215101 Смоленская область, Вяземский район, д. Кайдаково, ул. Парковая д.16, т.3-42-03
д. Кайдаково
В последние годы по наблюдениям педагогов, психолог, врачей увеличивается количество детей, имеющих различные нарушения в психофизическом развитии, нейропсихологическую симптоматику. Дети демонстрирует задержки и искажения психоречевого развития, двигательного, моторного развития, несформированность произвольной саморегуляции и т.д.; различные психопатологические феномены (повышенную возбудимость/истощаемость, склонность к неврозо- и психопатоподобным явлениям); соматическую и психосоматическую уязвимость. В совокупности это приводит к эмоционально-личностной и когнитивной неготовности к обучению, дезадаптации к социуму (учебной и социальной неуспешности).
Приоритетное участие нейропсихологии — науки о формировании мозговой организации психических процессов человека в решении широкого круга дизонтогенетических проблем обусловлено в первую очередь удручающими реалиями процессов развития в современной детской популяции. Никогда раньше мы не сталкивались с таким обилием разнообразием негативных феноменов, какие наблюдаются сегодня. Нейропсихологический анализ проблем отклоняющего развития, активно развивающий в нашей стране с начала 1980-х годов, сразу зарекомендовал себя как наиболее надежный и продуктивный. Это закономерно, поскольку в его основе лежит мощная методологическая и научно-практическая база, разработанная в общей нейропсихологии, нейропсихологии детского возраста, теории нейропсихологической реабилитации. Широко известны и активно внедряются в практику коррекционно-абилитационные методы, разработанные Л.С. Цветковой и ее учениками, Т.В. Ахутиной и Н.М. Пылаевой, А.А. Цыганок, Н.К.Корсаковой и Ю.В.Микадзе и др.Валидность и эффективность нейропсихологических технологий признаются сегодня всеми специалистами, работающими над проблемой психолого-педагогического сопровождения процессов развития.
Одним из методов, успешно используемых нейропсихологами, является метод замещающего онтогенеза (МЗО)- нейропсихологическая технология, содержащая инвариантный комплекс этапов (диагностика-профилактика-коррекция-абилитация-прогноз) психолого-педагогического сопровождения детей с различными типами развития: от вариантов нормативного и отклоняющегося до грубых форм патологического. Основная его цель- развитие мозгового (и шире — нейропсихосоматического) обеспечения психического онтогенеза..
Как диагностическая, так и коррекционная модели представляют собой трехуровневую систему, разработанную в соответствии с учением А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга (ФБМ). 1-й ФБМ- блок регуляции тонуса и бодрствования, 2-й ФБМ- блок приема, переработки и хранения информации, 3-й ФБМ- блок программирования, регуляции и контроля.
Программа «Умные движения» разработана на основе базового алгоритма «метода замещающего онтогенеза» и преимущественно ориентирована на коррекцию и абилитацию 1-го функционального блока мозга.
Цель программы «Умные движения»:
-обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психические функции;
-обеспечение приемов и тонкого анализа модально-специфической информации (тактильной, двигательной (кинестетической, динамической), зрительной, слуховой);
-обеспечение регуляции, программирования и контроля психической деятельности).
.
Коррекционно-развивающая программа состоит из 34 занятий. Продолжительность каждого занятия 40 минут, предполагаемый возраст детей от 7 до 12 лет. В ходе проведения занятий необходимо учитывать следующее:
оптимальный размер группы – 5-7 человек, противопоказания – эпилепсия.
Каждое занятие данной программы состоит из нескольких этапов:
1. Упражнения на развитие внимания, памяти, функций программирования и контроля.
2. Дыхательные упражнения.
3. Телесные упражнения.
4. Динамических, пространственных функций.
5. Растяжка.
6. Глазодвигательные упражнения;
7. Базовые сенсомоторные взаимодействия.
8. Базовые сенсомоторные взаимодействия с опорой на графическую деятельность.
9. Мелкая моторика.
