моделирование. Программирование заданного поведения модели. Анализ результатов и поиск новых решений. пространственно-графическое моделирование (рисование) |
Знакомимся с программой «3D: моделирование кухни» |
Создание проекта кухни |
| Создание текстов | Создаем документ. | 9 | Познавательная, игровая, практическая | беседа, развивающая игра, познавательная игра, практикум. Знать и уметь применять на практике основные способы работы с текстом. Компьютерное письмо. Текстовый редактор. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов на компьютере. Оформление текста. Создание бумажной записной книжки. Оформление и распечатка собственного текста. |
Клавиатурный тренажёр. |
Редактируем документ. |
Клавиатурный тренажёр. |
Форматируем документ. |
Клавиатурный тренажёр. |
| Создание мультимедийных проектов | Знакомство с интерфейсом MSPowerPoint. Заполнение слайдов. | 16 | познавательная, игровая, проектная, практическая | Беседа, творческое задание, практикум. Мультимедийная презентация. Создание мультимедийной презентации. Вставка музыки, анимации, видео в презентации. Подготовка презентаций.Конкурс ученических проектов. Представление и защита проектов. |
Конструктор слайдов. Настройка эффектов анимации. |
Вставка рисунка, звука. |
Создание слайд фильма «Мультфильм» |
Работа над проектом. |
Конкурс проектов. |
III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
6 класс
№ | Тема | кол-во часов | Теория | Практика | Формы контроля |
Создание проектов домов и квартир – 9 часов |
| Техника безопасности в компьютерном классе. | 1 | 1 | | Он-лайн тест №1 Проверочная работа №1 |
| Знакомимся с программой «3D: моделирование кухни» Создание проекта кухни | 8 | | 8 |
Создание текстов – 9 часов |
| Создаем документ. | 2 | | 1 | Проверочная работа №2 |
| Клавиатурный тренажёр. | 1 | | 1 |
| Редактируем документ. | 2 | | 1 |
| Клавиатурный тренажёр. | 1 | | 1 |
| Форматируем документ. | 2 | | 1 |
| Клавиатурный тренажёр. | 1 | | 1 |
Создание мультимедийных проектов – 16 часов |
| Знакомство с интерфейсом MSPowerPoint. Заполнение слайдов. | 5 | | 5 | Зачетная творческая работа №3 –создание проекта |
| Конструктор слайдов. Настройка эффектов анимации. | 2 | | 2 |
| Вставка рисунка, звука. | 2 | | 1 |
| Создание слайд фильма «Мультфильм» | 5 | | 5 |
| Работа над проектом. | 1 | | 1 |
| Конкурс проектов. | 1 | | 1 |
Итого: | 34 | 3 | 31 | | | |
Приложение 1
IV. КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
курса внеурочной деятельности «Увлекательный мир информатики»
6 класс
Дата | № урока | Темы курса | Кол-во часов |
Создание проектов домов и квартир – 9 часов | | | |
| 1 | Техника безопасности в компьютерном классе. | 1 |
| 2 | Знакомимся с программой «3D: моделирование кухни» Создание проекта кухни | 1 |
| 3 | Знакомимся с программой «3D: моделирование кухни» Создание проекта кухни | 1 |
| 4 | Знакомимся с программой «3D: моделирование кухни» Создание проекта кухни | 1 |
| 5 | Знакомимся с программой «3D: моделирование кухни» Создание проекта кухни | 1 |
| 6 | Знакомимся с программой «3D: моделирование кухни» Создание проекта кухни | 1 |
| 7 | Знакомимся с программой «3D: моделирование кухни» Создание проекта кухни | 1 |
| 8 | Знакомимся с программой «3D: моделирование кухни» Создание проекта кухни | 1 |
| 9 | Знакомимся с программой «3D: моделирование кухни» Создание проекта кухни | 1 |
Создание текстов – 9 часов | | | |
| 10 | Создаем документ. | 1 |
| 11 | Создаем документ. | 1 |
| 12 | Клавиатурный тренажёр. | 1 |
| 13 | Редактируем документ. | 1 |
| 14 | Редактируем документ. | 1 |
| 15 | Клавиатурный тренажёр. | 1 |
| 16 | Форматируем документ. | 1 |
| 17 | Форматируем документ. | 1 |
| 18 | Клавиатурный тренажёр. | 1 |
Создание мультимедийных проектов – 16 часов | | | |
| 19 | Знакомство с интерфейсом MSPowerPoint. Заполнение слайдов. | 1 |
| 20 | Знакомство с интерфейсом MSPowerPoint. Заполнение слайдов. | 1 |
| 21 | Знакомство с интерфейсом MSPowerPoint. Заполнение слайдов. | 1 |
| 22 | Знакомство с интерфейсом MSPowerPoint. Заполнение слайдов. | 1 |
| 23 | Знакомство с интерфейсом MSPowerPoint. Заполнение слайдов. | 1 |
| 24 | Конструктор слайдов. Настройка эффектов анимации. | 1 |
| 25 | Конструктор слайдов. Настройка эффектов анимации. | 1 |
| 26 | Вставка рисунка, звука. | 1 |
| 27 | Вставка рисунка, звука. | 1 |
| 28 | Создание слайд фильма «Мультфильм» | 1 |
| 29 | Создание слайд фильма «Мультфильм» | 1 |
| 30 | Создание слайд фильма «Мультфильм» | 1 |
| 31 | Создание слайд фильма «Мультфильм» | 1 |
| 32 | Создание слайд фильма «Мультфильм» | 1 |
| 33 | Работа над проектом. | 1 |
| 34 | Конкурс проектов. | 1 |
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Фонд оценочных средств (ФОС) для контроля освоения курса внеурочной деятельности «Инфознайка» разработан в соответствии с рабочей программой для 5-6 классов Босовой Л.Л., Босовой А.Ю.
