СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Администрация города Смоленска
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №9» города Смоленска
(МБОУ "СШ № 9")
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета ________________________ Протокол №1 от «31» 08 2023 г.
|
| УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ В.В.Кудельникова Приказ № 199-од от «31» 08 2023 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ»
ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
5-9 классов
Михайловой Е.Н.
2023 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Что такое безопасность? Безопасность — состояние защищённости жизненно-важных интересов личности, общества, организации, предприятия от потенциально и реально существующих угроз, или отсутствие таких угроз.
Безопасность образовательной организации – это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся и работников от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.
Безопасность образовательной организации включает все виды безопасности: пожарную безопасность, электрическую безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания, природными факторами, антитеррористическую защищенность, в области обеспечения безопасности дорожного движения, экологическую, радиационную безопасность, безопасность в области охраны труда и техники безопасности.
Комплексная безопасность образовательной организации – это состояние защищенности школы от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее ее безопасное функционирование. Безопасность образовательной организации складывается их многих направлений и представляет собой целостную систему, элементы (направления) которой работают взаимосвязано, обеспечивая безопасность учащихся и сотрудников во время образовательного процесса.
Главные задачи, решаемые в области безопасности:
формирование культуры безопасности всех участников образовательного процесса, а
именно:
формирование правильных с точки зрения обеспечения безопасности жизнедеятельности поведенческих мотивов;
развитие качеств личности, направленных на безопасное поведение в окружающем мире;
формирование способностей принятия безопасных решений в быту;
выработка морально-психологической устойчивости в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.
Программа «Школа – территория безопасности» для обучающихся 5-9-х классов
разработана в помощь классным руководителям и предназначена для проведения классных
часов по вопросам обеспечения комплексной безопасности обучающихся общеобразовательных организаций. Содержание программы направлено на подготовку ребенка к сознательному осмыслению его поведения и активного участия в обеспечении полноценной жизни в системе «Человек. Жизненная среда».
Программа имеет практическую направленность и построена на основе интеграции теоретических и практических знаний, которые получают обучающиеся при изучении базовых школьных учебных дисциплин (биологии, физики, химии, физкультуры, трудового обучения и т.п.) и приобретенного жизненного опыта соответственно их возрасту.
Основные методы обеспечения безопасности:
повышение устойчивости к деструктивным воздействиям (выработка и укрепление иммунитета);
создание системы защиты;
создание системы ликвидации последствий деструктивных
воздействий;
уничтожение (изоляция) источников угроз;
предотвращение нападения (разрыв дистанции,
уклоны, маскировка, заключение пакта о ненападении).
Каждому человеку свойственно ошибаться. К тому же следует учитывать ситуационность безопасности. Действия, в одних условиях приводят к положительному результату, в других могут оказаться неблагоприятными.
Обучающиеся общеобразовательных организаций должны быть подготовлены и уметь пользоваться моделями безопасности, а именно: определять приближающуюся опасность или уже возникшую; анализировать уровень опасности, принимать правильное решение в отношении её и сознательно действовать, чтобы предотвратить опасность или уменьшить её последствия.
На реализацию программы в каждом классе отводится по 34 часа в год (еженедельно по 1 часу).
Цель программы: подготовка обучающихся к безопасной жизнедеятельности, сознательному осмыслению своего поведения и активному участию в обеспечении полноценной безопасной жизни.
Задачи программы:
формирование у обучающихся необходимых составляющих индивидуальной защищенности человека, а именно: психологической готовности адекватно действовать в случае приближения или возникновения опасностей, умений и навыков сознательного принятия решений;
осознание обучающимися своих прав и обязанностей по отношению к собственному здоровью и жизни, здоровью и жизни окружающих, предоставлению доврачебной помощи;
обучение обучающихся сохранению природы, видению целостной картины опасностей (опасности), связанных с окружающей средой,
анализу и умению управлять своим поведением.
Программа построена на основе интеграции теоретических и практических знаний, которые получают обучающиеся при изучении школьных учебных дисциплин (биологии, физики, химии, физкультуры, трудового обучения и т.п.), межпредметных связей
приобретенного жизненного опыта соответственно их возраста и психофизического состояния. При ее содержательном наполнении учитываются статистические данные по несчастным случаям, которые произошли с детьми, последствия чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, их влияние на здоровье человека и состояние окружающей среды.
