СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ» ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ 5-9 классов

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ» ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ 5-9 классов»


Администрация города Смоленска‌‌

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №9» города Смоленска

(МБОУ "СШ № 9")





РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

________________________

Протокол №1 от «31» 08 2023 г.



УТВЕРЖДЕНО

Директор

________________________

В.В.Кудельникова

Приказ № 199-од от «31» 08 2023 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ»

ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

5-9 классов

Михайловой Е.Н.






















2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Что такое безопасность? Безопасность — состояние защищённости жизненно-важных интересов личности, общества, организации, предприятия от потенциально и реально существующих угроз, или отсутствие таких угроз.


Безопасность образовательной организации это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся и работников от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.


Безопасность образовательной организации включает все виды безопасности: пожарную безопасность, электрическую безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания, природными факторами, антитеррористическую защищенность, в области обеспечения безопасности дорожного движения, экологическую, радиационную безопасность, безопасность в области охраны труда и техники безопасности.


Комплексная безопасность образовательной организации – это состояние защищенности школы от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее ее безопасное функционирование. Безопасность образовательной организации складывается их многих направлений и представляет собой целостную систему, элементы (направления) которой работают взаимосвязано, обеспечивая безопасность учащихся и сотрудников во время образовательного процесса.


Главные задачи, решаемые в области безопасности:

  • формирование культуры безопасности всех участников образовательного процесса, а

именно:


    • формирование правильных с точки зрения обеспечения безопасности жизнедеятельности поведенческих мотивов;


    • развитие качеств личности, направленных на безопасное поведение в окружающем мире;


    • формирование способностей принятия безопасных решений в быту;


    • выработка морально-психологической устойчивости в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.


Программа «Школа – территория безопасности» для обучающихся 5-9-х классов

разработана в помощь классным руководителям и предназначена для проведения классных


часов по вопросам обеспечения комплексной безопасности обучающихся общеобразовательных организаций. Содержание программы направлено на подготовку ребенка к сознательному осмыслению его поведения и активного участия в обеспечении полноценной жизни в системе «Человек. Жизненная среда».


Программа имеет практическую направленность и построена на основе интеграции теоретических и практических знаний, которые получают обучающиеся при изучении базовых школьных учебных дисциплин (биологии, физики, химии, физкультуры, трудового обучения и т.п.) и приобретенного жизненного опыта соответственно их возрасту.


Основные методы обеспечения безопасности:


  • повышение устойчивости к деструктивным воздействиям (выработка и укрепление иммунитета);


  • создание системы защиты;

  • создание системы ликвидации последствий деструктивных

воздействий;


  • уничтожение (изоляция) источников угроз;

 предотвращение нападения (разрыв дистанции,


уклоны, маскировка, заключение пакта о ненападении).


Каждому человеку свойственно ошибаться. К тому же следует учитывать ситуационность безопасности. Действия, в одних условиях приводят к положительному результату, в других могут оказаться неблагоприятными.


Обучающиеся общеобразовательных организаций должны быть подготовлены и уметь пользоваться моделями безопасности, а именно: определять приближающуюся опасность или уже возникшую; анализировать уровень опасности, принимать правильное решение в отношении её и сознательно действовать, чтобы предотвратить опасность или уменьшить её последствия.


На реализацию программы в каждом классе отводится по 34 часа в год (еженедельно по 1 часу).


Цель программы: подготовка обучающихся к безопасной жизнедеятельности, сознательному осмыслению своего поведения и активному участию в обеспечении полноценной безопасной жизни.


Задачи программы:


  • формирование у обучающихся необходимых составляющих индивидуальной защищенности человека, а именно: психологической готовности адекватно действовать в случае приближения или возникновения опасностей, умений и навыков сознательного принятия решений;

  • осознание обучающимися своих прав и обязанностей по отношению к собственному здоровью и жизни, здоровью и жизни окружающих, предоставлению доврачебной помощи;


    • обучение обучающихся сохранению природы, видению целостной картины опасностей (опасности), связанных с окружающей средой,

анализу и умению управлять своим поведением.


Программа построена на основе интеграции теоретических и практических знаний, которые получают обучающиеся при изучении школьных учебных дисциплин (биологии, физики, химии, физкультуры, трудового обучения и т.п.), межпредметных связей


  • приобретенного жизненного опыта соответственно их возраста и психофизического состояния. При ее содержательном наполнении учитываются статистические данные по несчастным случаям, которые произошли с детьми, последствия чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, их влияние на здоровье человека и состояние окружающей среды.


