СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная программа курса внеурочной деятельности "Геометрика" (общеинтеллектуальной направленности) разработана на основе авторской программы Логиновой И.В. "ТИКО-моделирование" и может быть использована при работе с ТИКО-конструктором. Программа расчитана на 4 года обучения для учащихся 1 - 4 классов.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 279 имени Героя Советского Союза
контр-адмирала Лунина Николая Александровича»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 279
__________ И.В. Матвиишина
" ___ " ________________ г.
приказ по основной деятельности
МБОУ СОШ № 279 №332
от « 31 » августа 2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Геометрика. Клуб юных инженеров»
(общеинтеллектуальное направление)
1-4 класс
Срок реализации программы: 4 года
Мезенцева В.А., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 279
Программа рассмотрена на
методическом совете МБОУ СОШ № 279
Протокол № 5
от « 29 » __мая__ 2018г.
ПРОВЕРЕНО Заместитель директора по УВР
___________ Лашина И.А.
« » _____________ 2018г.
г. Гаджиево
ЗАТО Александровск
2018 г
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Система содержательно-методических подходов, заложенных в основу программы «ТИКО-конструирование», позволяет формировать в рамках внеурочной деятельности универсальные учебные действия (УУД). Изучив курс, обучающиеся приобретают и успешно владеют личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными УУД. Отбор и структурирование содержания программы, выбор методов и форм обучения учитывает задачи формирования конкретных видов универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия на основе сравнение обучающимися продуктов своей конструкторской деятельности вчера и сегодня;
сформированность мотивов достижения и социального признания – стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив социального долга;
формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека – ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием;
развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
проявление интереса к новому;
смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью творческой деятельности и ее мотивом;
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости.
Регулятивные УУД:
способность к организации своей деятельности - умение осуществлять целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, корректировку, оценку и саморегуляцию;
умение совершать действие по образцу и заданному правилу;
умение сохранять заданную цель;
умение действовать по плану;
проявление целеустремленности и настойчивости в достижении цели;
поиск ошибок, недостатков создаваемой конструкции и их исправление по рекомендации взрослого или самостоятельно;
умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;
умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Познавательные УУД:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения конструкторских задач в зависимости от конкретных условий;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая):
- кодирование/замещение (использование моделей и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов),
- декодирование/считывание информации путем расшифровки моделей и символов,
- умение использовать и создавать наглядные модели (схемы, чертежи, планы, конструкции и т.п.),
- способность соотносить полученную модель с реальным объектом.
логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных),
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов,
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов,
- подведение под понятие, выведение следствий,
- установление причинно-следственных связей,
- построение логической цепи рассуждений,
- доказательство,
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные УУД:
потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
планирование деятельностного сотрудничества с педагогом и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
ориентация на партнера по общению - учет позиции собеседника,
умение слушать собеседника;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
взаимодействие с партнером – контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
умение обосновывать, доказывать и отстаивать собственное мнение;
способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора;
владение монологической и диалогической формами речи.
В ходе освоения младшими школьниками каждого модуля программы возможно достижение учебных результатов в области математических и технологических умений, а также знаний объектов и предметов окружающего мира.
В модуле «Плоскостное моделирование» младший школьник научится:
самостоятельно подбирать детали конструктора, выбирать и осуществлять наиболее подходящие приемы практической работы, соответствующие заданию;
ориентироваться в процессе конструирования на плоскости и в пространстве;
оперировать понятиями «схема», «алгоритм», «информация», «инструкция»;
воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с ней;
конструировать по правилам симметрии (ассиметрии), вычленять ритм в форме и конструкции узоров;
выполнять исследовательские действия для изучения формы, конструктивных особенностей и размера геометрических фигур;
генерировать идеи и на их основе синтезировать свои собственные плоскостные конструкции.
В модуле «Объемное моделирование» младший школьник освоит основы инженерно-конструкторских навыков и научится:
исследовать, анализировать и сравнивать свойства многогранников, фиксировать результаты исследований в таблице;
определять форму многогранника и воспроизводить ее;
видеть и схематически изображать изометрические проекции призм и пирамид;
анализировать конструкцию заданной тематической фигуры и воссоздавать ее по образцу;
устанавливать логические взаимосвязи, связанные с формой и расположением отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по ее созданию;
создавать в воображении предметный замысел, соответствующий поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического воплощения;
подбирать подходящую цветовую гамму для конструкции;
выдвигать проектную идею в соответствии с собственным познавательным интересом, мысленно создавать конструктивный замысел или преобразовывать готовую конструкцию, практически воплощать мысленные идеи и преобразования в соответствии с конкретной задачей конструкторского плана на основе освоенных приемов работы;
доводить решение задачи до готовой модели.
Ожидаемый результат:1 класс.
По окончании дети должны знать и уметь:
иметь представление о различных видах многоугольников;
ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «вправо», «влево», а также -над, -под,-в,-на, -за,-перед;
анализировать и сравнивать геометрические фигуры по различным признакам;
составлять плоскостные фигуры из ТИКО-деталей;
конструировать тематические игровые фигуры по образцу и по собственному замыслу;
вычислять периметр фигуры практическим путём;
иметь представление о правилах составления узоров и орнаментов.
Ожидаемый результат: 2 класс
По окончании дети должны знать и уметь:
измерять и сравнивать объёмы куба и прямоугольного параллелепипеда;
иметь представление о понятиях «вершина», «грань2, «ребро»;
конструировать куб из развёртки, и наоборот, развёртку из куба;
ориентироваться в понятиях «вправо вверх по диагонали», «вправо вниз по диагонали», «влево вниз по диагонали», «вправо вниз по диагонали»;
вычислять и сравнивать периметр невыпуклых многоугольников;
иметь представление о понятии «ось симметрии», различать симметричные и несимметричные фигуры;
конструировать симметричные фигуры;
придумывать и конструировать игровые фигуры на заданную тему.
Ожидаемый результат: 3 класс.
По окончании дети должны знать и уметь:
меть работать со схемами и лабиринтами;
иметь представление о различных видах призм и пирамид;
измерять и сравнивать объёмы различных призм и пирамид;
решать задачи логического характера;
конструировать различные виды призм и пирамид;
иметь представление о понятии «центра симметрии», симметричных и несимметричных фигурах;
конструировать фигуры с центром симметрии.