Каждый год обучения предполагает формирование у обучающихся определенных знаний и понятий о типичных опасностях. Наряду с теоретическими знаниями, необходимыми и обязательными являются практические умения и навыки, которыми должны овладеть обучающиеся. В основу проведения классных часов положена активная умственная и практическая деятельность обучающихся. При моделировании опасных ситуаций дети и подростки учатся определять опасность и уровень ее угрозы, анализировать опасные ситуации, знакомятся с типичными примерами выхода из них, учатся критически оценивать личностные психологические и физические возможности.
Классным руководителем обращается особое внимание на выполнение требований к знаниям и умениям обучающихся. Он способствует формированию у детей сознательной гражданской позиции по собственной и коллективной безопасности, расширению их мировоззрения и углублению уровня приобретенных практических умений и навыков.
Программа имеет несколько сквозных содержательных линий, разделов:
формирование здорового образа жизни;
пожарная и электробезопасность;
правила дорожного движения;
правила поведения в чрезвычайных ситуациях.
Формы и методы работы
Деятельность классного руководителя по реализации программы «Школа безопасности» направлена на формирование модели безопасности в чрезвычайных ситуациях в быту, на улице, в школе, транспорте, лесу, на воде, в общественных местах и т.п.
Рекомендуемые формы и методы работы: моделирование, проектирование, социологические исследования, анкетирование, поисковая работа, эксперимент, тренинги, дискуссии, дебаты, брейн-ринги, круглые столы, деловые игры, инсценировки, викторины, ток-шоу, технопарки, экскурсии, конкурсы, КВНы, эстафеты, флэш-мобы, акции, презентации, агитбригады, лектории, встречи со специалистами по ЧС, психологами, стенгазеты, газеты, листовки, плакаты, бюллетени, дайджесты, буклеты, памятки, просмотры учебных фильмов, снятие видеороликов, рекламы и антирекламы и т.п.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Название разделов, тем | Количество часов для изучения | Содержание курса внеурочной деятельности | Формы организации и виды деятельности |
Формирование здорового образа жизни
| 10 | Принятие ценности здоровья, как одной из главных ценностей человека позволит обучающимся ориентировать свое поведение на сбережение и укрепление здоровья своего и окружающих, успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть способности, наиболее полно реализовать личностный потенциал, приумножить успехи в спорте.
|
|
Пожарная и электробезопасность
| 8 | Обучение обучающихся правилам пожарной и электробезопасности проводится с целью воспитания у них бережного отношения к своей жизни, здоровью и имуществу, оказания практической помощи в сохранении жизни, здоровья и имущества других граждан, формирования навыков по предупреждению пожаров и тушению загораний, применению первичных средств пожаротушения, оказанию первой помощи пострадавшим при пожарах и повреждениях электрическим током.
Классные часы по изучению правил пожарной и электробезопасности проводятся с учетом возраста обучающихся, с привлечением специалистов – работников пожарной охраны. Подготовка обучающихся по пожарной и электробезопасности включает проведение практических занятий по эвакуации в случае пожара, организацию просмотров учебных фильмов, тематических бесед, проведение инструктажей о правилах пожарной и электробезопасности, изучение правил поведения в случае возникновения пожара в помещении.
|
|
Правила дорожного движения
| 10 |
Классные часы по изучениюправил дорожного движения призваны сформировать у обучающихся устойчивые знания этих правил, привить умения правильно ориентироваться в сложной дорожной ситуации, сформировать сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
|
|
Правила поведения в чрезвычайных ситуациях
| 6 | Чрезвычайная ситуация (ЧС) – совокупность условий и обстоятельств, создающих опасную для жизнедеятельности человека обстановку на конкретном объекте, территории (акватории), возникших в результате совершившейся аварии или катастрофы, опасного природного явления.
Изучение наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких условиях призвано подготовить человека к выбору правильного решения для выхода из чрезвычайной ситуации с наименьшими потерями. Такая подготовка должна носить непрерывный характер на всех этапах жизнедеятельности человека и, непременно, в общеобразовательной организации.