Каждый год обучения предполагает формирование у обучающихся определенных знаний и понятий о типичных опасностях. Наряду с теоретическими знаниями, необходимыми и обязательными являются практические умения и навыки, которыми должны овладеть обучающиеся. В основу проведения классных часов положена активная умственная и практическая деятельность обучающихся. При моделировании опасных ситуаций дети и подростки учатся определять опасность и уровень ее угрозы, анализировать опасные ситуации, знакомятся с типичными примерами выхода из них, учатся критически оценивать личностные психологические и физические возможности.


Классным руководителем обращается особое внимание на выполнение требований к знаниям и умениям обучающихся. Он способствует формированию у детей сознательной гражданской позиции по собственной и коллективной безопасности, расширению их мировоззрения и углублению уровня приобретенных практических умений и навыков.


Программа имеет несколько сквозных содержательных линий, разделов:


    • формирование здорового образа жизни;

    • пожарная и электробезопасность;


    • правила дорожного движения;

    • правила поведения в чрезвычайных ситуациях.


Формы и методы работы


Деятельность классного руководителя по реализации программы «Школа безопасности» направлена на формирование модели безопасности в чрезвычайных ситуациях в быту, на улице, в школе, транспорте, лесу, на воде, в общественных местах и т.п.


Рекомендуемые формы и методы работы: моделирование, проектирование, социологические исследования, анкетирование, поисковая работа, эксперимент, тренинги, дискуссии, дебаты, брейн-ринги, круглые столы, деловые игры, инсценировки, викторины, ток-шоу, технопарки, экскурсии, конкурсы, КВНы, эстафеты, флэш-мобы, акции, презентации, агитбригады, лектории, встречи со специалистами по ЧС, психологами, стенгазеты, газеты, листовки, плакаты, бюллетени, дайджесты, буклеты, памятки, просмотры учебных фильмов, снятие видеороликов, рекламы и антирекламы и т.п.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Название разделов, тем

Количество часов для изучения

Содержание курса внеурочной деятельности

Формы организации и виды деятельности

Формирование здорового образа жизни





10

Принятие ценности здоровья, как одной из главных ценностей человека позволит обучающимся ориентировать свое поведение на сбережение и укрепление здоровья своего и окружающих, успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть способности, наиболее полно реализовать личностный потенциал, приумножить успехи в спорте.



Пожарная и электробезопасность


8

Обучение обучающихся правилам пожарной и электробезопасности проводится с целью воспитания у них бережного отношения к своей жизни, здоровью и имуществу, оказания практической помощи в сохранении жизни, здоровья и имущества других граждан, формирования навыков по предупреждению пожаров и тушению загораний, применению первичных средств пожаротушения, оказанию первой помощи пострадавшим при пожарах и повреждениях электрическим током.


Классные часы по изучению правил пожарной и электробезопасности проводятся с учетом возраста обучающихся, с привлечением специалистов – работников пожарной охраны. Подготовка обучающихся по пожарной и электробезопасности включает проведение практических занятий по эвакуации в случае пожара, организацию просмотров учебных фильмов, тематических бесед, проведение инструктажей о правилах пожарной и электробезопасности, изучение правил поведения в случае возникновения пожара в помещении.



Правила дорожного движения


10


Классные часы по изучениюправил дорожного движения призваны сформировать у обучающихся устойчивые знания этих правил, привить умения правильно ориентироваться в сложной дорожной ситуации, сформировать сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.



Правила поведения в чрезвычайных ситуациях


6

Чрезвычайная ситуация (ЧС) совокупность условий и обстоятельств, создающих опасную для жизнедеятельности человека обстановку на конкретном объекте, территории (акватории), возникших в результате совершившейся аварии или катастрофы, опасного природного явления.


Изучение наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких условиях призвано подготовить человека к выбору правильного решения для выхода из чрезвычайной ситуации с наименьшими потерями. Такая подготовка должна носить непрерывный характер на всех этапах жизнедеятельности человека и, непременно, в общеобразовательной организации.