Ожидаемый результат: 4 класс.
По окончании дети должны знать и уметь:
конструировать по образцу и по собственному замыслу;
уметь различать и сравнивать различные виды многогранников;
конструировать различные виды многогранников;
конструировать простейшие виды многогранников из ТИКО-деталей;
уметь работать по схемам различной сложности;
иметь представление об изометрии и об основах теории вероятности
Способами определения результативности программы являются:
Диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения;
Выставка работ детей, выполненных по окончанию изучения темы.
Содержание программы
1 класс
1.1. Исследование многоугольников (20 ч)
1. Исследование многоугольников. Изучение комплекции конструктора ТИКО
Теория: Многоугольники, их названия, количество углов и сторон у многоугольников.
Практическое задание: Задания на замещение геометрических фигур-конструирование квадрата и прямоугольника. Карточка «Заяц».
2. Исследование многоугольников. Четырёхугольники - квадрат
Теория: Животные наших лесов. Четырёхугольники: квадрат. Свойства квадрата (все стороны равны).
Практическое задание: Измерение сторон ТИКО-квадратов линейкой. Карточка «Белка». Рисование квадрата.
3. Исследование многоугольников. Четырёхугольники - прямоугольник
Теория: Растительный и животный мир наших лесов. Четырёхугольники: прямоугольник. Сравнение свойств прямоугольника и квадрата (у прямоугольника не все стороны равны).
Практическое задание: Измерение сторон ТИКО-прямоугольника линейкой. Карточка «Гриб». Рисование прямоугольника.
4. Исследование многоугольников. Сравнительный анализ треугольников
Теория: Отличие диких и домашних животных. Треугольники. Сравнение треугольников: остроугольный, равносторонний, прямоугольный.
Практическое задание: Измерение сторон ТИКО-треугольников линейкой. Конструирование по устной инструкции «Кот» Карточка «Собака». Рисование остроугольного (равнобедренного) треугольника, у которого есть острый угол и боковые стороны равны.
5. Исследование многоугольников. Треугольники - остроугольный треугольник
Теория: Экзотические животные. Треугольники: остроугольный треугольник. Свойства остроугольного треугольника (боковые стороны равны).
Практическое задание: Измерение сторон остроугольного треугольника линейкой. Конструирование по устной инструкции «Крокодил». Карточка «Верблюд». Рисование остроугольного (равнобедренного) треугольника, у которого есть острый угол и боковые стороны равны.
6. Исследование многоугольников. Треугольники - равносторонний треугольник
Теория: Приметы осени. Треугольники: равносторонний треугольник. Свойства равностороннего треугольника (все стороны равны).
Практическое задание: Измерение сторон равностороннего треугольника линейкой. Конструирование по устной инструкции «Лист клёна». Карточка «Лист берёзы».
7. Исследование многоугольников. Треугольники - равносторонний треугольник
Теория: Подготовка животных к зиме. Треугольники: равносторонний треугольник. Свойства равностороннего треугольника (все стороны равны).
Практическое задание: Задания на замещение геометрических фигур– конструирование равностороннего треугольника. Конструирование по устной инструкции «Гриб». Карточка «Ёжик». Рисование равностороннего треугольника.
8. Исследование многоугольников. Четырехугольники - ромб
Теория: Подготовка животных к зиме (птицы, насекомые). Четырёхугольники: ромб. Свойства ромба (все стороны равны). Сравнение свойств четырёхугольников (у квадрата и у ромба все стороны равны).
Практическое задание: Измерение сторон равностороннего треугольника линейкой. Конструирование по устной инструкции «Птица». Карточка «Журавль». Рисование ромба.
9. Исследование многоугольников. Четырехугольники - ромб
Теория: Классификация животного мира: звери, птицы, насекомые, пауки. Четырёхугольники: ромб. Сравнение свойств четырёхугольников.
Практическое задание: Задания на замещение геометрических фигур – конструирование ромба. Карточка «Паук». Рисование ромба.
10. Исследование многоугольников. Четырехугольники - трапеция
Теория: Четырёхугольники: трапеция. Свойства трапеции (боковые стороны равны).
Практическое задание: Измерение сторон трапеции линейкой. Карточка «Динозавр». Рисование трапеции.
11. Исследование многоугольников. Четырехугольники - трапеция
Теория: Четырёхугольники: трапеция.
Практическое задание: Задания на замещение геометрических фигур – конструирование трапеции. Карточка «Баран». Рисование трапеции.
12. Исследование многоугольников. Четырехугольники - параллелограмм
Теория: Подготовка растений к зиме. Четырёхугольники: параллелограмм. Свойства параллелограмма (не все стороны равны). Сравнение свойств четырёхугольников.
Практическое задание: Задания на замещение геометрических фигур – конструирование параллелограмма. Карточка «Олень». Рисование параллелограмма.
13. Исследование многоугольников. Пятиугольник
Теория: Приметы зимы. Многоугольники: пятиугольник.
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Карточка «Снежинка». Рисование пятиугольника.
Объёмное моделирование: Конструирование по образцу - «горка»
14. Исследование многоугольников. Шестиугольник
Теория: Зимние виды спорта. Многоугольники: шестиугольник.
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Задания на замещение геометрических фигур – конструирование шестиугольника. Карточка «Снеговик». Рисование шестиугольника.
Объёмное моделирование: Конструирование «снеговика» - приём перестроения плоскостной фигуры в объёмную.
15. Исследование многоугольников. Треугольники - прямоугольный треугольник
Теория: Треугольники: прямоугольный треугольник. Свойства прямоугольного треугольника (есть прямой угол).
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Карточка «Ёлочка». Рисование прямоугольного треугольника.
Объёмное моделирование: Конструирование «ёлочки» - приём перестроения плоскостной фигуры в объёмную.
16. Исследование многоугольников. Треугольники - прямоугольный треугольник
Теория: Треугольники: прямоугольный треугольник. Свойства прямоугольного треугольника (есть прямой угол).
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Карточка «Ёлочка». Рисование прямоугольного треугольника.
Объёмное моделирование: Конструирование по технологической карте «Звезда».
17. Исследование многоугольников. Пятиугольник
Теория: Многоугольники: пятиугольник.
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Карточка «Звезда». Рисование пятиугольника.
