СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «школа развития речи»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «школа развития речи»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КАЙДАКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ общеобразовательная ШКОЛА

ВЯЗЕМСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

215101 Смоленская область, Вяземский район, д. Кайдаково, ул. Парковая д.16, т.3-42-03




Рассмотрена на заседании методического совета протокол № 1 от «29» августа 2023 г.

Принята на заседании педагогического совета протокол № 1 от «30» августа 2023 г.

Утверждена приказом директора №269/01-14

от 01.09.2023 г.

Директор школы

________Т.Н. Тимофеева






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ШКОЛА РАЗВИТИЯ РЕЧИ»



Направление: занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся

Возраст учащихся: 2-4 классы

Срок реализации: 3 года



Автор//составитель:

Архипова Е.Е., учитель начальных классов










д. Кайдаково

2023 год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Кайдаковской СОШ.

Программа «Школа развития речи» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 2-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).

Программа «Школа развития речи» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Программа курса внеурочной деятельности «Школа развития речи» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 3 года (2-4 класс):

2 класс – 34 часа

3 класс – 34 часа

4 класс – 34 часа

Освоение курса внеурочной деятельности возможно с использованием дистанционных занятий. Основными элементами системы ЭО и ДОТ являются: образовательные онлайн-платформы, цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах, видеоконференции, вебинары, skype – общение, e-mail, облачные сервисы; электронные носители мультимедийных приложений к учебникам; электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной деятельности.

В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить.

Формы организации занятий:

  • Предметные недели;

  • Библиотечные уроки;

  • Деловые беседы;

  • Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

  • Практические упражнения

Структура программы соответствует требованиям ФГОС НОО и содержит разделы:

  1. планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности;

  2. содержание курса;

  3. тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.





Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

  • осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

  • овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

  • осознавать личную ответственность за свои поступки;

  • у меть сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

  • осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;

  • использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

  • овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

  • проявлять познавательную и творческую инициативу;

  • принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

  • контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

  • уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.

Коммуникативные:

  • адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

  • слушать и понимать речь других;

  • совместно договариваться о правилах работы в группе;

  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

  • способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

  • умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

  • умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

  • умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

  • способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

  • способность проводить математические рассуждения;

  • способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;

  • способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

  • понимание и правильное использование финансовых терминов;

  • представление о семейных расходах и доходах;

  • умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

  • представление о различных видах семейных доходов;

  • представление о различных видах семейных расходов;

  • представление о способах экономии семейного бюджета.


Оценка достижения планируемых результатов

Обучение ведется на безотметочной основе.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.












Содержание курса внеурочной деятельности


2 класс (34 ч)

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Содержание

Формы внеурочной деятельности

1

Читательская грамотность

1


1


1

1


1

1

1

1

0,5

Михаил Пришвин. Беличья память.

И. Соколов-Микитов. В берлоге.

Лев Толстой. Зайцы.

Николай Сладков. Веселая игра.

Обыкновенные кроты.

Эдуард Шим. Тяжкий труд.

Полевой хомяк.

Про бобров.

Позвоночные животные.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения


Итого

8,5



2.

Математическая грамотность

1

1

1

1

1

1

1

1

0,5

Про беличьи запасы.

Медвежье, потомство.

Про зайчат и зайчиху.

Лисьи забавы.

Про крота.

Про ежа.

Про полевого хомяка.

Бобры строители.

Встреча друзей.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения


Итого

8,5



3.

Финансовая грамотность

1

1


1

1


1

1

1

1

0,5

Беличьи деньги.

Поврежденные и фальшивые деньги.

Банковская карта.

Безопасность денег на банковской карте.

Про кредиты.

Про вклады.

Ловушки для денег.

Такие разные деньги.

Встреча друзей.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения


Итого

8,5



4.

Естественно-научная грамотность

1

1

1

1

1

1


1

1

0,5

Про белочку и погоду.

Лесные сладкоежки.

Про зайчишку и овощи.

Лисьи норы.

Корень часть растения.

Занимательные особенности яблока.