  • рамках классных часов, привлекая специалистов по ЧС, классный руководитель проводит работу по вопросам гражданской обороны (ГО) и ЧС. В первую очередь это обучение обучающихся, что поможет разобраться в сигналах оповещения, порядке действий при возникновении ЧС как мирного, так и военного времени; дает информацию о тех ЧС, которые могут возникнуть на территории региона, на своем или соседнем объекте; знакомит со способами и порядком защиты населения при возникновении ЧС; напоминает об основных способах оказания первой медицинской помощи пострадавшим; знакомит со структурой ГО, должностными лицами, которые отвечают за ее мероприятия, организуют работу по ГО и ЧС.








ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Название раздела

Количество часов

Резерв

1.

Формирование здорового образа жизни

50


2.

Пожарная и электробезопасность

40


3.

Правила дорожного движения

50


4.

Правила поведения в чрезвычайных ситуациях

30


Итого


170



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 5 класса

( 1 ч в неделю; всего 34ч.)


№ урока

Тема урока

Дата

Корректировка КТП

Дополнительные информация с учетом специфики курса

Раздел. Формирование здорового образа жизни (10 часов)

1

Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» Факторы, влияющие на здоровье




2

Основы здорового образа жизни: режим дня, здоровое питание.





3

Профилактика переедания, пищевых отравлений.





4

Двигательная активность, физическая культура и спорт- залог здоровья




5

Закаливание организма – необходимое условие укрепления здоровья





6

Мой компьютер - плюсы и минусы




7

Простудные инфекционные болезни (ГРИПП,ОРВИ): признаки, пути передачи




8

Профилактика инфекционных заболеваний




9

Вредные привычки и их влияние на здо­ровье




10.

Жевательная резинка. История. Вред и польза - сделай свой выбор




Раздел 2. Пожарная и электробезопасность (8 часов)

11

Огонь в доме. Вызов пожарной службы по телефону.




12

Знакомство с профессией пожарный и с его обязанностями




13

Пожар. Виды пожаров. Средства пожаротушения




14

Причины возникновения пожаров в доме.




15

Правила поведения при пожаре общественных местах




16

Костер. Меры пожарной безопасности при разведении костра




17

Правила обращения с электроприборами




18

Правила электробезопасности




Раздел 3. Правила дорожного движения (10 часов)

19

Правила движения – закон улиц и дорог. Дороги в микрорайоне школы




20

Причины дорожно-транспортных происшествий




21

Формы регулирования дорожного движения. Дорожная разметка и дорожные знаки. Светофор




22

Правила перехода дорог. Перекрестки





23

Транспортные средства и дорожное движение. Правила езды на велосипеде




24

Железнодорожный транспорт.Безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира





25

Правила поведения пассажиров в автобусе




26

Правила поведения пассажиров в автомобиле




27

Обязанности участников дорожного движения




28

Виды ответственности участников дорожного движения




Раздел 4. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях (6 часов)

29

Что такое чрезвычайная ситуация.

Виды чрезвычайных ситуаций




30

Правила поведения в чрезвычайных ситуациях




31

Газ опасным может стать, если правила не знать!




32

Ситуации аварийного характера в жилище.




33

Правила безопасного поведения на водоёмах в разные сезоны года




34

Итоговое занятие




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 6 класса

( 1 ч в неделю; всего 34ч.)


№ урока

Тема урока


Дата

Корректировка КТП

Дополнительные информация с учетом специфики кура

Раздел. Формирование здорового образа жизни (10 часов)

1

ЗОЖ. Разговор о правильном питании.




2

Витамины и их роль в жизни человека




3

Профилактика пищевых отравлений




4

Личная гигиена и здоровье




5

Здоровый образ жизни и вредные привычки




6

Компьютер и его влияние на здоровье




7

Режим дня и здоровье человека. Профилактика утомления




8

Простудные инфекционные болезни (ГРИПП,ОРВИ): признаки, пути передачи




9

Профилактика инфекционных заболеваний




10.

Влияние шума на здоровье человека




Раздел 2. Пожарная и электробезопасность (8 часов)

11

Горение. Опасные факторы горения




12

Основные правила поведения при пожаре




13

Если горит у соседей. Действия при возникновении пожаров




14

Пожарная безопасность. Причины пожаров в быту, в лесу.




15

Индивидуальные и коллективные средства защиты при пожаре




16

Правила электробезопасности




17

Пожарная безопасность электрического тока




18

Правила обращения с электроприборами




Раздел 3. Правила дорожного движения (10 часов)

19

Дорожно-транспортные происшествия. Причины ДТП.