- создание базовых предпосылок для полноценного участия психических процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями;
- стабилизация межполушарного взаимодействия и повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов;
№ п/п | Дата | Тематика занятия |
1 | | Занятие 1. Упражнения: «Остановись», «Фокус», «Воздушный шарик», «Струночка», «Зоопарк-1», «Качалка», «Бревнышко», «Конвергенция -1», «Партизан», «Домик». |
2 | | Занятие 2. Упражнения: «Фокус», «Стоп-игра-1», «Дышим под счет», «Зоопрак-2», «Катание мяча», «Полетели -1», «На спине без рук-1», «Рисуем улыбки», «Печатная машинка», упражнения для глаз. |
3 | | Занятие 3. Упражнения: «Фокус», «Стоп-игра-2», «Катание мяча», «Полетели-2», «Качалка», «Бревнышко», «Лодочка», «Конвергенция-1», «На спине без рук-2», «Радуга», «Постучалки-1». |
4 | | Занятие 4. Упражнения: «Аист и лягушка», «Фокус», «Запретное движение», «Катание мячей», «Полетели-2», «Лодочка», «Конвергенция-1», «Ползание по-пластунски», « Картины», «Постучалки-1». |
5 | | Занятие5. Упражнения: «Фокус», «Запретное движение», «Кузнецы сенокосцы», «Упражнение с теннисным мячом», «Активные растяжки-1», «Дотянись», «Лодочка», «Фараон»,«Конвергенция-1», «Ползание по-пластунски», «Геометрические фигуры-1», «Братцы». |
6 | | Занятие 6. Упражнения: «Запретное слово», «Гусеница», «Игры в кругу», «Активные растяжки-2», «Дотянись», «Кошка», «Конвергенция -2», «Ползание по-пластунски», «Ползание на шестереньках»,«Улитки», «Братцы». |
7 | | Занятие 7. Упражнения: «Запретное слово», «Кувырки», «Упражнение с теннисным мячом», «Активные растяжки-3», «Дотянись», «Здравствуй, пол», «Конвергенция-2», «Ползание на шестереньках», «Коврик», «Пальчиковые ладушки». |
8 | | Занятие 8. Упражнения: «Запутанные руки-1», «Запретное слово», «Гусиный шаг», «Упражнение с теннисным мячом», «Активные растяжки-4», «Дотянись», «Локотки», «Конвергенция -2», «Ползание на четвереньках-1», «Цветок из восьмерок», «Коврик», «Пальчиковые ладушки». |
9 | | Занятие 9. Упражнения: «Запретное слово», «Ходьба с предметом на голове», «Меткость», «Активные растяжки-5», «Конвергенция-2». «Ползание на четвереньках-2», «Цветок из восьмерок», «Ходилки». |
10 | | Занятие 10. Упражнения: «Запретное слово», «Перекрестный шаг», «Месяцы и дни недели», «Велосипед», «Конвергенция -2», «Ползание на четвереньках-3», «Елка», «Угадай». |
11 | | Занятие 11. Упражнения: «Запутанные руки-1», «Канатоходец», «Упражнение с теннисным мячом», «К солнцу», «Ползание на четвереньках-4», «Угадай», «Зеркало». |
12 | | Занятие 12. Упражнения: «Запутанные руки-2», «Перекрестный шаг», «Игры в кругу», «Флюгер-1», «Ползание на четвереньках-5», «Геометрические фигуры-2», «Пальчики здороваются». |
13 | | Занятие 13. Упражнения: «Правильно-неправильно-1», «Перекрестные и односторонние движения», «Игры в кругу», «Флюгер-2», «Ползание боком», «Геометрические фигуры-2», «Здравствуй». |
14 | | Занятие 14. Упражнения: «Правильно-неправильно-2», «Голова-шея-руки», «Игры в кругу», «Бабочка», «Хождение на коленях-1», «Восьмерки-1», «Слон». |
15 | | Занятие 15. Упражнения: «Найди и обведи», «Упражнение с теннисным мячом», «Обведи фигуру», «Подвижная поясница», «Крокодил», «Флюгер-3». Хождение на коленях-2», Восьмерки-1». |
