УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КУЗНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 21
ГОРОДА КУЗНЕЦКА
Рассмотрена Согласована Утверждаю
на заседании кафедры на Педагогическом совете Директор МБОУ лицея № 21
культуры и искусств МБОУ лицея № 21 города Кузнецка МБОУ города Кузнецка __________ И.В. Рузанова
лицея № 21 г. Кузнецка Пр. № 1 от 31.08.18 г Пр. № 73/1 от 01.09.18
Пр. № 1 от 31.08.18
Рабочая программа курса
занятий внеурочной деятельности «Домисолька»
в 1, 3 классах
Составитель:
учитель музыки первой квалификационной категории
Сударева Светлана Александровна
2018 г.
Программа внеурочного занятия «Домисолька» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности.
I. Планируемые результаты освоения обучающимися курса
Личностные результаты:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
уважительное отношение к культуре других народов:
эстетические потребности, ценности и чувства
развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
Предметные результаты :
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
В результате реализации программы обучающиеся смогут освоить универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве в познавательной и практической деятельности
1.Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу, находить средства её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
2.Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения музыкально-творческих заданий с использованием учебной литературы;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- проявлять индивидуальные творческие способности.
3.Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- координировать свои усилия с усилиями других;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
II. Содержание программы курса внеурочной деятельности.
1 класс.
Введение. Знакомство с голосовым аппаратом
Содержание. Организационное занятие. Объяснение целей и задач внеурочной деятельности. Распорядок работы, правила поведения. Что такое голос? Как нужно беречь голос. Певческая посадка и постановка корпуса.
Форма: Занятие-беседа.
Детские песни в нашей жизни
Содержание. Путешествие по детским песням. Слушание и разучивание песен из детского репертуара.
Форма. Прослушивание и исполнение музыкальных произведений.
Песенки из мультфильмов
Содержание.Путешествие по музыкальным мультфильмам, популярным и любимым песням. Просмотр видеороликов.
Форма. Занятие-путешествие (игровая деятельность)
Колыбельные песни
Содержание. Знакомство с колыбельными песнями, особенностями их исполнения. История возникновения колыбельных песен.
Форма. Комплексное занятие.
Осенние песни
Содержание. Понятия характер, интонация, темп, динамика, лад, образ на примере песен об осени.
Форма: занятие – знакомство.
Музыкальные игры и загадки
Содержание. Музыкальные игры и загадки, направленные на развитие музыкально-слуховых способностей, отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.
Форма.Практическая, дидактические и музыкальные игры.
Волшебная страна звуков
Содержание. Беседа «Безграничный мир звуков», «Что такое звук?». Звук – это вибрация. Свойства звука. Звуки шумовые и звуки музыкальные. Звуки природы. Сила звука. Длительность звука. Тембровая окраска.
Форма. Занятие – исследование.
В гостях у сказки
Содержание. Инсценирование музыкальных сказок: «Волк и семеро козлят», «Репка». Прослушивание отрывка « Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова.
Форма. Музыкальный спектакль (игровая деятельность)
Добрым быть совсем не просто…
Содержание. Исполнение песен как дар, пожелание добра и взаимного счастья. Мелодия состояния, мелодия человека. Слияние мыслей и чувств, ума и сердца.
Форма. Занятие – впечатление.
Новогодний карнавал
Содержание. Музыкальное путешествие по странам, знакомство с новогодними обычаями и традициями разных стран.
Форма. Занятие – путешествие по странам (игровая деятельность)
Хороводные песни и шутки. Игры
Содержание .Прослушивание русских народных хороводных песен. Инсценирование песен: «Как на тоненький ледок», «Вдоль по улице метелица метет», «Тень-тень-потетень». Пословицы, поговорки, игры.
Форма. Занятие, с использованием музыкально – сценического действия.
Необычные звуки и голоса
Содержание. Прослушивание и сравнение различных звуков природы, звуков города и села, голоса животных и птиц.
Форма. Занятие-экскурсия (игровая деятельность).
Веселей встречай друзей
Содержание. Песни о дружбе, о верных друзьях. Рисование голосом как кистью. Выражение внутреннего состояния в пении и движении.
Форма. Тематическое занятие.
Весенний вальс
Содержание. Творческая мастерская под музыку Ф.Шопена «Весенний вальс». Голос «рисует», «танцует», «поет».
Форма: Литературно – музыкальная гостиная.
Мелодии дня
Содержание. Песни «солнечные» и «цветные». Песни хорошего настроения. Слияние мыслей и чувств, ума и сердца.