Контроль и оценка результатов освоения курса осуществляется в конце изучения каждого раздела в процессе проведения письменных и/или практических проверочных работ и итогового проекта в конце года.
Тест №1 по технике безопасности в кабинете информатики
при работе в кабинете информатики6 класс
Он-лайн тест на знание ТБ (https://testedu.ru/test/informatika/5-klass/test-po-texnike-bezopasnosti-v-kabinete-informatiki.html)
Начало формы
Вопрос № 1
Если компьютер не включается, необходимо:
Самостоятельно проверить питание.
Самостоятельно проверить все переключатели.
Сообщить об этом учителю.
Включить питание.
Вопрос № 2
Можно ли работать за компьютером в грязной одежде?
Да
Нет
Вопрос № 3
Как нужно заходить в компьютерный класс?
Как угодно, главное на двух ногах.
Спокойно, не вбегая и не нарушая порядка.
Как получается.
Можно хоть на ушах, если на то моя воля.
Вопрос № 4
На каком расстоянии от монитора нужно работать?
40 - 50 см.
50 - 70 см.
70 - 80 см.
80 - 90 см.
Вопрос № 5
Что делать, если почувствовал запах гари, или увидел повреждение оборудования, или услышал странный звук от компьютера?
Сообщить учителю.
Самостоятельно исправить возникшую неисправность.
Перезагрузить компьютер.
Продолжить работу, не обращая внимания.
Вопрос № 6
Что делать если не работает клавиатура или мышка?
Нажимать на кнопки сильнее.
Попробовать покрутить провода, вдруг заработает.
Самостоятельно проверить, подключено ли устройство к компьютеру.
Сообщить учителю.
Перезагрузить компьютер.
Вопрос № 7
Можно ли включать компьютеры без разрешения учителя?
Да. Когда нужно выполнить задание.
Да. Когда хочется поиграть.
Нет.
Вопрос № 8
Можно ли прикасаться к задней панели монитора и системного блока?
Нельзя ни в коем случае.
Можно при выключенном питании.
Можно, но только с разрешения учителя и при выключенном питании.
Можно всегда.
Вопрос № 9
Как нужно сидеть на стульях?
Как удобно.
Соблюдая правильную осанку, не сутулясь и наклоняясь.
Как хочется.
Вопрос № 10
Занимать место за компьютером можно:
Если есть свободные места.
Если разрешил учитель.
Если за компьютером никого нет.
Если договорился с другим учеником.
Вопрос № 11
Можно ли трогать разъёмы соединительных кабелей?
Нельзя ни в коем случае.
Можно при выключенном питании.
Можно, но только с разрешения учителя и при выключенном питании.
Можно всегда.
Вопрос № 12
Когда занимать место за компьютером?
В самом начале урока.
Во время урока.
Когда разрешит учитель.
До начала урока.
Вопрос № 13
Покидать кабинет без разрешения учителя …
Можно
Нужно
Нельзя
Вопрос № 14
Можно ли работать за компьютером грязными руками?
Да
Нет
Вопрос № 15
Можно ли класть диски, книги, тетради на монитор, клавиатуру, системный блок?
Нельзя ни в коем случае.
Можно при выключенном питании.
Можно, но только с разрешения учителя и при выключенном питании.
Можно всегда.
Вопрос № 16
Можно ли работать за компьютером, если плохо себя чувствуешь?
