СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа содержит календарно-тематическое планирование на основе авторской программы Е.Э. Кочурова.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика"»

Программа курса внеурочной деятельности для 1 класса

Пояснительная записка


Программа курса составлена на основе авторской программы Е.Э. Кочурова «Занимательная математика».

Направление: общеинтеллектуальное.

Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геомет­рической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, до­казывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех зна­ний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Актуальность темы очевидна:

Младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Курс предназначен для развития математических способностей учащихся 1 класса, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Средства компьютерного моделирования позволяют визуализировать, анимировать способы действий, процессы, например, движение. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Цели курса:

-развить математические способности учащихся,

-формировать элементы логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения

Задачи курса:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– освоение эвристических приёмов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Класс, возраст учащихся: учащиеся 1 класса в возрасте 6-7 лет

Срок реализации программы: 2018-2019 уч. г.


Общая характеристика курса

Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геомет­рической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, до­казывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех зна­ний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу –это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Курс учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.


Форма и режим занятий:

Количество часов: 33 часа

1 раз в неделю по 1 часу.

Формы занятий: программа внеурочной деятельности предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

  • беседы;

  • ролевые игры;

  • выставки;

  • конкурсы;

  • инсценировка сказок;

  • проектная деятельность;

  • математические игры.

Содержание программы

Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных матема­тических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познава­тельные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать про­стор воображению.

Ценностными ориентирами содержания курса являются:

— формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

— освоение эвристических приёмов рассуждений;

— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

—формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Планируемые результаты.

Обучающийся научится:

- понимать как люди учились считать;

- из истории линейки, нуля, математических знаков;

- работать с пословицами, в которых встречаются числа;

- выполнять интересные приёмы устного счёта.

Обучающийся получит возможность научиться:

- находить суммы ряда чисел;

- решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, задачи со спичками;

- разгадывать числовые головоломки и математические ребусы;

- находить в окружающем мире предметы, дающие представление об изученных геометрических фигурах.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива. Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практиче­ской деятельности любого человека;

— воспитание чувства справедливости, ответственности;

— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестан­дартности мышления.

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».

Предметные результаты отражены в содержании программы.


Календарно-тематическое планирование

Учебная

нагрузка

Название темы

Кол часов

33 ч.

Числа. Арифметические действия. Величины


14


Мир занимательных задач


5


Геометрическая мозаика


13



п/п

Тема занятия

Содержание

Примечание

1.

Математика — это интересно

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3x3 клетки).



2.

Танграм: древняя китайская головоломка

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка вы­полненной работы.



3.

Путешествие точки

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построе­ние собственного рисунка и описание его шагов.


4.

Игры с кубиками

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каж­дого два кубика). Взаимный контроль.


5.

Танграм: древняя китайская головоломка

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выпол­ненной работы.


6.

Волшебная линейка

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возник­новения линейки.


7.

Праздник числа 10

Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановле­ние примеров: поиск цифры, которая скрыта.


8.

Конструирование многоугольников из деталей танграма

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с ча­стично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Состав­ление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.


9.

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х 5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.


10.

Игры с кубиками

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каж­дого два кубика). Взаимный контроль.



11.

Конструкторы лего

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и ал­горитмами построения конструкций. Выполнение постройки по собст­венному замыслу.


12.

Конструкторы лего


13.

Весёлая геометрия

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдатель­ность.


14.

Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Вычитание в пределах 10».


15.

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполнен­ной работы.


16.

«Спичечный» конструктор


17.

Задачи-смекалки

Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.


18.

Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».


19.

Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание в пределах 20».


20.

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи­слового кроссворда (судоку).

.


21.

Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические го­ловоломки, занимательные задачи


22.

Математическая карусель


23.

Уголки

Составление фигур из 4, 5, б, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.


24.

Игра в магазин. Монеты

Сложение и вычитание в пределах 20.


25.

Конструирование фигур из деталей танграма

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично за­данным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполнен­ной работы.


26.

Игры с кубиками

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верх­них гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях пер­вого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, б, 7, 8, 9. Взаимный контроль.


27.

Математическое путешествие

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий — вычитает 3, а четвёртый — прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу.

1-й раунд: 10-3 = 7 7 + 2 = 9 9-3 = 6 6 + 5 = 11

2-й раунд: 11 - 3 = 8 и т. д.


28.

Математические игры

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».


29.

Секреты задач


Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.


30.

Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические го­ловоломки, занимательные задачи.


31.

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи­слового кроссворда (судоку).


32-33.

Математические игры


Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 20».



Информационно-образовательный ресурс

- ФГОС ООО;

-Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.

-Авторская программа «Занимательная математика» Е.Э.Кочурова, 2011 г.


Лист внесения изменений

№Урока

Название темы

Причина

Дата проведения

План/Факт


















































































































12