СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умные движения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умные движения»»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КАЙДАКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ общеобразовательная ШКОЛА

ВЯЗЕМСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

215101 Смоленская область, Вяземский район, д. Кайдаково, ул. Парковая д.16, т.3-42-03



Рассмотрена на заседании методического совета протокол № 1 от «29» августа 2023 г.

Принята на заседании педагогического совета протокол № 1 от «30» августа 2023 г.

Утверждена приказом директора №364/14

от 01.09.2023 г.

Директор школы

________Т.Н. Тимофеева







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«УМНЫЕ ДВИЖЕНИЯ»

Направление: нейропсихологическая коррекция обучающихся с ОВЗ

Возраст учащихся: 2классы

Срок реализации: 1 год




Автор//составитель:

Архипова Е.Е., учитель начальных классов













д. Кайдаково

2023 год


Пояснительная запискка

В последние годы по наблюдениям педагогов, психолог, врачей увеличивается количество детей, имеющих различные нарушения в психофизическом развитии, нейропсихологическую симптоматику. Дети демонстрирует задержки и искажения психоречевого развития, двигательного, моторного развития, несформированность произвольной саморегуляции и т.д.; различные психопатологические феномены (повышенную возбудимость/истощаемость, склонность к неврозо- и психопатоподобным явлениям); соматическую и психосоматическую уязвимость. В совокупности это приводит к эмоционально-личностной и когнитивной неготовности к обучению, дезадаптации к социуму (учебной и социальной неуспешности).
Приоритетное участие нейропсихологии — науки о формировании мозговой организации психических процессов человека в решении широкого круга дизонтогенетических проблем обусловлено в первую очередь удручающими реалиями процессов развития в современной детской популяции. Никогда раньше мы не сталкивались с таким обилием разнообразием негативных феноменов, какие наблюдаются сегодня. Нейропсихологический анализ проблем отклоняющего развития, активно развивающий в нашей стране с начала 1980-х годов, сразу зарекомендовал себя как наиболее надежный и продуктивный. Это закономерно, поскольку в его основе лежит мощная методологическая и научно-практическая база, разработанная в общей нейропсихологии, нейропсихологии детского возраста, теории нейропсихологической реабилитации. Широко известны и активно внедряются в практику коррекционно-абилитационные методы, разработанные Л.С. Цветковой и ее учениками, Т.В. Ахутиной  и Н.М. Пылаевой, А.А. Цыганок, Н.К.Корсаковой  и Ю.В.Микадзе и др.Валидность и эффективность нейропсихологических технологий признаются сегодня всеми специалистами, работающими над проблемой психолого-педагогического сопровождения процессов развития.
Одним из методов, успешно используемых нейропсихологами, является метод замещающего онтогенеза (МЗО)- нейропсихологическая технология, содержащая инвариантный комплекс этапов (диагностика-профилактика-коррекция-абилитация-прогноз) психолого-педагогического сопровождения детей с различными типами развития: от вариантов нормативного и отклоняющегося до грубых форм патологического. Основная его цель- развитие мозгового (и шире — нейропсихосоматического) обеспечения психического онтогенеза..
Как диагностическая, так и коррекционная модели представляют собой трехуровневую систему, разработанную в соответствии с учением А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга (ФБМ). 1-й ФБМ- блок регуляции тонуса и бодрствования, 2-й ФБМ- блок приема, переработки и хранения информации, 3-й ФБМ- блок программирования, регуляции и контроля.
 Программа «Умные движения» разработана на основе базового алгоритма «метода замещающего онтогенеза» и преимущественно ориентирована на коррекцию  и абилитацию 1-го функционального блока мозга.
 Цель программы «Умные движения»:

-развитие высших психических функций;

-функциональная активация подкорковых образований мозга;

-обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психические функции;

-стабилизация межполушарного взаимодействия;

-обеспечение приемов и тонкого анализа модально-специфической информации (тактильной, двигательной (кинестетической, динамической), зрительной, слуховой);

-обеспечение регуляции, программирования и контроля психической деятельности).

.

Задачи

программы:

  1. Обеспечить охрану и укрепление здоровья ребенка;

  2. Регуляция и нормализация мышечного тонуса.

  3. Создание для обучающихся возможности осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для развития познавательного интереса и своевременного психического развития.

  4. Стимулировать и обогащать развитие во всех видах деятельности.

  5. Организовать профилактическую работу вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении.

  6. Повышение у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков.

