Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области _____________________________________________________________________________
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол № 1 «28» августа 2021г. Руководитель ШМО _______/Н.Н. Цуранова/ | ПРИНЯТА на заседании педагогического совета Протокол № 1 «31» августа 2021г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Пригорской СШ _________/В.П. Понизовцев/ Приказ от 31 .08.2021 г. № 300 |
РАССМОТРЕНА на заседании методического совета Протокол № 1 «30 » августа 2021г. Председатель МС _________/А.Ю. Бурлаева/ |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________/И.К.Костиди/ 30.08.2021г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования
по внеурочной деятельности
«В мире книг»
2 «А» класс
Пороховая Ирина Геннадьевна
с. Пригорское,
2021/2022 учебный год
Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 2 класса общеобразовательной школы и регламентируется:
- Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
- приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- письмом Минобрнауки России от 14.12.2015г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
- письмо Минобрнауки России «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности» № 09-1672 от 18.08.2017;
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 16 от 30.06.2020 «Об утверждении санитарно- эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598 -20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
- санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20);
- приказом Министерства просвещения России от 22.03.2021 N 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685-21);
- Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Пригорской средней школы Смоленского района Смоленской области, утвержденным постановлением Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области от 02.12.2015г. № 1822;
- основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Пригорской СШ;
- учебным планом внеурочной деятельности МБОУ Пригорской СШ на 2021/2022 учебный год;
- авторской программой факультатива по литературному чтению Л.А. Ефросининой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под редакцией Н.Ф. Виноградовой. - «Вентана-Граф», 2014г.);
Рабочая программа по курсу «В мире книг» во 2 классе рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю (согласно календарному учебному графику МБОУ Пригорской СШ на 2021/2022 учебный год).
Направление деятельности: общекультурное.
I. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
Изучение курса «В мире книг» по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Личностные универсальные учебные действия
У учащегося будут сформированы:
понимание литературного чтения как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
осознание эстетической ценности художественного слова; уважительное отношение к русской литературе, гордость за неё; потребность сохранить русскую литературу как явления национальной культуры;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических, фразеологических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
Учащийся получит возможность для формирования:
понимания литературного чтения как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
осознания эстетической ценности литературного чтения; уважительное отношение к русской литературе, гордость за неё; потребности сохранить русскую литературу как явления национальной культуры; стремления к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических, фразеологических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
выраженной познавательной мотивации.
Метапредметные универсальные учебные действия:
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, литературных играх;
извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
приемам отбора и систематизации материала на определенную тему;
сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
различать способ и результат действия.
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно вести поиск информации, ее анализ и отбор;
самостоятельно извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных художественных языковых средств;
самостоятельно определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
высказываться в устной и письменной форме;
проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
проектировать, корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон выполняемой предметной, метапредметной, личностно ориентированной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
овладеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению, соблюдая нормы речевого этикета;
оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; выявлять грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами, проектами.
Учащийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
владеть разными видами монолога и диалога;
участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
свободно выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами, проектами.
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки могут быть:
однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогом изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
II. Содержание курса внеурочной деятельности
1.Здравствуй, книга! (5 ч.)
1.1Книга, здравствуй (3 ч.)
Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.
Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.
Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой. Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.
Книгочей — любитель чтения (2 ч.)
Библиотека. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь».
Основная цель: овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке); находить книгу в открытом библиотечном фонде;
Форма организации: групповая, экскурсия
Виды деятельности: познавательная.
2.Обогащение читательского опыта. (26 ч.)
2.1Книги о твоих ровесниках (5 ч.)
Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.
Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.
Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова «Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс - кроссворд «Имена героев детских книг».
Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).
Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы.
Основная цель: формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
книге и героях.
Форма организации: работа в малых группах.
Виды деятельности: поисковая, творческая.
2.2.Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч.)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора. Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку». Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики». Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).
Основная цель: сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
Форма организации: работа в малых группах.
Виды деятельности: поисковая, творческая.
2.3.Писатели-сказочники (4 ч.)
Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги. Герои сказок. Викторина.
Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).
2.4 Книги о детях и для детей (6 ч.)
Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.).
Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).
Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).
Основная цель: сравнивать книгу- произведение с книгой- сборником;
Форма организации: работа в малых группах.
Виды деятельности: поисковая, творческая.
2.5 Старые добрые сказки (3 ч.)
Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка. Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка. Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа.
Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.
2.6 Книги о тех, кто подарил нам жизнь (2 ч.)
Книги о семье, маме, детях. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.
Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.
Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье», фото выставка « Моя семья».
2.7 Защитникам Отечества посвящается (2 ч.)
Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом. Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише - Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.
Устный журнал «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.
3. По страницам любимых книг. (2 ч.)
3.1 По страницам любимых книг (3 ч.)
Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).
Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.
Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».
Промежуточная аттестация. (1 ч.)
4.1 Промежуточная Аттестация. Тест.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
В процессе реализации программы предусмотрены следующие формы проведения контроля:
участие обучающихся в школьном, муниципальном, зональном турах олимпиад;
анкета для первоклассников «Читательская активность обучающихся».
активное участие в читательских конкурсах на различных уровнях.
разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;
сюжетно-ролевые игры;
экскурсии;
конкурсы
творческие работы;
викторины;
практические работы;
промежуточная аттестация (тест).
III.Тематическое планирование
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | В том числе |
теория | практика |
| Здравствуй, книга! | 5 | 2 | 3 |
1.1 | Книга, здравствуй! | 3 | 1 | 2 |
1.2 | Книгочей – любитель чтения. | 2 | 1 | 1 |
| Обогащение читательского опыта. | 26 | 2 | 24 |
2.1 | Книги о твоих ровесниках. | 5 | 1 | 4 |
2.2 | Крупицы народной мудрости. Книги-сборники | 4 | - | 4 |
2.3 | Писатели-сказочники. | 4 | - | 4 |
2.4 | Книги о детях и для детей. | 6 | - | 6 |
2.5 | Старые добрые сказки. | 3 | 1 | 2 |
2.6 | Книги о тех, кто подарил нам жизнь. | 2 | - | 2 |
2.7 | Защитникам Отечества посвящается. | 2 | - | 2 |
3. | По страницам любимых книг | 2 | 1 | 1 |
3.1 | По страницам любимых книг | 2 | 1 | 1 |
4. | Промежуточная аттестация | 1 | - | 1 |
4.1 | Промежуточная аттестация. Тест | 1 | - | 1 |
| Всего часов: | 34 | 5 | 29 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
Материалы для учащихся:
Ефросинина Л. А. Книгочей: словарь-справочник по литературному чтению для младших школьников: 1-4 классы. – М.: Вентана-Граф
Ефросинина Л. А. Литературное чтение: Уроки слушания: комплект учебных хрестоматий для 1-4 классов. – М.: Вентана-Граф
Оморокова М. И. Учимся читать выразительно: 2-4 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф
Специфическое сопровождение (оборудование):
Демонстрационный материал: портреты писателей, поэтов.
Репродукции картин в соответствии с содержанием программы;
Художественные фотографии в соответствии с содержанием программы;
Иллюстрации к литературным произведениям.
Электронно-программное обеспечение:
Электронный образовательный ресурс. Словарь-справочник по литературному чтению «Книгочей». 1-4 классы/ Ефросинина Л. А. – М.: Вентана-Граф, 2011