16 | | Занятие 16. Упражнения: «Охота на фигуры», «Равновесие», «Упражнение с теннисным мячом», «Маятник», «Хождение у стены-1», «Дом». |
17 | | Занятие 17. Упражнения: «Упражнение с теннисным мячом», «Найди и обведи букву», «Рисуем и пишем в воздухе», «Гусеница», «Восьмерки-2», «Хождение у стены-2», « Пусть отдохнут пальчики» |
18 | | Занятие 18. «Найди и зачеркни букву», «Полоса препятствий», «Катаем мяч», «Потягивание», «Хождение у стены-3», «Восьмерки-3», «Отдыхают руки.» |
19 | | Занятие 19. Упражнения: «Охота на буквы-1», «Гусеница», «Чеканка», «Упражнение с теннисным мячом», «Змейки», «Скручивание корпуса», «Хождение у стены-4», «Дуги-1». |
20 | | Занятие 20. Упражнения: «Охота на буквы-2», «Передай мяч», «Чеканка», «Бабочка», «Цыганочка», «Дуги-2», «Крестики». |
21 | | Занятие 21. Упражнения: «Таблицы Шульте», «Канатоходец», «Мяч по кругу», «Корзиночка», «Ладушки», «Квадрат и круг-1», «Щелчки». |
22 | | Занятие 22. Упражнения: «Таблицы Шульте». «Кувырки». «Чеканка по линии«Линейные растяжки Квадрат и круг-2». Собери бусы». |
23 | | Занятие 23. Упражнения: «Птица, рыба, зверь…», «Перекрестный шаг», «Передай мяч», «Струночка», «Заяц», «Выкладывание узора». |
24 | | Занятие 24. Упражнения: «Четыре стихии», «Равновесие», «Мяч по кругу», «Звезда», «Кот», «Плетение кос». |
25 | | Занятие 25. Упражнения: «Запретное слово», «Гусеница», «Игры в кругу», «Активные растяжки-1», «Дотянись», «Кошка», «Ползание на шестереньках»,«Улитки», «Братцы». |
26 | | Занятие 26. Упражнения: «Фокус», «Запретное движение», «Кузнецы сенокосцы», «Активные растяжки-2», «Лодочка», «Фараон «Ползание по-пластунски», «Братцы». |
27 | | Занятие 27. Упражнения: «Запутанные руки-1», «Канатоходец», «Упражнение с теннисным мячом», «К солнцу», «Ползание на четвереньках-1», «Угадай», «Зеркало». |
28 | | Занятие 28. Упражнения: «Запутанные руки-1», «Перекрестный шаг», «Игры в кругу», «Флюгер-1», «Ползание на четвереньках-2», «Геометрические фигуры-1», «Пальчики здороваются». |
29 | | Занятие 29. Упражнения: «Запутанные руки-2», «Канатоходец», «Упражнение с теннисным мячом», «К солнцу», «Ползание на четвереньках-3», «Угадай», «Зеркало». |
30 | | Занятие 30. Упражнения: «Правильно-неправильно-1», «Перекрестные и односторонние движения», «Игры в кругу», «Флюгер-2», «Ползание боком», «Геометрические фигуры-2», «Здравствуй». |
31 | | Занятие 31. Упражнения: «Правильно-неправильно-2», «Голова-шея-руки», «Игры в кругу», «Бабочка», «Хождение на коленях-1», «Восьмерки-1», «Слон». |
32 | | Занятие 32. Упражнения: «Найди и обведи», «Упражнение с теннисным мячом», «Обведи фигуру», «Подвижная поясниц», «Крокодил», Хождение на коленях-2», Восьмерки-1». |
33 | | Занятие 33. Упражнения: «Аист и лягушка», «Фокус», «Запретное движение», «Катание мячей», «Полетели-2», «Лодочка», «Ползание по пластунски», «Картины», «Постучалки-1». |
34 | | Промежуточная аттестация. Тестирование. |
| | Итого: 34 ч |
1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.
2. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
3. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста.
4. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза.