Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа ……»
ПРИНЯТА на педагогическом совете Протокол №__ от __________г. | УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ «СОШ №…..» от ______________г. № _____ |
| |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ
«Юнармия»
5 класс
Составитель:
Зоболева Наталья Николаевна
Мариинск 2023
Содержание курса внеурочной деятельности
Название раздела/тем | Формы организации занятий | Виды деятельности |
Исторические и боевые традиции. Отечества (13 ч.) |
ВВПОД «ЮНАРМИЯ». Основные сведения. Цели и задачи движения. | Рассказ о целях и задачах занятий по программе «Юнармия». Знакомство с основными понятиями и терминами | Вводная экскурсия |
С чего начинается Родина? Государственная и военная символика | Подготовка рассказа «С чего начинается Родина?». | Беседа. Практическая работа |
Профессия – Родину защищать. | Практическое задание: создать модель защитника Родины | Практическая работа |
Дни воинской славы России. | Презентация из истории воинской славы Росси. | Практическая работа |
Ратная история России и Советского Союза, история их Вооруженных Сил. Основные битвы Великой Отечественной войны | Работа в группах | Мини-диалоги. |
Города-герои | Подготовка рассказа с мультимедийным сопровождением | Виртуальная экскурсия |
Полководцы, дети-герои, народные герои Великой Отечественной войны. Герои нашего времени. | Рассказ с мультимедийным сопровождением | Мини-диалоги. |
Строевая подготовка (9ч.) |
Строй и его элементы. Движение походным и строевым шагом | Практическая работа | Работа в группах |
Строевая подготовка, повороты на месте и в движении. | Работа в парах по отработке поворотов | Урок-практикум |
Порядок выполнения строевых приемов в ходе соревнований по строевой подготовке | Работа в группах | Практическая работа |
Подготовка к смотру строя и песни: работа над ритмом. | Практическое задание: ходьба с исполнением песни | Практическая работа |
Юный спасатель (5ч.) |
Ориентирование по горизонту, азимуту. Работа с компасом | Практическое занятие: «Придумай игру». Обмен мнениями | Творческая работа Работа по составлению правил действий |
Действия в случае потери ориентировки | Практическое занятие | Работа в группах |
Личное и групповое туристское снаряжение. Рюкзаки. Привалы и ночлеги. Питание в туристском походе. | Подведение итогов обучения. Совместный анализ деятельности каждого ученика. Проверка знаний, умений и навыков. | Работа по составлению правил деятельности |
Вязание узлов для страховки (незатягивающиеся петли): «простой проводник». | Беседа с мультимедийным сопровождением | Демонстрация успехов деятельности |
Оказание первой медицинской помощи (5ч.) |
Принципы оказания первой медицинской помощи в неотложных ситуациях, при различных видах травм | Просмотр видеофильмов | Практическая работа |
Ранения и кровотечения | Презентация мероприятия | Работа в группах |
Способы транспортировки пострадавших | Деловая игра | Практическая работа |
Первая медицинская помощь при различных видах травм. | Работа в группе. Работа со справочным материалом | Работа в группах |
Физическая подготовка (2ч.) |
Спортивные соревнования «Ловкие, быстрые, умелые…» | Соревнование | Работа по составлению правил деятельности |
Спортивные командные игры на свежем воздухе | Соревнование с элементами игры | Работа в группах |
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «» достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения программы отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, школы, округа, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды, включают:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач, а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности, в том числе адаптированной, отражают:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество академических часов | Использование электронных (цифровых) образовательных ресурсов | Форма проведения занятий |
1. | Исторические и боевые традиции Отечества | 13 | Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/ | Уроки мужества, посещение школьного музея, музея города Мариинска, беседы |
2. | Строевая подготовка | 9 | Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/ | Беседа, видео уроки, практические занятия |
3 | Юный спасатель | 5 | Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/ | Беседа, видео уроки, мультимедийные уроки, практические занятия |
4 | Оказание первой медицинской помощи | 5 | Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/ | Беседа, видео уроки, мультимедийные уроки, практические занятия |
5 | Физическая подготовка | 2 | Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/ | Игра Соревнование |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Дата |
1.Исторические и боевые традиции Отечества (13 ч.) |
| ВВПОД «ЮНАРМИЯ». Основные сведения. Цели и задачи движения. | 07.09 |
| С чего начинается Родина? Государственная и военная символика | 14.09 |
| Профессия – Родину защищать. | 21.09 |
| Дни воинской славы России. | 28.09 |
| Ратная история России и Советского Союза, история их Вооруженных Сил. | 05.10 |
| Города-герои | 12.10 |
| Города-герои | 19.10 |
| Дети-герои Великой Отечественной войны. | 26.10 |
| Дети-герои Великой Отечественной войны. | 09.11 |
| Полководцы Великой Отечественной войны. | 16.11 |
| Народные герои Великой Отечественной войны. | 23.11 |
| Основные битвы Великой Отечественной войны | 30.11 |
| Герои нашего времени. | 07.12 |
2. Строевая подготовка (9 ч.) |
| Строй и его элементы | 14.12 |
| Движение походным и строевым шагом | 21.12 |
| Повороты на месте и в движении | 28.12 |
| Строевая подготовка, повторение основных команд на месте. | 11.01 |
| Порядок выполнения строевых приемов в ходе соревнований по строевой подготовке | 18.01 |
| Выход из строя и возвращение в строй по разделениям. | 25.01 |
| Порядок выполнения строевых приемов в ходе соревнований по строевой подготовке | 01.02 |
| Подготовка к смотру строя и песни: работа над ритмом. | 08.02 |
| Строевой смотр | 15.02 |
3 . Юный спасатель (5ч.) |
| Ориентирование по горизонту, азимуту. | 22.02 |
| Работа с компасом | 29.02 |
| Действия в случае потери ориентировки | 07.03 |
| Личное и групповое туристское снаряжение. Рюкзаки. Привалы и ночлеги. Питание в туристском походе. | 14.03 |
| Вязание узлов для страховки (незатягивающиеся петли): «простой проводник». | 21.03 |
4. Оказание первой медицинской помощи (5ч.) |
| Принципы оказания первой медицинской помощи в неотложных ситуациях | 04.04 |
| Ранения и кровотечения | 11.04 |
| Способы транспортировки пострадавших | 18.04 |
| Первая медицинская помощь при различных видах травм | 25.04 |
| Первая медицинская помощь при различных видах травм. | 02.09 |
5. Физическая подготовка (2ч.) |
| Спортивные соревнования «Ловкие, быстрые, умелые…» | 16.09 |
| Спортивные командные игры на свежем воздухе | 23.09 |