ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Малая академия наук (География)» составлена на основе: Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014), федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по географии (Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011г.), с учётом тем и заданий всероссийской Олимпиады школьников по географии различных этапов: школьного, муниципального, регионального и заключительного.
Рабочая программа ориентирована на использование пособия:
-Никитина Н.А. Задания школьных олимпиад по географии 6-10 классы.- 2-е изд.- М.: ВАКО, 2017.128 с.-(Мастерская учителя географии).
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа в год (1 час в неделю).
Целью изучения курса является более глубокое и осмысленное усвоение практической составляющей школьной географии.
Задачи курса:
формирование систематических и прочных знаний по предмету;
отработка специальных практических умений решать задачи географического содержания, необходимых для более осознанного и глубокого усвоения теоретического материала;
расширение кругозора и общей подготовки, через включение теоретических знаний в практическую деятельность.
Программа курса предусматривает углубленное изучение материала школьной программы, а также материал, не включенный в школьную программу по географии и заданий повышенной сложности выносимых на ГИА по следующим темам : «Климат», «Земля во вселенной», «Материки, океаны, страны», «Внутренние воды России», «Природно – хозяйственные зоны», «Население России».
Содержание программы является дополнением к основному образованию, отличается занимательностью и новизной, что позволяет школьникам без страха пробовать свои силы на олимпиадах и хорошо подготовиться к ГИА, выявлять и развивать скрытые способности и творческие наклонности. Систематические занятия подводят школьников к более глубокому пониманию необходимости овладения основами математики, способствуют повышению успеваемости и тем самым помогают школе решать важную задачу: учить детей учиться. Кроме того, школьники учатся выпускать газеты, готовить устные журналы, а также пропагандируют полученные знания среди одноклассников, младших школьников, выступая с сообщениями по отдельным изученным темам. Содержание программы адаптировано к возрасту детей.
При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: деятельностный подход в обучении; проблемно-диалогическое обучение; элементы игровых технологий; развивающее обучение; личностно-ориентированное обучение, ИКТ.
Формы контроля устный зачет, мониторинг облученности, работа по карте, решение практических задач.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом «МБОУ СОШ №13 с УИП эстетического цикла» в форме работы в группах по решению проектных задач.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты.
-Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
-Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты.
Личностные УУД:
-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
-патриотизм, любовь к своей местности, своему региону,;
Регулятивные УУД:
-способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
-умение управлять своей познавательной деятельностью;
-умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
-формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её преобразование, сохранение, презентации с помощью технических средств и информационных технологий.
Коммуникативные УУД:
-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Предметные результаты.
Предметными результатами освоения программы «Занимательная география»” являются:
-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения ;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.
Учащиеся будут иметь представление:
- о формировании облика планеты и жизни на Земле;
- о силах, способствующих формированию облика нашей Земли;
- природе материков, океанов, стран;
-- о традициях и обычаях населения стран мира;
- о ценностях культуры данной страны.
Учащиеся должны знать:
- историю формирования нашей планеты Земли;
- знать закономерности формирования географической оболочки.
-знать особенности природы материков
- примеры чудес природы материков и достопримечательностей изучаемых стран
Учащийся должен уметь:
- объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений. - определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;
- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;
- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности; - выделять причины стихийных явлений в геосферах.
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию; -составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- определять на карте местоположение географических
- понимать смысла собственной действительности.
- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вводное занятие. Теория. Значение географии в жизни человека. Задачи географии и методы изучения окружающего мира. Задачи, и содержание занятий. Правила работы. Практика. Игры.
2. Земля во вселенной. Теория. Солнечная система. Изображение Земли на глобусе. План и карта. Определение различных форм рельефа на картах и планах. Великие географические открытия. Материки и океаны. Внутреннее строение Земли. Рельеф Земли. Атмосфера и климаты Земли. Вода – «кровеносная система Земли». Население мира. Карта строения земной коры. Платформы и складчатые области. Материки, океаны, страны. Практика. Решение задач и тестов по теоретическим темам. Игра. Решение практических задач.
3. Природа и население России. Теория. Пространство России. Границы. Часовые пояса. История исследования. Источники географической информации. Формы рельеф и геологическое летоисчисление. Современное развитие рельефа. Внешние и внутренние факторы рельефообразования. Богатство недр России. Климат. Внутренние воды России. Почвы. Природно - территориальные комплексы. Природно – хозяйственные зоны. Многоэтажность природы гор, особенности их природы. Охрана природы и охраняемые территории России. Население России. Численность и воспроизводство населения национальный. Население России. Практика. Защита творческих работ. Работа по карте. Занятия по тестам. Решение практических задач.
4. Хозяйство и районы России. Теория. Этапы развития хозяйства. Географическое районирование России. Административно-территориальное деление как один из видов районирования. Отрасли и межотраслевые комплексы. Европейская часть России. Азиатская часть
России. Практика Оформление мини-газет. Работа по карте. Занятия по тестам. Игра. Решение практических задач.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п./п. | Раздел | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Земля во вселенной | 15 |
3 | Природа и население России | 11 |
4 | Хозяйство и районы России | 7 |
ИТОГО: | 34 |
Перечень литературы и средств обучения
Никитина Н.А. Задания школьных олимпиад по географии 6-10 классы.- 2-е изд.- М.: ВАКО, 2017.128 с.-(Мастерская учителя географии).