20

Правила безопасности на железной дороге




21

Перевозка людей. Аптечка и её содержимое. Правила безопасного поведения пассажиров.




22

Правила поведения пассажиров в троллейбусе и в трамвае




23

Правила езды на велосипеде




24

Железнодорожный транспорт. Правила поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира





25

Правила поведения пассажиров в автобусе




26

Изучение дорожных ситуаций, которые приводят к дорожно-транспортным происшествиям




27

Правила поведения пассажиров в автомобиле




28

Обязанности участников дорожного движения




Раздел 4. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях (6 часов)

29

Что такое чрезвычайная ситуация.

Виды чрезвычайных ситуаций




30

Правила поведения в чрезвычайных ситуациях




31

Пиротехника — это серьезно!




32

Правила безопасного поведения на водоёмах в разные сезоны года




33

Правила обеспечения сохранности личных вещей в общественных местах




34

Итоговое занятие






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 7 класса

( 1 ч в неделю; всего 34ч.)


№ урока

Тема урока


Дата

Корректировка КТП

Дополнительные информация с учетом специфики курса

Раздел. Формирование здорового образа жизни (10 часов)

1

Формула здоровья




2

Стресс и его влияние на здоровье человека




3

Правильное питание. Пищевые добавки и витамины




4

Спорт-это здоровье




5

Здоровые привычки - здоровый образ жизни




6

Простудные инфекционные (ГРИПП,ОРВИ): признаки, пути передачи




7

Профилактика инфекционных заболеваний




8

Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста.




9

Формирование личности подростка в процессе взаимоотношений со взрослыми




10.

Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола.





Раздел 2. Пожарная и электробезопасность (8 часов)

11

Пожароопасные вещества и материалы




12

Причины возникновения пожаров. Тушение пожара на начальной стадии возгорания




13

Индивидуальные и коллективные средства защиты при пожаре





14

Особенности поведения при возникновении пожара в соседних квартирах, на лестнице многоэтажного дома.




15

Причины пожаров в лесу. Костёр. Правила разведения костра





16

Занятие - практикум "Твои действия при пожаре"




17

Правила обращения с электроприборами




18

Правила электробезопасности




Раздел 3. Правила дорожного движения (10 часов)

19

Культура транспортного поведения и ответственность за нарушение ПДД




20

Перевозка людей. Правила перевозки на мопеде, мотоцикле




21

Причины ДТП. Оказание пострадавшим первой доврачебной помощи. Действия свидетелей при ДТП




22

Типичные ошибки на улицах и дорогах.




23

Безопасность участников дорожного движения – пассажира, пешехода, водителя




24

Правила езды на велосипеде




25

Железнодорожный транспорт. Правила поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира





26

Правила поведения пассажиров в автобусе и автомобиле




27

Обязанности участников дорожного движения




28

Виды ответственности участников дорожного движения




Раздел 4. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях (6 часов)

29

Что такое чрезвычайная ситуация? Виды чрезвычайных ситуаций




30

Чрезвычайные ситуации разного уровня.




31

Действия населения при ураганах, снежных заносах.




32

Правила поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, в лифте и другом общественном месте




33

Правила безопасного поведения на водоёмах в разные сезоны года




34

Итоговое занятие




















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 8 класса

( 1 ч в неделю; всего 34ч.)


№ урока

Тема урока


Дата

Корректировка КТП

Дополнительные информация с учетом специфики курса

Раздел. Формирование здорового образа жизни (10 часов)

1

Здоровье как основная ценность человека




2

Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность




3

Репродуктивное здоровье — составляющая
здоровья человека и общества.




4

Вредные привычки и их влияние на здо­ровье подростков




5

Простудные инфекционные (ГРИПП,ОРВИ): признаки, пути передачи




6

Профилактика инфекционных заболеваний




7

Алкоголь и его влияние на здоровье человека




8

Табакокурение и здоровье подростка




9

Гигиена питания




10.

