СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Малая академия наук (География)»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  курса внеурочной деятельности "Малая академия наук ( География)" для 9 класса. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Малая академия наук (География)»»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Малая академия наук (География)» составлена на основе: Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014), федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по географии (Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011г.), с учётом тем и заданий всероссийской Олимпиады школьников по географии различных этапов: школьного, муниципального, регионального и заключительного.

Рабочая программа ориентирована на использование пособия:

-Никитина Н.А. Задания школьных олимпиад по географии 6-10 классы.- 2-е изд.- М.: ВАКО, 2017.128 с.-(Мастерская учителя географии).

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа в год (1 час в неделю).

Целью изучения курса является более глубокое и осмысленное усвоение практической составляющей школьной географии.

Задачи курса:

  • формирование систематических и прочных знаний по предмету;

  • отработка специальных практических умений решать задачи географического содержания, необходимых для более осознанного и глубокого усвоения теоретического материала;

  • расширение кругозора и общей подготовки, через включение теоретических знаний в практическую деятельность.

Программа курса предусматривает углубленное изучение материала школьной программы, а также материал, не включенный в школьную программу по географии и заданий повышенной сложности выносимых на ГИА по следующим темам : «Климат», «Земля во вселенной», «Материки, океаны, страны», «Внутренние воды России», «Природно – хозяйственные зоны», «Население России».

Содержание программы является дополнением к основному образованию, отличается занимательностью и новизной, что позволяет школьникам без страха пробовать свои силы на олимпиадах и хорошо подготовиться к ГИА, выявлять и развивать скрытые способности и творческие наклонности. Систематические занятия подводят школьников к более глубокому пониманию необходимости овладения основами математики, способствуют повышению успеваемости и тем самым помогают школе решать важную задачу: учить детей учиться. Кроме того, школьники учатся выпускать газеты, готовить устные журналы, а также пропагандируют полученные знания среди одноклассников, младших школьников, выступая с сообщениями по отдельным изученным темам. Содержание программы адаптировано к возрасту детей.

При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: деятельностный подход в обучении; проблемно-диалогическое обучение; элементы игровых технологий; развивающее обучение; личностно-ориентированное обучение, ИКТ.

Формы контроля устный зачет, мониторинг облученности, работа по карте, решение практических задач.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом «МБОУ СОШ №13 с УИП эстетического цикла» в форме работы в группах по решению проектных задач.





Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты.

-Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

-Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.


Метапредметные результаты.

Личностные УУД:

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

-патриотизм, любовь к своей местности, своему региону,;

Регулятивные УУД:

-способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

-умение управлять своей познавательной деятельностью;

-умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

-формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её преобразование, сохранение, презентации с помощью технических средств и информационных технологий.

Коммуникативные УУД:

-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

Предметные результаты.

Предметными результатами освоения  программы «Занимательная география»” являются:

-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных  практических задач  человечества и своей страны;

- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

- формирование умений и навыков  использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;

- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения ;

- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.

Учащиеся будут иметь представление:

- о формировании облика планеты и жизни на Земле;

- о силах, способствующих формированию облика нашей Земли;

- природе материков, океанов, стран;

-- о традициях и обычаях населения стран мира;

- о ценностях культуры данной страны.

Учащиеся должны знать:

- историю формирования нашей планеты Земли;

- знать закономерности формирования географической оболочки.

-знать особенности природы материков

- примеры чудес природы материков и достопримечательностей изучаемых стран

Учащийся должен уметь:

- объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений. - определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;

- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;

- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности; - выделять причины стихийных явлений в геосферах.

- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию; -составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

- определять на карте местоположение географических

- понимать смысла собственной действительности.

- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Вводное занятие. Теория. Значение географии в жизни человека. Задачи географии и методы изучения окружающего мира. Задачи, и содержание занятий. Правила работы. Практика. Игры.

2. Земля во вселенной. Теория. Солнечная система. Изображение Земли на глобусе. План и карта. Определение различных форм рельефа на картах и планах. Великие географические открытия. Материки и океаны. Внутреннее строение Земли. Рельеф Земли. Атмосфера и климаты Земли. Вода – «кровеносная система Земли». Население мира. Карта строения земной коры. Платформы и складчатые области. Материки, океаны, страны. Практика. Решение задач и тестов по теоретическим темам. Игра. Решение практических задач.

3. Природа и население России. Теория. Пространство России. Границы. Часовые пояса. История исследования. Источники географической информации. Формы рельеф и геологическое летоисчисление. Современное развитие рельефа. Внешние и внутренние факторы рельефообразования. Богатство недр России. Климат. Внутренние воды России. Почвы. Природно - территориальные комплексы. Природно – хозяйственные зоны. Многоэтажность природы гор, особенности их природы. Охрана природы и охраняемые территории России. Население России. Численность и воспроизводство населения национальный. Население России. Практика. Защита творческих работ. Работа по карте. Занятия по тестам. Решение практических задач.