Объёмное моделирование: Конструирование по технологической карте «Мяч № 3».
18. Исследование многоугольников. Шестиугольник
Теория: Многоугольники: шестиугольник.
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Карточка «Заяц». Рисование шестиугольника.
Объёмное моделирование: Конструирование по технологической карте «Коробка для подарка».
19. Исследование многоугольников. Восьмиугольник
Теория: Виды транспорта: наземный железнодорожный транспорт. Многоугольники: восьмиугольник.
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Карточка «Паровоз». Рисование восьмиугольника.
Объёмное моделирование: Конструирование по образцу - «вагоны для паровоза»
20. Исследование многоугольников. Восьмиугольник
Теория: Строительная техника. Многоугольники: восьмиугольник.
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Конструирование по устной инструкции «Подъёмный кран» Карточка «Трактор». Рисование восьмиугольника.
Объёмное моделирование: Конструирование «подъёмного крана» - приём перестройки плоскостной фигуры в объёмную.
1.2. Конструирование по образцу (7 ч)
1. Конструирование по образцу
Практическое задание: Конструирование по образцу (ребёнок выбирает фигуру из книги).
2. Конструирование по образцу
Практическое задание: Конструирование по образцу (ребёнок выбирает фигуру из книги).
3. Конструирование по образцу
Практическое задание: Конструирование по образцу (ребёнок выбирает фигуру из книги).
4. Конструирование по образцу
Практическое задание: Конструирование по образцу (ребёнок выбирает фигуру из книги).
5. Конструирование по образцу
Практическое задание: Конструирование по образцу «Бабочка».
6. Конструирование по образцу
Практическое задание: Конструирование по образцу: паутина, жук
7. Конструирование по образцу
Практическое задание: Конструирование по образцу - «яблоко на тарелке»
1.3. Конструирование по технологической карте (6 ч)
1. Конструирование по технологической карте
Практическое задание: Конструирование по технологической карте: «Черепаха».
2. Конструирование по технологической карте
Практическое задание: Конструирование по технологической карте «Осеннее дерево».
3. Конструирование по технологической карте
Практическое задание: Конструирование по технологической карте «Корзина».
4. Конструирование по технологической карте
Практическое задание: Конструирование по технологической карте: «Мяч № 1», «Кегли для боулинга».
5. Конструирование по технологической карте
Практическое задание: Конструирование по технологической карте: «Собака».
1.4. Сравнительный анализ многоугольников (7 ч)
1. Сравнительный анализ многоугольников. Прямой угол
Теория: Виды транспорта: водный транспорт. Прямой угол
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Карточка «Лодка». Рисование прямоугольного треугольника.
Объёмное моделирование: Конструирование по технологической карте «Парусник».
2. Сравнительный анализ многоугольников. Острый угол
Теория: Виды транспорта: водный транспорт. Острый угол
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Карточка «Парусник».
Объёмное моделирование: Конструирование по образцу - «катер»
3. Сравнительный анализ многоугольников. Острый угол
Теория: Виды транспорта: подводный транспорт. Острый угол
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Карточка «Подводная лодка». Рисование прямоугольного треугольника.
Объёмное моделирование: Конструирование по образцу - «подводная лодка»
4. Сравнительный анализ многоугольников. Тупой угол
Теория: Виды транспорта: наземный транспорт. Тупой угол.
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Карточка «Машина». Рисование шестиугольника.
Объёмное моделирование: Конструирование по образцу - «скейт».
5. Сравнительный анализ многоугольников. Тупой угол
Теория: Виды транспорта: наземный транспорт. Тупой угол.
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Карточка «Автомобиль». Рисование шестиугольника.
Объёмное моделирование: Конструирование «автомобиля» - приём перестроения плоскостной фигуры в объёмную.
6. Сравнительный анализ многоугольников
Теория: Виды транспорта: наземный грузовой транспорт. Сравнительный анализ разных видов многоугольников – игра «Назови многоугольник».
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Карточка «Камаз».
Объёмное моделирование: Конструирование по технологической карте «Мост».
7. Сравнительный анализ многоугольников
Теория: Снегоуборочная техника. Сравнительный анализ разного вида углов многоугольников – игра «Назови многоугольник».
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Задания на замещение геометрических фигур – конструирование прямоугольного треугольника. Карточка (бульдозер). Рисование прямоугольного треугольника.
Объёмное моделирование: Конструирование по образцу - «грейдер».
1.5. Исследование многогранников (9 ч)
1. Исследование многогранников. Пирамиды - треугольная пирамида
Теория: Виды транспорта: воздушный транспорт. Пирамиды: треугольная пирамида.
Практическое задание: Конструирование треугольной пирамиды с помощью развёртки. Конструирование из ТИКО-деталей разных видов треугольной пирамиды.
Плоскостное моделирование: Карточка «Вертолёт».
Объёмное моделирование: Конструирование «самолёта» по образцу на основе четырёхугольной пирамиды
2. Исследование многогранников. Пирамиды - четырёхугольная пирамида
Практическое задание: Конструирование четырёхугольной пирамиды с помощью развёртки. Конструирование из ТИКО-деталей разных видов четырёхугольной пирамиды.
Плоскостное моделирование: Карточка «Самолёт».
Объёмное моделирование: Конструирование по образцу - «вертолёт»
3. Исследование многогранников. Пирамиды - пятиугольная пирамида
Теория: Пятиугольная пирамида.
Практическое задание: Конструирование пятиугольной пирамиды с помощью развёртки. Конструирование из ТИКО-деталей разных видов пятиугольной пирамиды.
Плоскостное моделирование: Карточка «Вертолёт».
Объёмное моделирование: Конструирование по образцу – «танк» .
4. Исследование многогранников. Пирамиды - шестиугольная пирамида
Теория: Виды робототехники. Пирамиды: шестиугольная пирамида.
Практическое задание: Конструирование шестиугольной пирамиды с помощью развёртки. Конструирование из ТИКО-деталей разных видов шестиугольной пирамиды.
Плоскостное моделирование: Конструирование по устной инструкции «Робот».
Объёмное моделирование: Конструирование по образцу - «робот»
5. Исследование многогранников. Призмы - треугольная призма
Теория: Призмы: треугольная призма.
Практическое задание: Конструирование треугольной призмы с помощью развёртки. Конструирование из ТИКО-деталей разных видов треугольной призмы.
