3 класс
Всего 34 ч(( 1 час в неделю)
Рабочая программа полностью соответствует Федеральному государственному общеобразовательному стандарту НОО и разработана на основе авторской программы О. А. Холодова « Занимательная математика» для 3 класса. Методическое пособие : 3 класс/ под ред. О. А. Холодова. – М.: Издательство РОСТ, 2020.
Планируемые результаты освоения курса « Занимательная математика»
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
—развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
—развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
—воспитание чувства справедливости, ответственности;
—развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления..).
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД):
-сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
-применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками;
-анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; —осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: —сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
—объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
—анализировать предложенные возможные варианты верного решения
—включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
—аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
—сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результата с заданным условием;
—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
—сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
—моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
—применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками
—анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
—сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результата с заданным условием;
—контролировать свою деятельность: обнаруживать и .
—анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
—искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
—конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
—объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;—воспроизводить способ решения задачи
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
—анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
—оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
—конструировать несложные задачи.:
—ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
—ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;
—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
—анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
—составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
—моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
Содержание курса «Занимательная математика»
№ п/п | Тема занятий | Форма организации | Виды деятельности |
1 | Порядковый проспект | Инд-групповая | Знакомство с тетрадью-учебником. Декодирование информации с помощью координатной сетки. Определение закономерностей из геометрических фигур. Знакомство с математическим конкурсом «Кенгуру». |
2 | Порядковый проспект | Инд-групповая | Сравнение, определение и описание предметов по их признакам. Решение «волшебных квадратов». Составление математических закономерностей. |
3 | Улица Шифровальная | Инд-групповая | Работа с загадками. Повторение понятий «кодирование». «декодирование». Кодирование сообщений при помощи таблиц. Решение задач. |
4 | Порядковый проспект | Инд-групповая | Работа с загадками. Работа с алгоритмами. Знакомство с «Линейными» и «нелинейными» алгоритмами. |
5 | Порядковый проспект | Инд-групповая | Составление разных видов алгоритмов. |
6 | Порядковый проспект | Инд-групповая | Составление алгоритмов расшифровки, на основе алгоритма шифровки. |
7 | Улица Ребусовая | Инд-групповая | Составление и отгадывание ребусов. Кодирование и декодирование сообщений при помощи специальных кодов. |
8 | Улица Ребусовая | Инд-групповая | Отгадывание ребусов. Восстановление математических ребусов. Решение числовых головоломок. |
9 | Вычислительный проезд | Инд-групповая | Отгадывание буквенных ребусов. Решение «числовых дорожек». |
10 | Вычислительный проезд | Инд-групповая | Оппозиционная система записи чисел. Решение «числовых ковриков», «числовых колёс». Выполнение разных арифметических действий. |
11 | Улица магическая | Инд-групповая | Решение девятиклеточных «магических квадратов», «математических рамок». |
12 | Порядковый проспект | Инд-групповая | Нахождение последовательностей и закономерностей. Решение математических ребусов. |
13 | Цифровой поезд | Инд-групповая | Работа с цифрами и числами. Повторение римской нумерации. Запись римской нумерации и выполнение с ними арифметических действий. Решение математических ребусов с римскими цифрами по перекладывании спичек. |
14 | Улица Высказываний | Инд-групповая | Построение простейших высказываний с помощью логических связок. Оценивание истинности и ложности высказываний. Решение задач. |
15 | Проспект умозаключений | Инд-групповая | Оценивание истинности и ложности высказываний. Решение задач. |
16 | Проспект Логических задач | Инд-групповая | Составление схем рассуждений. Формулировка выводов. Решение логических задач. |
17 | Площадь множеств | Инд-групповая | Повторение понятий: множество, элементы множества, подмножества. Пересечение множеств, объединение множеств. Решение задач при помощи кругов Эйлера-Венна. |
18 | Проспект Лгических задач | Инд-групповая | Работа с множествами. Решение задач при помощи кругов Эйлера-Венна. |
19 | Проспект Логических задач | Инд-групповая | Повторение понятия «граф». Знакомство с понятиями «Неориентированный граф», «ориентированный граф». Построение графов. Решение задач с помощью построения графов. |
