СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Готовимся к ОГЭ по информатике» для обучающихся 9 классов

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Готовимся к ОГЭ по информатике» для обучающихся 9 классов»



МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Сахалинской области‌‌

Департамент образования администрации города Южно-Сахалинска‌

МАОУ СОШ № 18 села Синегорск





РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

________________________

Уткина М.Ю.

Протокол №1 от 30.08.2024 г.



УТВЕРЖДЕНО

Директор

________________________

Шелохаева В.А.

Приказ № от «» 08 2024 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


«Готовимся к ОГЭ по информатике»

для обучающихся 9 классов

















село Синегорск‌ 2024



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс направлен на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к основному государственному экзамену по информатике обучающихся 8–х классов, освоивших основную общеобразовательную программу основного общего образования, а так же на решение задач аграрной направленности.

Курс ориентирован на предпрофильную подготовку обучающихся по информатике. Он расширяет базовый курс по информатике и информационным технологиям, является практико– и предметно-ориентированным и дает обучающимся возможность познакомиться с интересными, нестандартными вопросами информатики в решении агрономических задач, проверить свои способности.

Содержание курса представляет самостоятельный модуль, который состоит из теоретических и практических занятий. Теоретическая часть проводится в урочной и внеурочной форме. Практическую часть занятия обучающиеся проводят в режиме индивидуальных консультаций с преподавателем, и после каждого занятия предполагается самостоятельная отработка обучающимися материалов по каждой теме курса.

Половина учебного времени курса выделяется на конкретный тренинг обучающихся по открытым материалам ОГЭ. Предлагаются аналогичные тренировочные задания для отработки содержания всех проверяемых на экзамене тематических блоков.

Методическая цель курса - систематизировать универсальные учебные действия по курсу «Информатика и ИКТ» и подготовка к основному государственному экзамену по информатике обучающихся, освоивших основную общеобразовательную программу основного общего образования.

Задачи курса:

  1. Формирование положительного отношения к процедуре контроля в формате ОГЭ и представления о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету, назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);

  1. Формирование умения правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом и практикой работе на компьютере;

  2. Углубление знаний курса информатики и ИКТ;

  3. Формирование самостоятельной познавательной активности.

Элективный курс построен по принципу сочетания теоретического материала с практическим решением заданий в формате ОГЭ.

Содер­жательное обобщение по теме представляет собой изложение материала по конкретной теме курса, на уровне, несколько превышающем базовый. Следует отметить, что обобщающий материал представляет собой систематизированную информацию, дающую полноценное представление о понятийном аппарате данной темы. В ходе освоения материала используются как фрагменты так полноценный экзаменационный бланк в формате ОГЭ. В конце курса учащиеся имеют возможность сдать предварительный экзамен в рамках школы, показывающий их степень подготовки к ОГЭ.

Учебный процесс можно организовать в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:

  • урочная форма, в которой учитель объясняет теоретический материал (лекции), консультирует учащихся в процессе решения задач, учащиеся выполняют зачетные работы по теоретическому материалу и защищают практикумы по решению задач;

  • внеурочная форма, в которой учащиеся самостоятельно, во внеурочное время, выполняют задания по теме.

Практикумы являются основной формой проведения занятий и предусматривают решение индивидуальных задачи. Подбор задач для каждого ученика необходимо выполнять исходя из его интеллектуальных способностей и психологического настроя, но при постоянной мотивации на улучшение результата. Задачи каждому ученику выдаются адресно, каждый ученик на разных занятиях практикума имеет разные варианты задач.

Промежуточный контроль знаний осуществляется в форме выполнения зачетных работ - тестов в бумажном варианте и формате on-line.

В качестве итогового контроля обучающимся предлагается выполнить одну из демонстрационных версий ОГЭ прошлых лет.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


  1. Содержание и структура контрольно-измерительных материалов ОГЭ по информатике

    1. «Информация и информационные процессы»

Информация. Язык как способ представления и передачи информации: естественные и формальные языки Формализация описания реальных объектов и процессов, моделирование объектов и процессов. Дискретная форма представления информации.

Единицы измерения количества информации Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, скорость передачи информации Кодирование и декодирование информации.

Теоретический материал по данной теме, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Домашняя самостоятельная работа.

2.2 «Математические основы информатики, алгебра логики»

Системы счисления. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика

Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. Представление целых чисел. Представление вещественных чисел. Высказывание. Логические операции. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.

Теоретический материал по данной теме, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Домашняя самостоятельная работа.

2.3 «Основные устройства, используемые в ИКТ»

Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), использование различных носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ. Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Файлы и файловая система. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов. Оценка количественных параметров информационных объектов. Объем памяти, необходимый для хранения объектов. Оценка количественных параметров информационных процессов. Скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.

Теоретический материал по данной теме, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Домашняя самостоятельная работа.

2.4 «Основы алгоритмизации и программирования на языке Паскаль»

Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Представление о программировании. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья.

Теоретический материал по данной теме, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Домашняя самостоятельная работа.

2.5 «Моделирование и формализация»

Моделирование. Словесные модели. Математические модели. Графические модели. Графы. Использование графов при решении задач. Табличные модели. Использование таблиц при решении задач.

Теоретический материал по данной теме, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Домашняя самостоятельная работа.


2.6 «Решение задач по средствам электронных таблиц и баз данных»

Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Встроенные функции. Ввод математических формул и вычисления по ним. Представление формульной зависимости в графическом виде.

Теоретический материал по данной теме, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Домашняя самостоятельная работа.

2.7 «Организация информационной среды, поиск информации»

Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб-страницы, презентации с использованием шаблонов. Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение информационных объектов из компьютерных сетей и ссылок на них для индивидуального использования (в том числе из Интернета). Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.