Коррекционно-развивающая программа состоит из 34 занятий. Продолжительность каждого занятия 40 минут, предполагаемый возраст детей от 7 до 12 лет. В ходе проведения занятий  необходимо учитывать следующее:
оптимальный размер группы – 5-7 человек, противопоказания – эпилепсия.
Каждое занятие данной программы состоит из нескольких этапов:
1. Упражнения на развитие внимания, памяти, функций программирования и контроля.

2. Дыхательные упражнения.

3. Телесные упражнения.

4. Динамических, пространственных функций.

5. Растяжка.

6. Глазодвигательные упражнения;

7. Базовые сенсомоторные взаимодействия.

8. Базовые сенсомоторные взаимодействия с опорой на графическую деятельность.

9. Мелкая моторика.

Предполагаемый результат:

- предупреждение, ослабление или снятие выявленных нарушений;

- создание базовых предпосылок для полноценного участия психических процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями;

- развитие высших психических функций;

- стабилизация межполушарного взаимодействия и повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов;

-функциональная активация подкорковых образований мозга;
 Программа «Умные движения» ориентирована на деятельность педагога-психолога в общеобразовательном учреждении, но может быть использована в практике учителя начальных классов, учителя-логопеда.

Тематическое планирование

34 ч

п/п

Дата

Тематика занятия

1


Занятие 1. Упражнения: «Остановись», «Фокус», «Воздушный шарик», «Струночка», «Зоопарк-1», «Качалка», «Бревнышко», «Конвергенция -1», «Партизан», «Домик». 

2


Занятие 2. Упражнения: «Фокус», «Стоп-игра-1», «Дышим под счет», «Зоопрак-2», «Катание мяча», «Полетели -1», «На спине без рук-1», «Рисуем улыбки», «Печатная машинка», упражнения для глаз. 

3


Занятие 3. Упражнения: «Фокус», «Стоп-игра-2», «Катание мяча», «Полетели-2», «Качалка», «Бревнышко», «Лодочка», «Конвергенция-1», «На спине без рук-2», «Радуга», «Постучалки-1». 

4


Занятие 4. Упражнения: «Аист и лягушка», «Фокус», «Запретное движение», «Катание мячей», «Полетели-2»,  «Лодочка»,  «Конвергенция-1», «Ползание по-пластунски», « Картины», «Постучалки-1». 

5


Занятие5. Упражнения: «Фокус», «Запретное движение»,  «Кузнецы сенокосцы», «Упражнение с теннисным мячом», «Активные растяжки-1», «Дотянись», «Лодочка», «Фараон»,«Конвергенция-1», «Ползание по-пластунски», «Геометрические фигуры-1», «Братцы».

6



Занятие 6. Упражнения: «Запретное слово», «Гусеница», «Игры в кругу», «Активные растяжки-2», «Дотянись», «Кошка», «Конвергенция -2», «Ползание по-пластунски», «Ползание на шестереньках»,«Улитки», «Братцы».

7


Занятие 7. Упражнения: «Запретное слово», «Кувырки», «Упражнение с теннисным мячом», «Активные растяжки-3», «Дотянись», «Здравствуй, пол»,  «Конвергенция-2», «Ползание на шестереньках», «Коврик», «Пальчиковые ладушки». 

8


Занятие 8. Упражнения: «Запутанные руки-1»,  «Запретное слово», «Гусиный шаг», «Упражнение с теннисным мячом»,  «Активные растяжки-4», «Дотянись», «Локотки»,  «Конвергенция -2», «Ползание на четвереньках-1», «Цветок из восьмерок»,  «Коврик»,  «Пальчиковые ладушки». 

9


Занятие 9. Упражнения: «Запретное слово», «Ходьба с предметом на голове», «Меткость», «Активные растяжки-5», «Конвергенция-2».  «Ползание на четвереньках-2», «Цветок из восьмерок»,  «Ходилки».

10


Занятие 10. Упражнения: «Запретное слово», «Перекрестный шаг», «Месяцы и дни недели», «Велосипед»,  «Конвергенция -2»,  «Ползание на четвереньках-3», «Елка», «Угадай».

11


Занятие 11. Упражнения: «Запутанные руки-1», «Канатоходец», «Упражнение с теннисным мячом»,  «К солнцу», «Ползание на четвереньках-4», «Угадай», «Зеркало».

12


Занятие 12. Упражнения: «Запутанные руки-2», «Перекрестный шаг», «Игры в кругу», «Флюгер-1», «Ползание на четвереньках-5»,  «Геометрические фигуры-2», «Пальчики здороваются».

