МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Отдел образования администрации Белокалитвинского района
МБОУ СОШ №10
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО ________________________ Аксенова Е.А. Протокол №1 от «27» августа 2024 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________________ Манченко С.А. Протокол ШМС №1 от «28» августа 2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ________________________ Петрова О.С. Приказ №113 от «30» августа 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Читательская грамотность:
от информационной обработки текста к учебному исследованию»
на 2024-2025 учебный год
10 класс
Составитель: Аксенова Елена Андреевна
учитель русского языка и литературы
п. Горняцкий Белокалитвинский район
2024-2025
Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Читательская грамотность» для учащихся 10 классов составлена с опорой на:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования");
Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в ФГОС ООО»;
Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960;
Соответствует требованиям ФГОС СОО от 17.05.2021 г.
Раздел 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных,
физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей,
образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении
склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся. стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:
умения, целиком основанные на тексте:
извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;
найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
основываясь на тексте, делать простые выводы;
умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном:
интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»;
устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Цель программы:
Создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как социокультурного и образовательного феномена.
Задачи:
-способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к книге, работе с текстом;
-инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения;
-содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации;
-поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные формы социального и учебно-исследовательского проектирования с использованием потенциала текстов разной природы;
-осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем;
-создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностно-значимой ценности.
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется «… формирование читательской компетенции школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
Раздел 3. Место учебного курса
По учебному плану на курс «Читательская грамотность: от информационной переработки текста к научному исследованию» в 10 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Раздел 4. Содержание курса
10 класс
Введение. Читательская грамотность. Новые социально-экономические ожидания по отношению к читателю. Основные читательские действия и умения. Составляющие читательской деятельности
Информационная культура
Информационная культура и культура чтения: роль библиографии в их развитии. Интегративные компоненты функциональной грамотности.
Интерпретация текстов. Деловая игра «Умеете ли вычитать?» Понимание и интерпретация как элемент восприятия текста.
Создание текстов с учетом требований информационной грамотности. Содержательно-языковой анализ текста и его информационная переработка.
Особенности устно-письменных преобразований текстов
Специфика устной и письменной реализации речи. Нормы графической фиксации и пунктуационного оформления устной речи на письме. Переработка письменных текстов для их устной реализации: адаптация сложного текста в устном изложении; передача психологических состояний и особенностей чужой речи в устном представлении письменного текста.
Особенности обработки и переработки текстов учебно-научного дискурса.
Стилистическая и текстовая специфика речевых произведений научного дискурса.
Разновидности и жанры научных текстов (диссертация, монография, статья и др.) и их переработанных вариантов (тезисы, конспект, реферат, обзор и др.). Реферат, конспект, тезисы в аспектах структурной, семантической и функциональной переработки.
Требования, предъявляемые к составлению этих текстов.
Подготовка индивидуальной (коллективной) итоговой учебно- творческой
работы.
Особенности обработки и переработки деловых документов
Виды официально-деловых текстов и особенности их обработки.
Аннотация как разновидность вторичных документов с высоким уровнем обобщения и свертывания информации. Библиографическое описание как форма свертывания и модель первичного документа. Информативность элементов библиографического описания.
Подготовка индивидуальной (коллективной) итоговой учебно-творческой работы.
Особенности обработки и переработки медийных текстов
Виды медийных текстов и особенности ихпереработки. Пресс-релиз и его
преобразования в газетном тексте. Обзор, аннотация, анонс как жанры вторичных текстов СМИ. Интертекстуальные элементы в тексте СМИ: пример, цитата, аллюзия. Подготовка индивидуальной (коллективной) итоговой учебно-творческой работы.
Особенности обработки и переработки художественных текстов
Художественный текст как выражение творческого сознания автора. Особенности редактирования художественных текстов. Пересказ и сценарий как способы переработки художественного текста. Анонс и рецензия как способы вторичного представления содержания художественного текста. Имитация и стилизация как способы обработки и переработки текста. Невозможность реферирования и конспектирования художественного текста.
Подготовка индивидуальной (коллективной) итоговой учебно- творческой работы.
Обобщение. Учебное исследование
Подведение итогов и представление учебно-творческой работы.
Экспертиза и самоэкспертиза итоговой работы.
Сочинение ЕГЭ по русскому языку
Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.
Редактирование.Типы речевых и грамматических ошибок. Способы их устранения. Анализ текстов изложений, взаимопроверка. Отредактированный текст.
Медиакультура и медиаграмотность. Роль медиаобразования в формировании медиакультуры личности. Формирование медиакультуры.
Мини-исследование. Медиакультура и текст.
Визуальная грамотность. Кинограмотность.
Практикум. Интерпретация информационных текстов и медиатекстов.
Электронные тексты.
Электронные книги и библиотеки: назначение, возможности.
Практикум. Работа с электронными учебниками: плюсы и минусы. Участие в on-lain конференциях. Общение в чатах, речь чатов: плюсы и минусы. Кейс-стади. Подведение итогов работы.
Раздел 5. Планируемые результаты освоения курса
В результате освоения программы курса обучающийся научится теоретическим основам образования и преобразования текстов; когнитивным и коммуникативным механизмам обработки текстов; способам обработки текста с учетом коммуникативных целей; анализировать и порождать тексты разных типов; определять коммуникативные особенности текстовой коммуникации; преобразовывать форму текста в соответствии с изменившейся содержательной структурой; выявлять смысловую доминанту текста, и способы ее интерпретации; освоит типологию первичных и вторичных текстов; овладеет навыками сбора речевых фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий; основными методами анализа, редактирования и преобразования речевых произведений в соответствии с разными коммуникативными целями; способам аналитико-синтетической, ассоциативной, понятийной, образной обработки текстов; а также получит возможность освоить
/ углубить / систематизировать знания и соответствующие умения в области владения культурой мышления; восприятия, анализа, обобщения информации; постановке цели и выбора путей её достижения; владения нормами русского литературного языка, практического использования системы функциональных стилей речи; создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов; доработки и обработки (корректура, редактирование, комментирование, реферирование и т. п.) различных типов текстов; создания и редактирования текстов профессионального назначения на русском языке; подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, освоения приёмов библиографического описания; применения полученных знаний в собственной учебно-исследовательской деятельности
Коммуникативные УУД :
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
виды чтения: просмотровое (ознакомительное), поисковое, выборочное чтение, детальное прочтение, перечитывание;
реконструкция текста произведения; «досказывание» и «дописывание»
работа с текстом: с его структурой и композицией (планы и ключевые слова, схемы), с содержанием и описанием персонажей (ключевые мысли и идеи, детали описания, цитаты), с языковыми средствами (средства выразительности);
создание собственных высказываний и текстов на основе прочитанного (изложение, пересказ; отклики, отзывы и оценки, аннотации; аналоги и реконструкция);
коллективное и групповое обсуждение собственных творческих замыслов и работ;
обсуждение порядка действий при поиске и выборе информации, книги, при подготовке к выступлению, при разучивании наизусть; составление памяток и алгоритмов.
Регулятивные УУД :
целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Личностные УУД:самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Раздел 6. Тематическое планирование. Календарно-тематическое планирование
Учебно-тематический план
Номер раздела | Название раздела | Количество часов |
1. | Введение | 1 |
2. | Информационная культура | 3 |
3. | Особенности устно-письменных преобразований текстов | 13 |
4. | Сочинение ЕГЭ по русскому языку | 7 |
5. | Медиакультура | 5 |
6. | Электронные тексты | 5 |
| Итого | 34 час |
Раздел 7. Календарно-тематическое планирование 10 класс
№ п/п | Дата | Тема |
Введение (1ч.) |
1 | 06.09 | Читательская грамотность в современном мире. |
Информационная культура (3 ч.) |
2 | 13.09 | Понятие информационной культуры |
3 | 20.09 | Деловая игра «Умеете ли вы читать?» |
4 | 27.09 | Создание текстов с учетом требований информационной грамотности. |
Особенности устно-письменных преобразований текстов (13 ч.) |
5 | 04.10 | Специфика устной и письменной реализации речи |
6 | 11.10 | Переработка письменных текстов для их устной реализации |
7 | 18.10 | Особенности обработки и переработки текстов учебно-научного дискурса |
8 | 25.10 | Разновидности и жанры научных текстов и их переработанных вариантов |
9 | 08.11 | Тезисы |
10 | 15.11 | Мини-исследование |
11 | 22.11 | Реферат |
12 | 29.11 | Особенности обработки и переработки деловых документов Виды официально-деловых текстов |
13 | 06.12 | Особенности обработки официально-деловых текстов |
14 | 13.12 | Особенности обработки медийных текстов Тексты СМИ |
15 | 20.12 | Особенности обработки и переработки художественных текстов Художественный текст как выражение творческого сознания автора |
16 | 27.12 | Особенности редактирования художественных текстов |
17 | 10.01 | Обобщение. Учебное исследование |
Сочинение ЕГЭ по русскому языку (7 ч.) |
18 | 17.01 | . Структура сочинения ЕГЭ. Критерии оценивания. |
19 | 24.01 | Формулировка проблемы текста. Способы формулировки проблемы. |
20 | 31.01 | Примеры-иллюстрации к сформулированной проблеме |
21 | 07.02 | Позиция автора. Аргументация собственного мнения. |
22 | 14.02 | Написание сочинения-рассуждения |
23-24 | 21.02 28.02 | Практикум. Анализ и корректировка написанного сочинения. |
Медиакультура (5 ч.) |
25 | 07.03 | Медиакультура и медиаграмотность. |
26 | 14.03 | Мини-исследование. Медиакультура и текст. |
27 | 21.03 | Визуальная грамотность. |
28 | 04.04 | Кинограмотность. |
29 | 11.04 | Практикум. Интерпретация информационных текстов и медиатекстов. |
Электронные тексты (5 ч.) |
30 | 18.04 | Электронные книги и библиотеки: назначение, возможности. |
31 | 25.04 | Практикум. Работа с электронными учебниками: плюсы и минусы. |
| | Законы построения электронного текста. |
32 | 16.05 | Практикум: Электронный текст в режиме on-laine, его структура. |
| | Участие в on-lain конференциях. |
| | Общение в чатах, речь чатов: плюсы и минусы. |
33 | 23.05 | Подведение итогов работы |
| | |
Раздел 8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Гончарук С. Ю., Есауленко Ю. А., Федоров В. В. и др. Русский язык. Сборник задач по формированию читательской грамотности – М: Просвещение, 2019
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2018
Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений
/ С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2019
Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа. Вершиловский С.Г., Матюшкина М.Д., Функциональная грамотность выпускников школ.\\Социологические исследования 5. Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на
Грамотность// Русский язык издательский дом «1 сентября».
6. Логвина И.А. К вопросу о формировании навыков функционального чтения// Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Санкт- Петербург. Сборник тезисов и докладов.
7. Минеева Н. Ю. «Интерпретация текста: основы грамотного чтения». Тольятти, 2018.
8. Поварнин C. B. Как читать книги. http://www.reader.boom.ru/povarnin/read.htm
9. Рождественская Л.В. Блоггинг в школе для развития навыков чтения и письма// Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Санкт- Петербург. Сборник тезисов и докладов.
Информационно-коммуникативные средства
грамотность.// Русский язык издательский дом ―Первое сентябряǁ
Мультимедийные обучающие программы
Тренажѐрные компьютерные программы
Экранно-звуковые пособия СD / DVD – проигрыватель
Компьютер с программным обеспечением Экспозиционный экран
Мультимедийный проектор
Пособия для учителя
Гончарук С. Ю., Есауленко Ю. А., Федоров В. В. и др. Русский язык. Сборник задач по формированию читательской грамотности – М: Просвещение, 2019
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2018
Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений
/ С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2019
Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа. Вершиловский С.Г., Матюшкина М.Д., Функциональная грамотность выпускников школ.\\Социологические исследования 5. Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на
грамотность.// Русский язык издательский дом ―Первое сентябряǁ
Логвина И.А. К вопросу о формировании навыков функционального чтения// Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Санкт- Петербург. Сборник тезисов и докладов.
Минеева Н. Ю. «Интерпретация текста: основы грамотного чтения». Тольятти, 2018.
Поварнин C. B. Как читать книги. http://www.reader.boom.ru/povarnin/read.htm
Рождественская Л.В. Блоггинг в школе для развития навыков чтения и письма// Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Санкт- Петербург. Сборник тезисов и докладов.
Информационно-коммуникативные средства Мультимедийные обучающие программы
Тренажѐрные компьютерные программы
Экранно-звуковые пособия СD / DVD – проигрыватель
Компьютер с программным обеспечением Экспозиционный экран
Мультимедийный проектор
5.