СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мир органических веществ"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса "Мир органических веществ" предназначена для учащихся 10 класса и рассчитана на 34часа(1час в неделю).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мир органических веществ"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа

р.п. Сурское





Принята на заседании

Педагогического совета

Протокол №1 от 28 августа 2024г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ сш р.п.Сурское

___________ / Гордеева Е. В.

Приказ №195 от 29.08. 2024г.






Рабочая программа курса внеурочной деятельности


«Мир органических веществ»


Уровень образования: среднее общее образование


Срок реализации: 1год(10класс)






Составитель:

учитель химии

Кузнецова Лидия Васильевна




Пояснительная записка.


Программа внеурочной деятельности «Мир органических веществ» разработана в соответствии с требованиями:

-Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).

-Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 "Об утверждении ФОП НОО, ООО, СОО»

-Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки России от18.08.2017№09-1672;

-Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой распоряжением Правительства от 29.05.2015 №996-р;
-СанПиН 1.2.3685-21;

- Основной образовательной программы моу сш р.п.Сурское на 2024-2025 уч.год;
-Положения «Об организации внеурочной деятельности на уровне начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования моу сш р.п.Сурское».



Программа курса «Мир органических веществ» предназначена для учащихся 10 класса, рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).


На занятиях курса учащиеся познакомятся с методами получения органических веществ, методами качественного анализа, работой лаборанта. В процессе проведения опытов учащиеся расширяют свои представления о веществах, их свойствах, совершенствуют практические умения. Занятия курса позволяют осуществлять профориентационную работу по предмету. Содержание курса базируется на знаниях, приобретенных в 9, 10 классах на уроках химии.


Данный курс предназначен для учащихся, проявляющих повышенный интерес к химии и собирающихся продолжить образование в учебных заведениях естественно-научного профиля (химико-технологические, медицинские, сельскохозяйственные вузы).

Выбор данного курса не случаен. С одной стороны, практические работы – это один из любимых видов деятельности учащихся, они любят, как сами выражаются, «химичить». Им интересно работать с веществами, лабораторным оборудованием. С другой стороны, практические работы – один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала.


Перед практическими работами по определенному разделу дается теоретический материал. На занятиях курса применяются активные формы обучения – поисковый характер, элементы исследовательской работы и проектной деятельности.


Большинство практических работ, предлагаемых в данном курсе, могут выполняться небольшими группами учеников, что способствует обучению старшеклассников общим приемам научной деятельности, т.е. групповому планированию эксперимента, его проведению, обсуждению результатов. Несмотря на коллективное выполнение заданий, отчет о проделанной работе каждый учащийся должен составлять самостоятельно.


Учащиеся получают задания по теме предстоящей практической работы. На занятии и дома они знакомятся с теоретическим материалом, изучают содержание самой работы, составляют план будущей работы, заготавливают эскизы необходимых таблиц, графиков, схем, приборов. В начале занятий преподаватель проверяет теоретическую и практическую подготовленность учеников к предстоящей работе и допускает (или нет) к выполнению эксперимента.


Цель курса: расширение знаний учащихся; совершенствование техники химического эксперимента; развитие интереса к изучению органической химии.


Задачи курса:

формирование интеллектуальных и практических умений в области химического эксперимента, позволяющих правильно использовать вещества в повседневной жизни;

формирование умений планировать эксперимент, описывать результаты, делать выводы;

развитие творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

работать с дополнительной литературой.

Данный курс позволяет осуществить индивидуальный подход, увеличить самостоятельность учащихся в познавательной и практической деятельности.


Формы работы. Лекционно-семинарские занятия, парная работа с литературой с дальнейшей презентацией результатов, подготовка учащимися сообщений с использованием новейших сведений из Интернета, научной и научно-популярной литературы, использование видеофильмов, выполнение учащимися проектов.


Формы контроля: защита и обсуждение результатов исследования; устные сообщения учащихся с последующей дискуссией; отчет, презентация.

Итоговая конференция с сопутствующей выставкой работ учащихся.


Методы и организационные формы обучения.

  • дискуссионные беседы;

  • практические занятия (фронтальные, индивидуальные и групповые);

  • домашний эксперимент;

  • индивидуальная работа над компьютерной презентацией.

Содержание курса.


Тема 1. Введение в органическую химию (4 ч).


Органическая химия - наука и учебный предмет. Имена ученых, внесших вклад в развитие органической химии. Классификация органических соединений. Основные направления развития теории химического строения.

Практическая работа № 1. Моделирование молекул органических соединений.


Тема 2. Химия углеводородов(8 ч).

Природные источники углеводородов. Нефть, ее состав и свойства, использование в народном хозяйстве. Продукты фракционной перегонки нефти. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов. Топливо. Теплота сгорания топлива. Каучук как природный полимер, его строение, свойства, Проблема синтеза каучука и ее решение.