Объёмное моделирование: конструирование по технологической карте «Тюльпан».
6. Исследование многогранников. Призмы - четырёхугольная призма
Теория: Призмы: четырёхугольная призма.
Практическое задание: Конструирование четырёхугольной призмы с помощью развёртки. Конструирование из ТИКО-деталей разных видов четырёхугольной призмы.
Плоскостное моделирование: Карточка «Цветок».
Объёмное моделирование: Конструирование по технологической карте «Ромашка».
7. Исследование многогранников. Призмы - пятиугольная призма
Теория: Призмы: пятиугольная призма.
Практическое задание: Конструирование пятиугольной призмы с помощью развёртки. Конструирование из ТИКО-деталей разных видов пятиугольной призмы.
Плоскостное моделирование: Карточка «Дом».
Объёмное моделирование: Конструирование «башни» на основе пятиугольной призмы.
8. Исследование многогранников. Призмы - шестиугольная призма
Теория: Призма: шестиугольная призма.
Практическое задание: Конструирование шестиугольной призмы с помощью развёртки. Конструирование из ТИКО-деталей разных видов шестиугольной призмы.
Объёмное моделирование: Конструирование «башни» на основе шестиугольной призмы.
9. Исследование многогранников. Призмы - восьмиугольная призма
Теория: Виды транспорта: космический транспорт. Призмы: восьмиугольная призма.
Практическое задание: Конструирование восьмиугольной призмы с помощью развёртки. Конструирование из ТИКО-деталей разных видов восьмиугольной призмы.
Плоскостное моделирование: Конструирование по устной инструкции «Ракета».
Объёмное моделирование: Конструирование по технологической карте «Ракета».
1.6. Сравнительный анализ многогранников (4 ч)
1. Сравнительный анализ многогранников. Призмы и пирамиды
Теория: Виды транспорта: космический транспорт. Сравнительный анализ различного вида призм и пирамид – игра «Я задумал пирамиду».
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Конструирование по устной инструкции «Спутник». Карточка «Лунатик».
Объёмное моделирование: Конструирование по образцу - «спутник»
2. Сравнительный анализ многогранников. Призмы и пирамиды
Теория: Космический транспорт. Многогранники: призмы и пирамиды – задание «Расположите призмы, пирамиды в пространстве».
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Конструирование по устной инструкции «Звезда». Карточка «Комета».
Объёмное моделирование: Конструирование по собственному замыслу - «ракета».
3. Сравнительный анализ многогранников. Призмы и пирамиды
Теория: Космический транспорт. Многогранники: призмы и пирамиды – упражнение на сравнение геометрических тел.
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Карточка «Ракета».
Объёмное моделирование: Конструирование по технологической карте «Звездолёт».
4. Сравнительный анализ многогранников. Кубооктаэдр
Теория: Летние виды спорта. Многогранники: кубооктаэдр.
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Карточка «Солнце».
Объёмное моделирование: Конструирование по образцу - «хоккей с мячом»
1.7. Комбинирование многогранников (2 ч)
1. Комбинирование многогранников. Призмы и пирамиды
Теория: Комбинирование многогранников: призмы и пирамиды.
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Карточка «Пила».
Объёмное моделирование: Конструирование по собственному замыслу «Дом».
2. Комбинирование многогранников. Призмы и пирамиды
Теория: Комбинирование многогранников: призмы и пирамиды.
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Карточка «Пила «Дружба».
Объёмное моделирование: Конструирование по собственному замыслу «Кафе».
1.8. Конструирование предметов окружающего мира на основе многогранников. Призмы и пирамиды (5 ч)
1. Конструирование предметов окружающего мира на основе изученных многогранников. Призмы и пирамиды
Теория: Многогранники: призмы и пирамиды.
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Карточка «Человек».
Объёмное моделирование: Конструирование по образцу - «фен»
2. Конструирование предметов окружающего мира на основе изученных многогранников. Призмы и пирамиды
Теория: Многогранники: призмы и пирамиды.
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Карточка «Карусель».
Объёмное моделирование: Конструирование по образцу «Карусель», «Горка», «Песочница»
3. Конструирование предметов окружающего мира на основе изученных многогранников. Призмы и пирамиды
Теория: Многогранники: призмы и пирамиды.
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Конструирование по устной инструкции – «пистолет». Карточка «Танк».
Объёмное моделирование: Конструирование «пистолета» - приём перестроения плоскостной фигуры в объёмную.
4. Конструирование предметов окружающего мира на основе изученных многогранников. Призмы и пирамиды
Теория: Многогранники: призмы и пирамиды.
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Конструирование по устной инструкции – «ракетная установка». Карточка «Танк».
Объёмное моделирование: Конструирование по технологической карте «Ракета».
5. Конструирование предметов окружающего мира на основе изученных многогранников. Кубооктаэдр
Теория: Многогранники: кубооктаэдр.
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Конструирование кубооктаэдра с помощью развёртки.
Объёмное моделирование: Конструирование по технологической карте «Наушники»; конструирование по собственному представлению – «Магнитофон».
1.9. Разработка и реализация конструкторских проектов (12 ч)
1. Проект «Мастерская Деда Мороза»(2 ч)
Практическое задание: Конструирование по технологическим картам: «Ёлочка», «Звезда», «Мяч № 3» и по собственному представлению.
Выставка ТИКО-поделок «Новогодняя игрушка».
2. Проект «Робототехника» (2 ч)
Практическое задание: Учащиеся придумывают и конструируют роботов (работают в парах или индивидуально).
Выставка ТИКО-изобретений «Робототехника».
3. Проект «Сказочная крепость» (2 ч)
Практическое задание: Конструирование крепости на основе изученных многогранников – призм и пирамид.
4. Проект «Космический транспорт» (2 ч)
Практическое задание: Учащиеся придумывают и конструируют ракеты, звездолёты.
Выставка ТИКО-изобретений «Космическая техника».
5. Проект «Детская площадка» (2 ч)
Практическое задание: Учащиеся конструируют ТИКО-изобретения по теме - «горка», «песочница», «карусель», «качели».
Выставка ТИКО-изобретений.
6. Проект «Моя безопасность на дороге» (2 ч)
Практическое задание: Учащиеся конструируют ТИКО-изобретения по теме и играют в игру «Осторожно! Ты на дороге!»