4. Хозяйство и районы России. Теория. Этапы развития хозяйства. Географическое районирование России. Административно-территориальное деление как один из видов районирования. Отрасли и межотраслевые комплексы. Европейская часть России. Азиатская часть

России. Практика Оформление мини-газет. Работа по карте. Занятия по тестам. Игра. Решение практических задач.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п./п.

Раздел

Кол-во часов

1

Вводное занятие

1

2

Земля во вселенной

15

3

Природа и население России

11

4

Хозяйство и районы России

7

ИТОГО:

34


Перечень литературы и средств обучения
  1. Никитина Н.А. Задания школьных олимпиад по географии 6-10 классы.- 2-е изд.- М.: ВАКО, 2017.128 с.-(Мастерская учителя географии).

  2. Мультимедийное пособие «Библиотека Кирилла и Мефодия». 6-9 классы.

  3. Набор интерактивных карт. 6-9 классы.

Интернет-ресурсы для подготовки обучающихся к олимпиадам

Предмет

Адрес Интернет-ресурса

Примечания

Все

http://olimpiada.ru/

Сайт МИОО: документация по проведению всех олимпиад, графики проведения

Все

http://olymp.mioo.ru/

Сайт МИОО: подготовка обучающихся к олимпиадам по всем предметам

География

http://www.olimp.mgou.ru

Сайт олимпиады школьников Московской области

География

http://www.olymp.baltinform.ru

Сайт школьной олимпиады Калининградской области

География

http://www.sgu.ru

Сайт муниципального тура олимпиады Саратовской области

География

http://clubdoroga.euro.ru

Занимательная олимпиада по географии (клуб «Дорога»)

География

http://www.herzen.spb.ru

Герценовская олимпиада по географии

География

http://lomonosov.msu.ru/

Олимпиада «Ломоносов»

Экология

http://www.eco.rosolimp.ru/

Общие положения, порядок организации и проведения, задания муниципального, регионального и заключительного этапов предыдущих лет.







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Дата

Название раздела и темы

Всего часов

План

Факт

1. Вводное занятие

1

1

07.09


Значение географии в жизни человека. Задачи географии и методы изучения окружающего мира. Задачи, и содержание занятий. Правила работы. Игры.


1

2. Земля во вселенной

2

14.09


Солнечная система. Решение практических задач .

1

3

21.09


Изображение Земли на глобусе. Решение практических задач .

1

4

28.09




План и карта. Занятия по тестам.

1

5

05.10


Определение различных форм рельефа на картах и планах. Работа по карте.

1

6

12.10


Великие географические открытия. Решение практических задач.

1

7

19.10


Внутреннее строение Земли. Решение практических задач.

1

8

26.10


Рельеф Земли. Занятия по тестам.

1

9

09.11


Атмосфера и климаты Земли. Занятия по тестам.

1

10

16.11


Вода – «кровеносная система Земли». Земля во вселенной. Брейн-ринг.

1

11

23.11


Население мира. Решение практических задач.

1

12

30.11


Карта строения земной коры. Платформы и складчатые области. Решение практических задач.

1

13

07.12


Материки, океаны, страны. Европа. Азия. Занятия по тестам.

1

14

14.12


Материки, океаны, страны. Африка. Занятия по тестам.

1

15

21.12


Материки, океаны, страны. Америка. Занятия по тестам.

1

16

28.12


Материки, океаны, страны. Австралия, Океания, Полярные области.

1


3. Природа и население России


17

18.01


Пространство России. Границы. Решение практических задач.

1

18

25.01


Часовые пояса. Решение практических задач.

1

19

01.02





История исследования России. Защита творческих работ.

1

20

08.02


Формы рельефа и геологическое летоисчисление. Работа по карте.

1

21

15.02


Богатство недр России. Занятия по тестам.

1

22

22.02


Климат. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Распределение тепла и влаги по территории нашей страны Решение практических задач. Работа по карте.

1

23

01.03


Внутренние воды России. Почвы. Решение практических задач.

1

24

07.03


Природно - территориальные комплексы. Занятия по тестам.

1

25

15.03


Охрана природы и охраняемые территории России. Творческий отчёт.

1

26

22.03


Население России. Состав населения. Естественное движение и миграция. Занятия по тестам.

1

27

22.03


Население России. Половозрастной, национальный и религиозный состав. Плотность населения. Города миллионеры. Занятия по тестам.

1

4. Хозяйство и районы России.


28

05.04


Административно-территориальное деление как один из видов районирования. Работа по карте. Определение субъектов РФ по географическому описанию. Решение интерактивного кроссворда. Занятия по тестам.


1

29

12.04


Отрасли и межотраслевые комплексы. Топливно – энергетический комплекс. Игра.

1

30

19.04


Угольная, нефтяная и газовая промышленности. Занятия по тестам.

1

31

26.05


Металлургический комплекс. химическая промышленность и машиностроение. Занятия по тестам.

1

32

03.05


Легкая и пищевая промышленность. Занятия по тестам.

1

33

10.05


Экономические районы и федеральные округа. Работа по карте. Занятия по тестам.

1

34

17.05


Экономические районы и федеральные округа. Работа по карте. Занятия по тестам. Итоговое задание.

1

ИТОГО:

24.05