Сон подростка. Влияние здорового сна на работоспособность человека




Раздел 2. Пожарная и электробезопасность (8 часов)

11

Противопожарный режим в школе




12

Первичные средства пожаротушения. Знаки безопасности




13

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре




14

Профилактика пожаров в повседневной жизни, организация защиты населения




15

Индивидуальные и коллективные средства защиты при пожаре




16

Огнетушитель, его виды и предназначение




17

Правила обращения с электроприборами




18

Влияние экологии на здоровье человека




Раздел 3. Правила дорожного движения (10 часов)

19

Организация дорожного движения: обязанности пешеходов и пассажиров




20

Элементы дорог. Разметка проезжей части. Дорожные знаки




21

Транспортные средства на улицах и дорогах




22

Опознавание транспортных средств. Остановочный и тормозной пути автомобиля




23

Правила поведения пассажиров в автобусе и автомобиле




24

Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста




25

Правила безопасности дорожного движения для пассажиров и водителей транспортных средств




26

Поведение при угрозе и во время аварии. Безопасная поза





27

Железнодорожный транспорт. Правила поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира





28

Виды ответственности участников дорожного движения




Раздел 4. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях (6 часов)

29

Что такое чрезвычайная ситуация? Виды чрезвычайных ситуаций




30

Чрезвычайные ситуации разного уровня.




31

Криминогенные ситуации и личная безопасность.




32

Меры предосторожности при обнаружении взрывного устройства




33

Правила безопасного поведения на водоёмах в разные сезоны года




34

Итоговое занятие






































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 9 класса

( 1 ч в неделю; всего 34ч.)


№ урока

Тема урока


Дата

Корректировка КТП

Дополнительные информация с учетом специфики курса

Раздел. Формирование здорового образа жизни (10 часов)

1

Жизнь без вредных привычек




2

Наркотики – война без взрывов




3

Аксиомы алкоголя




4

Пиво и энергетические напитки. Нужны ли они молодёжи?




5

Репродуктивное здоровье населения и на­циональная безопасность России




6

Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе




7

Простудные инфекционные (ГРИПП,ОРВИ): признаки, пути передачи




8

Профилактика инфекционных заболеваний




9

Гигиена питания




10.

Генномодифицированные продукты: за и против




Раздел 2. Пожарная и электробезопасность (8 часов)

11

Как уберечь жилище от пожара




12

Подручные средства пожаротушения




13

Оказание первой медицинской помощи при ожогах




14

Пожарная безопасность газовых приборов




15

Использование электроприборов в быту и их пожарная опасность




16.

Понятие о коротком замыкании, перегрузке электросети.




17

Правила использования пиротехнических изделий




18

Меры пожарной безопасности при использовании предметов бытовой химии




Раздел 3. Правила дорожного движения (10 часов)

19

Права и обязанности участников дорожного движения




20

Опасные ситуации, возникшие по вине водителя и по вине пешехода




21

Меры по обеспечению безопасности дорожного движения. Единые правила дорожного движения




22

Движение в сложных погодных условиях




23

Правила поведения велосипедиста. Дополнительные требования к движению велосипедистов




24

Агрессия на дорогах




25

Правила перевозки пассажиров на мотоциклах и мотороллерах




26

Поведение участников и очевидцев ДТП




27

Правила поведения в общественном транспорте. Аварийная ситуация для пешеходов, находящихся на остановках общественного транспорта.




28

Уголовная и административная ответственность за нарушение правил дорожного движения




Раздел 4. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях (6 часов)

29

Что такое чрезвычайная ситуация? Виды чрезвычайных ситуаций




30

Правила защиты от мошенников




31

Правила поведения в случае угрозы террористического акта




32

Криминогенные ситуации и личная безопасность.




33

Правила безопасного поведения на водоёмах в разные сезоны года




34

Итоговое занятие





Результаты изучения курса «Школа безопасности» в 5 классе


Личностными результатами обучения являются:


  • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;


  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;


  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.


Метапредметными результатами обучения являются:


  • овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;


  • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

  • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;


  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;


  • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;


  • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;


  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.



Предметными результатами обучения являются:


  1. В познавательной сфере:


  • знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.


2. В ценностно-ориентационной сфере:


  • умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;


  • умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;


  • умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.


3.В коммуникативной сфере:


умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.



Результаты изучения курса «Школа безопасности» в 6 классе


Личностные результаты:

  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.


Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;

  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные результаты:

  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;

  • знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • умение оказать первую помощь пострадавшим;

  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.