Выставка ТИКО-изобретений.
2 класс
1.1. Основные геометрические фигуры (1 ч)
1. Основные геометрические фигуры
Теория:
Понятия – прямая, луч, отрезок, кривая, ломаная, замкнутая, незамкнутая, окружность, пересекающиеся прямые, непересекающиеся прямые, параллельные прямые, параллельные лучи, параллельные отрезки.
Практическое задание:
Плоскостное моделирование
Черчение с помощью чертежных инструментов (линейки и карандаша) прямых, лучей и отрезков.
Объемное моделирование
Конструирование по собственному замыслу – модель лестницы-стремянки.
1.2. Черчение многоугольников (13 ч)
1. Черчение многоугольников. Четырёхугольники: прямоугольник
Теория: Понятия – многоугольник, сторона многоугольника, угол многоугольника, вершина угла, обозначение и измерение угла с помощью транспортира, прямой угол.
Практическое задание:
Плоскостное моделирование
Черчение многоугольников с помощью чертежных инструментов (линейки и карандаша) – черчение прямоугольника.
Объемное моделирование
Конструирование по собственному замыслу – модель носилок.
2. Черчение многоугольников. Четырёхугольники – квадрат
Теория:
Свойства квадрата
Практическое задание:
Плоскостное моделирование Черчение четырёхугольников – квадрат.
Объемное моделирование Конструирование по собственному представлению – модель двухколесной тележки.
3. Черчение многоугольников. Четырёхугольники – квадрат
Теория: Свойства квадрата
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Черчение четырёхугольников – квадрат.
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель двухколесной тележки.
4. Черчение многоугольников. Четырёхугольники – параллелограмм
Теория: Свойства параллелограмма.
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Черчение четырёхугольников – параллелограмм.
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель трех-, четырехколесной тележки.
5. Черчение многоугольников. Четырёхугольники – ромб
Теория: Ромб обладает свойствами параллелограмма, значит ромб – это параллелограмм.
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Черчение четырехугольников – ромб.
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель плота.
6. Черчение многоугольников. Четырёхугольники – трапеция
Теория: Свойства трапеции
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Черчение четырехугольников – трапеция.
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель лодки.
7. Черчение многоугольников. Развертка гексаэдра
Теория:
Куб = гексаэдр = четырехугольная призма Распознавание и называние многогранников.
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Черчение развертки многогранника – гексаэдр.
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель крыльев.
8. Черчение многоугольников. Развертка пирамиды
Теория: Распознавание и называние многогранников.
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Черчение развертки многогранника – пирамида.
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель планера.
9. Черчение многоугольников. Развертка треугольной призмы
Теория:
Распознавание и называние многогранников.
Практическое задание:
Плоскостное моделирование:
Черчение развертки многогранника – треугольная призма.
Объемное моделирование:
Конструирование по собственному представлению – модель воздушного шара.
10. Черчение многоугольников. Развертка четырехугольной призмы
Теория: Распознавание и называние многогранников.
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Черчение развертки многогранника – четырехугольная призма.
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель дирижабля.
11. Черчение многоугольников. Развертка кубооктаэдра
Теория: Различение и называние многогранников.
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Конструирование кубооктаэдра с помощью «основы» и принципа пространственной симметрии. Черчение развертки многогранника – кубооктаэдр.
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель строительного транспортного средства.
12. Черчение многоугольников. Развертка ромбокубооктаэдра
Теория: Распознавание и называние многогранников.
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Конструирование ромбокубооктаэдра с помощью «основы» и принципа пространственной симметрии. Черчение развертки многогранник – ромбокубооктаэдр.
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель грузовика.
13. Черчение многоугольников. Развертка октаэдра
Теория: распознавание и называние многогранников.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Черчение развертки многогранника – октаэдр.
Конструирование по собственному представлению – модель самоката.
План, вид сверху, вид сбоку (7 ч)
1.План, вид сверху, вид сбоку. Прямоугольный параллелепипед
Теория: Распознавание и называние многогранников.
Практическое задание:
Плоскостное моделирование:Черчение проекций многогранников – прямоугольный параллелепипед.
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель снегоуборочной техники.
2. План, вид сверху, вид сбоку. Треугольная призма
Теория: распознавание и называние многогранников.
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Черчение проекций многогранников – треугольная призма.
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель танка.
3..План, вид сверху, вид сбоку. Призма (основание – ромб)
Теория: распознавание и называние многогранников.
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Черчение проекций многогранников: призма (основание – ромб).
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель ручного вооружения.
4. План, вид сверху, вид сбоку. Призма (основание – параллелограмм)
Теория: распознавание и называние многогранников.
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Черчение проекций многогранников: призма (основание – параллелограмм).
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель военного самолета.
5.План, вид сверху, вид сбоку. Трапециевидная призма
Теория: распознавание и называние многогранников.
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Черчение проекций многогранников – трапециевидная призма.
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель военного вертолета.
6.План, вид сверху, вид сбоку. Треугольная пирамида
Теория: распознавание и называние многогранников.
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Черчение проекций многогранников – треугольная пирамида.
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель ракетоносца.
7.План, вид сверху, вид сбоку. Четырехугольная пирамида
Теория: распознавание и называние многогранников.
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Черчение проекций многогранников – четырехугольная пирамида.
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель военного корабля.
1.4. Исследование многогранников (7 ч)
1. Исследование многогранников. Додекаэдр
Теория: распознавание и называние многогранников.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование и исследование додекаэдра.
Конструирование по собственному представлению – модель велосипеда.
2. Исследование многогранников. Икосаэдр
Теория: распознавание и называние многогранников.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование и исследование икосаэдра.
Конструирование по собственному представлению – модель мотоцикла.
3. Исследование многогранников. Усеченный икосаэдр
Теория: распознавание и называние многогранников.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование усеченного икосаэдра с помощью «основы» и принципа пространственной симметрии. Конструирование по собственному представлению – модель скейта.
4. Исследование многогранников. Ромбоусеченный кубооктаэдр
Теория: распознавание и называние многогранников.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование ромбоусеченного кубооктаэдра с помощью «основы» и принципа пространственной симметрии.
Конструирование по собственному представлению – модель техники, предназначенной для работы в космическом пространстве.