Про хомяка и его запасы.

Материал для плотин.

Позвоночные животные.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения


Итого

8,5




Итого

34




3 класс (34 ч)

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Содержание

Формы внеурочной деятельности

1

Читательская грамотность

1

1

1

1

1

1

1

1

Про дождевого червяка.

Кальций.

Сколько весит облако?

Хлеб, всему голова.

Про мел.

Про мыло.

История свечи.

Магнит.


Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения


Итого

8



2.

Естественно-научная грамотность

1

1

1

1

1

1


1

1

Дождевые черви.

Полезный кальций.

Про облака.

Про хлеб и дрожжи.

Интересное вещество мел.

Чем интересно мыло и как оно «работает»?

Про свечи.

Волшебный Магнит.


Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения


Итого

8



3.

Финансовая грамотность

1

1

1


1



1



1


1



1

Что такое «бюджет»?

Семейный бюджет.

Откуда в семье берутся деньги? Зарплата.

Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия.

Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад выигрыш.

На что тратятся семейные деньги? Виды расходов.

На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи.

Как сэкономить семейные деньги?

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения


Итого

8



4.

Математическая грамотность

1


1


1


1

1


1

1


1

Расходы и доходы бюджета.

Планируем семейный бюджет.

Подсчитываем семейный доход.

Пенсии и пособия.

Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы.

Подсчитываем расходы.

Расходы на обязательные платежи.

Подсчитываем сэкономленные деньги.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения


Итого

8



5

Проверочные работы

2

Проверь себя



Итого

34




4 класс (34 ч)

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Содержание

Формы внеурочной деятельности

1

Читательская грамотность

1

1


1


1


2



1

1

Старинная женская одежда.

Старинные женские головные уборы.

Старинная мужская одежда и головные уборы.

Жилище крестьянской семьи на Руси.

Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы.

История посуды на Руси.

Какие деньги были раньше в России

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения


Итого

8



2.

Естественно-научная грамотность


1

1

1

1


1

1

1

1

Томат.

Болгарский перец.

Картофель.

Баклажан. Семейство Паслёновые.

Лук.

Капуста.

Горох.

Грибы.


Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения


Итого

8



3.

Финансовая грамотность

2

1

1

2


1

1

Потребительская корзина.

Прожиточный минимум.

Инфляция.

Распродажи, скидки, бонусы.

Благотворительность.

Страхование.


Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения


Итого

8



4.

Математическая грамотность

1

2

1

1

2

1


В бассейне.

Делаем ремонт.

Праздничный торт.

Обустраиваем участок.

Поход в кино.

Отправляемся в путешествие.


Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения


Итого

8




Творческие работы

1

1

По выбору.

Составляем словарик по финансовой грамотности.



Итого

2




Итого

34





Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Школа развития речи»

2 класс

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

В том числе

Дата проведения

Теория

Практика

Планир.

Факт.

Михаил Пришвин. Беличья память.

1

0,5

0,5



Про беличьи запасы.

1

0,5

0,5



Беличьи деньги.

1

0,5

0,5



Про белочку и погоду.

1

0,5

0,5



И. Соколов-Микитов. В берлоге.

1

0,5

0,5



Медвежье потомство.

1

0,5

0,5



Поврежденные и фальшивые деньги.

1

0,5

0,5



Лесные сладкоежки.

1

0,5

0,5



Лев Толстой. Зайцы.

1

0,5

0,5



Про зайчат и зайчиху.

1

0,5

0,5



Банковская карта.

1

0,5

0,5



Про зайчишку и овощи.

1

0,5

0,5



Николай Сладков. Веселая игра.

1

0,5

0,5



Лисьи забавы.

1

0,5

0,5



Безопасность денег на банковской карте.

1

0,5

0,5



Лисьи норы.

1

0,5

0,5



Обыкновенные кроты.

1

0,5

0,5



Про крота.

1

0,5

0,5



Про кредиты.

1

0,5

0,5



Корень часть растения.

1

0,5

0,5



Эдуард Шим. Тяжкий труд.

1

0,5

0,5



Про ежа.