Да
Нет
Вопрос № 17
Можно ли бегать по кабинету?
Нет
Да. На переменах.
Да. Если от кого-то убегать.
Вопрос № 18
Когда можно входить в кабинет компьютерного класса?
Когда начался урок.
Когда закончился урок.
Когда разрешит учитель.
Когда мне захочется.
Вопрос № 19
Как нужно сидеть за компьютером:
Как лучше видно.
Чтобы линия взора приходилась на центр дисплея.
Не имеет значения.
Шкала оценивания тестирования
Количество баллов (правильных ответов) | 1-4 баллов | 5-8 баллов | 9-10 баллов |
Уровень освоения | Низкий | Средний | Высокий |
Отметка | незачет | зачёт | зачёт |
Проверочная работа №1
«Создание проекта кухни»
Инструкция: подобрать и расставить по образцу все элементы кухни, спроектировать: материал полов, цветовую гамму стен, освещение, коммуникации, мебельные модули и их фурнитуру. добавить элементы кухни: мебель или технику.
https://diz-kitchen.ru/konstruktor
Критерии оценивания проверочной работы №1 «Создание проекта кухни»
1. Расставлены элементы кухни по образцу – 1 балл
2. Наличие дизайна стен и пола – 1балл
3. Наличие освещения – 1 балл
4. Наличие мебельных модулей (не менее 5)– 1 балл
5. Наличие текстиля (шторы, скатерть, ковер) – 1 балл
6. Использование техники – 1 балл
7. Оригинальность идеи – 1 балл
Проверочная работа №2
«Форматирование текста по образцу»
Оценка проверочной работы
Раздел курса освоен, если проверочная практическая работа:
выполнена полностью без ошибок (правильно выполнены чертежи, схемы, графики, рисунки, сопутствующие решению задач; на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным языком с соблюдением технической терминологии в определенной логической последовательности, обучающийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов, умеет применить знания в новой ситуации; обучающийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ).
работа выполнена не менее чем на 80 % от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки (ответ на качественные и теоретические вопросы содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач; учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов; работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи)
работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего объема), но допущены существенные неточности.
Раздел курса не освоен, если проверочная работа:
работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания). Обучающийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи; допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Критерии оценивания зачётной творческой работы «Часы»
9-10 баллов – презентация выполнена самостоятельно, использованы все рекомендации (фигуры, анимация, дизайн), все используемые фигуры имеют одинаковый размер (визуально), использованы функции копирования, поворота, отражения и др. (допустимо 1-2 различия от оригинала). При просмотре презентации часовая стрелка «крутится»
5-8 баллов – презентация выполнена самостоятельно, частично использованы функции копирования, поворота, отражения, не все используемые фигуры имеют одинаковый размер (визуально), допустимо 3-4 различия от оригинала. При просмотре презентации часовая стрелка «крутится».
1-4 балла – при работе с презентацией обращался за помощью к одноклассникам, педагогу. Используемые фигуры имеют разный размер, не использованы функции поворота, отражения, не использованы рекомендации к работе. При просмотре презентации часовые стрелки «застревают» или крутятся в обратном направлении.
Количество баллов (правильных ответов) | 1-4 баллов | 5-8 баллов | 9-10 баллов |
Уровень освоения | Низкий | Средний | Высокий |
Отметка | незачет | зачёт | зачёт |
Творческая работа реализуется в рамках двух уроков, на протяжении которых обучающиеся реализуют полный цикл проектной деятельности (осуществляют предпроектную диагностику, формулируют проблему и цель, планируют свои действия, создают проектный продукт - презентация PowerPoint, презентуют полученные продукты и производят рефлексию).
Критерии оценки итогового проекта за курс 5 класса:
Наличие движущегося объекта – 1 балл
Наличие не менее 4 слайдов – 1балл
Наличие титульного слайда – 1 балл
Наличие фона – 1 балл
Наличие текста в презентации – 1 балл
Использование собственного рисунка в качестве основы для анимации – 1 балл
Оригинальность идеи – 1 балл
0-3 балла – курс не освоен.
4-7 баллов – курс освоен.
Литература
Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер. Учебник для учащихся. Горячев А.В. – М.: Баласс, 2010.
Intel. Обучение для будущего. Учебное пособие – 9-е изд., исправленное и дополненное- М.: Интернет- Университет Информационных Технологий. 2009 г .
Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли. А.Г. Асмолова. -М.: «Просвещение», 2011 г.
Хиленко Т.П. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Работа с информацией. 4 класс: пособие для учащихся общеобразоват.организаций / Т.П.Хиленко. – М.: Просвещение, 2014. – 96 с.
17