5. Исследование многогранников. Икосододекаэдр
Теория: распознавание и называние многогранников.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование икосододекаэдра с помощью «основы» и принципа пространственной симметрии.
Конструирование по собственному представлению – модель ракеты.
6. Исследование многогранников. Курносый куб
Теория: распознавание и называние многогранников.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование курносого куба с помощью «основы» и принципа пространственной симметрии.
Конструирование по собственному представлению – модель звездолета.
7. Исследование многогранников. Звездчатые многогранники
Теория: распознавание и называние многогранников.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование звездчатых многогранников.
Конструирование по собственному представлению – модель планеты, кометы или метеорита.
1.5. Разработка и реализация конструкторских проектов (45 ч)
1. Проект «Карета для Золушки» (2 ч)
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель кареты для Золушки.
2. Проект «Автомобиль на паровом двигателе» (2 ч)
Теория: подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – автомобиль на паровом двигателе.
3. Проект «Автомобиль на двигателе внутреннего сгорания» (2 ч)
Теория: подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель автомобиля на двигателе внутреннего сгорания.
4. Проект «Парусные судна» (2 ч)
Теория: подготовка презентации ТИКО-моделирования.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель парусного судна.
5. Проект «Пароход» (2ч)
Теория: подготовка презентации ТИКО-моделирования.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель парохода.
6. Проект «Аэроплан» (2 ч)
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель аэроплана.
7. Проект «Современный самолет» (2 ч)
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель современного самолета.
8. Проект «Вертолет» (2 ч)
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель вертолета.
9. Проект «Сельскохозяйственная техника» (1 ч)
Теория: подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель техники, сельскохозяйственного назначения.
10. Проект «Мастерская Деда Мороза» (2 ч)
Теория: подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – Дед Мороз и Снегурочка.
11. Проект «Зимние олимпийские виды спорта» (2 ч)
Теория: подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – атрибуты зимних видов спорта.
12. Проект «Рельсовый транспорт» (2 ч)
Теория: подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель поезда.
13. Проект «Бытовая техника» (2 ч)
Теория: подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель бытовой техники.
14. Проект «Компьютерная техника» (2 ч)
Теория: подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель компьютерной техники.
15. Проект «Военная техника» (2 ч)
Теория: подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель военной техники.
16. Проект «Подарок маме» (2 ч)
Теория: подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – подарок маме.
17. Проект «Летние виды спорта» (2 ч)
Теория: подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – атрибуты для летних видов спорта.
18. Проект «Исследование космоса» (2 ч)
Теория: подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель техники, предназначенной для проведения исследований в космосе.
19. Проект «Солнечная система» (2 ч)
Теория: подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель планеты Солнечной системы.
20. Проект «Техника Победы!» (2 ч)
Теория: подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель военной техники.
21. Проект «Промышленная техника» (2 ч)
Теория: подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель техники, предназначенной для промышленного производства.
22. Проект «Робототехника» (2 ч)
Теория: подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование:
Конструирование по собственному представлению – модель робота.
23. Проект «Летнее путешествие» (2 ч)
Теория: подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – атрибуты для летнего путешествия.
3 класс
Исследование многогранников (6 ч)
1. Исследование многогранников. Усеченный икосаэдр
Теория: распознавание и называние многогранников.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование усеченного икосаэдра с помощью «основы» и принципа пространственной симметрии.
Плоскостное моделирование: Конструирование по собственному представлению – материки.
2. Конструирование пирамиды
Теория: распознавание и называние многогранников.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование пирамиды большого размера.
3. Исследование многогранников. Курносый додекаэдр
Теория: распознавание и называние многогранников.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование курносого додекаэдра с помощью «основы» и принципа пространственной симметрии.
4. Исследование многогранников. Усеченный тетраэдр
Теория: распознавание и называние многогранников.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование усеченного тетраэдра с помощью развертки.
5. Исследование многогранников. Усеченный куб
Теория: распознавание и называние многогранников.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование усеченного куба с помощью развертки.
6. Исследование многогранников. Усеченный октаэдр
Теория: распознавание и называние многогранников.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование усеченного октаэдра с помощью развертки.
Черчение многоугольников (10 ч)
1. Черчение многоугольников. Работа с чертежными инструментами - транспортир
Теория: распознавание и называние многогранников.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению - лесные животные.
2. Черчение многоугольников. Треугольники – прямоугольные треугольники
Теория: распознавание и называние многогранников.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – животные степи.
3. Черчение многоугольников. Треугольники – остроугольные треугольники
Теория: распознавание и называние многогранников.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – животные пустыни.
4. Черчение многоугольников. Треугольники – равносторонние треугольники
Теория: распознавание и называние многогранников.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – животные степи.
5. Черчение многоугольников. Четырехугольники – параллелограмм
Теория: распознавание и называние многогранников.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель строения Земли.
6. Черчение многоугольников. Четырехугольники – ромб
Теория: распознавание и называние многогранников.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель одного из видов рельефа Земли.
7. Черчение многоугольников. Четырехугольники – трапеция
Теория: распознавание и называние многогранников.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – моделирование природного явления.
8. Черчение многоугольников. Пятиугольник
Теория: распознавание и называние многогранников.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – моделирование природного явления.
9. Черчение многоугольников. Шестиугольник
Теория: распознавание и называние многогранников.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – моделирование инфраструктуры производства
10. Черчение многоугольников. Восьмиугольник
Теория: распознавание и называние многогранников.
Практическое задание:
Конструирование по собственному представлению – модель электрического автомобиля.
Разработка и реализация конструкторских проектов (56 ч)
1. Проект «Планета Земля» (2 ч)
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование модели глобуса на основе многогранника - ромбоикосододекаэдр.
2. Проект «Древняя Земля. Вымершие животные» (2 ч)
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель динозавра.
3. Проект «Удивительные растения и животные Африки» (2 ч)
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – растения и животные Африки.
4. Проект «Удивительные растения и животные Антарктиды» (2 ч)
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – растения и животные Антарктиды.
5. Проект «Удивительные растения и животные Евразии»
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – растения и животные Евразии.
6. Проект «Удивительные растения и животные Северной Америки»
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – растения и животные Северной Америки.
7. Проект «Удивительные растения и животные Южной Америки»
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – растения и животные Южной Америки.