Мультимедийное пособие «Библиотека Кирилла и Мефодия». 6-9 классы.
Набор интерактивных карт. 6-9 классы.
Интернет-ресурсы для подготовки обучающихся к олимпиадам
Предмет | Адрес Интернет-ресурса | Примечания |
Все | http://olimpiada.ru/ | Сайт МИОО: документация по проведению всех олимпиад, графики проведения |
Все | http://olymp.mioo.ru/ | Сайт МИОО: подготовка обучающихся к олимпиадам по всем предметам |
География | http://www.olimp.mgou.ru | Сайт олимпиады школьников Московской области |
География | http://www.olymp.baltinform.ru | Сайт школьной олимпиады Калининградской области |
География | http://www.sgu.ru | Сайт муниципального тура олимпиады Саратовской области |
География | http://clubdoroga.euro.ru | Занимательная олимпиада по географии (клуб «Дорога») |
География | http://www.herzen.spb.ru | Герценовская олимпиада по географии |
География | http://lomonosov.msu.ru/ | Олимпиада «Ломоносов» |
Экология | http://www.eco.rosolimp.ru/ | Общие положения, порядок организации и проведения, задания муниципального, регионального и заключительного этапов предыдущих лет. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Дата | Название раздела и темы | Всего часов |
План | Факт |
1. Вводное занятие | 1 |
1 | 07.09 | | Значение географии в жизни человека. Задачи географии и методы изучения окружающего мира. Задачи, и содержание занятий. Правила работы. Игры. | 1 |
2. Земля во вселенной |
2 | 14.09 | | Солнечная система. Решение практических задач . | 1 |
3 | 21.09 | | Изображение Земли на глобусе. Решение практических задач . | 1 |
4 | 28.09 | | План и карта. Занятия по тестам. | 1 |
5 | 05.10 | | Определение различных форм рельефа на картах и планах. Работа по карте. | 1 |
6 | 12.10 | | Великие географические открытия. Решение практических задач. | 1 |
7 | 19.10 | | Внутреннее строение Земли. Решение практических задач. | 1 |
8 | 26.10 | | Рельеф Земли. Занятия по тестам. | 1 |
9 | 09.11 | | Атмосфера и климаты Земли. Занятия по тестам. | 1 |
10 | 16.11 | | Вода – «кровеносная система Земли». Земля во вселенной. Брейн-ринг. | 1 |
11 | 23.11 | | Население мира. Решение практических задач. | 1 |
12 | 30.11 | | Карта строения земной коры. Платформы и складчатые области. Решение практических задач. | 1 |
13 | 07.12 | | Материки, океаны, страны. Европа. Азия. Занятия по тестам. | 1 |
14 | 14.12 | | Материки, океаны, страны. Африка. Занятия по тестам. | 1 |
15 | 21.12 | | Материки, океаны, страны. Америка. Занятия по тестам. | 1 |
16 | 28.12 | | Материки, океаны, страны. Австралия, Океания, Полярные области. | 1 |
| 3. Природа и население России | |
17 | 18.01 | | Пространство России. Границы. Решение практических задач. | 1 |
18 | 25.01 | | Часовые пояса. Решение практических задач. | 1 |
19 | 01.02 | | История исследования России. Защита творческих работ. | 1 |
20 | 08.02 | | Формы рельефа и геологическое летоисчисление. Работа по карте. | 1 |
21 | 15.02 | | Богатство недр России. Занятия по тестам. | 1 |
22 | 22.02 | | Климат. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Распределение тепла и влаги по территории нашей страны Решение практических задач. Работа по карте. | 1 |
23 | 01.03 | | Внутренние воды России. Почвы. Решение практических задач. | 1 |
24 | 07.03 | | Природно - территориальные комплексы. Занятия по тестам. | 1 |
25 | 15.03 | | Охрана природы и охраняемые территории России. Творческий отчёт. | 1 |
26 | 22.03 | | Население России. Состав населения. Естественное движение и миграция. Занятия по тестам. | 1 |
27 | 22.03 | | Население России. Половозрастной, национальный и религиозный состав. Плотность населения. Города миллионеры. Занятия по тестам. | 1 |
4. Хозяйство и районы России. | |
28 | 05.04 | | Административно-территориальное деление как один из видов районирования. Работа по карте. Определение субъектов РФ по географическому описанию. Решение интерактивного кроссворда. Занятия по тестам. | 1 |
29 | 12.04 | | Отрасли и межотраслевые комплексы. Топливно – энергетический комплекс. Игра. | 1 |
30 | 19.04 | | Угольная, нефтяная и газовая промышленности. Занятия по тестам. | 1 |
31 | 26.05 | | Металлургический комплекс. химическая промышленность и машиностроение. Занятия по тестам. | 1 |
32 | 03.05 | | Легкая и пищевая промышленность. Занятия по тестам. | 1 |
33 | 10.05 | | Экономические районы и федеральные округа. Работа по карте. Занятия по тестам. | 1 |
34 | 17.05 | | Экономические районы и федеральные округа. Работа по карте. Занятия по тестам. Итоговое задание. | 1 |
ИТОГО: | 24.05 |