20 | Проспект Комбинаторных задач | Инд-групповая | Знакомство с комбинаторными задачами. Построение схемы-дерева возможных вариантов. |
21 | Семейная магистраль | Инд-групповая | Решение «нестандартных задач». Моделирование ситуаций из задач при помощи символов. |
22 | Временной переулок | Инд-групповая | Определение времени по электронным и механическим часам. Повторение единиц измерения времени. Решение нетрадиционных задач «на время». |
23 | Временной переулок | Инд-групповая | Определение времени по электронным, песочным и механическим часам. Повторение единиц измерения времени и установление связей между ними. |
24 | Временной переулок | Инд-групповая | Определение времени по механическим часам с арабскими и римскими цифрами. Решение нетрадиционных задач с отмериванием времени песочными часами. |
25 | Денежный бульвар | Инд-групповая | Знакомство с единицами стоимости и взаимосвязь между ними. Преобразование денежных величин. Решение нетрадиционных задач, связанных с «деньгами». |
26 | Улица Величинская | Инд-групповая | Знакомство со старинными русскими мерами массы. Сравнение предметов по массе при помощи рычажных весов без циферблата. Решение нетрадиционных задач на «взвешивание». Моделирование ситуаций из задач при помощи символов. |
27 | Улица Величинская | Инд-групповая | Работа с единицами измерения. Знакомство со старинными мерами измерения жидкости. Решение нетрадиционных задач «на переливание». |
28 | Смекалистая улица | Инд-групповая | Решение разного вида задач. Моделирование ситуаций с использованием знаково-символических средств, описанных в задачах. |
29 | Хитровский перулок | Инд-групповая | Решение нетрадиционных задач на «пересчет по кругу», «промежутки», «расстановки», «деление на части» используя графические модели. |
30 | Конструкторский проезд | Инд-групповая | Работа с геометрическими фигурами и телами. Решение задач на преобразование геометрических фигур. Черчение геометрических фигур. |
31 | Конструкторский проезд | Инд-групповая | Преобразование объёмных тел в плоскостные. Решение пространственных задач. |
32 | Окружная улица | | Знакомство с отличительными чертами круга и окружности, понятиями: центр, радиус, диаметр. Построение окружностей. |
33 | Художественная улица | Инд-групповая | Изображения и построения симметричных фигур. Построение симметричных изображений. Черчение окружностей и узоров при помощи циркуля. |
34 | «Там на неведомых дорожках…» | Инд-групповая | Обобщение, повторение и систематизация знаний по изученным разделам. |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | Дата | Факт |
1 | Порядковый проспект | 1 | | |
2 | Порядковый проспект | 1 | | |
3 | Улица Шифровальная | 1 | | |
4 | Порядковый проспект | 1 | | |
5 | Порядковый проспект | 1 | | |
6 | Порядковый проспект | 1 | | |
7 | Улица Ребусовая | 1 | | |
8 | Улица Ребусовая | 1 | | |
9 | Вычислительный проезд | 1 | | |
10 | Вычислительный проезд | 1 | | |
11 | Улица магическая | 1 | | |
12 | Порядковый проспект | 1 | | |
13 | Цифровой поезд | 1 | | |
14 | Улица Высказываний | 1 | | |
15 | Проспект умозаключений | 1 | | |
16 | Проспект Логических задач | 1 | | |
17 | Площадь множеств | 1 | | |
18 | Проспект Лгических задач | 1 | | |
19 | Проспект Логических задач | 1 | | |
20 | Проспект Комбинаторных задач | 1 | | |
21 | Семейная магистраль | 1 | | |
22 | Временной переулок | 1 | | |
23 | Временной переулок | 1 | | |
24 | Временной переулок | 1 | | |
25 | Денежный бульвар | 1 | | |
26 | Улица Величинская | 1 | | |
27 | Улица Величинская | 1 | | |
28 | Смекалистая улица | 1 | | |
29 | Хитровский перулок | 1 | | |
30 | Конструкторский проезд | 1 | | |
31 | Конструкторский проезд | 1 | | |
32 | Окружная улица | 1 | | |
33 | Художественная улица | 1 | | |
34 | «Там на неведомых дорожках…» | 1 | | |
Содержание
1 класс
Раздел 1. Город закономерностей.
Составление последовательности из данных букв; определение направления движения; нахождение признаков предметов; анализ, синтез, классификация разных предметов и групп предметов; определение последовательностей и закономерностей; заполнение девятиклеточного «волшебного квадрата; составление рассказов по картинкам; решение задач на составление различных комбинаций.
Раздел 2. Город загадочных чисел.
Запись различными цифрами количество предметов; сравнение чисел; анализ рисунков с количественной точки зрения; выполнение и запись арифметических действий; дополнение равенств пропущенными цифрами; решение занимательных задач с римскими цифрами; задания с палочками (спичками).
Раздел 3. Город Логических рассуждений.
Конструирование простейших высказываний с помощь логических связок; работа с истинными и ложными высказываниями; решение простейших логических задач при помощи схемы (рисунка); работа с таблицами и математическими объектами.
Раздел 4. Город Занимательных задач.
Сравнение предметов по их свойствам; запись величин; выполнение сложения и вычитания однородных величин; конструирование высказываний; перевод информации из одной формы в другую.
Раздел 5. Город Геометрических превращений.
Ориентирование в пространстве; определение формы предметов; классификация предметов по форме; работа с симметричными фигурами; определение и проведение оси симметрии; анализ полученной информации.
2 класс
Раздел 1. Город Загадочных чисел.
Запись цифрами количество предметов; сравнение чисел; запись знаками «+» и «-« действия «сложение» т «вычитание»; установление взаимосвязи между сложением и вычитанием; дополнение равенств пропущенными в них цифрами, числами, знаками; решение задач с римскими цифрами; выполнение заданий по перекладыванию спичек; решение числовых кроссвордов и математических головоломок.