рамках классных часов, привлекая специалистов по ЧС, классный руководитель проводит работу по вопросам гражданской обороны (ГО) и ЧС. В первую очередь это обучение обучающихся, что поможет разобраться в сигналах оповещения, порядке действий при возникновении ЧС как мирного, так и военного времени; дает информацию о тех ЧС, которые могут возникнуть на территории региона, на своем или соседнем объекте; знакомит со способами и порядком защиты населения при возникновении ЧС; напоминает об основных способах оказания первой медицинской помощи пострадавшим; знакомит со структурой ГО, должностными лицами, которые отвечают за ее мероприятия, организуют работу по ГО и ЧС.
|
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Резерв |
1. | Формирование здорового образа жизни | 50 |
|
2. | Пожарная и электробезопасность | 40 |
|
3. | Правила дорожного движения | 50 |
|
4. | Правила поведения в чрезвычайных ситуациях | 30 |
|
Итого |
| 170 |
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 5 класса
( 1 ч в неделю; всего 34ч.)
№ урока | Тема урока | Дата | Корректировка КТП | Дополнительные информация с учетом специфики курса |
Раздел. Формирование здорового образа жизни (10 часов) | ||||
1 | Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» Факторы, влияющие на здоровье |
|
|
|
2 | Основы здорового образа жизни: режим дня, здоровое питание.
|
|
|
|
3 | Профилактика переедания, пищевых отравлений.
|
|
|
|
4 | Двигательная активность, физическая культура и спорт- залог здоровья |
|
|
|
5 | Закаливание организма – необходимое условие укрепления здоровья
|
|
|
|
6 | Мой компьютер - плюсы и минусы |
|
|
|
7 | Простудные инфекционные болезни (ГРИПП,ОРВИ): признаки, пути передачи |
|
|
|
8 | Профилактика инфекционных заболеваний |
|
|
|
9 | Вредные привычки и их влияние на здоровье |
|
|
|
10. | Жевательная резинка. История. Вред и польза - сделай свой выбор |
|
|
|
Раздел 2. Пожарная и электробезопасность (8 часов) | ||||
11 | Огонь в доме. Вызов пожарной службы по телефону. |
|
|
|
12 | Знакомство с профессией пожарный и с его обязанностями |
|
|
|
13 | Пожар. Виды пожаров. Средства пожаротушения |
|
|
|
14 | Причины возникновения пожаров в доме. |
|
|
|
15 | Правила поведения при пожаре общественных местах |
|
|
|
16 | Костер. Меры пожарной безопасности при разведении костра |
|
|
|
17 | Правила обращения с электроприборами |
|
|
|
18 | Правила электробезопасности |
|
|
|
Раздел 3. Правила дорожного движения (10 часов) | ||||
19 | Правила движения – закон улиц и дорог. Дороги в микрорайоне школы |
|
|
|
20 | Причины дорожно-транспортных происшествий |
|
|
|
21 | Формы регулирования дорожного движения. Дорожная разметка и дорожные знаки. Светофор |
|
|
|
22 | Правила перехода дорог. Перекрестки
|
|
|
|
23 | Транспортные средства и дорожное движение. Правила езды на велосипеде |
|
|
|
24 | Железнодорожный транспорт.Безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира
|
|
|
|
25 | Правила поведения пассажиров в автобусе |
|
|
|
26 | Правила поведения пассажиров в автомобиле |
|
|
|
27 | Обязанности участников дорожного движения |
|
|
|
28 | Виды ответственности участников дорожного движения |
|
|
|
Раздел 4. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях (6 часов) | ||||
29 | Что такое чрезвычайная ситуация. Виды чрезвычайных ситуаций |
|
|
|
30 | Правила поведения в чрезвычайных ситуациях |
|
|
|
31 | Газ опасным может стать, если правила не знать! |
|
|
|
32 | Ситуации аварийного характера в жилище. |
|
|
|
33 | Правила безопасного поведения на водоёмах в разные сезоны года |
|
|
|
34 | Итоговое занятие |
|
|
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 6 класса
( 1 ч в неделю; всего 34ч.)
