МБОУ Надейковичская СШ им. И.П. Гоманкова
«Согласовано» Заместитель директора по ВР _________/Гнедкова И.И../ «___» _________ 2018 г. | | «Утверждаю» Директор школы ________/Магон И.В./ Приказ № ______ от «___» _________ 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Основы вокала»
2-5 классы
Составитель: Осмоловская С.И.
2018 -2019 учебный год
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Основы вокала» для 2-5 классов. Разработана в соответствии с требованиями ФГОС
Программа рассчитана на учащихся 2-5 классов. Тематическое планирование рассчитано на 34 занятия по 1 часу в неделю, всего на 34 часа.
1. Планируемые результаты освоения кружка «Основы вокала»
В системе предметов общеобразовательной школы кружок «Основы вокала» представлен в общекультурном направлении. Назначение внеурочной деятельности кружка состоит в том, чтобы обеспечить формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, метапредметных, предметных.
Личностные УУД:
- формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
- становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости;
- знание основ здорового образа жизни;
- формирование способностей творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.
Регулятивные УУД:
- умение определять проблему, ставить учебные цели, проверять достижимость целей с помощью учителя;
- умение действовать по заданному алгоритму;
- осуществлять констатирующий контроль по результату действия.
Познавательные УУД:
- дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
- овладение навыками ознакомительного чтения, умение выделять главное и второстепенное в тексте;
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- анализ существующего разнообразия музыкальной картины мира;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД:
- умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;
- умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;
- умение договариваться, находить общее решение;
- умение «слышать другого»;
- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; - умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности;
- построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач.
Предметные результаты
- развитие художественного вкуса
- устойчивый интерес к музыкальному искусству
- использование вокально-хоровых навыков при воплощении художественных образов.
- готовность применять полученные навыки для организации досуга в урочной и внеурочной деятельности в школе.
- участие в концертной деятельности, конкурсах, фестивалях и др.
- представление коллективного результата деятельности обучающихся в планируемых мероприятиях школы.
обучающийся научится:
- основам вокальным навыкам, правилам пения, видам дыхания, музыкальным штрихам, средствам музыкальной выразительности.
получит возможность научиться:
- применять правила пения на практике, петь чисто ансамблем в унисон, применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром, сценически оформлять концертный номер, петь в ансамбле в унисон и с элементами двухголосия, владеть основами вокальных навыков (дыхание, звукообразование, дикция), чисто интонировать, воспроизвести несложный ритмический рисунок, пользоваться исполнительскими навыками на сцене.
2. Содержание внеурочной деятельности кружка «Основы вокала»
Вокальное искусство 34 часа.
Вводное занятие. Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара. Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями. Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса. Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука. Формирование правильных навыков дыхания. Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака. Дикция и артикуляция. Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, упражнения по системе В.В. Емельянова. Ансамбль. Унисон. Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование а капелла. Музыкально – исполнительская работа. Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко». Ритм. Знакомство с простыми ритмами и размерами, осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Сцендвижение. Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение. Репертуар. Соединение музыкального материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически сложных мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения. Концертная деятельность. Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов. Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Дети должны научиться красиво петь: петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном. Необходимо раскрывать наиболее полно творческие возможности каждого индивидуума, открывать и растить таланты, подбирать для изучения репертуар соответственно возрасту ребенка и его вокальному опыту, принимать участие в концертах и в районных конкурсах и фестивалях песни.
В процессе обучения в вокальном кружке репертуар должен соответствовать развитию необходимых певческих качеств: голоса, интонации, пластики, ритмичности.
Важно воспитывать у учащегося артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса.