Форма. Комплексное занятие.
Музыкальные инструменты от древности до современности
Содержание. Занимательные истории, легенды и сказания о возникновении музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты 21 века.
Форма. Занятие – погружение, исследование.
Краски музыки и голоса
Содержание. Красочность, многоцветье человеческого голоса, семь цветов радуги – семь ступеней гаммы, композиции голосов: единый живописный тон. Звук голоса и жест.
Форма. Занятие – исследование.
Музыкальная страна
Содержание. Импровизация на звукоподражания, на заданный текст, с использованием стихов, ритмико-двигательная импровизация.
Форма. Занятие, с использованием музыкально – сценического действия.
Весело – грустно
Содержание. Понятие лада: мажор (весело) – минор (грустно). Сравнительная характеристика произведений с разными интонациями (весело- грустно).
Форма. Занятие – рассуждение.
Летний день, замечательный праздник
Содержание. Песни мира, Песни о моем городе, Песни о дружбе, Песни о маме и для мамы, Песни лета, Песни моря, Песни – шутки, Песни – игры, Песни – загадки.Форма. Игровая и концертная деятельность.
3 класс
Введение. Летние впечатления
Содержание. Организационное занятие. Обсуждение музыкальных летних впечатлений. Правила пения сидя и стоя, беседа о правильном положении корпуса во время пения. Петь приятно и удобно.
Форма. Занятие- беседа.
Осень: поэт, художник, композитор
Содержание. Времена года — осень, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- осени. Высказывание русских поэтов, художников композиторов об осени.
Форма. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
Озорные песенки из мультфильмов
Содержание. Популярные песни и мелодии из мультфильмов, детские фольклорные песни – слушание и соотнесение к соответствующему виду.
Форма. Занятие- путешествие (игровая деятельность).
Танцуют и поют все дети!
Содержание. Беседа «Искусство танца». Классические, народно-сценические, историко-бытовые танцы. Танцы прошлого и танцы настоящего.
Форма. Комплексное занятие.
Звуки и краски голоса
Содержание. Красочность, многоцветье человеческого голоса. Звук и краски голоса. Звуки гласные и согласные в пении, артикуляция, высота звука и звуковысотный слух.
Форма. Занятие – исследование.
Песни детских кинофильмов
Содержание. Популярные песни и мелодии из детских кинофильмов, мультфильмов, детские современные песни – музыкальная викторина «Угадай-ка».
Форма. Занятие – путешествие (игровая деятельность).
Зима: поэт, художник, композитор
Содержание. Времена года — зима, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- зимы. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о зиме.
Форма. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
8. Новогодний калейдоскоп
Содержание. Путешествие по новогодней планете. Красочные картинки, музыкальное сопровождение, новогодние песни разных стран, как в разных странах встречают и празднуют Новый Год.
Форма. Комплексно – интегрированное занятие.
Вокальный портрет сказочных героев.
Содержание. Песни-драматизации. Вокальное исполнение песен сказочных героев с сопровождением их музыкально-ритмическими движениями, которые поясняют действия героев.
Форма. Тематическое занятие в стиле «Русских посиделок».
Картины природы в песнях и сказках
Содержание. Обмен информацией: «Красота природы, природа и музыка». Создание «творческой» мастерской. Определение взаимосвязи природы и музыки.
Форма. Занятие – рассуждение.
Музыкальная шкатулка
Содержание. Беседа «Из истории этикета», «Что такое этикет?» «Уроки галантности», «В театре, кино, цирке». Культура речи. Разговор. Общее представление о правилах поведения в общественных местах.
Форма. Занятие – знакомство.
Весна: поэт, художник, композитор
Содержание. Времена года — весна, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- весны. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о весне.
Форма. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
Россия – Родина моя
Содержание. Воспитание чувства любви к своей Родине, к своему дому на примере музыкальных сочинений русских композиторов. Знакомство с Гимном РФ, как правильно слушать и исполнять Гимн РФ. Понятие «малая Родина», «родная сторонка».
Форма. Познавательное занятие, с использованием регионального компонента.
Добрым быть совсем не просто
Содержание. Беседа «Что такое доброта?». Использование «добрых» мягких интонаций во время исполнения песен. Подбор песен и мелодий о доброте.
Форма. Тематические занятия.
Маленькая страна – школа моя
Содержание. Исполнение песен о школе, об учителях, о школьных буднях и переменках.
Форма. Комплексное занятие.
Музыкальные инструменты
Содержание. Занимательные истории, легенды и сказания о возникновении музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты 21 века.