8. Проект «Удивительные растения и животные Австралии»
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – растения и животные Австралии.
9. Проект «Удивительные растения и животные Мирового океана»
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – растения и животные Мирового океана.
10. Проект «Природные зоны. Ледяные пустыни»
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – растения и животные ледяных пустынь.
11. Проект «Природные зоны. Тундра»
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – растения и животные тундры.
12. Проект «Природные зоны. Тайга»
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – растения и животные тайги.
13. Проект «Мастерская Деда Мороза»
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование атрибутов для Новогоднего праздника.
14. Проект «Природные зоны. Смешанные леса»
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – растения и животные смешанного леса.
15. Проект «Природные зоны. Степь»
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – растения и животные степи.
16. Проект «Природные зоны. Пустыня»
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – растения и животные пустыни.
17. Проект «Природные зоны. Экваториальные леса»
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – растения и животные экваториальных лесов.
18. Проект «Природные зоны. Саванны»
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – растения и животные саванн.
19. Проект «Птицы и насекомые природных зон»
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – птицы и насекомые природных зон.
20. Проект «Подарок маме!»
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – подарок маме.
21. Проект «Атмосфера»
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модели жилища людей, живущих в разных климатических условиях.
22. Проект «Гидросфера»
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель водного пространства.
23. Проект «Природные явления. Вулкан»
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель вулкана.
24. Проект «Экология»
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель очистного сооружения.
25. Проект «Символы Победы!»
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – моделирование символики Дня Победы.
26. Индивидуальный конструкторский проект
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному выбору.
27. Индивидуальный конструкторский проект
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному выбору.
28. Проект «Летнее путешествие»
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование:
Конструирование по собственному представлению – моделирование атрибутов для летнего путешествия.
4 класс
Разработка и реализация конструкторских проектов (68 ч)
1. Проект «Первые жилища. Шалаши и хижины» (2 ч)
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель шалаша или хижины.
2. Проект «Жилища кочевников. Шатры и юрты» (2 ч)
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель шатра и юрты.
3. Проект «Первые дома» (2 ч)
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель дома.
4. Индивидуальные конструкторские проекты (2 ч)
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению.
5. Проект «Дома средневековых ремесленников» (2 ч)
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель дома средневекового ремесленника.
6. Проект «Средневековые замки» (2 ч)
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель средневекового замка.
7. Проект «Крепости. Первые города» (2 ч)
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель городской крепости
8. Индивидуальные конструкторские проекты (2 ч)
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению.
9. Проект «Купеческие особняки в стиле ренессанса» (2 ч)
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель купеческого особняка.
10. Проект «Дворец» (2 ч)
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель дворца.
11. Проект «Древнеегипетские города. Города для мертвых» (2 ч)
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель древнеегипетской пирамиды.
12. Индивидуальные конструкторские проекты (2 ч)
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению.
13. Проект «Греческие города-государства. Римские города» (2 ч)
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель города
14. Проект «Мосты» (2 ч)
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель моста.
15. Проект «Резиденция Деда Мороза» (2 ч)
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель резиденции Деда Мороза.
16. Проект «Мастерская Деда Мороза» (2 ч)
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению атрибуты для новогоднего праздника.
17. Проект «Моя комната. План комнаты» (2 ч)
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель комнаты.
18. Проект «Мой дом. Планировка дома» (2 ч)
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель дома.
19. Проект «Здание. План, вид сверху, вид сбоку» (2 ч)
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель здания.
20. Индивидуальные конструкторские проекты (2 ч)
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению.
21. Проект «Моя улица. План улицы» (2 ч)
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель улицы.
22. Проект «Мой город. План города» (2 ч)
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель города.
23. Проект «Кремль. План кремля» (2 ч)
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель кремля.
24. Индивидуальные конструкторские проекты (2 ч)
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению.
25. Проект «Городская инфраструктура» (2 ч)
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модели инфраструктурных объектов города.
26. Проект «Инфраструктура животноводческого хозяйства» (2 ч)
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модели инфраструктурных объектов животноводческого хозяйства.
27. Проект «Инфраструктура печатного дела» (2 ч)
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель инфраструктуры печатного дела.
28. Индивидуальные конструкторские проекты (2 ч)
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению.
29. Проект «Инфраструктура текстильного производства» (2 ч)
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модели инфраструктурных объектов текстильного производства.
30. Проект «Инфраструктура самолето- и вертолетостроения» (2 ч)
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модели инфраструктурных объектов самолето- и вертолетостроения.
31. Проект «Инфраструктура аэродрома» (2 ч)
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модели инфраструктурных объектов аэродрома.
32. Индивидуальные конструкторские проекты (2 ч)
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению.
33. Проект «Современная архитектура» (2 ч)
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модели зданий современной архитектуры.
34. Проект «Города будущего» (2 ч)
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению – модель города будущего.
35. Индивидуальные конструкторские проекты (2 ч)
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению.
36. Индивидуальные конструкторские проекты (2 ч)
Теория: Подготовка презентации ТИКО-изобретения.
Практическое задание:
Объемное моделирование: Конструирование по собственному представлению.