Критерием оценки является умение практически использовать полученные умения и навыки – выступления с концертной программой в концертах различного уровня, конкурсах, фестивалях и т.п.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество часов | в том числе теоретических практических |
| ТБ Певческая установка. Певческое дыхание. | 3 | 1 | 2 |
| Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | 5 | 2 | 3 |
| Работа над дикцией и артикуляцией | 8 | 4 | 4 |
| Формирование чувства ансамбля. | 8 | 2 | 6 |
| Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. | 6 | 2 | 4 |
Итого: | 34 | 14 | 20 |
№ | Тема занятия | Часы провед. | Дата |
1 | ТБ Певческая установка и певческое дыхание Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. | 1 | 6.09 |
| Дыхание перед началом пения Атака звука.Мягкая атака. Придыхательная атака. | 1 | 13.09 |
| 3.Смена дыхания (цепное дыхание) Вдох и начало мягкого пения Цепное дыхание. | 1 | 20.09 |
2 | Музыкальный звук. 1. Высота звука. Звукообразованием и чистота интонирования. | 1 | 27.09 |
|
| 2. Естественный звук при пении Мягкая атака звука. | 1 | 4.10 |
| 3. Звукообразование: гласные и согласные звуки. Звукообразование. Шипящие звуки. | 1 | 11.10 |
| 4. Слияние окончания звука с началом последующего. Способы их формирования в различных регистрах (головное и грудное звучание) | 1 | 18.10 |
| 5. Фальцетный звук. | 1 | 25.10 |
3 | Работа над дикцией и артикуляцией. 1. Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, | 1 | 1.11 |
2. Дикция, правильное положение рта, губ | 1 | 15.11 |
3. Зажатость и напряжение нижней челюсти, освобождение от зажатости. | 1 | 22.11 |
4. Положение языка свободное (ложечка) | 1 | 29.11 |
5. ОБЖ. Безопасность и защита человека в ЧС. | 1 | 6.12 |
6. Свистящие звуки при пении | 1 | 13.12 |
7. Тройные согласные при пении (р,л,н) 8. Мягкость согласных при пении (л,н)127.12 | 1 | 20.12 |
4 | Формирование чувства ансамбля. 1. Активного унисон-выработка унисона Работа над звукообразованием и чистотой интонирования | | |
2. Звукообразование, шипящие звуки Правилное положение губ при пении Освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти | | |
3. «Ложечка» язык во рту при пении Мягкость согласных при пении Повторение темя –Дикция | | |
4. Практическое занятие в ДМШ | | |
5. Выработка активного унисона Чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней | | |
6.Чистое интонирование интервалов (3,4,5,6,7,8) Устойчивое интонирование одноголосного пения с фонограммой | | |
7.Устойчиво интонирование многоголосного пения с фонограммой | | |
8.Устойчивое интонирование каждой партии с фонограммой | | |
5 | Формирование сценической культуры. 1.Работа с фонограммой (1 гол.) Работа с аккомпанирующим инструментом (баян) | | |
2. Обучении фонограмме в соответствии темпу Пение под фонограмму, заключительный этап. Умение слышать ритмический рисунок в фонограмме. | | |
3. Практический урок-пение под фонограмму 4. Культура поведения на сцене (выход,уход) Культура поведения на сцене (костюм) | | |
5. Культура поведения на сцене (работа с залом) ОБЖ. Основные источники напряжения человека Сценическая мимика лица при пении Пение под фонограмму. | | |
6. Отчетный концерт | | |
Условия реализации программы
Методические рекомендации для педагога дополнительного образования;
Дидактические материалы для работы с учащимися, памятки, рекомендации;
Аудиосредства: магнитофон, микрофон, проигрыватель, электронные аудиозаписи и медиа – продукты;
Компьютер;
Усиливающая аппаратура;
6. Мультимедийный проектор.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел или тема программы | Форма занятий | Приёмы и методы организации образовательного процесса (в рамках занятия) | Дидактический материал | Формы подведения итогов |
ТБ | групповая | беседа | Таблицы по ТБ | |
Певческая установка. Певческое дыхание. | Групповая, индивидуальная | Беседа, распевка, вокальные и дыхательные упражнения | | Исполнение песенного материала |