Раздел 2. Город закономерностей
Выделение признаков сходства и различия двух объектов (предметов); выявление правил (закономерностей), по которым изменяются признаки предметов; составление рассказов по картинкам; заполнение волшебного квадрата.
Раздел 3. Город Геометрических превращений.
Ориентирование в пространстве; определение формы плоских и объемных предметов; классификация предметов; проведение оси симметрии.
Раздел 4. Город Логических рассуждений.
Конструирование простейших высказываний при помощи связок; решение простейших логических задач при помощи рисунка и схемы; чтение и заполнение несложных готовых таблиц; упорядочивание математических объектов.
Раздел 5. Город Занимательных задач.
Сравнение предметов по определённому свойству (массе); запись данных величин в порядке возрастания (убывания), выполнение сложения и вычитания однородных величин; конструирование простейших высказываний с помощью логических связок; решение нетрадиционных задач при помощи схемы.
3 класс
Раздел 1. Город Закономерностей.
Работа с алгоритмами разных форм. Умение находить информацию в рисунках и таблицах; анализ и коррекция разного вида заданий; уточнение понятий «волшебный квадрат», «правило волшебного квадрата», «кодирование», «декодирование», «двоичный код».
Раздел 2. город загадочных чисел.
Систематизаций сведение о числе и цифре; решение ребусов; решение «цифровых дорожек» с одинаковыми и разными цифрами; решение «числовых ковриков»; изучение правил «магического квадрата»; повторение римской нумерации в пределах 30; знакомство с римскими числами в пределах 1000; сложение и вычитание чисел, записанных римскими цифрами.
Раздел 3. Город логических рассуждений.
Повторение понятий « общие», «частные», «единичные суждения»; знакомство с понятием «простые и сложные высказывания»; построение простейших логических высказываний; решение задач путём рассуждения; работа с множествами и графами; решение задач при помощи кругов Эйлера; моделирование ситуаций, которые описываются в задачах; изучение понятия «дерево возможностей»; «познакомить с буквенным деревом».
Раздел 4. Город Занимательных задач.
Решение нестандартных задач ( на время, с отмериванием песочными часами, единицами стоимости, «на взвешивание» и др.) путём рассуждения и использования графических моделей. Знакомство с задачами, в которых нужно выполнить определённое действие за ограниченный период времени.
Раздел 5. Город геометрических превращений.
Систематизация знаний о геометрических фигурах и телах; выполнение преобразование фигур; знакомство с понятием « уникурсальные фигуры»; вычерчивание такого вида фигур; преобразование объёмных тел в плоскостные и наоборот; исследование модели куба; решение пространственных задач; знакомство с отличительными чертами круга и окружности; построение окружности и круга циркулем.
4 класс
Радел 1. Различные системы счисления.
Иероглифическая система древних египтян; старинные системы записи чисел; римские цифры; счёт и цифры индейцев Майя; древнерусская система исчисления; славянская нумерация; двоичная система счисления; арифметические действия в двоичной системе счисления.
Раздел 2. Числовые головоломки.
Решение примеров, которые содержат отсутствующие цифры; решения задач способом перебора; моделирование ситуаций с использованием знаково-символических средств; решение и составление ребусов, содержащие числа; заполнение числового кроссворда (судоку).
Раздел 3. Геометрические фигуры.
Решение топологических задач: геометрические задачи на вычерчивание фигур без отрыва карандаша от бумаги, задачи на построение замкнутных самопересекающихся ломанных; пентамино; исторические сведение о развитии геометрии; геометрические узоры и паркеты; правильные фигуры; введение понятия квадрат Ф. Фрбеля; различные способы складывания бумаги; прямоугольный параллелипипед, цилиндр.
Раздел 4. Логические задачи.
Задачи на переливание из одной ёмкости в другую при разных условиях; минимальное количество взвешиваний для угадывания фальшивых монет при разных условиях; методы решения.
Раздел 5. Признаки умножения и делимости.
Признаки умножения; комбинаторное правило умножения; признаки делимости чисел на 2, 3, 4,5, 6, 8, 9, 11, 25 и разрядную единицу; решение задач на использование признаков делимости.
Раздел 6. Решение занимательных задач.
Задачи разной сложности в стихах; старинные задачи; решение задач с неполными данными, лишними, нереальными данными; решение задач методом от противного; логическая задача «Колумбово яйцо»; игра «Не пройди дважды», «Пифагор».
Раздел 7. Гимнастика для ума.
Основные понятия комбинаторики; термины и символы; комбинаторные задачи; задачи на доказательства и принцип Дирихле; решение и составление задач со спичками; круги Эйлера-Венна; магический квадрат, математические ребусы, математические трюки и фокусы; числовые ряды, закономерности, аналогия; построение прямоугольника и квадрата на нелинованной бумаге; занимательные задачи.