1

0,5

0,5



Про вклады.

1

0,5

0,5



Занимательные особенности яблока.

1

0,5

0,5



Полевой хомяк.

1

0,5

0,5



Про полевого хомяка.

1

0,5

0,5



Ловушки для денег.

1

0,5

0,5



Про хомяка и его запасы.

1

0,5

0,5



Про бобров.

1

0,5

0,5



Бобры строители.

1

0,5

0,5



Такие разные деньги.

1

0,5

0,5



Материал для плотин.

1

0,5

0,5



Позвоночные животные.

1

0,5

0,5



Встреча друзей.

1

0,5

0,5




Итого:

34

17

17



3 класс

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

В том числе

Дата проведения

Теория

Практика

Планир.

Факт.

Про дождевого червяка.

1

0,5

0,5



Кальций.

1

0,5

0,5



Сколько весит облако?

1

0,5

0,5



Хлеб, всему голова.

1

0,5

0,5



Про мел.

1

0,5

0,5



Про мыло.

1

0,5

0,5



История свечи.

1

0,5

0,5



Магнит.

1

0,5

0,5



Дождевые черви.

1

0,5

0,5



Полезный кальций.

1

0,5

0,5



Про облака.

1

0,5

0,5



Про хлеб и дрожжи.

1

0,5

0,5



Интересное вещество мел.

1

0,5

0,5



Чем интересно мыло и как оно «работает»?

1

0,5

0,5



Про свечи.

1

0,5

0,5



Волшебный Магнит.

1

0,5

0,5



Проверь себя.

1

0,5

0,5



Что такое «бюджет»?

1

0,5

0,5



Семейный бюджет.

1

0,5

0,5



Откуда в семье берутся деньги? Зарплата.

1

0,5

0,5



Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия.

1

0,5

0,5



Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад выигрыш.

1

0,5

0,5



На что тратятся семейные деньги? Виды расходов.

1

0,5

0,5



На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи.

1

0,5

0,5



Как сэкономить семейные деньги?

1

0,5

0,5



Расходы и доходы бюджета.

1

0,5

0,5



Планируем семейный бюджет.

1

0,5

0,5



Подсчитываем семейный доход.

1

0,5

0,5



Пенсии и пособия.

1

0,5

0,5



Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы.

1

0,5

0,5



Подсчитываем расходы.

1

0,5

0,5



Расходы на обязательные платежи.

1

0,5

0,5



Подсчитываем сэкономленные деньги.

1

0,5

0,5



Проверь себя.

1

0,5

0,5




Итого:

34

17

17




4 класс

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

В том числе

Дата проведения

Теория

Практика

Планир.

Факт.

Старинная женская одежда.

1

0,5

0,5



Старинные женские головные уборы.

1

0,5

0,5



Старинная мужская одежда и головные уборы.

1

0,5

0,5



Жилище крестьянской семьи на Руси.

1

0,5

0,5



Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы.

2

1

1



История посуды на Руси.

1

0,5

0,5



Какие деньги были раньше в России

1

0,5

0,5



Томат.

1

0,5

0,5



Болгарский перец.

1

0,5

0,5



Картофель.

1

0,5

0,5



Баклажан. Семейство Паслёновые.

1

0,5

0,5



Лук.

1

0,5

0,5



Капуста.

1

0,5

0,5



Горох.

1

0,5

0,5



Грибы.

1

0,5

0,5



Творческая работа.

1

0,5

0,5



Потребительская корзина.

2

1

1



Прожиточный минимум.

1

0,5

0,5



Инфляция.

1

0,5

0,5



Распродажи, скидки, бонусы.

2

1

1



Благотворительность.

1

0,5

0,5



Страхование.

1

0,5

0,5



В бассейне.

1

0,5

0,5



Делаем ремонт.

2

1

1



Праздничный торт.

1

0,5

0,5



Обустраиваем участок.

1

0,5

0,5



Поход в кино.

2

1

1



Отправляемся в путешествие.

1

0,5

0,5



Составляем словарик по финансовой грамотности.

1

0,5

0,5




Итого:

34

17

17