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | Групповая, индивидуальная | Беседа, распевка, вокальные и дыхательные упражнения, работа с песенным мтериалом | Нотные издания и сборники по вокальной технике, аудио и видео материал | Исполнение песенного материала |
Работа над дикцией и артикуляцией | Групповая, индивидуальная | Беседа, распевка, вокальные и дыхательные упражнения, скороговорки,работа с песенным мтериалом | Нотные издания и сборники по вокальной технике, аудио и видео материал | Исполнение песенного материала |
Формирование чувства антонированиянсамбля. | Групповая, индивидуальная | Беседа, распевка, вокальные упражнения, работа с песенным мтериалом | Нотные издания и сборники по вокальной технике, аудио и видео материал | Исполнение песенного материала |
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. | Групповая, индивидуальная | Беседа, распевка, вокальные упражнения, работа с песенным мтериалом, сценадвижение | Нотные издания и сборники по вокальной технике, аудио и видео материал | Выступление в концертных программах ( школьных, городских, районных) |
Оценочный материал
Певческая установка, дыхание | освоены и применяются в работе |
Музыкальный звук | - |
Дикция, артикуляция | согласованность артикуляционных органов, -Разборчивость слов при дикции (умеют правильно открывать рот ) правильное положение губ), свободное положение языка. |
Чувство ансамбля | умеют петь активный унисон чисто интонируют интервал умеют слушать и слышать друг друга |
Сценическая культура | умеют слышать и петь под фонограмму овладели культурой поведения на сцене, выходом и уходом со сцены выработана сценическая мимика лица умеют выделять динамические оттенки в исполнении песенного произведения умеют работать со зрителем |
Репертуар
Песня «Горошина» В.Карасевой.
«Песня о Москве» Ж.Колмогоровой.
Песня «Осень золотая» Т.Барбакуц.
Песня «Я люблю свою землю» Е.Птичкина.
Русская народная песня «Из-за леса ясный сокол вылетает»
«Песня о маме» А.Филлипенко
Песня «Детство» П.Аедоницкого.
Песня «Жар-птица» Л.Москалевой
Песня «Хрустальный башмачок» Ю.Верижникова.
Русская народная песня «Рождество Христово».
Песня «Зимняя сказка» С.Крылова.
Песня «Солдат, он парень бравый» В.Шаинского.
Песня «Солдаты России» В.Петрова.
Песня «Озорная». Ю.Верижникова.
Песня «Принцесса» Ю.Гуцалюк.
Песня «Млечный путь» Ю.Верижникова.
Песня «Пусть вечным будет мир» Ю.Антонова.
Песня «Мир вам, люди» Б.Савельева
Песня «Победа остается молодой». Ю .Помельников.
Песня «Самая счастливая» Ю.Чичкова
Используемая литература:
1.Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г
2.Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.
3.Огороднов Д., «Музыкально-певческое воспитание детей.»
«Музыкальная Украина», Киев, 1989г.
4.Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре
начальной школы, «Музыка», Москва, 1997г.
5. Никифоров Ю.С. « Детский академический хор» 2003г.
6. Струве Г. «Школьный хор М.1981г.
7. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального образования детей»
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Литература
Школа хорового пения. Вып. 1. Москва 1966
Луканин А. Перепёлкина А. Вокальные упражнения на уроках пения в общеобразовательной школе. Москва. Просвещение . 1964.
Усова И.М. «Старшая группа детского хора» 2000.
Кудрявцева Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО «ИД «РИПОЛ классик» 2006.
Развитие голоса. Координация и тренинг Автор: Виктор Емельянов : Учебное пособие. Лань. 2003г.
Компьютер, проектор, экран, музыкальный центр, микрофоны, звукоусиливающая аппаратура.
Алиев, Ю. Б. Пути формирования многоголосных навыков в детском хоре // Музыкальное воспитание в школе. — М., 1965. — Вып. 4.
Андреева, Л., Локтев, В. О самодеятельном детском хоре. Методическое пособие // Искусство хорового пения. — М., 1963.
Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. «Методика музыкального воспитания в школе». – М.: «Просвещение», 1989.
Интернет-ресурсы
x-minus.com
VMusike.org
uoytube.com
goldminus.org