Класс | Название темы | Всего часов | Из них: | Дата проведения | ||
Теория | Практика | Планируемая | Фактическая | |||
1 класс
| «Мир вокруг нас» | 66 | 24,5 | 41, 5 |
|
|
Исследование многоугольников | 16 | 8 | 8 |
|
| |
Изучение комплекции конструктора ТИКО | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Четырёхугольники - квадрат | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Четырёхугольники - прямоугольник | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Сравнительный анализ треугольников | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Треугольники - остроугольный треугольник | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Треугольники - равносторонний треугольник | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Четырехугольники - ромб | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Четырехугольники - трапеция | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Четырехугольники - параллелограмм | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Пятиугольник | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Шестиугольник | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Треугольники - прямоугольный треугольник | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Восьмиугольник | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Конструирование по образцу | 7 | 0 | 7 |
|
| |
Конструирование по технологической карте | 6 | 1 | 5 |
|
| |
Сравнительный анализ многоугольников | 11 | 5,5 | 5,5 |
|
| |
Прямой угол | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Острый угол | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Тупой угол | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Сравнительный анализ многоугольников | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Призмы и пирамиды | 3 | 1,5 | 1,5 |
|
| |
Кубооктаэдр | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Исследование многогранников | 9 | 4,5 | 4,5 |
|
| |
Пирамиды - треугольная пирамида | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Пирамиды - четырёхугольная пирамида | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Пирамиды - пятиугольная пирамида | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Пирамиды - шестиугольная пирамида | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Призмы - треугольная призма | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Призмы - четырёхугольная призма | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Призмы - пятиугольная призма | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Призмы - шестиугольная призма | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Призмы - восьмиугольная призма | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Комбинирование многогранников | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Конструирование предметов окружающего мира на основе многогранников. Призмы и пирамиды | 5 | 2,5 | 2,5 |
|
| |
| Призмы и пирамиды | 4 | 2 | 2 |
|
|
Кубооктаэдр | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Разработка и реализация конструкторских проектов | 10 | 2 | 8 |
|
| |
Проект «Мастерская Деда Мороза» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Робототехника» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Сказочная крепость» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Детская площадка» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Моя безопасность на дороге» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
2 класс
| «История развития техники» | 68 | 34 | 34 |
|
|
Основные геометрические фигуры | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Черчение многоугольников | 13 | 6,5 | 6,5 |
|
| |
Четырёхугольники: прямоугольник | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Четырёхугольники – квадрат | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Четырёхугольники – параллелограмм | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Четырёхугольники – ромб | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Четырёхугольники – трапеция | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Развертка гексаэдра | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Развертка пирамиды | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Развертка треугольной призмы | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Развертка четырехугольной призмы | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Развертка кубооктаэдра | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Развертка ромбокубооктаэдра | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Развертка октаэдра | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
План, вид сверху, вид сбоку | 7 | 3,5 | 3,5 |
|
| |
Прямоугольный параллелепипед | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Треугольная призма | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Призма (основание – ромб) | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Призма (основание – параллелограмм) | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Трапециевидная призма | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Треугольная пирамида | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Четырехугольная пирамида | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Исследование многогранников | 7 | 3,5 | 3,5 |
|
| |
Додекаэдр | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Икосаэдр | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Усеченный икосаэдр | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Ромбоусеченный кубооктаэдр | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Икосододекаэдр | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Курносый куб | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Звездчатые многогранники | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Разработка и реализация конструкторских проектов | 40 | 20 | 20 |
|
| |
| Проект «Карета для Золушки» | 2 | 1 | 1 |
|
|
Проект «Автомобиль на паровом двигателе» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Автомобиль на двигателе внутреннего сгорания» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Парусные судна» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Пароход» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Аэроплан» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Современный самолет» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Вертолет» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Мастерская Деда Мороза» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Зимние олимпийские виды спорта» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Рельсовый транспорт» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Бытовая техника» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Компьютерная техника» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Военная техника» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Подарок маме» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Летние виды спорта» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Исследование космоса» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Солнечная система» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Промышленная техника» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Робототехника» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
3 класс
| «Удивительные растения и животные Земли» | 68 | 34 | 34 |
|
|
Исследование многогранников | 6 | 3 | 3 |
|
| |
Усеченный икосаэдр | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Конструирование пирамиды | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Курносый додекаэдр | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Усеченный тетраэдр | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Усеченный куб | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Усеченный октаэдр | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Черчение многоугольников | 10 | 5 | 5 |
|
| |
Работа с чертежными инструментами - транспортир | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Треугольники – прямоугольные треугольники | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Треугольники – остроугольные треугольники | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Треугольники – равносторонние треугольники | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Четырехугольники – параллелограмм | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Четырехугольники – ромб | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Четырехугольники – трапеция | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Пятиугольник | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Шестиугольник | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Восьмиугольник | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
Разработка и реализация конструкторских проектов | 52 | 26 | 26 |
|
| |
| Проект «Планета Земля» | 2 | 1 | 1 |
|
|
Проект «Древняя Земля. Вымершие животные» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Удивительные растения и животные Африки» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Удивительные растения и животные Антарктиды» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Удивительные растения и животные Евразии» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Удивительные растения и животные Северной Америки» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Удивительные растения и животные Южной Америки» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Удивительные растения и животные Австралии» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Удивительные растения и животные Мирового океана» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Природные зоны. Ледяные пустыни» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Природные зоны. Тундра» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Природные зоны. Тайга» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Мастерская Деда Мороза» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Природные зоны. Смешанные леса» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Природные зоны. Степь» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
| Проект «Природные зоны. Пустыня» | 2 | 1 | 1 |
|
|
Проект «Природные зоны. Экваториальные леса» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Природные зоны. Саванны» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Птицы и насекомые природных зон» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Подарок маме!» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Атмосфера» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Гидросфера» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Природные явления. Вулкан» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Экология» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Символы Победы!» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Индивидуальный конструкторский проект | 2 | 1 | 1 |
|
| |
4 класс
| «Архитектура и градостроительство» | 68 | 34 | 34 |
|
|
Разработка и реализация конструкторских проектов | 68 | 34 | 34 |
|
| |
Проект «Первые жилища. Шалаши и хижины» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Жилища кочевников. Шатры и юрты» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Первые дома» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Индивидуальные конструкторские проекты | 7 | 3,5 | 3.5 |
|
| |
Проект «Дома средневековых ремесленников» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Средневековые замки» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Крепости. Первые города» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Купеческие особняки в стиле ренессанса» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Дворец | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Древнеегипетские города. Города для мертвых» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Греческие города-государства. Римские города» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Мосты» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Резиденция Деда Мороза» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Мастерская Деда Мороза» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Моя комната. План комнаты» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Мой дом. Планировка дома» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Здание. План, вид сверху, вид сбоку» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Моя улица. План улицы» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Мой город. План города» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Кремль. План Кремля» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Городская инфраструктура | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Инфраструктура животноводческого хозяйства» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
| Проект «Инфраструктура печатного дела» | 2 | 1 | 1 |
|
|
Проект «Инфраструктура текстильного производства» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Инфраструктура самолето- и вертолетостроения» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Инфраструктура аэродрома» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
Проект «Современная архитектура» | 2 | 1 | 1 |
|
| |
| Проект «Города будущего» | 2 | 1 | 1 |
|
|
Итого по программе | 270 | 126,5 | 143,5 |
|
|