13


Занятие 13. Упражнения: «Правильно-неправильно-1», «Перекрестные и односторонние движения», «Игры в кругу», «Флюгер-2», «Ползание боком», «Геометрические фигуры-2», «Здравствуй».

14


Занятие 14. Упражнения: «Правильно-неправильно-2», «Голова-шея-руки», «Игры в кругу», «Бабочка», «Хождение на коленях-1», «Восьмерки-1», «Слон».

15


Занятие 15. Упражнения: «Найди и обведи», «Упражнение с теннисным мячом»,  «Обведи фигуру», «Подвижная поясница», «Крокодил», «Флюгер-3». Хождение на коленях-2», Восьмерки-1».

16





Занятие 16. Упражнения: «Охота на фигуры», «Равновесие», «Упражнение с теннисным мячом», «Маятник», «Хождение у стены-1», «Дом».


17


Занятие 17. Упражнения: «Упражнение с теннисным мячом»,  «Найди и обведи букву», «Рисуем и пишем в воздухе», «Гусеница», «Восьмерки-2», «Хождение у стены-2», « Пусть отдохнут пальчики»

18


Занятие 18. «Найди и зачеркни  букву», «Полоса препятствий», «Катаем мяч», «Потягивание», «Хождение у стены-3», «Восьмерки-3», «Отдыхают  руки.»  

19


Занятие 19. Упражнения: «Охота на буквы-1», «Гусеница», «Чеканка», «Упражнение с теннисным мячом», «Змейки», «Скручивание корпуса», «Хождение у стены-4», «Дуги-1».

20


Занятие 20. Упражнения: «Охота на буквы-2», «Передай мяч», «Чеканка», «Бабочка», «Цыганочка», «Дуги-2», «Крестики».

21


Занятие 21. Упражнения: «Таблицы Шульте», «Канатоходец», «Мяч по кругу», «Корзиночка», «Ладушки», «Квадрат и круг-1», «Щелчки». 

22


Занятие 22. Упражнения: «Таблицы Шульте». «Кувырки». «Чеканка по линии«Линейные растяжки Квадрат и круг-2». Собери бусы».

23


Занятие 23. Упражнения: «Птица, рыба, зверь…», «Перекрестный шаг», «Передай мяч», «Струночка», «Заяц»,   «Выкладывание узора».

24


Занятие 24. Упражнения: «Четыре стихии», «Равновесие», «Мяч по кругу», «Звезда», «Кот», «Плетение кос».

25



Занятие 25. Упражнения: «Запретное слово», «Гусеница», «Игры в кругу», «Активные растяжки-1», «Дотянись», «Кошка»,  «Ползание на шестереньках»,«Улитки», «Братцы».

26




Занятие 26. Упражнения: «Фокус», «Запретное движение»,  «Кузнецы сенокосцы»,  «Активные растяжки-2»,  «Лодочка», «Фараон «Ползание по-пластунски»,  «Братцы».

27


Занятие 27. Упражнения: «Запутанные руки-1», «Канатоходец», «Упражнение с теннисным мячом»,  «К солнцу», «Ползание на четвереньках-1», «Угадай», «Зеркало».

28



Занятие 28. Упражнения: «Запутанные руки-1», «Перекрестный шаг», «Игры в кругу», «Флюгер-1», «Ползание на четвереньках-2»,  «Геометрические фигуры-1», «Пальчики здороваются».

29


Занятие 29. Упражнения: «Запутанные руки-2», «Канатоходец», «Упражнение с теннисным мячом»,  «К солнцу», «Ползание на четвереньках-3», «Угадай», «Зеркало».

30


Занятие 30. Упражнения: «Правильно-неправильно-1», «Перекрестные и односторонние движения», «Игры в кругу», «Флюгер-2», «Ползание боком», «Геометрические фигуры-2», «Здравствуй».

31


Занятие 31. Упражнения: «Правильно-неправильно-2», «Голова-шея-руки», «Игры в кругу», «Бабочка», «Хождение на коленях-1», «Восьмерки-1», «Слон».

32


Занятие 32. Упражнения: «Найди и обведи», «Упражнение с теннисным мячом»,  «Обведи фигуру», «Подвижная поясниц», «Крокодил», Хождение на коленях-2», Восьмерки-1».

33


Занятие 33. Упражнения: «Аист и лягушка», «Фокус», «Запретное движение», «Катание мячей», «Полетели-2»,  «Лодочка»,  «Ползание по пластунски»,  «Картины»,  «Постучалки-1». 

34


Промежуточная аттестация. Тестирование.



Итого: 34 ч


Литература

1. Ковалько  В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной  школе.
2. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
3. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста.

4. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза.