РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Люби и знай свой отчий край»
1-4 класс
Рабочая программа по курсу «Люби и знай свой отчий край»
Пояснительная записка
Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи. Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся.
Программа рассчитана на обучающихся четвертого класса.
Количество часов, выделенных на изучение курса 34, количество недельных часов – 1. Продолжительность учебного занятия 45 минут.
Цели программы:
* воспитание патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся;
* пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям края;
* воспитание любви к природе родного края;
*формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;
Задачи программы:
Образовательные
1. Формирование представлений о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
2. Приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа; 3. Закрепление этих знаний на практике.
Воспитательные
1. Формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
2. Воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;
3. Умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.
Развивающие
1. Способствование развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.)
2. Развитие кругозора учащихся.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;
научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.
Формы и методы работы
игровая;
познавательная;
краеведческая;
просмотр презентаций и видеофильмов;
проектная деятельность;
встречи с интересными людьми;
конкурсы;
посещение библиотек;
праздники;
трудовой десант;
экскурсии
Основное содержание курса Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. При подготовке к занятиям учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи. Также дети учатся дружить, правильно вести себя в обществе, взаимопомощи и соучастию, применять эти знания на практике.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Люби и знай свой отчий край»
(ФГОС, внеурочная деятельность)
1 класс
№ п/п | Дата | Тема |
1. | | Введение в краеведение. Правила безопасного поведения на занятиях. |
2. | | День родного города |
3. | | Сбор природного материала. Наблюдения за осенними изменениями в природе. |
4. | | Осень в Туле. Наблюдения за осенними изменениями в природе. |
5. | | Символы города Тулы. Герб, флаг, гимн |
6. | | Разучивание гимна Тулы «Тульская оборонная» |
7. | | Моя школа – мой дом. Правила поведения, бережного отношения к школьному имуществу. |
8. | | Экскурсия в школьный музей. |
9. | | Моя семья. Семейные традиции. |
10. | | Бабушки и дедушки. Родословная. |
11. | | Презентация своей родословной |
12. | | Имя твоё. |
13. | | Имена знаменитых туляков |
14. | | Мой двор, моя улица. За что люблю, что бы изменил. |
15. | | Зима в Туле. Наблюдения за изменениями в природе зимой. |
16. | | Интерактивная экскурсия по городу. Памятные места. |
17. | | Проект «Памятные места города Тулы». |
18. | | Музеи города Тулы интерактивная экскурсия |
19. | | Музей самоваров. |
20. | | Музей пряников |
21. | | Культурные предприятия города. |
22. | | Экскурсия в цирк. |
23. | | Выставка фотографий «Любимые места в городе». |
24. | | Экскурсия в кинотеатр. |
25. | | Экскурсия в районную детскую библиотеку |
26. | | Тула - оружейная столица |
27. | | Промышленные предприятия города. |
28. | | Удивительная природа города. Растительный и животный мир. |
29. | | Экскурсия в берёзовую рощу |
30. | | Экскурсия в пожарную часть. Сохрани свой город от пожаров. |
31. | | Выставка рисунков «Тула - город- герой». |
32. | | Конкурс чтецов «Мой город» |
33. | | Экологическая тропа. В лес за здоровьем! Наблюдения за изменениями в природе. |
2 класс
№ п/п | Дата | Тема |
1. | | Мой родной город. |
2. | | Город-крепость. |
3. | | Поле ратной славы. |
4. | | Тульская игрушка. |
5. | | Помни корни свои. |
6. | | Тайны села Филимоново. |
7. | | Тульские парки. |
8. | | П. Белоусов – основатель городского парка. |
9. | | История старинной усадьбы. |
10. | | Памятные места Тульского края. Ясная поляна. |
11. | | Памятные места Тульского края. Поленово |
12. | | Тульские храмы. |
13. | | Славные оружейники: Мосин, Стечкин, Грязев, Шипунов. |
14. | | Тула веками оружие ковала. |
15. | | Белевские кружева. |
16. | | Тула новогодняя. |
17. | | Тульские семейные традиции. |
18. | | Развитие транспорта в Туле. |
19. | | История тульской гармони. |
20. | | История тульского самовара. |
21. | | Знаменитые земляки. |
22. | | Героические улицы. |
23. | | Проект «Улица, на которой я живу» |
24. | | Тульские семейные традиции. |
25. | | Они прославили наш город. |
26. | | Тула олимпийская. Спортивные сооружения города Тулы |
27. | | Знаменитые тульские спортсмены. |
28. | | Тула и космос. |
29. | | Тула мастеровая. |
30. | | История тульского пряника. |
31. | | История тульского цирка. |
32. | | Тульские театры. |
33. | | Тульские музеи. Интерактивная экскурсия |
34. | | Тульские музеи. Экскурсия. |
3 класс
№ п/п | Дата | Тема |
1. | | «Нет в мире краше Родины нашей» |
2. | | Рельеф Тульского края |
3. | | Природные явления (дождь, ветер, смерч, наводнение) |
4. | | Водоемы Тульского края |
5. | | Почвы Тульского края, и их значение для жизни растений и животных |
6. | | Разнообразие растительного мира Тульского края |
7. | | Разнообразие животного мира Тульского края |
8. | | Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора |
9. | | Природа нашего края в стихах и рассказах |
10. | | Заповедники Тульской области |
11. | | Природные памятники Тульской области |
12. | | Здравоохранение в Туле. Санатории Тульской области |
13. | | Тула в музыкальных произведениях |
14. | | Природа нашего края в произведениях художников Тульской земли. Усадьба Поленово. |
15. | | Основание городов Тульской области |
16. | | Лекарственные растения края. |
17. | | Растения края, занесенные в Красную книгу |
18. | | История Тулы в символах |
19. | | Геральдика городов Тульской губернии |
20. | | Добрые соседи. Области, с которыми граничит Тульская область |
21. | | Интерактивная экскурсия по Оке |
22. | | Выставка рисунков «Тульский край» |
23. | | Из истории тульских фамилий |
24. | | Тайны Тульского кремля |
25. | | Тульская слобода |
26. | | Тульские умельцы |
27. | | Народные обычаи и традиции |
28. | | Тульский фольклор |
29. | | Деревянное зодчество Тульского края |
30. | | Декоративно-прикладное искусство малой родины. |
31. | | Знакомство с храмами и церквями |
32. | | Книги писателей и поэтов Тульского края. |
33. | | Конкурс чтецов «Мой славный город» |
34. | | Экскурсия по родным местам |
4 класс
№ п/п | Дата | Тема |
1. | | Древнейшие жители нашего края. |
2. | | В борьбе с монголо-татарами. Поле Куликово |
3. | | В войнах ХV века. |
4. | | Возникновение Тулы. |
5. | | Тульский кремль. |
6. | | Героическая оборона Тулы 1552 года. |
7. | | Засечная черта. |
8. | | Освоение тульского края в ХVI веке. |
9. | | Развитие нашего края в ХVII веке. |
10. | | Тула оружейная. |
11. | | Хозяйственное развитие тульской провинции в ХVIII веке. |
12. | | Тула – губернский город. Наука и техника в XVII-XVIII веках. |
13. | | Искусство и архитектура в XVII-XVIII веках. |
14. | | Туляки – герои войны 1812 года. |
15. | | Тульские мастера XIX века. |
16. | | Промышленная Тула XIX – начала XX веков. |
17. | | Хозяйственное развитие тульской губернии XIX – начала XX веков. |
18. | | Просвещение и здравоохранение XIX – начала XX веков. |
19. | | Наука и техника XIX – начала XX веков. |
20. | | Литература и искусство XIX – начала XX веков. |
21. | | В годы гражданской войны в 1918-1920 годы. |
22. | | Тульский край в 20-30 годы XX века. |
23. | | Культура 20-30 годов XX века. |
24. | | Тульская область в период великой Отечественной войны 1941-1945 года. |
25. | | Начало героической обороны Тулы. |
26. | | Решающие бои под Тулой. |
27. | | В едином строю с защитниками Тулы. |
28. | | Тульские партизаны. |
29. | | Юные герои войны. |
30. | | Наш край после изгнания немецко-фашистских захватчиков. |
31. | | Развитие экономики в послевоенное время до 80-х годов XX века. |
32. | | Наш край на рубеже XX-XXI веков. |
33. | | Просвещение, наука и техника второй половины XX века. |
34. | | Литература и искусство второй половины XX века. Конкурс чтецов «Нет города краше» |