Практическая работа №2. Нефть и окружающая среда

Практическая работа №3. Свойства бензина.

Практическая работа №4. Каучук: получение, свойства, применение


Тема 3. Кислородосодержащие органические соединения (10 ч.)

Спирты.

Практическая работа №5 Исследование пробы воздуха на алкоголь.

Практическая работа №6 Получение свекловичного сахара.

Практическая работа №7 Крахмальный завод на дому.

Практическая работа №8 Экспериментальное решение задач по теме «Углеводы».

Домашний эксперимент. Выделение крахмала из муки и его обнаружение. Распознавание сли­вочного масла и маргарина. Обнаружение глюкозы в ягодах и плодах. Электролитическое обнаружение крахмала в недозрелых фруктах


Тема 4. Основа жизни. (7 часа)


Практическая работа №9 Аминокислоты.

Практическая работа №10 Свойства белка.

Практическая работа №11 Алкалоиды и дубильные вещества

Практическая работа №12 Опыты с чайным листом.


Творческая работа (5ч.).

Музей одной картины.

Портрет одного героя. Жиры.

Волшебники СМС

Обнаружение витаминов в пищевых продуктах.

Фитобар.

Конкурс сообщений «Самое - самое... вещество» (интересное, важное, распространенное, необходимое и т.д.) Ученическая конференция .

Планируемые результаты освоения программы

Предметные результаты 

- в познавательной сфере: описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого русский язык и язык химии; наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;

- в ценностно-ориентационной сфере: строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе;

- в трудовой сфере: планировать и осуществлять самостоятельную работу по повторению и освоению теоретической части, планировать и проводить химический эксперимент; использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами;

- в сфере безопасности жизнедеятельности: оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.


Личностные результаты 

- в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую науку, отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка;

- в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

- в познавательной сфере: мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельности.

Метапредметные результаты 

- владение универсальными естественно-научными способами деятельности: наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование;

- умение генерировать идеи, определять средства, необходимые для их реализации;

- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

- использовать различные источники для получения химической информации.


Освоение программы внеурочной деятельности обучающимися позволит получить следующие результаты:

В сфере развития личностных универсальных учебных действий в рамках:

1. Когнитивного компонента будут сформированы:

- основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий;

- экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

2. Ценностного и эмоционального компонентов будет сформирована:

- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.

3. Деятельностного компонента будут сформированы:

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

- готовность выбора профильного образования.

2. Обучающийся получить возможность для формирования:

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

- готовности к самообразованию и самовоспитанию.

В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий обучающийся

1. Научится:

- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

- планировать пути достижения целей.

2. Получить возможность научиться:

- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

- при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения.

В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся

1. Научится:

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

2. Получить возможность научиться:

- брать на себя инициативу в организации совместного действия;

- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности.


В сфере развития познавательных универсальных учебных действий обучающийся

1. Научится:

- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

- проводить наблюдения и эксперимент под руководством учителя;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

2. Получит возможность научиться:

- ставить проблему, аргументировать ее актуальность;

- самостоятельно проводить исследования на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях процессов;

Тематическое планирование.


п/п


Название темы

занятия


Количество часов

Формы контроля

Кол-во часов

теория

семинар

практика


1.

1.1.


1.2.


1.3.


1.4.


Введение в органическую химию

Органическая химия – это увлекательно. Дополнительные штрихи к важнейшим открытиям.

Эти органические молекулы. Состав один свойства разные?

Практическая работа № 1 Моделирование молекул органических соединений.


4

1

2

1

Модели молекул органических веществ

2.

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

2.5.

2.6.

2.7


2.8.

Химия углеводородов

Природные источники углеводородов. Нефть.

Практическая работа №2.

Нефть и окружающая среда

Практическая работа №3

Свойства бензина

Каучук. История открытия. Изучение свойств резины и каучука

Практическая работа №4. Каучук: получение, свойства, применение


8

2

3

3

Отчеты. Сообщения.

3.

3.1

3.2.

3.3.

3.4.

3.5.

3.6.

3.7

3.8.

3.9.

3.10






Кислородосодержащие органические соединения

Спирты.

Практическая работа №5

Исследование пробы воздуха на алкоголь.

Углеводы.

Практическая работа №6

Свойства сахарозы.

Практическая работа №7

Крахмальный завод на дому.

Практическая работа №8

Экспериментальное решение задач по теме «Углеводы».


10

2

4

4

Отчеты.

Сообщения.

4.

4.1.


4.2.


4.3.


4.4.


4.5.


4.6


4.7.



Основа жизни.

Практическая работа №9

Аминокислоты.