Теоретический материал по данной теме, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Домашняя самостоятельная работа.

3. Итоговый тест

Итоговый контроль знаний осуществляется в форме предварительного экзамена в формате ОГЭ. Решение КИМов в бумажном варианте или через Интернет.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


В результате изучения элективного курса ученик должен приобрести следующие знания/умения:

Личностные: готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению.

Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

Предметные:

Знать/Понимать:

  1. виды информационных процессов, примеры источников и приемников информации;

  2. единицы измерения количества и скорости передачи информации, принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  3. основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  4. программный принцип работы компьютера;

  5. назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий

Уметь:

  1. выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  2. оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  3. оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  4. создавать информационные объекты, в том числе:

  5. структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

  6. создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах); переходить от одного представления данных к другому;

  7. создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

создавать записи в базе данных





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА


п/п

Наименование разделов

(общих тем)

Количество часов

1

Диагностика знаний. Структура ОГЭ.

1

2

Измерение информации

3

3

Представление информации

4

4

Основы алгебры логики

3

5

Моделирование и формализация

3

6

Алгоритмизация и программирование

8

7

Информационно-коммуникационные технологии

2

8

Информационные технологии

8

9

Подведение итогов

2


Итогов

34




















ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока

Сроки проведения урока

Тема занятия

Количество часов

по плану

по факту

1. Диагностика знаний. Структура ОГЭ

1

1

1 неделя


Вводный урок. Диагностика знаний. Структура ОГЭ. Знакомство с бланками ответов

1

2. Измерение информации

3

2

2 неделя


Единицы измерения информации. Компьютерные системы кодировки символов. Основные формулы информатики

1

3

3 неделя


Количественные параметры информационных объектов. Решение задач на измерение информации

1

4

4 неделя


Количественные параметры информационных объектов. Решение задач повышенного уровня сложности на измерение информации. Контрольная работа по теме «Измерение информации»

1

3. Представление информации

4

5

5 неделя


Кодирование и декодирование информации. Решение задач на кодирование и декодирование сообщений.

1

6

6 неделя


Компьютерные системы счисления. Правило преобразования чисел из одной системы счисления в другую. 2-я и 10-я системы счисления.

1

7

7 неделя


Компьютерные системы счисления. Правило преобразования чисел из одной системы счисления в другую. 8-я и 16-я системы счисления.

1

8

8 неделя

Компьютерные системы счисления. Решение задач. Контрольная работа по теме «Представление информации»

1

4. Основы алгебры логики

3

9

9 неделя


Логические основы компьютера. Логические высказывания и логические операции

1

10

10 неделя


Значение логического выражения

1

11

11 неделя


Решение задач на нахождение значения логического выражения. Контрольная работа по теме «Значение логического выражения»

1

5. Моделирование и формализация

3

12

12 неделя


Формальное описание реальных объектов и процессов

1

13

13 неделя


Решение задач на графическое представление моделей. Табличные информационные модели.

1

14

14 неделя


Анализ информации, представленной в виде схем. Контрольная работа по теме «Моделирование и формализация»

1

6. Алгоритмизация и программирование

8

15

15 неделя


Простой линейный алгоритм для формального исполнителя. Решение задач на исполнителя с фиксированным набором команд

1

16

16 неделя


Алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки. Решение задач на построение последовательностей и цепочек

1

17

17 неделя


Условный алгоритм. Простые и составные условия

1

18

18 неделя


Программа с условным оператором. Решение задач

1

19

19 неделя


Короткий алгоритм в различных средах исполнения. Понятие циклического алгоритма. Знакомство со средой программирования

1

20

20 неделя


Исполнитель. Линейный алгоритм

1

21

21 неделя


Циклический алгоритм

1

22

22 неделя


Циклический алгоритм. Решение задач. Контрольная работа по теме «Алгоритмизация и программирование»

1

7. Информационно-коммуникационные технологии

2

23

23 неделя


Информационно-коммуникационные технологии. Осуществление поиска информации в сети Интернет.

1

24

24 неделя


Запросы для поисковых систем с использованием логических выражений. Контрольная работа по теме «Информационно-коммуникационные технологии»

1

8. Информационные технологии

8

25

25 неделя


Использование поисковых средств операционной системы. Типы файлов. Понятие файловой системы.

1

26

26 неделя


Использование поиска операционной системы и текстового редактора

1

27

27 неделя


Текстовый процессов. Создание, редактирование и форматирование текста

1

28

28 неделя


Форматирование текста в текстовом процессоре

1

29

29 неделя


Редактор презентаций. Создание и оформление слайдов.

1

30

30 неделя


Стилевой оформление презентации.

1

31

31 неделя


Табличный процессор. Адресация ячеек

1

32

32 неделя


Встроенные функции в табличный процессор. Построение диаграмм. Контрольная работа по теме «Информационные технологии»

1

9. Подведение итогов

3

33

33 неделя


Итоговая работа по курсу

1

34

34 неделя


Обобщение и систематизация материала. Подведение итогов

1





СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Сайт «Решу ОГЭ» https://inf-oge.sdamgia.ru

  2. Сайт Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru

  3. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс : учебное пособие / Н. Н. Самылкина, С. В. Русаков, А. П. Шестаков, С. В. Баданина. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний,

  4. Информатика. УМК для основной школы: 5 - 6, 7 – 9 классы (ФГОС). Методическое пособие для учителя Авторы: Бородин М. Н.

  5. Информатика. 8 класс: учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова Автор(ы): Босова Л. Л. / Босова А. Ю. Информатика. 9 класс: учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова Автор(ы): Босова Л. Л. / Босова А. Ю.