Результаты изучения курса «Школа безопасности» в 7 классе


Личностные результаты:


  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;


  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;


формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности


обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, с учётом устойчивых познавательных интересов;


формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;


формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;


уважительное отношение к другим участникам – субъектам безопасности;


осознание ответственности человека за общее благополучие;


освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;


развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;


этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;


формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со


сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;


формирование основ экологической культуры на основе признания ценности


жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;


положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Школа безопасности»;


способность к самооценке.


Метапредметные результаты:


умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;


  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том


числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;


  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса,


осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках


предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;


  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;


  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;


  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;


  • умение организовывать учебное сотрудничество и сов местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее


решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин-тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;


  • умение ставить и формулировать проблемы;


  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;


  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;


  • установление причинно-следственных связей;


  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;


  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;


  • формирование умений взаимодействовать с окружающими.


      • этой целью планируется у обучающихся формирование следующих


универсальных учебных действий:

  • познавательные как способность применять для решения практических задач


различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);


  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных


видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;


    • использование речи для регуляции своего действия;


    • адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;


    • умение выделить и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;


    • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.


  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме


речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием;


  • работать в группе, учитывать мнение партнеров, отличные от собственных;


  • ставить вопросы;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;


  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • договариваться и приходить к общему решению;


  • формулировать собственное мнение и позицию;


  • осуществлять взаимный контроль;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.




Результаты изучения курса «Школа безопасности» в 8 классе


Личностные результаты:

• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от  внешних и внутренних  угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметные результаты:

• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей,  оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений  взаимодействовать с окружающими, выполнять  различные социальные роли  во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

• формирование духовно-нравственных качеств учащихся для снижения опасности быть вовлеченным в экстремистскую и террористическую деятельность.

Предметные результаты:

• формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

• понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

• понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций


природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

• формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребления алкоголя, наркотиков, курения и нанесения иного вреда здоровью;

• формирование экстремистской и антитеррористической личностной позиции;

• понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

• знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;

• знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

• умения оказывать первую медицинскую помощь;

• умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.


Результаты изучения курса «Школа безопасности» в 9 классе


Личностные результаты:

  • усвоение правил индивидуального и коллективного без­
    опасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
    жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и
    на дорогах;

  • формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни;

  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной,

  • формирование ответственного отношения к учению, го­товности и способности обучающихся к саморазвитию и са­мообразованию на основе мотивации к обучению и позна­нию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответству­ющего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира:

  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • развитие правового мышления и компетентности в реше­нии моральных проблем на основе личностного выбора, форми­рование нравственных чувств и нравственною поведения, осоз­нанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в об­щении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и млад­шими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов дея­тельности;

  • формирование основ экологической культуры на осно­ве признания ценности жизни во всех ее проявлениях и не­обходимости ответственного, бережного отношения к окружа­ющей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общест­ва, принятие ценности семейной жизни, уважительное и за­ботливое отношение к членам своей семьи;

  • формирование анти экстремистского мышления и анти­террористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безо­пасности жизнедеятельности.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обуче­ния, ставить и формулировать для себя новые задачи в учё­бе и познавательной деятельности, развивать мотивы и инте­ресы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознан­но выбирать наиболее эффективные способы решения учеб­ных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми ре­зультатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной
    задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, приня­тия решений и осуществления осознанною выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять поняли, создавать обобщения, ус­танавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно вы­бирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умо­заключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы,

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы дли решения учебных и позна­вательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий;

  • освоение приемок действии в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характе­ра, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;

  • формирование умений взаимодействовать с окружающи­ми, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные результаты:

  • формирование современной культуры безопасности жиз­недеятельности на основе понимания необходимости защита личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

  • понимание личной и общественной значимости совре­менной культуры безопасности жизнедеятельности;

  • понимание роли государства и действующего законода­тельства в обеспечении национальной безопасности и заши­ты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

  • понимание необходимости подготовки граждан к воен­ной службе;

  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

  • формирование антиэкстремистской и антитеррористи­ческой личностной позиции;

  • понимание необходимости сохранения природы и окру­жающей среды для полноценной жизни человека;

  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, об­щества и государства;

  • знание и умение применять правила безопасного пове­дения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • умение оказать первую помощь пострадавшим;

  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом ре­ально складывающейся обстановки и индивидуальных воз­можностей.