Форма. Занятие – погружение, исследование.
Лето: поэт, художник, композитор
Содержание. Времена года — лето, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- лета. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о лете.
Форма. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
Музыкальная страна
Содержание. Импровизация на звукоподражания, на заданный текст, с использованием стихов, ритмико-двигательная импровизация.
Форма. Занятие, с использованием музыкально – сценического действия.
Картины природы в песнях и сказках
Содержание. Обмен информацией: «Красота природы, природа и музыка». Создание «творческой» мастерской. Определение взаимосвязи природы и музыки.
Форма. Занятие – рассуждение.
Сколько песен мы с вами вместе…
Содержание. Музыкальный концерт из изученных песен, инсценировка народных песен, музыкальных сказок. Умение петь вместе, ориентируясь на звучащую музыку; умение сконцентрироваться на исполнении, не волноваться до и во время исполнения.
Форма. Игровая и концертная деятельность.
Список литературы:
1. Агапова И., Давыдова М. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. М.: «Дом. XXI век», 2008.
2. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1997.
3. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. М.: Владос, 2000.
4. Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989.
Учебно-познавательная литература для учащихся и родителей.
1. Кабалевский Д.Б. Сила искусства.- М.: Владос, 2004.
2. Музыкальная азбука от А до Я. М.: Музыка, 1998.
3. Михеева Л. Словарь юного музыканта. М.: Сова, 2005.
4. Энциклопедия Искусство: музыка, театр, кино. М.6 Владос, 2004.
Перечень учебно-методического обеспечения программы
1.Фортепиано.
2.Компьютер и компакт-диски.
3.Детские музыкальные инструменты.
4.Доска с нотным станом
Ш. Тематическое планирование.
№ урока | Название темы | Кол-во часов | Дата по плану | Коррекция |
1 класс | | «А» | «Б» | |
1 | Введение. Знакомство с голосовым аппаратом | 1ч | | | |
2-3 | Детские песни в нашей жизни | 2ч | | | |
4 | Песенки из мультфильмов | 1ч | | | |
5-6 | Колыбельные песни | 2ч | | | |
7 | Осенние песни | 1ч | | | |
8-9 | Музыкальные игры и загадки | 2ч | | | |
10 | Волшебная страна звуков. | 1ч | | | |
11 | В гостях у сказки | 1ч | | | |
12 | Добрым быть совсем не просто… | 1ч | | | |
13-14 | Новогодний карнавал | 2ч | | | |
15 | Хороводные песни и шутки | 2ч | | | |
16 | Необычные звуки и голоса | 1ч | | | |
17-18 | Веселей встречай друзей | 2ч | | | |
19 | Весенний вальс | 2ч | | | |
20 | Мелодии дня | 2ч | | | |
21-22 | Музыкальные инструменты | 2ч | | | |
23-24 | Краски музыки и голоса | 2ч | | | |
25-26 | Музыкальная страна | 2ч | | | |
27-28 | Весело-грустно. | 2ч | | | |
29-30 | Летний день, замечательный праздник | 2ч | | | |
| | 33часа | | | |
3 класс
№ урока | Название темы | Кол-во часов | Дата по плану | Коррекция |
1 | Введение. Летние впечатления | 1ч | | | |
2 | Осень: поэт, художник, композитор | 1ч | | | |
3-4 | Озорные песенки из мультфильмов | 2ч | | | |
5-6 | Танцуют и поют все дети | 2ч | | | |
7 | Звуки и краски голоса | 1ч | | | |
8-9 | Песни детских кинофильмов | 2ч | | | |
10 | Зима: поэт, художник, композитор | 1ч | | | |
11-12 | Новогодний калейдоскоп | 2ч | | | |
13-14 | Вокальный портрет сказочных героев | 2ч | | | |
15 | Картины природы в песнях и сказках | 2ч | | | |
16 | Музыкальная шкатулка | 1ч | | | |
17 | Весна: поэт, художник, композитор | 1ч | | | |
18-19 | Россия – Родина моя | 2ч | | | |
20-21 | Добрым быть совсем не просто | 2ч | | | |
22-23 | Маленькая страна – школа моя | 2ч | | | |
24-25 | Музыкальные инструменты | 2ч | | | |
26 | Лето: поэт, художник, композитор | 2ч | | | |
27-28 | Музыкальная страна | 2ч | | | |
29 | Картины природы в песнях, хороводах, сказках. | 2ч | | | |
30 | Сколько песен мы с вами вместе | 2ч | | | |
| | 34 часа | | | |