Практическая работа №10

Свойства белка.

Практическая работа №11

Анализ пищевых продуктов.

Домашний эксперимент. Выделение крахмала из муки и его обнаружение. Распознавание сли­вочного масла и маргарина. Обнаружение глюкозы в ягодах и плодах

Алкалоиды и дубильные вещества

Практическая работа №12

Опыты с чайным листом.

7

1

2

4

Отчеты. Сообщения.

5.

5.1.

5.2.

5.3.

5.4

5.5.

  1. Творческая работа

  2. Музей одной картины.

  3. Портрет одного героя. Жиры.

  4. Волшебники СМС

  5. Обнаружение витаминов в пищевых продуктах.

  6. Фитобар.

5

1

4


Творческая работа.


Всего

34

7

15

12



Календарно-тематическое планирование.



п/п


Название темы

занятия


Количество часов

По плану

Фактически

Кол-во часов

теория

семинар

практика

1.

1.1.


1.2.


1.3.


1.4.

Введение в органическую химию

Органическая химия – это увлекательно. Дополнительные штрихи к важнейшим открытиям.

Эти органические молекулы. Состав один свойства разные?

Практическая работа № 1 Моделирование молекул органических соединений.


4

1





2

1






1





2

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

2.5.

2.6.

2.7


2.8.

Химия углеводородов

Природные источники углеводородов. Нефть.

Практическая работа №2.

Нефть и окружающая среда

Практическая работа №3

Свойства бензина

Каучук. История открытия. Изучение свойств резины и каучука

Практическая работа №4. Каучук: получение, свойства, применение


8

2


2




3



3.

3.1

3.2.

3.3.

3.4.

3.5.

3.6.

3.7

3.8.

3.9.

3.10



Кислородосодержащие органические соединения

Спирты.

Практическая работа №5

Исследование пробы воздуха на алкоголь.

Углеводы.

Практическая работа №6

Свойства сахарозы.

Практическая работа №7

Крахмальный завод на дому.

Практическая работа №8

Экспериментальное решение задач по теме «Углеводы».


10



2



4



4



4.

4.1.


4.2.


4.3.


4.4.


4.5.


4.6


4.7.

Основа жизни.

Практическая работа №9

Аминокислоты.

Практическая работа №10

Свойства белка.

Практическая работа №11

Анализ пищевых продуктов.

Домашний эксперимент. Выделение крахмала из муки и его обнаружение. Распознавание сли­вочного масла и маргарина. Обнаружение глюкозы в ягодах и плодах

Алкалоиды и дубильные вещества

Практическая работа №12

Опыты с чайным листом.

7

1

2

4



5.

5.1.

5.2.

5.3.

5.4

5.5.

Творческая работа

1. Музей одной картины.

2. Портрет одного героя. Жиры.

3. Волшебники СМС

4. Обнаружение витаминов в пищевых продуктах.

5. Фитобар.

5

1

4





Всего


34

7

15

12





Литература.


Для учителя.


  1. Артеменко А.И., Тикунова И.В., Ануфриев Е.К. Практикум по органической химии. М.: Высшая школа, 2001;

  2. Габриелян О.С., Ватлина Л.П.Химический эксперимент в школе. 10 класс: учебно-методическое пособие / - М.: дрофа, 2005.

  3. Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия. 10 класс; М.: Дрофа, 2008;

  4. Куприянова Н.С. Лабораторно-практические работы по химии. 10-11 класс. – М.: Гуматитар. издат. центр ВЛАДОС, 2007.



Для учащихся.


  1. Артеменко А.И. Удивительный мир органической химии. – Дрофа, 2007.

  2. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. – М.: Дрофа, 2009-2012.

  3. Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. – Ярославль: Академия Кº, 2000.

  4. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. – М.: Высшая школа, 1992.

  5. Ольгин О.М. Опыты без взрывов. – М.: Химия,1986.

  6. Смирнов Ю.Н. Мир химии. – СПб.: МиМ – Экспресс, 1995.

  7. Шульпин Г.Б. Эта увлекательная химия. – М.: Химия, 1984.


Интернет-ресурсы.


  1. Мир химии http://www.chemistry.narod.ru/

  2. Юный химик http://ychem.euro.ru/index.htm#nov

  3. Алхимик http://www.alhimik.ru

  4. Экспериментальная химия http://www.chemexperiment.narod.ru/framechem1.html

  5. Обучающие энциклопедии. Химия http://school-sector.relarn.ru/nsm/chemistry/START.html

  6. Web-квест по химии (http://school-sector.relarn.ru/web_quests/Chemistry_Quest/index.html)

  7. Органическая химия http://formula44.narod.ru/

  8. Курс органической химии за 10 класс http://formula44.narod.ru





16