№ урока | Тема урока | Дата | Корректировка КТП | Дополнительные информация с учетом специфики кура | ||
Раздел. Формирование здорового образа жизни (10 часов) | ||||||
1 | ЗОЖ. Разговор о правильном питании. |
|
|
| ||
2 | Витамины и их роль в жизни человека |
|
|
| ||
3 | Профилактика пищевых отравлений |
|
|
| ||
4 | Личная гигиена и здоровье |
|
|
| ||
5 | Здоровый образ жизни и вредные привычки |
|
|
| ||
6 | Компьютер и его влияние на здоровье |
|
|
| ||
7 | Режим дня и здоровье человека. Профилактика утомления |
|
|
| ||
8 | Простудные инфекционные болезни (ГРИПП,ОРВИ): признаки, пути передачи |
|
|
| ||
9 | Профилактика инфекционных заболеваний |
|
|
| ||
10. | Влияние шума на здоровье человека |
|
|
| ||
Раздел 2. Пожарная и электробезопасность (8 часов) | ||||||
11 | Горение. Опасные факторы горения |
|
|
| ||
12 | Основные правила поведения при пожаре |
|
|
| ||
13 | Если горит у соседей. Действия при возникновении пожаров |
|
|
| ||
14 | Пожарная безопасность. Причины пожаров в быту, в лесу. |
|
|
| ||
15 | Индивидуальные и коллективные средства защиты при пожаре |
|
|
| ||
16 | Правила электробезопасности |
|
|
| ||
17 | Пожарная безопасность электрического тока |
|
|
| ||
18 | Правила обращения с электроприборами |
|
|
| ||
Раздел 3. Правила дорожного движения (10 часов) | ||||||
19 | Дорожно-транспортные происшествия. Причины ДТП. |
|
|
| ||
20 | Правила безопасности на железной дороге |
|
|
| ||
21 | Перевозка людей. Аптечка и её содержимое. Правила безопасного поведения пассажиров. |
|
|
| ||
22 | Правила поведения пассажиров в троллейбусе и в трамвае |
|
|
| ||
23 | Правила езды на велосипеде |
|
|
| ||
24 | Железнодорожный транспорт. Правила поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира
|
|
|
| ||
25 | Правила поведения пассажиров в автобусе |
|
|
| ||
26 | Изучение дорожных ситуаций, которые приводят к дорожно-транспортным происшествиям |
|
|
| ||
27 | Правила поведения пассажиров в автомобиле |
|
|
| ||
28 | Обязанности участников дорожного движения |
|
|
| ||
Раздел 4. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях (6 часов) | ||||||
29 |
Что такое чрезвычайная ситуация. Виды чрезвычайных ситуаций |
|
|
| ||
30 | Правила поведения в чрезвычайных ситуациях |
|
|
| ||
31 | Пиротехника — это серьезно! |
|
|
| ||
32 | Правила безопасного поведения на водоёмах в разные сезоны года |
|
|
| ||
33 | Правила обеспечения сохранности личных вещей в общественных местах |
|
|
| ||
34 | Итоговое занятие |
|
|
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 7 класса
( 1 ч в неделю; всего 34ч.)
№ урока | Тема урока | Дата | Корректировка КТП | Дополнительные информация с учетом специфики курса |
Раздел. Формирование здорового образа жизни (10 часов) | ||||
1 | Формула здоровья |
|
|
|
2 | Стресс и его влияние на здоровье человека |
|
|
|
3 | Правильное питание. Пищевые добавки и витамины |
|
|
|
4 | Спорт-это здоровье |
|
|
|
5 | Здоровые привычки - здоровый образ жизни |
|
|
|
6 | Простудные инфекционные (ГРИПП,ОРВИ): признаки, пути передачи |
|
|
|
7 | Профилактика инфекционных заболеваний |
|
|
|
8 | Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста. |
|
|
|
9 | Формирование личности подростка в процессе взаимоотношений со взрослыми |
|
|
|
10. | Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола.
|
|
|
|
Раздел 2. Пожарная и электробезопасность (8 часов) | ||||
11 | Пожароопасные вещества и материалы |
|
|
|
12 | Причины возникновения пожаров. Тушение пожара на начальной стадии возгорания |
|
|
|
13 | Индивидуальные и коллективные средства защиты при пожаре
|
|
|
|
14 | Особенности поведения при возникновении пожара в соседних квартирах, на лестнице многоэтажного дома. |
|
|
|
15 | Причины пожаров в лесу. Костёр. Правила разведения костра
|
|
|
|
16 | Занятие - практикум "Твои действия при пожаре" |
|
|
|
17 | Правила обращения с электроприборами |
|
|
|
18 | Правила электробезопасности |
|
|
|
Раздел 3. Правила дорожного движения (10 часов) | ||||
19 | Культура транспортного поведения и ответственность за нарушение ПДД |
|
|
|
20 | Перевозка людей. Правила перевозки на мопеде, мотоцикле |
|
|
|
21 | Причины ДТП. Оказание пострадавшим первой доврачебной помощи. Действия свидетелей при ДТП |
|
|
|
22 | Типичные ошибки на улицах и дорогах. |
|
|
|
23 | Безопасность участников дорожного движения – пассажира, пешехода, водителя |
|
|
|
24 | Правила езды на велосипеде |
|
|
|
25 | Железнодорожный транспорт. Правила поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира
|
|
|
|
26 | Правила поведения пассажиров в автобусе и автомобиле |
|
|
|
27 | Обязанности участников дорожного движения |
|
|
|
28 | Виды ответственности участников дорожного движения |
|
|
|
Раздел 4. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях (6 часов) | ||||
29 | Что такое чрезвычайная ситуация? Виды чрезвычайных ситуаций |
|
|
|
30 | Чрезвычайные ситуации разного уровня. |
|
|
|
31 | Действия населения при ураганах, снежных заносах. |
|
|
|
32 | Правила поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, в лифте и другом общественном месте |
|
|
|
33 | Правила безопасного поведения на водоёмах в разные сезоны года |
|
|
|
34 | Итоговое занятие |
|
|
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 8 класса
( 1 ч в неделю; всего 34ч.)
№ урока | Тема урока | Дата | Корректировка КТП | Дополнительные информация с учетом специфики курса |
Раздел. Формирование здорового образа жизни (10 часов) | ||||
1 | Здоровье как основная ценность человека |
|
|
|
2 | Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность |
|
|
|
3 | Репродуктивное здоровье — составляющая |
|
|
|
4 | Вредные привычки и их влияние на здоровье подростков |
|
|
|
5 | Простудные инфекционные (ГРИПП,ОРВИ): признаки, пути передачи |
|
|
|
6 | Профилактика инфекционных заболеваний |
|
|
|
7 | Алкоголь и его влияние на здоровье человека |
|
|
|
8 | Табакокурение и здоровье подростка |
|
|
|
9 | Гигиена питания |
|
|
|
10. | Сон подростка. Влияние здорового сна на работоспособность человека |
|
|
|
Раздел 2. Пожарная и электробезопасность (8 часов) | ||||
11 | Противопожарный режим в школе |
|
|
|
12 | Первичные средства пожаротушения. Знаки безопасности |
|
|
|
13 | Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре |
|
|
|
14 | Профилактика пожаров в повседневной жизни, организация защиты населения |
|
|
|
15 | Индивидуальные и коллективные средства защиты при пожаре |
|
|
|
16 | Огнетушитель, его виды и предназначение |
|
|
|
17 | Правила обращения с электроприборами |
|
|
|
18 | Влияние экологии на здоровье человека |
|
|
|
Раздел 3. Правила дорожного движения (10 часов) | ||||
19 | Организация дорожного движения: обязанности пешеходов и пассажиров |
|
|
|
20 | Элементы дорог. Разметка проезжей части. Дорожные знаки |
|
|
|
21 | Транспортные средства на улицах и дорогах |
|
|
|
22 | Опознавание транспортных средств. Остановочный и тормозной пути автомобиля |
|
|
|
23 | Правила поведения пассажиров в автобусе и автомобиле |
|
|
|
24 | Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста |
|
|
|
25 | Правила безопасности дорожного движения для пассажиров и водителей транспортных средств |
|
|
|
26 | Поведение при угрозе и во время аварии. Безопасная поза
|
|
|
|
27 | Железнодорожный транспорт. Правила поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира
|
|
|
|
28 | Виды ответственности участников дорожного движения |
|
|
|
Раздел 4. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях (6 часов) | ||||
29 | Что такое чрезвычайная ситуация? Виды чрезвычайных ситуаций |
|
|
|
30 | Чрезвычайные ситуации разного уровня. |
|
|
|
31 | Криминогенные ситуации и личная безопасность.
|
|
|
|
32 | Меры предосторожности при обнаружении взрывного устройства |
|
|
|
33 | Правила безопасного поведения на водоёмах в разные сезоны года |
|
|
|
34 | Итоговое занятие |
|
|
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 9 класса
( 1 ч в неделю; всего 34ч.)
№ урока | Тема урока | Дата | Корректировка КТП | Дополнительные информация с учетом специфики курса |
Раздел. Формирование здорового образа жизни (10 часов) | ||||
1 | Жизнь без вредных привычек |
|
|
|
2 | Наркотики – война без взрывов |
|
|
|
3 | Аксиомы алкоголя |
|
|
|
4 | Пиво и энергетические напитки. Нужны ли они молодёжи? |
|
|
|
5 | Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России |
|
|
|
6 | Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе |
|
|
|
7 | Простудные инфекционные (ГРИПП,ОРВИ): признаки, пути передачи |
|
|
|
8 | Профилактика инфекционных заболеваний |
|
|
|
9 | Гигиена питания |
|
|
|
10. | Генномодифицированные продукты: за и против |
|
|
|
Раздел 2. Пожарная и электробезопасность (8 часов) | ||||
11 | Как уберечь жилище от пожара |
|
|
|
12 | Подручные средства пожаротушения |
|
|
|
13 | Оказание первой медицинской помощи при ожогах |
|
|
|
14 | Пожарная безопасность газовых приборов |
|
|
|
15 | Использование электроприборов в быту и их пожарная опасность |
|
|
|
16. | Понятие о коротком замыкании, перегрузке электросети. |
|
|
|
17 | Правила использования пиротехнических изделий |
|
|
|
18 | Меры пожарной безопасности при использовании предметов бытовой химии |
|
|
|
Раздел 3. Правила дорожного движения (10 часов) | ||||
19 | Права и обязанности участников дорожного движения |
|
|
|
20 | Опасные ситуации, возникшие по вине водителя и по вине пешехода |
|
|
|
21 | Меры по обеспечению безопасности дорожного движения. Единые правила дорожного движения |
|
|
|
22 | Движение в сложных погодных условиях |
|
|
|
23 | Правила поведения велосипедиста. Дополнительные требования к движению велосипедистов |
|
|
|
24 | Агрессия на дорогах |
|
|
|
25 | Правила перевозки пассажиров на мотоциклах и мотороллерах |
|
|
|
26 | Поведение участников и очевидцев ДТП |
|
|
|
27 | Правила поведения в общественном транспорте. Аварийная ситуация для пешеходов, находящихся на остановках общественного транспорта. |
|
|
|
28 | Уголовная и административная ответственность за нарушение правил дорожного движения |
|
|
|
Раздел 4. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях (6 часов) | ||||
29 | Что такое чрезвычайная ситуация? Виды чрезвычайных ситуаций |
|
|
|
30 | Правила защиты от мошенников |
|
|
|
31 | Правила поведения в случае угрозы террористического акта |
|
|
|
32 | Криминогенные ситуации и личная безопасность. |
|
|
|
33 | Правила безопасного поведения на водоёмах в разные сезоны года |
|
|
|
34 | Итоговое занятие |
|
|
|
Результаты изучения курса «Школа безопасности» в 5 классе
Личностными результатами обучения являются:
развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения являются:
овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами обучения являются:
В познавательной сфере:
знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3.В коммуникативной сфере:
умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
Результаты изучения курса «Школа безопасности» в 6 классе
Личностные результаты:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Результаты изучения курса «Школа безопасности» в 7 классе
Личностные результаты:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
уважительное отношение к другим участникам – субъектам безопасности;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности
жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Школа безопасности»;
способность к самооценке.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и сов местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин-тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование умений взаимодействовать с окружающими.
этой целью планируется у обучающихся формирование следующих
универсальных учебных действий:
познавательные как способность применять для решения практических задач
различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
регулятивные как владение способами организации, планирования различных
видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделить и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме
речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием;
работать в группе, учитывать мнение партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Результаты изучения курса «Школа безопасности» в 8 классе
Личностные результаты:
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные результаты:
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
• формирование духовно-нравственных качеств учащихся для снижения опасности быть вовлеченным в экстремистскую и террористическую деятельность.
Предметные результаты:
• формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
• понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
• понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
• формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребления алкоголя, наркотиков, курения и нанесения иного вреда здоровью;
• формирование экстремистской и антитеррористической личностной позиции;
• понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
• знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
• знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
• умения оказывать первую медицинскую помощь;
• умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
Результаты изучения курса «Школа безопасности» в 9 классе
Личностные результаты:
усвоение правил индивидуального и коллективного без
опасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и
на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной,
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира:
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственною поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование анти экстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной
задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанною выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять поняли, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы,
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы дли решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
освоение приемок действии в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защита личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и зашиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.